Ученые Первого Меда нашли способ лечения целиакии

нрнр.pngРезультаты работы сотрудников лаборатории молекулярной биологии и биохимии НИИ молекулярной медицины по исследованию специфической активности рекомбинантной цистеиновой протеиназы пшеницы – тритикаина-альфа опубликованы в The International Journal of Biochemistry & Cell Biology.

Ученые выделили и поместили нужный фрагмент ДНК пшеницы в ДНК кишечной палочки, получив способ быстрого воспроизведения продукта гена пшеницы в бактериальных клетках. Поскольку деление клетки кишечной палочки происходит каждые 20 минут, за одну ночь можно нарастить биомассу и набрать достаточное количество продукта. Бактериальная клетка синтезирует протеиназу (тритикаин-альфа) – фермент, разрушающий белок. Каждый фермент расщепляет определенный белок. Так, тритикаин-альфа обладает глютеназной и коллагеназной активностью, что может найти применение в разработках медикаментозной терапии глютеновой непереносимости, в частности, целиакии.

Ферментативная обработка глютена рекомбинантным тритикаином-альфа, как показано в исследовании, приводит к расщеплению иммунотоксичных пептидов глютена, приводящих к возникновению целиакии, в условиях, имитирующих условия желудочно-кишечного тракта, что позволяет считать растительную протеиназу основой для разработки фармацевтических препаратов для терапии глютеновой непереносимости. Пациенту будет достаточно принять препарат перед употреблением пищи.

Также показано, что тритикаин-альфа проявляет коллагеназную активность при физиологических условиях, что может быть использовано в препаратах наружного применения на его основе при обработке различных ран (дебридменте).

Savvateeva LV, Gorokhovets NV, Makarov VA, Serebryakova MV, Solovyev AG, Morozov SY, Reddy VP, Zernii EY, Zamyatnin AA, Aliev G Glutenase and collagenase activities of wheat cysteine protease [UTF-8?]Triticain-н╠: Feasibility for enzymatic therapy assays. The International Journal of Biochemistry & Cell Biology Vol. 62 PP. [UTF-8?]115Б─⌠124.

31.03.2015