«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Новый формат обучения на педиатрическом факультете

Новый формат обучения на педиатрическом факультете

В начале октября, впервые в Университете и среди медицинских вузов России, студенты педиатрического факультета начали обучаться по образовательной программе с использованием новой технологии.

В законе об образовании в РФ (29.12. 2012 г., №273-ФЗ) эта технология получила название «интегрированной системы» профессиональной подготовки.

«Интегративная система» означает, что в реализации образовательной программы принимают участие как фундаментальные, так и клинические кафедры, а также - медицинские учреждения и их подразделения.

В нашем Университете сетевая форма подготовки будущих педиатров включает обучение по образовательным программам патофизиологии и педиатрии. Это означает, что уже на младших курсах студенты будут понимать, зачем им нужна одна из важнейших фундаментальных дисциплин – патофизиология; что именно на ее научных представлениях о болезнях строится диагностический поиск и дифференциальная диагностика заболевания; что знание механизмов развития болезней дает врачу возможность применять лекарственные препараты во благо, а не во вред пациенту. В век современных технологий производства лекарств, действующих по принципу «пуля - мишень», приближение патофизиологии к реальной клинической практике становится архиважным.

IMG_4966.JPGСтуденты педиатрического факультета попали в «сеть», включающую такую фундаментальную кафедру как «патофизиология» потому, что стратегическим направлением работы ее коллектива является ориентация на лучшую клиническую практику: практику клинической кафедры педиатрии и детской ревматологии, а также ревматологического отделения Научного центра здоровья детей (НЦЗД) - крупнейшего в стране лечебного, научного и образовательного учреждения. 

Почему выбор пал на ревматические болезни? Да потому, что именно в основе этих иммунопатологических состояний лежит сложнейший иммуноагрессивный механизм развития; потому что именно в ревматологии, с появлением фантастически эффективных препаратов, полученных с применением генно-инженерных технологий, произошли революционные изменения в лечении; потому что знание механизмов развития этих тяжелых заболеваний и механизмов действия «золотых», «магических» пуль приблизит врача к желаемой персонифицированной медицине. И для того, чтобы приблизить будущих педиатров к реальной жизни учебный модуль «иммунопатологические состояния» они постигали не в учебном классе кафедры патофизиологии, а в Научном центре здоровья детей, который является основной клинической базой педиатрического факультета Университета.

В НЦЗД студентов встретили заведующий кафедрой патофизиологии член-корр. РАН, профессор П.Ф. Литвицкий, заведующая ревматологическим отделением НЦЗД профессор Е.И. Алексеева и научные сотрудники ревматологического отделения. Удивительно - пятница, 16.00 часов, а аудитория НЦЗД полна заинтригованными будущими педиатрами. Необычное занятие начал профессор П.Ф. Литвицкий. Он рассказал о системе иммуно-биологического надзора, зачем она сформировалась в организме, об очень сложных вопросах этиологии и патогенеза иммунопатологических состояний: об аллергии, болезнях иммунной аутоагрессии, иммунодефицитных состояниях, патологической толерантности.

Затем проф. Е.И. Алексеева приблизила заоблачные высоты патофизиологии к реальной клинической жизни. Студенты узнали, что иммуноагрессивными заболеваниями люди болели с древних времен.

IMG_4949.JPGОна рассказывала о великих больных ревматическими болезнями: о Рамсесе II Великом, который страдал болезнью Бехтерева; о брате великого художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, который гениально запечатлел его руку, обезображенную ревматоидным артритом; о великом импрессионисте Огюсте Ренуаре, обездвиженном ревматоидным артритом, но продолжавшем писать до последних дней своей жизни и о выдающейся певице Эидит Пиаф, продолжавшей петь несмотря на закостеневшие суставы, изуродованные артритом. Екатерина Иосифовна показала детей с ревматическими болезнями, которые поступают к ней и лечатся в ревматологическом отделении НЦЗД.

Студенты воочию увидели, к чему приводит война иммунной системы против своего организма, который она должна беречь. Они увидели, как исчезает половина лица у больных системной склеродермией; как выпадают волосы и разрушается кожа, почки и практически весь организм у детей с системной красной волчанкой; как разрушаются мышцы при дерматополимиозите и уничтожаются суставы при ювенильном артрите. Будущие педиатры узнали о сложных механизмах развития этих заболеваний, о центральных «игроках», которые отвечают за «событиях» при разных болезнях, а также познакомились с историей противоревматической терапии. Они узнали о том, что уже несколько тысяч лет назад воины Александра Великого брали с собой в поход сушеные листья ивы, содержащие ацетилсалициловую кислоту, и жевали их при повышении температуры и болях в ногах. Услышали историю открытия аспирина в XIX веке Феликсом Хофманном, чей отец страдал ревматизмом, а также о фантастическом прорыве в медицине, сделанном Филиппом Хенчем, открывшем эру кортикостероидных гормонов и о революции в лечении иммуноагрессивных болезней, которую произвели генно-инженерные биологические препараты (ГИБП). Биологические агенты действуют по принципу «золотой пули», т.е. «наносят удар» именно по ключевому звену патогенеза, а не проводят «ковровую бомбардировку» как классические цитостатики.

Будущие педиатры поняли, что знание патогенеза болезней и механизмов действия лекарственных препаратов позволяет максимально индивидуализировать лечение и изменить судьбу маленьких пациентов. Они узнали, как можно бороться с воинствующей иммунной системой и побеждать ее; как возрождаются к жизни дети и им не уготована судьба великих ревматических больных прошлого. 

Следующая ячейка «сети» посвящена патофизиологии экстремальных состояний: коллапсу, шоку, коме…

Екатерина Петрова


13.10.2014

Привязка к разделам:  Педиатрический факультет

Назад