«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Новый шаг к качественному медицинскому образованию

4 апреля в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова началась III общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование-2012», которая собрала более 700 участников. Главными действующими лицами мероприятия стали представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. Участники конференции разместились в двух залах Научно-исследовательского центра нашего вуза – «красном» и «синем». В первом заседал президиум, а во втором шла прямая трансляция.

В работе круглых столов и пленарных заседаний приняли участие проректора по учебной работе и деканы медицинских вузов страны, а также деканы медицинских факультетов классических университетов. Кроме того, активными участниками мероприятия стали представители европейских университетов и стран СНГ – партнеров нашего вуза.

Конференцию открыл ректор нашего вуза, член-корреспондент РАМН, профессор Петр Витальевич Глыбочко. Он поприветствовал участников мероприятия и поблагодарил Министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяну Алексеевну Голикову за содействие в возобновлении работы Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Он также напомнил собравшимся, что впервые данная конференция проходит в рамках УМО.

Первый доклад пленарного заседания «Обучение медицине в XXI веке: глобальные тенденции развития медицинского образования» представила Т. А. Голикова:

"Мы начинаем формировать региональную программу кадровой обеспеченности. Это вопрос первого полугодия. Мы призываем ректоров медицинских вузов активно участвовать в формировании медицинских кадров на уровне субъекта. По предварительным прогнозам в 2012 году количество выпускников по медицинским специальностям составит 22,6 тысячи человек. Приблизительно 20% или каждый пятый выпускник не идет в практическое здравоохранение. Остальные же выпускники идут на те специальности, где есть переизбыток кадров. Кроме того, ежегодно из сферы здравоохранения уходит порядка 8% специалистов. Таким образом, ежегодный отток составляет 22-25 тысяч специалистов. Это означает, что качество и доступность медицинской помощи могут остаться лишь декларативными лозунгами на бумаге. По клиническим специальностям дефицит кадров сегодня составляет 152,8 тысячи человек, в амбулаторном звене - 187,5 тысячи человек. В амбулаторном звене не достает специалистов-диетологов, детских онкологов, ревматологов, нефрологов, пульмонологов и врачей общей практики. Зато в стационарном звене существует переизбыток кадров, который составляет 34,7 тысячи человек. Профицит здесь составляют специалисты-стоматологи (202%), офтальмологи (100%), хирурги (100%), травматологи-ортопеды (54,1%).

Недостаток кадров среднего медицинского персонала составляет 800 тысяч человек. Эта цифра абсолютно угрожающая. Я думаю, это те цифры, которые должны нас заставить испугаться. Буквально днями или неделями выйдет приказ, разрешающий работать студентам старших курсов на штатных должностях среднего медицинского персонала. Я хочу сказать, что он уже подписан, и остались формальности в Минюсте. Вместе с тем с 2013 года заработные платы медицинских работников вырастут существенно. Два процента страхового тарифа будет направлено на повышение заработной платы медработникам и на обеспечение лекарствами в учреждениях. Без вмешательства федеральных медицинских учреждений решить кадровые проблемы в регионах невозможно".

В работе конференции также приняла участие директор Департамента организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения Ольга Владимировна Кривонос.

Впервые по инициативе Минздравсоцразвития России была учреждена Ежегодная премия Docendo discimus (уча других, мы учимся сами) за учебные и лечебные пособия. В торжественной атмосфере Министр наградила номинантов – представителей медицинских вузов из разных регионов России.

Первыми лауреатами Ежегодной премии в сфере медицинского и фармацевтического образования России 2012 года стали:

Гайворонская Татьяна Владимировна - заведующая кафедрой челюстно-лицевой хирургии Кубанского ГМУ. Победитель в номинации - За лучшее учебное пособие по специальности "Стоматология".

Донецкая Эврика Георгиевна-Авраамовна - доцент кафедры микробиологии Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского. Победитель в номинации - За лучшее учебное пособие по специальности "Лечебное дело".

