«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

В Первом Меде изучили «биоэтику для друзей» и «биоэтику для посторонних»

В Первом Меде изучили «биоэтику для друзей» и «биоэтику для посторонних»

В Красном зале Выставочного конгресс-центра Первого МГМУ им. И.М. Сеченова 7 июня 2013 года состоялся научно-практический семинар «Биоэтика в США: проблемы и перспективы».

Организаторами семинара выступили кафедра истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (зав. кафедрой доктор медицинских наук, доктор исторических наук, профессор Дмитрий Алексеевич Балалыкин) и кафедра биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова (зав. кафедрой доктор философских наук, профессор Ирина Васильевна Силуянова).

Предполагалось, что в семинаре примет участие один из ведущих мировых специалистов по биоэтике, автор монографии «Основания биоэтики», главный редактор журнала «Христианская биоэтика», профессор Университета Райс (США)Тристрам Г. Энгельхардт Мл.

Однако он не приехал. Зато прибыла элегантная и безупречная Коринна Делкескамп-Хайс, PhD, директор европейских программ Международного центра по изучению философии и медицины, редактор журнала «Христианская биоэтика».

И ее коллеги: директор центра биоэтики государственного университета Огайо (США), профессор Школы медицины Алабамского университета, профессор Райан Р. Нэш и директор центра биоэтики, здравоохранения и общества университета Уэйк Форест (США), профессор, PhD Анна Люсия Смит Илтис.

Можно сказать, что на семинар прибыли друзья Тристрама Г. Энгельхардт Мл. В данном случае, слово друзья не просто эпитет, но следование биоэтическим рассуждениям самого профессора Энгельхардта, который, условно разделил биоэтику на две части: «биоэтику для друзей» («bioethics for friends») – идейно связанного сообщества, в частности, христианских врачей, и «биоэтику для посторонних» («bioethics for strangers»). «Биоэтика для посторонних» предназначается сообществу различно мыслящих людей, не объединенных религиозными или иными убеждениями, но готовых выработать единые адекватные процедуры принятия биоэтических решений.

Сложилось так, что в президиуме семинара были представлены те, кому предназначена «биоэтика для друзей» – христианские врачи и философы, а в зале собрались в основном те, кому еще только предстоит освоить «биоэтику для посторонних», создавая саморегулируемые организации либо вступая в них – студенты 5-го курса Университета, будущие врачи. Поэтому дискуссии были яркими и полезными, как с философской, так и с медицинской точки зрения. Интересен был и итог семинара, но об этом – чуть позже.

А пока, с приветственным словом к американским коллегам и участникам семинара от имени ректора Университета, член-корреспондента РАМН, профессора Петра Витальевича Глыбочко, обратился Д.А. Балалыкин.

Пожелав участникам плодотворной и эффективной работы, он рассказал о том, с чем связано возникновение и развитие биоэтики, о проблемах множественности моральных позиций, а также философских, богословских, научных и иных оснований, приводящих к различному толкованию этичности либо неэтичности того или иного действия в области биомедицины. Именно это стало основой для появления и развития биоэтики.

Далее, с тезисами доклада Тристрам Г. Энгельхардт Мл., посвященного современному состоянию биоэтики в США присутствующих ознакомил профессор Райан Р. Нэш.

Затем началась дискуссия об этике взаимоотношений врача и пациента, о праве врача «не быть рабом», при условии, что «пациент всегда прав». Вправе или нет врач «принимать на себя функции творца» и применять те или иные медицинские технологии, к примеру, ЭКО, или осуществлять прерывание беременности, если женщина принимает такое решение?

Здесь разгорелась довольно острая дискуссия: врач акушер-гинеколог и, одновременно, юрист, к.м.н., старший преподаватель кафедры медицинского права Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Боговская Елизавета Алексеевна высказала мнение, что отказываясь прерывать беременность, врач лишает женщину выбора - в случае, если в регионе нет других врачей такого профиля, женщина осуществит задуманное, прибегнув к криминальным услугам, создавая угрозу своей жизни и здоровью.

Этичен ли отказ врача прерывать беременность по религиозным соображениям? Позиция христианских врачей и философов была непоколебима: несомненно, врач имеет такое право. «Выбор может быть только один: оставить ребенка, - пояснил Д.А. Балалыкин, - есть заповедь «не убий», надо ее выполнять!» Даже если есть вероятность, что ребенок родиться инвалидом, христианские врачи полагают, что: «Такие дети даются для совершенствования окружающих людей и для того, чтобы на них «явились дела Божии». А сохранение жизни здорового ребенка – долг будущей матери и здесь необходимо совершенствовать социальную защиту, создавать необходимые условия для матери и ребенка», - отметил Д.А. Балалыкин.

Анна Люсия Смит Илтис, рассказала о путях построения коммуникаций в медицинском сообществе, а также совершенствовании коммуникаций между врачами и пациентами в соответствии с рекомендациями биоэтики.

В рамках дискуссии Коринна Делкескамп-Хайс рассказала о европейском биоэтическом опыте и о том, что огорчает ее, как христианского философа. В частности, о принятом в Бельгии законе, допускающем эвтаназию, и о так называемом законе «О смерти с достоинством», принятом в штате Орегон, США.

В ответ на вопросы зала, профессор И.В. Силуянова дала необходимые пояснения отдельным положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отметив, что закон содержит обобщенные положения, отнюдь не противоречащие друг другу и медицинской этике.

Целью научно-практического семинара «Биоэтика в США: проблемы и перспективы» было ознакомление студентов и сотрудников Университета с основными направлениями развития биоэтики в России и мире. Судя по заинтересованности зала, цель была достигнута. Итогом семинара стало осознание того, что биоэтика не диктатура, но возможность поиска разумного компромисса и корректного построения коммуникаций между врачами и пациентами с разными религиозными и философскими взглядами, национальными традициями.

Выбрать «биоэтику для друзей» или «биоэтику для посторонних» - студентам Первого Меда предстоит самостоятельно. И это именно тот случай, когда любой выбор будет правильным.

К тому же, напомнил Д.А. Балалыкин, недавно в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова по поручению Минздрава России был проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии». Значение конференции трудно переоценить: планируется принятие Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации, проект которого был принят на Первом Национальном съезде врачей РФ в октябре 2012 года. И именно Первому Меду предстоит выступить модератором этого важного и нужного процесса: сегодня, на фоне стремительного развития технологий, биоэтика актуальна как никогда, а Первый Мед в плане технического оснащения один из передовых Университетов страны.

В заключении, иностранные гости тепло поблагодарили руководство Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова и лично ректора П.В. Глыбочко за оказанный прием, плодотворные дискуссии и возможность ознакомления с актуальными и важными разработками ученых Университета в сфере биоэтики.

Фотоальбом

Фото Юрий Луньков


11.06.2013

Привязка к разделам:  Новости | Новости Первого МГМУ

Назад