«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Первый Мед – лидер симуляционного и электронного обучения в России

Первый Мед – лидер симуляционного и электронного обучения в России 29 октября этот факт был признан на самом высоком профессиональном уровне. В этот день сразу несколько прорывных технологических достижений нашего университета были продемонстрированы руководству Минздрава и Правительства РФ и многочисленным журналистам.

«Премьерный показ» состоялся для Федеральной электронной медицинской библиотеки (ФЭМБ) с внедряемой системой RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) и для Учебной виртуальной клиники «Mentor Medica». Как и многие проекты Первого Меда, оба новых подразделения создавались при активной поддержке Минздрава России и лично министра Вероники Игоревны Скворцовой.

Вместе с ней оценить новации приехали заместитель руководителя Аппарата Правительства Нелли Борисовна Найговзина, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Владимирович Рязанский, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Самарского государственного медицинского университета Геннадий Петрович Котельников, ректоры российских медвузов.

Новые структуры разместились на базе Центральной научной медицинской библиотеки (ЦНМБ) по адресу Нахимовский пр., 49. Там большим коллективом специалистов вуза во главе с ректором Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петром Витальевичем Глыбочко была подготовлена обширная презентационная программа. Провел экскурсию проректор по учебной работе Андрей Алексеевич Свистунов.

Как известно, ФЭМБ должна обеспечить коренную модернизацию информационной среды медицины и здравоохранения, в результате которой наиболее важная информация в цифровой форме будет доступна во всех образовательных, научных и лечебно-профилактических учреждениях через сеть Интернет с соблюдением требований авторского права.

С этой целью специалистами ЦНМБ проделана масштабная работа по оцифровке сводного каталога библиотеки. Сейчас в электронную форму переводятся сами библиотечные фонды. Основная цель – оперативность, удобство и доступность любой специализированной информации для обучающихся и медработников.

Еще одним шагом в этом направлении станет введение системы RFID. Радиометка (микрочип) позволит пользоваться фондами без участия библиотекаря, получать доступ, заказывать и скачивать книги даже в удаленном режиме. Это новшество было высоко оценено присутствующими.

В.И. Скворцова напомнила, что вскоре завершается работа по формированию электронного рабочего места врача первичного звена. И доступность информации крайне важна в этой системе. Эта интеграция была уже предусмотрена концепцией создания ФЭМБ. Однако в планах разработчиков сделать библиотеку не просто «хранилищем знаний», но настоящим «центром принятия решений». В перспективе здесь будут созданы специализированные сообщества, форумы, консультационные площадки и т.д. Все это позволит общаться врачам любого уровня и степени удаленности получать оперативную и полноценную поддержку коллег.

Гости также посетили «сердце» ФЭМБ – центр оцифровки, где производится разброшюровка, сканирование и повторное склеивание уникальных библиотечных изданий.

И все же основное внимание гостями было уделено уникальному многопрофильному симуляционному коучинг-центру Первого МГМУ им. И.М. Сеченова - Учебной виртуальной клинике «Mentor Medica». Центр служит для отработки врачебных практических навыков как самостоятельно, так и в группе.

По сути, обычную многопрофильную больницу на тысячу коек здесь сжали всего до 27 залов. Здесь нет прачечной, столовой или административных помещений. Зато есть «место ДТП» и автомобиль скорой помощи, не говоря уже о приемном отделении, операционных и реанимации. Поэтому в рамках заданного сценария можно отработать, проконтролировать и довести до автоматизма действия целой цепочки специалистов. При этом степень реалистичности столь высока, что на «месте происшествия» может имитироваться дым, звуки сирены и крики пострадавших, а любое врачебное воздействие может иметь как положительный, так и «смертельный» результат. В этом случае специальная программа-симулятор остановится и предложит повторить попытку.

Большое количество манипуляций – будь то родовспоможение, педиатрия, кардиология или базовая реанимация – производятся на максимально реалистичных манекенах и настоящими инструментами. При необходимости в полной мере используется 3D-визуализация. Тогда обучающийся отрабатывает ориентацию в виртуальном пространстве, «ставит руку», а преподаватель контролирует, тестирует и направляет правильность действий. Причем, зачастую даже дистанционно, из большого операторского центра.

