«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Впервые – в Первом Меде. Школа мастерства «Детская хирургия»

Впервые – в Первом Меде. Школа мастерства «Детская хирургия» Государственная политика, работа Минздрава России в сфере медицинского образования направлены на то, чтобы выпускники медицинских вузов хорошо лечили и способствовали выздоровлению пациентов, обладали прочными практическими навыками и отличными теоретическими знаниями, компетентностью, умением сопереживать и выдержкой.

Именно поэтому, в начале 2014 года, впервые – в Первом Меде, начался уникальный пилотный проект «Школы мастерства», открывающий новые возможности повышения качества образования. Идеологом и вдохновителем проекта выступил ректор университета Петр Глыбочко. Для «Школ мастерства» не установлены рабочие планы: ведущие специалисты Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, проявляя творческий подход, на своих мастер-классах обучают будущих врачей инновационным технологиям и искусству врачевания в лучших традициях российской медицины. Каждая школа – их 10 – уникальна. Курсанты обучаются акушерству и гинекологии, лучевой диагностике и лучевой терапии, хирургии, анестезиологии и реаниматологии, терапии, урологии и другим направлениям медицины по авторским программам. Одним из самых ярких стартов проекта стал старт Школы мастерства «Детская хирургия». О том, с чего начиналась школа, как развиваются события, каким представляется итог обучения, рассказывает руководитель школы Дмитрий Морозов.


ждж.jpg Морозов Дмитрий Анатольевич
С 2013 года - заведующий кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, директор НИИ детской хирургии Научного Центра здоровья детей (НЦЗД) (директор – академик РАН А.А. Баранов).
В 1994 году с отличием окончил педиатрический факультет Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского (СГМУ), в 1996 году - клиническую ординатуру кафедры детской хирургии. С 1996 года до 2012 года – работал на кафедре детской хирургии СГМУ им. В.И. Разумовского (с 2003 года – заведующим кафедрой и руководителем университетской клиники). С 2012 года – главный специалист детский хирург по Приволжскому Федеральному округу. В 2012-2013 гг. – заместитель директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, заведующий отделением абдоминальной хирургии.
Лауреат Национальной Премии «Призвание» в номинации «За уникальную операцию, спасшую жизнь человека».


«Все начинается с любви: и озаренье, и работа»
В традициях российской медицины, особенно это касается детской хирургии, – любовь к молодежи. Все мы – детские хирурги всегда вырастали в семье. Вначале – в семье, в которой мы родились, а потом – в семье клиники. Когда Петр Витальевич Глыбочко предложил Школы мастерства, появилась возможность набрать ребят, реализовать единственный проект такого формата в стране – это очень обрадовало. Сегодня могу сказать: прошло всего шесть месяцев, но уже очень многое сделано.
Ребят набирал необычно: не задавал вопросы по патологии, диагностике и лечению. Мне была интересна личность: семья, увлечения, характер – хирургии я научу. Важна личность, воспитанная, живущая в согласии с самим собой и со страной. Подобрал, их как братьев и сестер, они поддерживают друг друга – студенты разных курсов и факультетов, знаний и талантов – все они потрясающие, звездные ребята!

11 января 2014 года состоялось первая встреча Школы мастерства, мы начали работать. Эмблема нашей школы – рука наставника, направляющая руку курсанта. Изначально я решил, что наша работа будет проходить в плоскости проектов: заорганизованности хотелось меньше всего. Расписали каждый месяц по две моих лекции – фундаментальной подготовки им не хватает по детской хирургии (не было вообще как предмета). Приступили к реализации нескольких проектов.

«Моя Родина», «Я – организатор», «Я – личность», «Я – ассистент», «Я – исследователь»
«Моя Родина». Молодые люди прекрасно ориентированы в Москве, Европе и мире, но не представляют себе Россию. В рамках проекта школы «Моя Родина», я взял с собой в Брянск (вел там курс повышения квалификации) троих ребят.

