«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Ученый совет рассмотрел механизм реализации Закона об образовании и преобразовал ФППОВ в институт

Ученый совет рассмотрел механизм реализации Закона об образовании и преобразовал ФППОВ в институт В конференц-зале Центрального клинического корпуса 14 ноября 2013 года под председательством ректора, член-корреспондента РАМН, профессора Петра Витальевича Глыбочко состоялось заседание Ученого совета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

По традиции, перед началом Ученого совета посмотрели подготовленный пресс-службой университета фильм о кафедре иностранных языков (зав. кафедрой, руководитель Центра изучения иностранных языков Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Ирина Юрьевна Марковина).

По завершении фильма П. В. Глыбочко поблагодарил за хороший фильм и отметил, что у сотрудников есть прекрасная возможность для углубленного изучения иностранных языков в Центре и на кафедре университета.

Затем Ученый совет приступил к первому вопросу повестки дня: рассмотрению кандидатур на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава в соответствии с объявленным конкурсом.

Далее, следуя повестке дня, с отчетами о работе выступили заведующие кафедрами. Первым — заведующий кафедрой сердечно-сосудистой хирургии № 2 ФППОВ, академик РАМН, профессор Лео Антонович Бокерия.

Дела сердечные: симуляционное обучение в системе Гарвей

Л. А. Бокерия рассказал об истории кафедры, клинических базах, кадровом составе, результатах индекса Хирша сотрудников, учебниках и монографиях, методах симуляционного обучения в системе Гарвей (Harvey), работе ординаторов и аспирантов в реанимационных отделениях — «человек, который не прошел отделение реанимации никогда не сможет хорошо лечить больных».
Отчет утвержден единогласно.

Психиатрия и наркология — в помощь Роспотребнадзору

Следующим выступил зав. кафедрой психиатрии и наркологии лечебного факультета, член-корреспондент РАМН, профессор Николай Николаевич Иванец.

Н. Н. Иванец рассказал о клинических базах кафедры, штатном расписании и кадровом составе, лечебной и учебно-методической работе, участии в международных клинических исследованиях, научно-организационной и общественной работе сотрудников кафедры, сотрудничестве с ВАК, а также Роспотребнадзором.
Отчет утвержден единогласно.

Аналитическая токсикология и прогнозирование


Далее с отчетом выступил заведующий кафедрой аналитической и судебно-медицинской токсикологии Борис Николаевич Изотов.

Б. Н. Изотов рассказал историю создания кафедры, о достигнутых результатах, лечебной работе, участии в международных конференциях и проектах, обучении сотрудников региональных химико-токсикологических лабораторий, разработке приборов, проекте создания учебного центра. В завершении отчета Б. Н. Изотов выразил глубокую благодарность ректорату, ученому совету и лично ректору П. В. Глыбочко за поддержку развития нового научного направления — аналитической токсикологии и прогнозирования.

«Сильные кафедры: лечебная работа, учебники, монографии — теоретические кафедры по-иному работают, ориентированы на практику», — отметил ректор по итогам заслушанных отчетов и предоставил слово проректору по научной и инновационной деятельности, профессору Владимиру Николаевичу Николенко для оглашения заключения аттестационной комиссии по претендентам на вакантные должности для включения в бюллетень для тайного голосования. По предложению ректора была избрана и начала работу счетная комиссия.

Следуя повестке дня, с докладом «Закон „Об образовании в Российской Федерации“: новые подходы и механизмы реализации» выступил проректор по учебной работе, профессор Андрей Алексеевич Свистунов.

Закон об образовании: новые подходы и механизмы реализации

В докладе Андрей Алексеевич упомянул об истоках изменений в сфере образования — шести основных принципах Болонской декларации, к которой Россия присоединилась в 2003 году, отметив, что именно упомянутые принципы стали новыми направлениями в образовании и будут реализованы.

В частности, это касается принятия системы, основанной на двух основных циклах (бакалавриат и магистратура). Допуск ко второму циклу требует успешного завершения первого цикла обучения (бакалавриата) продолжительностью не менее трех лет. Второй цикл (магистратура) должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято в европейских странах. Аспирантура и ординатура — теперь это уровни высшего образования.

Также Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), внес изменения в содержание и технологии высшего образования и образовательные программы.

Летом 2013 года Учебно-методической комиссией УМО медицинских и фармацевтических вузов России разработаны новые версии образовательных программ здравоохранения и медицинской науки, их базовые и вариативные части. Они будут утверждены до 1 января 2014 года.

Актуальной темой становится взаимодействие с рынком труда, интенсивно идет разработка новых профессиональных стандартов, правового статуса и нормирования труда. «Наша активная работа под руководством Петра Витальевича Глыбочко привела к положительному результату: с 1 сентября 2014 года, возвращается самостоятельность многим дисциплинам, в частности, это касается эндокринологии, урологии, лучевой терапии и т. д.», — отметил А. А. Свистунов.

Предстоит формировать лаборатории практических навыков — школы мастерства. Много удалось сделать в текущем году, в частности, открыт и начал работу коучинг-центр — учебная виртуальная клиника «Ментор Медика». 29 октября П. В. Глыбочко представлял этот образовательный проект министру здравоохранения России, член-корреспонденту РАМН, профессору В. И. Скворцовой. Министр высоко оценила методическое и материальное оснащение центра.

