«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Пять вопросов профессионалам: «A Jove principium»

Пять вопросов профессионалам: «A Jove principium»

Дмитрий Алексеевич Балалыкин доктор медицинских наук, доктор исторических наук, профессор зав. кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член президиума правления Конфедерации историков медицины, заместитель председателя правления Российского общества хирургов-гастроэнтерологов (председатель – академик РАМН А.Ф. Черноусов).

- «Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины» – Антон Павлович Чехов, писатель и врач. Как соотнести историю медицины – то, что «вне материи» с медицинской практикой?

Д.А. Балалыкин: Вы цитируете Чехова это прекрасно, но, пожалуй, не совсем уместно. В данном случае, речь идет о критике Чеховым романа П. Бурже «Ученик». И вне времени, исторического контекста цитата приобретает несколько иной смысл, нежели тот, что был заложен А.П. Чеховым. Сегодня другое время, другие задачи у истории и философии медицины. Появилось огромное количество гаджетов, лекарство может быть страшнее болезни, а история медицины учит очень важной вещи: определять потенциал и реальные границы научно-обоснованного вмешательства. Принцип Гиппократа – «не навреди!» может быть реализован в современной практике только при понимании возможностей, с одной стороны, и лимита этих возможностей с другой. Отсюда, скажем, в биоэтике очень много современных концепций, синергия пациента и врача отсюда же происходит.

История медицины – прежде всего это история становления и развития научного метода. И когда мы с точки зрения истории метода, анатомии рождения научного открытия и научной эволюции начинаем рассматривать частные клинические специальности, подчас они даже в контексте анализа их современного развития выглядят совершенно иначе.

- В одной из Ваших книг Вы привели латинское изречение «начинать с Юпитера», в чем его суть?

Д.А. Балалыкин: Да, есть такая метафора у Цицерона – «A Jove principium», «начинать с Юпитера». Сегодня это значит, что фундаментальные принципы медицинской этики и основ взаимоотношений пациента и врача должны постоянно переосмысливаться в контексте новых соблазнов технического и технологического развития. Чрезмерная технологичность, не будучи осмысленной должным образом, без восприятия организма человека, как целостной системы, способна скорее нанести вред пациенту, нежели принести пользу. Чрезмерно технологичный подход ведет к деградации врачебного мышления. Прежде всего, необходимо быть культурным врачом, а потом уже специалистом в частной области медицины. И мы хотим воспитать, вырастить культурных врачей в стенах нашего Университета.

- На историю медицины отведено 72 часа – достаточно ли времени?

Д.А. Балалыкин: Надо грамотно пользоваться тем, что есть. И мы к этому стремимся, с учетом тех задач, которые перед нами ставит ректор и руководство Университета. В связи с этим, Петр Витальевич сформулировал задачи, стоящие перед нашей кафедрой, в частности, одна из ключевых задачактивизация междисциплинарной и межкафедральной научной и научно-методической работы. У нашей кафедры уже есть наработки в этом направлении и первая публичная дискуссия на эту тему состоялась 5 апреля в рамках Общероссийской конференции «Медицинское образование – 2013».

- Если говорить о книгах, то какие непременно надо прочитать абитуриенту медвуза, студенту и будущему врачу?

Д.А. Балалыкин: Рассказы Михаила Булгакова из «Записок юного врача», трилогию Юрия Германа о докторе Устименко («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все»), «Записки врача» Викентия Вересаева.

- Недавно прошедшая межкафедральная конференция «Актуальные вопросы истории и современного развития хирургической гастроэнтерологии. К 200-летию со дня рождения В.А. Басова» оказалась очень ярким и интересным событием, будет ли продолжение?

Д.А. Балалыкин: Желающих участвовать в работе конференции было много, но мы, к сожалению, не готовы были всех принять. Александр Федорович Черноусов и я выходим с инициативой к Петру Витальевичу Глыбочко, с тем, чтобы сделать такую конференцию – «Басовские чтения», ежегодной, но уже в ином формате, с международным участием.

«История медицины ценна для тех, кто умеет думать»

Александр Федорович Черноусов — заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской хирургии №1 лечебного факультета, директор факультетской хирургической клиники им. Н.Н. Бурденко Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Сегодня он ответил на вечные вопросы о самом главном качестве врача и о том, чему и как учиться студентам-медикам.

- Что определило Ваш профессиональный выбор - хирургию?

А.Ф. Черноусов: Сколько себя помню, не представлял себя в иной профессии. Когда ехал поступать в Горьковский медицинский институт, твердо знал, что могу быть только хирургом. И все шесть лет обучения думал об этом, занимался, много читал специальной литературы, ходил на дежурства к опытным хирургам.

- Какие книги Вы рекомендовали бы прочесть студентам - будущим врачам?

А.Ф. Черноусов: Если речь идет о студентах, то им надо как следует читать все, что им преподают. За те шесть лет, пока они учатся в университете, закладывается фундамент. Есть мудрая заповедь, одна из данных нам Господом: прежде чем начать строить дом, человек должен решить, сумеет ли он его построить и закончить. Разумный человек, прежде копает почву, доходит до камня и на камне строит дом. И потом, когда подуют ветры и пойдут дожди, такому дому ничего не будет. А дом, который построен на песке – разрушится. О чем это говорит? О том, что подлинные, а не поверхностные знания должны стать фундаментом для будущих врачей. Этот фундамент закладывается в университете. И в дальнейшем, на него предстоит нанизывать новые знания и опыт.

- История медицины – тоже часть фундамента?

А.Ф. Черноусов: История медицины, философия, этика – тоже часть научного фундамента и ценна для тех, кто умеет думать, полезна, тем, что учит не повторять врачебных ошибок, которые уже были.

- Как «нанизывать знания» студентам?

А.Ф. Черноусов: Тот, кто хочет развиваться в медицине, должен серьезно работать над собой со студенческих лет: посещать научный кружок, пробовать заниматься научной работой, читать литературу по специальности, ходить на дежурства, на операции по экстренной помощи.

- Чему Вы хотите научить Ваших учеников, от чего предостеречь?

А.Ф. Черноусов: Хочется всех научить и всему, что самому удалось познать и постичь. Только это невозможно: двух одинаковых талантов у людей нет – каждому Бог дал по силе его. Тому, кто упорно трудится, работает над собой, ставит цель быть настоящим специалистом – приятно давать много знаний. Поверхностным же и немилосердным людям – все без пользы.

Людей равнодушных, корыстолюбивых и немилосердных хочу предостеречь от врачебной практики – медицина не их путь. Решение стать врачом подразумевает готовность оказывать милость людям, возрождать к жизни. Если у врача нет сострадания и милосердия, если он ищет легкой славы и скорого достатка – немедленно надо менять профессию. Можно разными путями идти к человеческой славе и богатству: честным либо иным путем. Каждый волен выбирать, но у врача только один выбор – твердо знать, как должно себя вести. Знаете, как сказано: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину». Врачебный долг – творить добро, милосердие, исцеление от болезней. Надо честно делать свое дело, во всем сохранять чувство собственного достоинства. Как у великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца». Вот так и надо жить.

Наталья Литвинова

Фото: Виктор Болдырев


31.05.2013

Привязка к разделам:  Новости | Новости Первого МГМУ

Назад