При необходимости, в сценарий вводятся и настоящие пациенты-статисты с определенными показаниями и состоянием, которые по ходу сценария можно изменять для усложнения задачи и отработки реакции студента.

И все же безусловной жемчужиной клиники «Mentor Medica» можно назвать гибридную виртуальную операционную. С седьмым (самым высоким) уровнем реалистичности она дает возможность готовить хирургов, травматологов, гинекологов, урологов и специалистов других профилей. Подготовка на таком тренажере практически означает самостоятельный допуск к больному. До этого во всем мире было всего три подобных комплекса.

Учебная виртуальная клиника Первого МГМУ им. И.М. Сеченова вызвала самую высокую оценку министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой и гостей, что подтвердилось во время общения с журналистами ведущих изданий и телеканалов.

- Сегодня мы увидели уникальный учебный комплекс. Безусловно, лучший в России, и один из лучших в мире. При его создании обеспечена полная логистика обучения – как приобретения теоретических знаний, так и отработки мануальных навыков. У студента есть возможность пройти через простые препараты, тренажеры и затем выйти уже на решение ситуационных задач. Причем эта клиника предлагает огромный спектр профильной подготовки. Именно к появлению таких комплексов в России мы должны стремиться, - сказала Вероника Игоревна.

В свою очередь, ректор Первого МГМУ им И.М. Сеченова Петр Витальевич Глыбочко, отвечая на вопросы журналистов, отметил:

- Этот центр мы целенаправленно и поэтапно создавали в течение последних 2 лет. Закупалось оборудование, фантомы и симуляторы различной разрешающей способности, шел ремонт. Теперь центр работает с 8 утра и до 20 вечера. Здесь занимаются не только студенты, но и ординаторы, и врачи. Мы не отводим курсанту определенный лимит времени. Для нас главное – отработка его навыков. И только когда мы видим, что навык освоен, то тогда можно переходить к следующему этапу. Мы только начинаем работу, но интерес к этой форме обучения и к нашему центру уже очень велик. К нам уже приезжали заниматься коллеги из Украины и Белоруссии. И я уверен, что вскоре мы сможем готовить хорошие кадры для всей системы нашего здравоохранения.

После экскурсии своими мнениями поделились:

Котельников.JPGРектор Самарского государственного медицинского университета, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России Геннадий Петрович Котельников:

- Скажу сразу, без всякого сомнения, – это лучший симуляционный центр у нас в стране. Оснащен самым современным оборудованием, многофункционален: есть все, начиная с оборудования для сестринских манипуляций и заканчивая оборудованием для сложных диагностических и врачебных мероприятий. Все очень логично, показательно и убедительно, полностью отвечает международным требованиям.

В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу, предусматривающему принципиальные изменения в методологии обучения врачей. Мы подписали Болонское соглашение, согласно которому дистанцируем ординаторов и студентов старших курсов от пациентов, но компенсируем это манипуляциями с применением виртуального и фантомного оборудования.

Я восхищен виртуальной клиникой Первого Меда, головного медицинского вуза и исследовательского центра страны. Рад за студентов, ординаторов и врачей, которые проходят здесь обучение, специализацию и повышают квалификацию. Клиника такого уровня, безусловно, огромная заслуга руководства университета и лично ректора, член-корреспондента РАМН, профессора Петра Витальевича Глыбочко. В дальнейшем такие виртуальные клиники, аналогичные лучшим зарубежным центрам, должны быть в каждом регионе.

Как председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России поддерживаю руководство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и всячески буду содействовать тому, чтобы Учебная виртуальная клиника обрела статус федерального уровня.
Созинов.JPG
Ректор Казанского государственного медицинского университета, профессор Алексей Станиславович Созинов:

- В настоящее время в России довольно много центров, оснащенных виртуальным оборудованием. Так, Казанский центр был создан в 2002 году, наша особенность в определенной методологии – сквозной программе, начиная с первого семестра первого курса обучения, правда, не в таком широком спектре, как это представлено здесь.