Кобзева Татьяна Николаевна - доцент кафедры детской хирургии РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Победитель в номинации - За лучшее учебное пособие по специальности "Педиатрия".

Кузьмина Эдит Минасовна - заведующая кафедрой профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ. Номинация - За лучшее учебное пособие по специальности "Стоматология".

Куркин Владимир Александрович - заведующий кафедрой фармакогнозии Самарского ГМУ. Победитель в номинации - За лучшее учебное пособие по специальности "Фармация".

Маланин Дмитрий Александрович – заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Волгоградского ГМУ. Победитель в номинации - За лучшее учебное пособие по специальности "Лечебное дело".

Муталова Эльвира Газизовна – заведующая кафедрой госпитальной терапии №1 Башкирского ГМУ. Победитель в номинации - За лучшее учебное пособие по специальности "Лечебное дело".

Чебышев Николай Васильевич - заведующий кафедрой биологии и общей генетики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Победитель в номинации - За лучшее учебное пособие по специальности "Лечебное дело".

Ющук Николай Дмитриевич - заведующий кафедрой инфекционных болезней МГМСУ. Победитель в номинации - За лучшее учебное пособие по инфекционным болезням.

Мы искренне поздравляем победителей!

С докладом «Совершенствование медицинского образования и кадрового обеспечения здравоохранения» выступил директор Департамента науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России Вадим Александрович Егоров.

В рамках торжественного открытия свой доклад "Развитие системы оценки качества профессионального медицинского образования" представил ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова член-корреспондент РАМН, профессор, д.м.н. П.В. Глыбочко.

Основные тезисы доклада:

Современная ситуация в здравоохранении предполагает проведение глубоких преобразований в области подготовки и управления кадровым потенциалом отрасли.

Новые вызовы времени

Развитие системы медицинского образования определяется сегодня новыми вызовами времени, на которые в современных условиях мы не можем не реагировать. Основными из них являются:

- введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов с образовательным вектором, направленным на формирование профессиональных компетенций; 
- формирование системы непрерывного профессионального развития с перспективой создания образовательного и кадрового континуума, отменой интернатуры с 2017 года и дифференцированного по продолжительности обучения в клинической ординатуре; 
- модернизация системы здравоохранения, ее материально-техническое переоснащение (в том числе, связанное с созданием центров высокотехнологичной медицинской помощи).

Все перечисленные направления развития системы высшего медицинского образования, основной целью имеют – формирование профессионально готового к самостоятельной врачебной практике специалиста в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения, ориентированного на социальную ответственность врача и пациента. Другими словами, речь идет о создании качественно новой системы медицинского образования, в целом – осуществлении модернизации медицинского образования.

Формирование механизмов оценки качества профессионального медицинского образования

Слабые стороны оценки качества профессионального образования сегодня: 
- противоречие, возникающее между потребностью реалиям клинической практики и необходимого качества подготовки современного выпускника. 
- отсутствие интегрированной системы профессиональной подготовки в условиях “медколледж – вуз – реальная клиническая практика”.

- отсутствие скоординированности технологии внешней оценки качества профессионального образования и самооценки. 
Одним из ключевых вопросов при формировании системы профессионального медицинского и фармацевтического образования, определенных в настоящее время в Законе «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», является становление и последующее развитие профессиональных компетенций.

На сегодня в отрасли действует Приказ, определяющий квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения. При этом, как и во многих отраслях – у нас отсутствуют отраслевые профессиональные стандарты специалистов. По сути, профстандарты должны быть полностью гармонизированы с задачами всех этапов подготовки специалиста, как додипломного, так и послевузовского.

