«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

"Медицинское образование-2012": итоги и планы

6 апреля III общероссийская конференция с международным участием "Медицинское образование -2012" завершила работу. На заключительном заседании руководители круглых столов представили свои отчеты и поблагодарили организаторов мероприятия за предоставленную возможность дискуссий и обмена опытом.

Затем проректор по учебной работе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, профессор А.А. Свистунов зачитал проект резолюции конференции.

Резолюция
III общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование -2012»

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 173 от 29.02.2012 на базе Первого Московского Государственного Медицинского Унивеститета им. И.М. Сеченова с 4 по 6 апреля 2012 года прошла III общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование - 2012».

Учредителями конференции выступили:
• Министерство здравоохранения и социального развития РФ
• Министерство образования и науки РФ
• УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
• Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России
• Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

В конференции приняли участие ректоры и проректоры медицинских и фармацевтических вузов, руководители УМО вузов, представители руководства вузов по качеству, специалисты информационных центров, центров практических умений, библиотекари, руководители кафедр, профессорско-преподавательский состав вузов, участники международного проекта TEMPUS IV. Общее количество зарегистрированных участников составило 1100 человек из России, Белорусии, Украины, Казахстана, Молдовы, США, Франции, Великобритании, Дании. На конференции было заслушано 211 докладов в ходе двух 22 пленарных и секционных заседаний. В рамках конференции проведено совещание руководителей образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих программы для лиц с отклонениями в физическом развитии и круглый стол, посвященный подготовке учебников нового поколения и переходу к электронным учебникам и ЭБС.
Ключевой темой состоявшейся конференции явились вопросы реализации принятых недавно федеральных государственных стандартов нового, третьего, поколения. Проблемы внедрения означенных стандартов включают в себя переработку и переиздание рабочих программ дисциплин, материальное переоснащение кафедр, разработку инновационных подходов к формированию, мониторингу, оценке общих и профессиональных компетенций студентов и слушателей.

По итогам конференции вынесены нижеследующие постановления (посекционно):

1. Реализация ФГОС по специальности «Лечебное дело»:
- обеспечение контроля за переработкой учебных программ по дисциплинам «Факультетская терапия», «Госпитальная терапия» в соответствии с требованиями ФГОС III поколения, своевременное предоставление их на утверждение в Учебно-методическое объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России;
- формирование учебно-методическим советом по специальности «Лечебное дело», учебно-методической комиссией по терапии учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, комиссией Экспертного совета РАМН по модернизации и инновационному развитию медицинской науки в области терапии совместного плана мероприятий по обеспечению реализации ФГОС III поколения по специальности «Лечебное дело» с привлечением профессиональных медицинских общественных организаций;

2. Реализация ФГОС по специальности «Фармация»:
- внесение изменений в 3-й этап Итоговой государственной аттестации - собеседование или защита дипломной работы;
- представление обобщенного для освоения дисциплин перечня оборудования для реализации ФГОС;
- внесение изменений в раздел учебные и производственные практики, НИР:

  • Введение практики по фармацевтической информатике трудоемкостью 3 зачетных единицы (12 дней);
  • Установление трудоемкости ознакомительной и учебной практик по фармацевтической технологии по 3 зачетных единицы;
  • Включение производственных практик по направлениям:

• помощник провизора-аналитика – 9 зачетных единиц;
• помощник провизора-технолога – 6 зачетных единиц;
• управление и экономика фармации– 9 зачетных единиц;
• НИР – 3 зачетные единицы.
- дальнейшая доработка компетенций, трансформация их в сторону конкретизации.

3. «Концепция подготовки специалистов в области управления здравоохранением».
- принять за основу Концепцию подготовки специалистов в области управления здравоохранением;
- доработать проект Концепции с учетом высказанных замечаний и предложений до 20.04.2012. и представить его руководству Первого МГМУ им. И.М. Сеченова на рассмотрение;
- подготовить и издать серию пособий и методических рекомендаций с использованием инновационных образовательных методик по вопросам подготовки управленческих кадров для здравоохранения;
- продолжить научные исследования и разработки по изучению проблем эффективности управления общественным здоровьем и здравоохранением, повышению качества подготовки специалистов в области управления здравоохранением для нужд страны.

4. «Оценка и сертификация профессиональных квалификаций в развитии непрерывного профессионального образования врачей»
• Назрела необходимость независимой оценки и сертификации квалификаций специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли.
• Независимая оценка и сертификация квалификаций врача обусловлена задачами, содержанием и характером профессиональной деятельности врача с учетом потребностей общества и государства, инновационного развития системы здравоохранения
• В основе современных подходов к развитию независимой оценки и сертификации квалификаций врача лежат:
- оценка уровня профессиональной компетентности и оценка и сертификация квалификации должна проводиться независимыми экспертами из числа профессионалов, не связанных никакими обязательствами, кроме одного - стремления к объективности и ответственности в выполнении своей миссии перед врачами, пациентами и работодателями;
- развитие мотивации работников на качественные результаты своего труда;
- использование поддерживающих и инновационных возможностей непрерывного медицинского образования.
• Система независимой оценки и сертификации квалификаций специалистов в медико-биологической и фармацевтической отрасли должна развиваться и совершенствоваться, включая кадровое, финансовое, материальное, информационное обеспечение, образовательные технологии, формы и методы обучения.
• Качество медицинской помощи тесно связано не только с качеством всех уровней образования, отвечающего требованиям личности, общества, международных сообществ и времени, но и с максимально объективной оценкой профессиональных компетенций врача.

