«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Лаборатория по организации высшего и послевузовского образования

Лаборатория создана в мае 2008 года. Положение о деятельности лаборатории было утверждено в апреле 2010 года.

Лаборатория призвана способствовать совершенствованию организации процесса обучения на уровнях высшего, последипломного и дополнительного профессионального образования в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, системе отечественного медицинского и фармацевтического образования, сфере отечественного высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Основная цель деятельности лаборатории
Проведение в тесной связи с учебным процессом фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований структурно-организационных, психолого-педагогических и психолого-андрагогических проблем организации высшего, последипломного и дополнительного профессионального образования в контексте глобальных тенденций развития сферы образования в целях повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием и научно-педагогических кадров.

Задачи деятельности лаборатории
1. Мониторинг основных мировых тенденций развития сферы образования, прежде всего высшего, последипломного и дополнительного профессионального, в частности, медицинского.
2. Проведение теоретических и прикладных научных исследований организационно-структурных, психолого-педагогических и психолого-андрагогических проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, в частности, медицинского профиля.
3. Выработка рекомендаций по совершенствованию организации отечественного высшего, последипломного и дополнительного профессионального, в частности, медицинского, образования в контексте глобальных тенденций развития сферы образования.
4. Проведение экспертизы предлагаемых мер по совершенствованию организации отечественного высшего, последипломного и дополнительного профессионального, в частности, медицинского, образования в контексте глобальных тенденций развития сферы образования.
5. Проведение консультативной и организационно-методической работы в связи с осуществлением мер по совершенствованию организации отечественного высшего, последипломного и дополнительного профессионального, в частности, медицинского, образования в контексте глобальных тенденций развития сферы образования.
6. Пропаганда достижений наук об образовании в теории и практике подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием и научно-педагогических кадров.

Основные направления научных исследований лаборатории
Проведение теоретических и прикладных научных исследований
• организационно-структурных,
• психолого-педагогических и
• психолого-андрагогических проблем
подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, в частности, медицинского профиля.
Основная тема НИР на 2011-15 гг.:

Разработка теоретических и научно-методических основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы.
По теме НИР
1) определены:
• основополагающие организационно-деятельностные и антропагогические принципы исследований проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы;
• философско-социологические и культурологические аспекты исследования указанных выше проблем;
• психолого-андрагогический подход к исследованию указанных выше проблем;
• психолого-педагогический подход к исследованию указанных выше проблем;
• теоретические и научно-методические основы разработки системы обучения в течение жизни для преподавателей медицинских ВУЗов (в рамках Международного научно-исследовательского проекта TEMPUS IV);
• тенденции и проблемы андрагогической организации обучения в контексте повышения качества медицинского и фармацевтического образования;
• параметры психолого-педагогической компетентности преподавателей, необходимые для организации процесса обучения;
• основные характеристики вуза как «обучающейся организации» в контексте реализации концепции непрерывного образования;
2) исследованы:
• основополагающие факторы развития современной высшей школы, в том числе и медицинской, на европейском пространстве и в России;
• основные социально-психологические, культурологические, психолого-педагогические концепции отечественных и зарубежных ученых определения ключевых компетенций преподавателя современной высшей школы;
• проблемы формирования основных компетентностей современного преподавателя медицинского вуза;
• андрагогические основы технологии обучения в медицинском вузе;
3) разработаны (в рамках Международного научно-исследовательского проекта TEMPUS IV):
• анкеты социально-психологического опроса ожиданий преподавателей медицинских вузов от системы обучения в течение жизни;
• проекты квалификационных характеристик преподавателей высшей медицинской школы в системе обучения в течение жизни;
• проекты программ обучения преподавателей высшей медицинской школы по модулю «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза»: «Психология человека», «Основы педагогики», «Андрагогические основы организации обучения»;
4) предложены к использованию в образовательном процессе:
• технология обучения взрослых,
• технология формирования профессиональных психолого-педагогических компетентностей преподавателя;
• технология формирования нравственной культуры личности на примере медицинского образования.

В 2010-11 гг. издано:
Монографий - 1 (15 п.л.), учебных пособий - 3 (35 п.л.), научных статей - 32 (17 в рецензируемых и реферируемых журналах), тезисов - 12.
Сотрудники лаборатории принимали участие в научных конференциях и семинарах: международных - 4, всероссийских - 3, межвузовских - 5.
Сотрудники лаборатории принимали участие в международном научно-исследовательском проекте TEMPUS IV «Разработка системы бучения в течение жизни для преподавателей медицинских ВУЗов» (Грант Европейской комиссии).