В ближайшее время, по распоряжению П. В. Глыбочко все деканы проведут заседания ученых советов в Федеральной электронной медицинской библиотеке и посетят учебную виртуальную клинику.

Также в этом году открыт и активно работает симуляционный центр «Пракси Медика», ориентированный на подготовку специалистов хирургического профиля.

Все эти подходы заложены в концептуальную модель многоуровневой и многоэтапной системы подготовки и аттестации специалистов, которую Петр Витальевич Глыбочко представил на утверждение и одобрение министру и Совету ректоров, прошедшем 29 октября 2013 года.

Создание таких центров чрезвычайно актуально в свете освоения учебных навыков.

Уровни освоения представлены в диаграмме, составленной по итогам текущего года:
пеон.jpg

Предстоит также создать унифицированные подходы к реализации ФГОС, регламентировать направления деятельности образовательных организаций, согласно новым требованиям законодательства (презентация доклада А. А. Свистунова).

На смену ФППОВ приходит ДПО и изменения в структуре вузов

По завершении доклада ректор П. В. Глыбочко пояснил сложные законодательные коллизии, которые напрямую касаются организационной структуры университета и преподавания в медицинском вузе. В частности, ректор отметил, что, несмотря на новую законодательную норму, согласно которой преподаватель не может совмещать преподавание с клинической деятельностью, у министра здравоохранения иное мнение и, вероятно, эта норма будет пересмотрена, «драматизировать ситуацию не надо». В то же время, «действительно серьезная ситуация складывается в послевузовском образовании, отметил ректор, — его более не существует. Законом предусмотрено дополнительное профессиональное образование, при этом, бюджетных мест для слушателей не предусмотрено. Существующие учебные планы уходят в прошлое. Первоочередная задача сегодня — за время, оставшееся до 2014 года сформировать поток слушателей ДПО, что даст возможность сохранить кафедры и преподавателей, постдипломные службы.

Сформировать поток — это конкурсы, согласно 94-ФЗ (Федеральный закон от 21.07.2005 г. „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“), при этом, согласно законодательству, в конкурсах будут принимать участие не только вузы и научные организации, но и иные юридические лица.

Сегодня мы внесем на рассмотрение Ученого совета изменения в организационной структуре университета. Мы уходим от Факультета послевузовского профессионального образования врачей, который у нас был до сегодняшнего дня, и предлагаем создать Институт профессионального образования (директор института Е. В. Ших). В структуру создаваемого института войдут ординатура и интернатура, учебно-организационный отдел, но все это будет модернизировано. Будут менеджеры, занимающиеся подготовкой документов для конкурса, юрист, бухгалтер, чтобы плавно перейти к участию в конкурсах и формированию потоков слушателей. В случае если мы поток не формируем, не выигрываем конкурсы — остаемся за бортом. Возможно, в 2014 году еще будет квотирование от Минздрава РФ, полной уверенности в этом нет. Начинать работу по ДПО необходимо незамедлительно».

Далее с отчетом о результатах научной и инновационной деятельности НОК центра инновационных технологий в травматологии и ортопедии в 2012–2013 учебном году и задачах повышения ее эффективности на 2013–2014 учебный год выступил директор НОК центра инновационных технологий в травматологии и ортопедии, профессор Г. М. Кавалерский.

Инновационные технологии в травматологии и ортопедии


Г. М. Кавалерский рассказал об организационной структуре НОК центра, эндопротезировании крупных суставов, предоперационном планировании с применением инновационных технологий, методике 3D-моделирования, новом поколении эндопротезов «графит-графит», создаваемых совместно с ОАО «НИИграфит» Росатома, выполнении внутриуниверситетского гранта, публикационной и издательской деятельности.
Отчет утвержден единогласно.

Следующим, с отчетом о ходе выполнения внутриуниверситетского гранта «Тканевая инженерия суставного хряща» выступил руководитель проекта, профессор кафедры травматологии и ортопедии ФППОВ, профессор С. В. Иванников.

Тканевая инженерия суставного хряща

С. В. Иванников выразил благодарность ректору университета П. В. Глыбочко, Ученому совету, проректору по научной и инновационной деятельности В. Н. Николенко за содействие в проведении фундаментально значимых исследований центра и возможность провести работу в стенах университета. Рассказал об актуальности исследований, участниках проекта, создании тканевой инженерной конструкции, дизайне исследования.
Отчет утвержден единогласно.

На повестке дня «Разное»

Выступил проректор по научной и инновационной деятельности В. Н. Николенко с предложением о присвоении почетного звания «Заслуженный врач РФ» зав. кафедрой инфекционных болезней МПФ, профессору Е. В. Волчковой (принято единогласно). Далее были утверждены отчеты по грантам Президента РФ, выдвижение молодых ученых на соискание премий, сообщение о проведении II Молодежного международного форума медицинских наук «MEDWAYS». Принято единогласно.

Выступил проректор по лечебной работе, академик РАМН, профессор Владимир Анатольевич Решетников с предложением о внесении изменений в оргструктуру университета (ликвидация ФППОВ и создание Института профессионального образования). Принято единогласно.

На этом повестка дня исчерпана. Приняты решения по всем пунктам, оглашены результаты работы счетной комиссии.

Фотоальбом

Фото Виктор Болдырев 

,
Литвинова Наталья Геннадьевна


15.11.2013

Привязка к разделам:  Ученый совет | Новости

Назад