В Брянске нет студентов, и появление молодых людей не раздражает врачебные коллективы, а наоборот радует. Получился такой хирургический Диснейленд: эмоциональный заряд, общение с врачами, медицина и жизнь изнутри. Три дня они фактически прожили в клинике. Для некоторых ребят это был первое посещение операционной, первое участие в операциях, первый кожный шов в жизни…

олд.jpg
Кстати, так совпало, в этот день в Брянск привезли Олимпийский факел. В итоге, и у меня это стало традицией, после каждого проекта я запрашиваю коротенькие, в полстранички, сочинения – ребята были поражены работой хирургов в регионах страны, теплотой сердец наших коллег. Брянск был стартом, впереди другие поездки по России.

«Я – организатор». Мы стали готовиться к очень большому мероприятию – впервые со студентами я такое мероприятие проводил. В феврале 2014 года у нас в НЦЗД РАН – Международный симпозиум детских хирургов. Мы стали готовиться – у нас в центре во время мастер-класса оперировали лучшие хирурги России и несколько лучших хирургов Европы. Каждый больной перед операцией обследуется, проходит подготовку – за каждым оперируемым больным и оперирующим хирургом, профессором из другой клиники, был закреплен один курсант Школы мастерства. Вместе с профессорами курсанты готовил пациентов к операции, и докладывали на симпозиуме перед международной аудиторией, кого мы будем оперировать. Это такая ответственность, которая «прижимает» даже маститых врачей, а тут ребята разных курсов, например, курсант 4-го курса оперировал с профессором из Филатовской больницы Алексеем Смирновым. Параллельно мы вели научные исследования. В нескольких научных учреждениях делали доклады.

В рамках симпозиума состоялась встреча курсантов школы (проект – «Свенсоновские встречи») с президентом Европейской ассоциации детских хирургов (EUPSA) Жаном Мишелем Гизом (J.M. Guys, Марсель, Франция). Курсанты общались с ним лично, присутствовали на операциях. Жан-Мишель Гиз – просто подарок для таких встреч – потрясающая личность известная во всем хирургическом мира, так он еще из дипломатической семьи, ловит крокодилов, пишет картины маслом, стихи и книги. Он покорил аудиторию. После таких встреч невозможно учиться плохо, учится неглубоко.

«Я – личность». Курсанты Школы мастерства постоянные участники профессионального сообщества детских хирургов Москвы, погружаются в эту огромную команду, в которой все роли расписаны: детская хирургия – это семья. В школе мастерства, на мой взгляд, успешно реализуется «принцип консерватории»: к примеру, есть класс фортепианного искусства, куда преподаватель набирает учеников с 1 по 6 курс. Студенты шестого курса занимаются с первокурсниками – для них это уже педагогика. Задача преподавателя – создать круг общения, атмосферу, чтобы ученики, общаясь, подтягивали друг друга. Они уходят, учатся – все равно ко мне, как к преподавателю возвращаются. Я контролирую их, как они учатся по предметам, мотивирую к образованию. Когда завершается обучение вопросы: что окончил, у кого учился, что ты играл на выпускном экзамене – отнюдь не праздные. Это показывает твой уровень, то, что ты можешь. Также в хирургии – для хирургии это очень важно: у кого, чему и как ты учился. В хирургии за болтовней не спрячешься – вставай к операционному столу и показывай, что ты можешь!

«Я – ассистент». Разумеется, мы занимаемся практикой и это при том, что курсанты очень загружены, заняты с утра до ночи, сложно выделить время на дежурство, но все они присутствуют на операциях, участвуют в лечении больных, «закручены» во все проекты, занимаются со старшими товарищами – ординаторами, аспирантами и т.д.
Так мы дожили до апреля. Здесь надо отметить, что на разных направлениях медицины в нашей стране по-разному развито студенческое движение. В детской хирургии оно традиционно очень сильно. Российские конференции студенческих кружков педиатрических кафедр проходят с 1954 года. Каждый год, в апреле, все лучшие студенты страны, вместе со своими заведующими кафедрами, руководителями кружков встречаются на Всероссийской научной студенческой конференции по детской хирургии – возникает огромный форум. Этот форум нам подарил Сергей Дмитриевич Терновский – советский хирург, основатель детской хирургии Советского Союза. Сегодня, по сути, это форум студентов-отличников медицинских вузов России, которые представляют на суд ведущих специалистов страны, авторов учебников свои научные доклады. Символ конференции – скальпель постоянно переезжает из города в город.