В виртуальной клинике Первого Меда позитивной особенностью является комплексность.

 Здесь представлена, смоделирована самая настоящая многопрофильная клиника, обучающимся предоставлена возможность получить полноценные навыки, умения которые закреплены не эпизодическим столкновением с ситуацией. В данном случае можно многократно повторить, исправить ошибки, закрепить результат по очень широкому спектру. Это и прием семейного врача, акушерство и гинекология, хирургия, использование современных инновационных технологий. И мне очень импонирует то, что сейчас здесь много людей – студентов, интернов и ординаторов, которые проходят обучение. Искренне завидую тем, кто здесь работает, и еще больше – тем, кто здесь учится!

Петров.JPGРектор Волгоградского государственного медицинского университета (ВолГМУ), профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, академик РАМН, главный внештатный специалист - клинический фармаколог Минздрава РФ Владимир Иванович Петров:

- Клиника очень качественная, радует, что есть отечественное симуляционное оборудование. Навыки мануальные, практические и даже алгоритм первичного врачебного мышления можно изучать вполне. Очень понравилась преемственность кабинетов: гинекология, роды, уход за новорожденными и т.п. Мне понравилось все. И студенты – молодцы, третий курс, такие умные, хорошо обученные уже. У нас тоже есть виртуальная клиника по сердечно-сосудистой хирургии, в перинатальном центре акушерско-гинекологическая, есть центр отработки на фантомах навыков скорой медицинской помощи.

Главное, чтобы мы за виртуальными технологиями не забыли о пациентах: надо чтобы преподаватели, ассистенты, доценты студентов водили к больным. Отработка технологии лапароскопической и других видов высокотехнологичной помощи конечно надо проводить на инновационных фантомах с электроникой, кроме того, надо чаще дежурить в больнице, стоять третьим оператором и вязать узлы.

Я могу сравнивать свое образование и нынешнее: нас не учили на симуляторах и фантомах, тем не менее, мы все могли делать. Мир изменился, по-прежнему актуальна известная заповедь «Прежде всего не вреди! (Primum noli nocere!)» и в условиях страховой медицины, коммерциализации медицины работать студенту с больными чрезвычайно трудно. Поэтому виртуальная клиника в Первом Меде – это классно! Сейчас это направление в образовании очень важно, особенно для студентов, которые впервые начинают изучать клинические дисциплины на 3-4 курсах. То, что сделал Первый Мед – это важно, актуально и нужно. Мне понравилось.

Разговор об симуляционном обучении продолжился и на состоявшемся вскоре после этого Общем собрании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. Там Вероника Игоревна Скворцова еще раз вернулась к итогам осмотра клиники «Mentor Medica».

- У нас в стране сейчас 46 медвузов в системе Минздрава. И в 25 из них уже есть симуляционные центры разного уровня сложности. К 2020 году мы планируем оснастить ими уже все наши вузы. Но сегодня в Первом Медуниверситете имени Сеченова мы увидели образец для будущей работы. И очень важно здесь – алгоритм создания такого сложного комплекса. Вполне логично было бы выпустить специальный компакт-диск с пояснениями и демонстрацией этапов и логики создания виртуальной клиники. Всего, что наработали специалисты Первого Меда. Чтобы другим проще было пройти этот путь.

Логичным завершением насыщенной повестки дня стал доклад ректора Первого МГМУ им. И.М. Сеченова П.В. Глыбочко на тему «Концепция симуляционного обучения в системе медицинского образования». В докладе был изложен аккумулированный подход к развитию и перспективам симуляционного обучения в России, взаимодействию различных институтов и конкретным предложениям в масштабах всей отрасли здравоохранения.

По итогам доклада заместитель руководителя Аппарата Правительства Н.Б. Найговзина предложила передать Концепцию в Координационный совет Минздрава РФ под руководством замминистра Игоря Николаевича Каграманяна с целью принятия к действию с соответствующим выделением финансирования. Собранием этот итог был признан оптимальным.

Фотоальбом

Ссылка на видео


30.10.2013

Привязка к разделам:  Новости | Новости Первого МГМУ

Назад