«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Информация о заседании Учебно-методической комиссии по топографической анатомии и оперативной хирургии Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

20, 21 февраля 2014 года на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России» состоялось заседание УМК по топографической анатомии и оперативной хирургии (председатель – член – корр. РАМН, профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Николаев А.В.).

В работе УМК приняли участие заместитель Председателя Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России профессор А.А. Свистунов, члены УМК по топографической анатомии и оперативной хирургии, заведующие кафедрами и курсами топографической анатомии и оперативной хирургии ведущих вузов России, преподаватели топографической анатомии и оперативной хирургии медицинских вузов.

На заседании обсуждались следующие вопросы:

1.О формировании примерных рабочих программ и учебных планов по преподаванию топографической анатомии и оперативной хирургии в связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Закона “Об образовании в РФ».
2. Обсуждение проектов «Положения о кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии», «Требований к материальному обеспечению учебного процесса на кафедре оперативной хирурги и клинической анатомии», «Перечня практических навыков по дисциплине «Оперативная хирургия и топографическая анатомия » и «Положения об использовании анатомического материала в ФГУ ВПО» (все документы в приложении).
3. Роль и место кафедр оперативной хирургии и клинической анатомии в концепции преподавания хирургических имитационных технологий и практических умений и навыков.
4. План работы УМК топографической анатомии и оперативной хирургии УМО на 2014 год
5. Организационные вопросы.

Заседание открыл заместитель Председателя Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России профессор А.А. Свистунов. Он рассказал о развитии новых тенденций в высшем медицинском образовании России в связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Закона “Об образовании в РФ» и сообщил о ходе работы УМО над составлением учебных планов по ФГОС 3+. Особое внимание в своем докладе он уделил поставкам анатомического материала и материально-техническому оснащению кафедр оперативной хирургии и клинической анатомии для должного преподавания хирургических имитационных технологий и практических умений и навыков. Также им была подчеркнута возрастающая роль кафедр в формировании компетенций выпускника-медика высшего образовательного учреждения. Профессор А.А. Свистунов поручил УМК по топографической анатомии и оперативной хирургии представить на утверждение УМО примерную программу по дисциплине «Топографическая анатомия и оперативная хирургия) и на ее основе – учебный план, соответствующий требованиям ФГОС 3+ .

Далее на заседании было заслушано сообщение председателя комиссии член – корр. РАМН, профессора Николаева А.В. о формировании комиссией примерных рабочих программ и учебных планов по преподаванию дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» и иных регламентирующих документов в связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Закона “Об образовании в РФ». На примере примерных рабочих программ и учебных планов кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии головного медицинского высшего образовательного учреждения страны Первого МГМУ им. И.М. Сеченова были рассмотрены наиболее типичные проблемы и вопросы, связанные с их практическим применением.

Отметив в целом позитивность обсуждаемых рабочих программ и учебных планов, комиссией были рекомендованы следующие предложения:
1.Специальность «Лечебное дело».
Перевести дисциплину из «Математического, естественно-научного цикла» Базовой части в «Профессиональный цикл» без каких-либо иных изменений (6 и 7 семестры).

2. Специальность «Педиатрия» (Программа военной подготовки).
Перевести дисциплину из «Математического, естественно-научного цикла» Базовой части в «Профессиональный цикл» без каких-либо иных изменений (6 и 7 семестры). Подготовку студентов вести максимально близко к учебному плану специальности «Лечебное дело»

3. Специальность «Стоматология»
Вернуть дисциплину из «Математического, естественно-научного цикла» Вариативная часть 3,4 семестр в «Профессиональный цикл, раздел клинические дисциплины» на 5 (или 4 , или 4 – 5) семестр, как было ранее (2009 – 2014) в учебном плане Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

4. Специальность «Медико-профилактическое дело»
Вернуть дисциплину из «Математического, естественно-научного цикла» Базовой части в «Профессиональный цикл». Подготовку студентов вести максимально близко к учебному плану специальности «Лечебное дело», как было ранее (2008 – 2014) учебном плане Первого МГМУ им. И.М. Сеченова на 7 и 8 семестрах.