Система оценочных и контрольных мероприятий

В ней в настоящее время существуют три вида оценочных процедур: аттестация, сертификация и аккредитация. 
Аттестационные мероприятия в системе додипломного обучения направлены на внутреннюю оценку качества образования в форме текущей, промежуточной и, что самое важное - итоговой государственной аттестации выпускников. Мы начали реализовывать с этого года и предлагаем в качестве типовой модели для всех медицинских вузов - осуществлять сквозную подготовку практических умений и навыков в течение всего периода обучения. Мы внедрили три уровня контроля клинических навыков:

- кафедральный – 40% рабочей программы клинических дисциплин посвящено клиническим навыкам и зачет по клинической дисциплине содержит обязательную, отдельную оценку – практические навыки; 
- межкафедральный – допуск к учебно-производственной практике – после сдачи зачета на фантомах в центре имитационного обучения; 
- аттестация по учебно-производственной практике – независимыми экзаменаторами с других клинических кафедр.

Новой процедурой оценки качества профессионального образования, к которой нам необходимо готовиться в соответствии с принятым Законом 323-фз «Об основах охраны здоровья…» является аккредитация специалистов. Данная норма закреплена в статье 69 закона и вступает в действие с 1 января 2016 года.

Принятая Постановлением Правительством РФ в 2011 году Федеральная целевая программа развития образования в РФ на период 2011-2015 годы определила 12 отраслей в качестве приоритетных для разработки и создания системы оценки качества профессионального образования. Здравоохранение вошло в этот перечень в качестве приоритета. В августе прошлого года состоялся конкурс, проводимый Министерством образования и науки РФ по данной Федеральной целевой программе. Наш университет, как победитель конкурса и исполнитель ФЦП, совместно с профильным и смежными Департаментами нашего министерства, в настоящее время разрабатывает типовую модель системы аккредитации выпускников и специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли.

Формирование системы аккредитации выпускников и специалистов

Во вновь создаваемой системе согласно типовой модели для всех отраслей планируется организация Центров оценки профессиональных квалификаций медицинских и фармацевтических специалистов в каждом федеральном округе. 
Централизация управления системой планируется в Федеральном центре. Федеральным Экспертно-методическим центром будет являться в создаваемой системе базовое учреждение УМО.

Типовая модель программы предусматривает размещение Центров оценки профессиональных квалификаций на базе медицинских и фармацевтических вузов. Мы считаем, что мы должны создать систему общественно-государственного регулирования этих механизмов в нашей отрасли при активной поддержке ректорского сообщества.

Задачи ближайшего времени

В создаваемой качественно новой системе медицинского образования, мы не должны забывать, что ключевым участником, формирующим качество любого профессионального образования, остается педагог. В этой связи, мы должны сформировать новую систему переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы. В настоящее время нами создан Институт дополнительного профессионального образования, в рамках которого мы разработали и начинаем реализовывать, в том числе повышение квалификации и переподготовку преподавателей медицинских и фармацевтических вузов, преподавателей медицинских и фармацевтических колледжей.

Она базируется и создает образовательную специализацию, основываясь на принципах программы МВА. Это кардинально новый образовательный проект! Сейчас разработаны специальные программы для управленческого звена вузов: заведующих кафедрами, деканов, проректоров по учебной работе. Программы эти по образовательной инноватике. Заканчивается работа по программам переподготовки всех уровней профессорско-преподавательского состава. В настоящее время мы выходим на согласование учебно-производственного плана на новый учебный год по подготовке педагогов высшей школы с профильным Департаментом нашего министерства. Этот проект готов к реализации для всех вузов России с сентября текущего года. Считаем, что разработанная система обучения преподавателей в течение жизни, должна также строится на принципах опережающего развития новых образовательных технологий и рациональной преемственности с классическими педагогическими принципами.

Таким образом, в связи с новыми вызовами времени к системе медицинского и фармацевтического образования, необходимо наиболее широкое обсуждение формируемых подходов к развитию системы оценки качества профессионального медицинского образования. Комплексная оценка качества профессионального медицинского и фармацевтического образования на всех уровнях, будет являться в конечном итоге - одним из базовых условий модернизации здравоохранения в целом.

Затем ректор Самарского государственного медицинского университета, академик РАМН, профессор Геннадий Петрович Котельников представил вниманию сообщение «Инновационные основы повышения качества медицинского и фармацевтического образования в высшей школе».