5. «Проблемы и перспективы внедрения менеджмента качества в систему высшего профессионального образования»
• создать и обеспечить работу системы консультативно-методической поддержки медицинских и фармацевтических вузов по развитию СМК;
• принять участие в подготовке и проведении на базе Университета постоянно действующих образовательных программ повышения квалификации по основам менеджмента и системам менеджмента качества, внутренним аудитам и пр.;
• курировать подготовку и проведение научно-практических конференций и семинаров по актуальным проблемам управления качеством деятельности, а также методических семинаров по обмену опытом организации работы СМК в вузах системы здравоохранения.

6. Подготовка учебников нового поколения, переход к электронным учебникам и ЭБС
• Рекомендовать ОУ ВПО Министерства здравоохранения и социального развития РФ при организации закупок специализированной литературы медицинского характера учитывать потребности ОУ в данного рода литературе и включать в перечень закупаемой литературы не менее 5 экземпляров одного наименования всех новинок, выпускаемых издательствами медицинской литературы в текущем году.
• Рекомендовать руководителям библиотек ОУ ВПО Министерства здравоохранения и социального развития РФ при осуществлении закупок медицинской литературы в качестве дополнений к учебной литературе включать в списки закупаемой литературы не менее 30 % от общего списка наименований всех новинок зарубежных авторов, переведённых на русский язык.
• Рекомендовать ректорам ОУ ВПО Министерства здравоохранения и социального развития РФ совместно с издательствами медицинской литературы организовать постоянно дествующую выставку на базе библиотек ОУ.
• Рекомендовать совету ректоров медицинских ВУЗов инициировать создание ЭБС, которая должна содержать всю необходимую для обучения в рамках программ ВПО и СПО учебно-методическую и научную литературу.
• Рекомендовать руководителям библиотек ОУ ВПО Министерства здравоохранения и социального развития РФ совместно с издательствами медицинской литературы принять участие в организации виртуального каталога всей имеющейся медицинской литературы.

7. Совещание деканов факультетов высшего сестринского образования образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования
• С учетом происходящих в стране и отрасли преобразований необходимо сохранить имеющийся кадровый потенциал и качественно его изменить, адаптировав к новым социально-экономическим условиям; разработать стратегию рационального использования сестринских кадров, базирующуюся на обоснованной и эффективной и приемлемой системе додипломного и послевузовского образования, непрерывного профессионального развития кадров;
• Разработанный Первым МГМУ им.И.М.Сеченова примерный учебный план по направлению подготовки 060500 Сестринское дело
может быть использован для разработки рабочих учебных планов вузов, реализующих ООП по данному направлению.

Директор департамента образования и развития кадровых ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития России В.А. Егоров в свою очередь отметил высокий уровень организации конференции и поблагодарил всех участников за активную работу в сессионной работе, подчеркнув, что было много предложений по оптимизации образовательного процесса и реализации новых ФГОС.

С заключительным словом выступил ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова член-корреспондент РАМН, профессор П.В. Глыбочко. Он отметил помощь со стороны Министерства здравоохранения и социального развития РФ и лично Татьяны Алексеевны Голиковой в организации "Медицинского образования-2012" и наметил ближайшие перспективы работы.

- Мы называем наше мероприятие "конференцией", но правильнее было бы обозначить ее как "рабочее совещание". Мы обменялись мнениями и обсудили общие проблемы. Уверен, что итоги нашей работы найдут отклик во всем вузовском сообществе. Хотелось бы отметить развитие международного проекта TEMPUS IV – системы подготовки педагогических кадров. Здесь мы к октябрю подведем итоги двухлетней работы, и представим результаты на международной конференции по медицинскому образованию, которая пройдет в ноябре текущего года. В изменении системы подготовки специалистов многое сегодня делается по линии ректорского сообщества, УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию России, но главное, что все это подкрепляется поддержкой и политической волей руководства страны. В ходе модернизации здравоохранения мы можем отремонтировать наши больницы и завезти самое современное оборудование, но главное – кто на всем этом будет работать. Поэтому хотелось бы закончить нашу работу подзабытой, но точной фразой "кадры решают все". Еще раз выражаю благодарность Министру Татьяне Алексеевне Голиковой, вам Вадим Александрович, и конечно, всем участникам конференции, – подытожил Петр Витальевич.

Фотоальбом


06.04.2012

Привязка к разделам:  МГМУ

Назад