Так как дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» нет в предлагаемом учебном плане, необходимо ее вернуть. Целесообразно возвратить дисциплине часы из искусственно созданных дисциплин «Анатомия человека, топографическая анатомия» и «Общая хирургия, оперативная хирургия, анестезиология, урология». При наличии кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии, обладающей опытом, квалифицированными кадрами и оборудованием, комиссии представляется нецелесообразным и неэффективным распылять силы и средства при преподавании нашей дисциплины по другим кафедрам.

Необходимость возвращения дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» для специальности «Медико-профилактическое дело» объясняется также тем, что врачи данной специальности могут проходить переквалификацию по специальности «Лечебное дело». Это косвенно подтверждает и наличие нашей дисциплины в специальности «Медико-профилактическое дело» на факультете «Медицина Будущего» Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

5. Именовать дисциплину «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» и преподавать ее на кафедрах с рекомендуемым названием «Оперативная хирургия и клиническая анатомия» как наиболее отражающим сущность предмета.

6. При наличии кафедр оперативной хирургии и клинической анатомии представляется нецелесообразным ведение на 5 семестре цикла «Клиническая анатомия» на базе кафедры нормальной анатомии. Логичным является преподавание этого материала на кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии с передачей ей соответствующих часов.

Комиссией предложены для утверждения УМО: 1) Требования к материальному обеспечению учебного процесса на кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии 2) Положение о кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии 3) Перечень практических навыков по дисциплине «Оперативная хирургия и топографическая анатомия » 4) Положение об использовании анатомического материала в ФГУ ВПО(все документы в приложении), а также рекомендовано утвердить обновленный состав учебно-методической комиссии УМО по оперативной хирургии и клинической анатомии.

Комиссия выделила, что одним из основных моментов, предложенного к обсуждению и утверждению «Положения о кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии» (на основе типового), является пункт 2.1. «Реализация учебного процесса по очной форме обучения по закреплённым за кафедрой дисциплинам в соответствии с утверждёнными учебным планом и программами дисциплин». Членами комиссии единогласно высказано мнение, что дисциплина «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» преподается для специальности «Лечебное дело» «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» и подобных специальностей на 6 и 7 семестрах обучения, для специальности «Стоматология» на 4-5 семестрах обучения с обязательным циклом (курсом) для студентов хирургического профиля на 6 курсе обучения.

Участники заседания отметили, что с целью увеличения роли дисциплины и кафедры «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» в модернизации высшего медицинского образования особое внимание сегодня должно уделяться преподаванию и формированию практических умений и навыков на анатомическом материале и преподаванию хирургических имитационных технологий. На кафедрах оперативной хирургии и клинической анатомии или центрах практической подготовки активно используются тренажеры, фантомы, муляжи, развивается экспериментальная хирургия.

Пироговская система анатомо-физиологической подготовки, неотъемлемой частью которой являются наши кафедры, показала свою состоятельность и то, что наиболее соответствует российской реальности. Идти по пути создания отдельных кафедр виртуального обучения как на Западе или увлекаться централизацией виртуальных хирургических навыков в самостоятельных симуляционных центрах при наличии наших кафедр представляется слишком затратным для страны. Наша страна завершает период становления и организации центров практических навыков при медицинских высших образовательных учреждениях, и следует переместить акценты, перенаправив нашим кафедрам виртуальный тренажерный хирургический блок подготовки специалиста. Следует поощрять и развивать взаимопроникновение наших кафедр и симуляционных центров в вопросе хирургических навыков и умений, стремиться к включению в кафедры хирургических составляющих Центров практических (виртуальных) навыков, подготовку преподавателей специализированных хирургических навыков (эндоскопия и др.) этих центров вести из числа сотрудников кафедр оперативной хирургии и клинической анатомии.

Участники заседания подчеркнули, что преподавание и формирование практических умений и навыков на анатомическом материале, экспериментальных животных и преподавание хирургических имитационных технологий на системообразующих кафедрах оперативной хирургии и клинической анатомии нужно для повышения уровня комплексной подготовки врача любого направления и эффективности формирования профессиональных компетенций специалиста хирургического профиля в особенности.

Председатель УМК УМО РФ
по топографической анатомии и
оперативной хирургии
член.- корр. РАН, профессор А.В.Николаев


11.03.2014

Привязка к разделам:  Новости

Назад