ннл.jpg«Я – исследователь». В 2014 году –XI Всероссийская (54 Всесоюзная) научная студенческая конференция по детской хирургии состоялась в Челябинске. Школа мастерства, впервые принявшая участие в самом важном научном мероприятии студентов-детских хирургов страны, был удостоен диплома I степени. Через три месяца после начала обучения получили диплом! Вернулись из Челябинска с новыми яркими впечатлениями. И сразу приняли активное участие в конференции «Медицинская весна» в Первом Меде. Во всей педиатрической секции, где были представлены сильнейшие кафедры факультета, единственный диплом первой степени получил наш курсант Егор Петроченков с выполненной работой по аппедикулярному перитониту и эндохирургии.

Курсанты Школы мастерства приняли участие в Первой студенческой олимпиаде по детской хирургии в РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Два дня работы, множество конкурсов, в которых приняли участие самые лучшие студенты, работающие в кружках по 5-6 лет, «заточенные» на конкурсы. Мои курсанты стали третьими! Я очень горжусь нашей наградой!

Летом мы ездили на остров Чардым под Саратовым в летний медицинский лагерь СГМУ им. В.И. Разумовского – принимали участие в IV летней «Захаровской школе», это был хирургический брейн-ринг, разнообразные конкурсы, викторины, «костер с лидером» и т.д.: форма игровая, а задачи очень сложные, интеллектуальные: трепанации черепа, переломы, анастомозы. В этом году нам помогла компания Шторц, которая предоставила эндоскопические манипуляторы.

То, что мы прожили – хватило бы на 2-3 года, у нас ушло на это полгода и есть еще много проектов, которые мы реализуем.

Преград для развития нет: трудись и у тебя все будет
Стать хирургом без высокой дисциплины и постоянного, ежедневного труда невозможно. В хирургии есть такое понятие – воспитание. Если ты приходишь в клинику уже после института, то зачастую за операционным столом ты мало что из себя представляешь. И тебя начинают ругать – надлом: несоответствие между своим видением себя и реальностью. Преодолеть можно, только рано придя в клинику. Тому, кто решил прийти в хирургию, советую: приходите на дежурство в студенческие годы. Преград для развития в хирургии нет: трудись и у тебя все будет. Я пришел в клинику детской хирургии студентом первого курса, и все шесть лет провел с коллективом. Потому после института и был практически готовым хирургом. В этом и заключается суть Школы мастерства Первого Меда – стать специалистом в стенах университета. Всегда понимать кто ты и где ты, какую задачу выполняешь, научиться осмысленности действий, ответственности и творчеству, знать для чего, что и как делается, разделять главное и второстепенное.

Личность врача и хирурга многогранна, при этом действует принцип все или ничего: если, к примеру, двадцать граней хороших, а одна плохая – это провальный вариант. Чем более масштаб личности – тем более человек прост в общении. Особенно это касается хирургов: человек оперирующий проходит через горе и страдание каждый день и уже не до пафоса. Те, кто приходит в хирургию – это примерно тоже, как прийти в воздушно-десантные войска, морской флот – ты влюбляешься в дело, которому служишь, начинаешь работать и не можешь предать тех, кто рядом, кто у тебя на глазах и вместе с тобой спасает жизни людей. Когда речь идет о товарищах по работе, о помощи пациентам нельзя простить предательства. Звучит жестко, но ведь для того, чтобы человек выжил надо, чтобы правильно сложилось как минимум 100-200 позиций. Быть жестким, когда это необходимо – профессиональное качество хирурга. И этому мы тоже учимся в Школе мастерства.

Фото курсантов предоставлены
Школой мастерства «Детская хирургия»


10.10.2014

Привязка к разделам:  Новости | Школа Мастерства

Назад