Интересный взгляд на проблему медицинского образования представил главный онколог Страсбургского университета, координатор проекта Tempus IV Жильбер Массард в докладе «Образование специалистов во Франции». Также с докладом выступила региональный директор Европейского офиса ВОЗ по вопросам образования Галина Михайловна Перфильева.

В рамках мероприятия проходила тематическая выставка медицинской и фармацевтической продукции, на которой были представлены, в том числе современные симуляционные аппараты для отработки практических навыков. Внимание Министра Т.А. Голиковой в частности привлекла сенсорная панель с функциями мультитач. Работа с ней позволяет тренировать навыки хирургов, к примеру, имитируя модель глобального кровообращения на большом мультимедийном экране.

Участники конференции получили первый номер журнала «Медицинское образование и вузовская наука», в котором изложены мнения и предложения экспертов по многим актуальным вопросам в рамках модернизации системы здравоохранения.

Своими мнениями о конференции с редакцией сайта поделились некоторые участники мероприятия:

Геннадий Петрович Котельников, Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Самарского государственного медицинского университета, академик РАМН, профессор:

– Конференция посвящена очень актуальной теме, ведь что бы мы не говорили, но главная задача высшей медицинской школы – улучшить качество выпускников медицинских вузов страны. Составляющие успеха здравоохранения в стране – это, конечно, база, оборудование, строительство новых лечебных учреждений, но если этому нет интеллектуального наполнения, об успехе не может идти и речи. Этому посвящены круглые столы, пленарные заседания конференции. Обсуждаются конкретные ситуации, связанные с качеством набора на первый курс и качеством подготовки на додипломном уровне. Также значимым вопросом является постдипломная подготовка специалистов, которой многие годы не уделялось достаточного внимания. А ведь человек, посвятивший себя служению медицине, обречен, учиться всю жизнь. Эта конференция уже третий год проводится в стенах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, что стало хорошей традицией – в головном медицинском вузе страны есть, что показать и чем поделиться.

Владимир Иванович Петров, ректор Волгоградского государственного медицинского университета, академик РАМН, профессор:

– Конференция «Медицинское образование-2012» – отличная площадка для общения и обмена опытом ректоров медицинских вузов, деканов факультетов и преподавателей, специалистов Минздравсоцразвития России и зарубежных коллег. Я работаю ректором уже 23 года и сталкиваюсь с огромным количеством проблем, касающихся подготовки медицинских кадров. И главная из них – катастрофическая нехватка врачей. Несмотря на огромный вал выпускников медицинских вузов, очень немногие из них идут работать по специальности. Когда Министр здравоохранения и социального развития Т. А. Голикова спросила на недавнем Всероссийском форуме студентов-медиков, кто из них готов работать в первичном звене здравоохранения, ни одна рука не поднялась… Эта проблема дополняется еще и тем, что свыше 20 % дорог в сельской местности не имеют покрытия. Приходится везти больного с острым аппендицитом за сотню километров по бездорожью. Поэтому наша основная задача на ближайшее время – пересмотреть учебные планы таким образом, чтобы готовить тех врачей, которые востребованы нынешней экономической ситуацией в регионах. Мы должны пересмотреть программу шестого курса и постдипломного образования, чтобы вернуть выпускника работать в село.

Николай Дмитриевич Ющук, заведующий кафедрой инфекционных болезней МГМСУ, лауреат Ежегодной премии в сфере медицинского и фармацевтического образования России 2012 года в номинации "За лучшее учебное пособие по инфекционным болезням":

- С каждым годом конференция "Медицинское образование" набирает авторитет и влияние. Это видно по составу, количеству и географии участников, по кругу проблем, заявленных для сессионного обсуждения. Хочу отметить, что с этого года организаторами конференции учреждена ежегодная премия в области медицинского и фармацевтического образования. А девиз премии "Docendo discimus" – уча, учимся сами – как нельзя лучше отражает специфику профессии каждого преподавателя медвуза. Мне приятно оказаться в числе первых лауреатов этой премии.

Фотоальбом


05.04.2012

Привязка к разделам:  МГМУ

Назад