«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Пять вопросов профессионалу: доктор Хаус — миф или реальность?

Пять вопросов профессионалу: доктор Хаус — миф или реальность? Надежда Дмитриевна Творогова, зав. кафедрой педагогики и медицинской психологии Факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы, зав. отделением «Клиническая психология», доктор психологических наук, профессор 

— Надежда Дмитриевна, в 2013 году Университету минуло 255 лет, сколько лет научной психологии?

— Научная психология в России начинает свою историю в 1880-х годах. Медики принимали активное участие в развитии научной психологии, вышедшей из лона философии. В 1885 году была открыта психологическая лаборатория В.М. Бехтерева в Казани, затем в Петербурге. В 1886 году появилась лаборатория С.С. Корсакова в Москве. Затем, А.А. Токарский, выпускник медицинского факультета Императорского Московского университета, психиатр, психолог, на собственные средства открывает в 1895 году психологическую лабораторию при университетской клинике. Еще одна лаборатория открыта в 1908 году при клинике нервных болезней, которой заведовал Г.И. Россолимо.

Психология успешно развивалась в России до 1936 года — до той поры, пока не была объявлена лженаукой. Посчитали, что психология должна быть ликвидирована и заменена физиологией высшей нервной деятельности.

До 1966 г. психологов в нашей стране никто не готовил — это было под запретом, но российская психологическая школа осталась: знания передавались от учителя к ученику.

В 1955 году профессором кафедры нормальной физиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (в то время 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова) стал Петр Кузьмич Анохин, который интересовался и психофизиологическими проблемами.

Словом, психология в России (тогда это был Союз Советских Социалистических Республик – СССР) пережила трудные времена, но выстояла, продолжая развитие. В 1966 году состоялся первый набор студентов на факультеты психологии Московского и Ленинградского университетов.

В 1971 году сразу после первого выпуска отечественных профессиональных психологов в Первом Меде открылась кафедра педагогики и медицинской психологии и я, в то время выпускница факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, начала работать на этой кафедре. Мы, психологи, попали в среду, где были сильны традиции психологических знаний, сотрудничали с кафедрами физиологии, психиатрии, нервных болезней, проводили совместные исследования с Ф. Б. Березиным, М. П. Мирошниковым, Р. Б. Рожанцом — врачами, авторами Методики многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене.

В то время наша кафедра занималась оптимизацией учебного процесса, проводила исследования в этом направлении, стала общепризнанным в СССР научно-методическим центром, разработав Единую методическую систему (ЕМС). Однако, мы понимали, что начало преподавания научной психологии будущим врачам «не за горами» и готовились к этому дню.

Преподавание психологии будущим врачам, дипломированным медсестрам, провизорам на факультетах нашего Университета началось в 1994 году; для этого нами были разработаны учебные программы, изданы курсы лекций, практикумы, рабочие тетради, затем словари, утвержденные и рекомендованные Минздравом к использованию другими медицинскими и фармацевтическими вузами нашей страны.

В 2010 году открыто отделение клинической психологии и в нашем Университете началась подготовка профессиональных психологов.

Мне приходилось общаться с экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), со многими врачами за рубежом. Радует, насколько там психологически грамотные врачи — их обучают, в частности, психосоматической медицине и конкретным психологическим техникам.

— Сериал «Доктор Хаус». Пациенту, не все ли равно, психологически грамотен врач, доброжелателен или нет, если главная цель — выздоровление, достигнута?

— Мне приходилось работать с американскими и английскими специалистами, все они отмечали, что поведение врача, которое показано в сериале, невозможно в реальной жизни. Со второго курса, на протяжении четырех лет, идет обучение общению с пациентами, сдается экзамен, далее уже после поступлении на работу в клинику — курсы повышения квалификации. Кроме того, если коллега общается с пациентами некорректно, необходимо подойти, узнать, может, у него проблемы и ему нужна помощь. Если коллега продолжает общаться с пациентами недолжным образом, врач обязан уведомить о поведении коллеги руководство и надзорные органы. Таковы корпоративные правила: неумение врачей и медицинского персонала грамотно общаться между собой и с пациентами снижает конкурентоспособность медицинской организации.

Кстати, по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения, целью обучения психологии становится не только общегуманитарная подготовка будущих врачей, а также навыки и умение выстраивать и поддерживать отношения с коллегами и пациентами.

— Как Вы достигнете цели обучения согласно новым ФГОС?

— Скажем так: мы попали в точку! Уже десять лет мы ежегодно проводим потоковые студенческие научно-практические конференции «Психология в медицине (фармации)». Десятая конференция состоялась весной, в мае 2013 года. В процессе подготовки к конференции, наряду с развитием таких компетенций как навыки публичной речи, логического мышления, изложение самостоятельной точки зрения, студенты постоянно выстраивают коммуникации с преподавателями и между собой (подготавливая совместные доклады). В свою очередь, мы анализируем, какие темы для докладов они выбирают и почему.

 Мы даем им возможность самим «собрать букет» тем для выступлений на конференции: раньше у студентов был ярко выражен интерес к психосоматической медицине, сейчас, как показала прошедшая конференция, высок интерес к более экстравагантным направлениям: парапсихология, сновидения, измененные состояния сознания, пр.

— По сути, ведете мониторинг интересов будущих врачей в сфере психологии?

— Мы от этого отталкиваемся, когда приходят студенты в новом учебном году. Наша задача – перевести их интересы в научное русло. Каждый врач, кроме основной специальности, еще и психолог. Как говорил Авиценна, «нас трое: врач, больной и болезнь, если врач с больным не объединятся, болезнь не победить». Когда есть доверие между врачом и пациентом — происходят поистине чудеса. Доверие невозможно без милосердия и гуманизма, без этого врач профессионально не состоится. Но он сегодня не состоится и без опоры на научную психологию, точно также как есть доказательная медицина, также развивается и доказательная психология. Личный опыт, опыт, передающийся от одного врача другому – бесценны, но нужны компетенции и в сфере научной психологии.

— Научная психология способна научить милосердию и гуманизму?

— Научная психология способна помочь осознать осмыслить неисчерпаемый опыт наших выдающихся клиницистов и поделиться им с будущими врачами. В Первом Меде прекрасные учителя, научные школы. Я видела работу с пациентами директора клиники нефрологии, внутренних и профессиональных болезней имени Е.М. Тареева, академика РАМН, профессора Николая Алексеевича Мухина. Это можно отнести к числу лучших мировых образцов коммуникации врача и пациента. Как пояснил Н.А. Мухин: «у каждого клинициста свой стиль». Конечно, можно ходить за учителем и стараться перенять желанные навыки от учителя к ученику, а можно описать с помощью научной психологии, чтобы научить наших студентов.

Для того, чтобы быть конкурентоспособным, востребованным профессионально, мало обладать медицинскими знаниями. Важно уметь видеть людей, профессионалов высочайшего уровня, у которых можно учиться самому главному. Научить видеть таких людей — это тоже одна из ключевых задач прикладной психологии, которые мы успешно решаем.


03.09.2013

Привязка к разделам:  Новости | Новости Первого МГМУ

Назад