«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

История

УМК ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЕ И

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ

 

Начало: создание и деятельность

Проблемной учебно-методической комиссии Минздрава СССР

 

Комиссия по лингвистическим дисциплинам, возникшая, а правильнее сказать, возобновившая свою работу в 2011 году, является структурной единицей УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.  Лингвистическая комиссия, которую в настоящее время возглавляет Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой иностранных языков Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, доцентом Ириной Юрьевной Марковиной, имеет длинную и богатую   историю, истоки которой, уходят в период конца семидесятых годов ХХ столетия. В то далекое время, также, как и в настоящее время, Министерство здравоохранения СССР уделяло   большое внимание обучению специалистов медицинского профиля иностранным языкам. Именно с этой целью была создана специальная структура – Проблемная учебно-методическая комиссия по иностранным языкам (ПУМК).

Проблемная комиссия состояла из ведущих и самых компетентных специалистов лингвистического и психолого–педагогического профиля медицинских вузов страны, профессоров и доцентов, курирующих процесс организации и методического обеспечения обучения иностранным языкам в медицинских вузах Советского Союза. Комиссия способствовала решению организационных вопросов кафедрами иностранных языков, много сделала для повышения эффективности изучения иностранных языков студентами, аспирантами, ординаторами, преподавателями профильных медицинских кафедр. Организатором и первым руководителем Проблемной учебно-методической комиссии была заведующая кафедрой иностранных языков 1-го Московского государственного медицинского института им. И.М. Сеченова профессор Виолетта Александровна Кондратьева, которая возглавляла работу комиссии вплоть до распада СССР. Последнее заседание под руководством профессора В.А. Кондратьевой состоялось в 1990 году на базе кафедры иностранных языков Курского государственного медицинского института.

Ежегодной традицией ПУМК были выездные заседания на базе кафедр иностранных языков медицинских вузов страны. Эти заседания проводились совместно с сотрудниками кафедр, что активизировало и направляло работу коллективов, повышало эффективность преподавания иностранных языков с учетом профессиональной направленности, а также позволяло получать информацию о состоянии дел «из первых рук».  ПУМК уделяла большое внимание использованию на кафедрах иностранных языков таких эффективных подходов и методов обучения как проблемный (И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин, Е.В Ковалевская), умственных и речевых функций и действий, которые разрабатывались школой В.В. Давыдова на основе научного вклада П.Я Гальперина, А.Н. Леонтьева, В.В. Талызиной, И.И. Ильясова и др.

    Помимо совершенствования на научной основе методики преподавания иностранных языков, члены ПУМК разрабатывали и рассылали на кафедры иностранных языков медицинских институтов СССР регламентирующие документы, одобренные и утвержденные отделом образования и науки МЗ СССР.  Комиссия коллективно разрабатывала новые типовые программы по иностранным языкам для студентов, аспирантов и спецординаторов, которые готовились для выполнения лечебно-профилактической работы в зарубежных странах.  Особое внимание уделялось разработке методических указаний для кафедр иностранных языков страны   по таким актуальным вопросам как: эффективная организация самостоятельной работы студентов и специалистов медицинского профиля поизучению иностранных языков, использование программированного обучения и контроля овладения иностранными языками, научные основы организации процесса преподавания и изучения иностранных языков в условиях обязательного и факультативного обучения.

Один раз в пять лет ПУМК проводила научно-методические конференции, позволявшие заведующим кафедрами и ведущим специалистам кафедр иностранных языков обсуждать теоретические и практические вопросы организации учебного процесса по иностранным языкам, что в итоге способствовало повышению качества преподавания иностранных языков на двух основных уровнях его изучения: студенческом и аспирантском. В последние годы работы ПУМК с конца восьмидесятых годов ХХ века в составе комиссии начали свою работу молодые творческие специалисты   И.Ю. Марковина, В.И. Наролина, А.П. Василькова, Т.П. Щедрина защитившие кандидатские диссертации по актуальным проблемам лингвистики (Ю.Марковина), психолого-педагогическим аспектам обучения иностранным языкам (А.П. Василькова, В. И. Наролина).

Российская проблемная учебно-методическая комиссия

 

Акцентируя внимание на значимой роли иностранных языков в медицинском образовании специалиста, следует подчеркнуть то, что во все указанные годы параллельно с работой ПУМК СССР работала и другая Проблемная учебно-методическая комиссия по иностранным языкам России, которая также осуществляла рекомендательно – организующую функцию для кафедр иностранных языков медицинских вузов России.  Эту комиссию возглавляла заведующая кафедрой иностранных языков Саратовского государственного медицинского института, в последующем университета, доцент Лариса Михайловна Бушина. В составе ПУМК России, вплоть до ее   реорганизации в 2009 году, работали ведущие специалисты в области преподавания иностранных языков в медицинских   и фармацевтических  вузах нашей страны:  зав. кафедрой иностранных языков   ММА И.М. Сеченова, доцент И.Ю. Марковина, профессор ММА И.М. Сеченова В.А. Кондратьева, зав. кафедрой иностранных языков Астраханской государственной медицинской академии профессор   Л.А. Татаринова, зав. кафедрой иностранных языков Московского государственного стоматологического института,  профессор Л.Ю. Берзегова, зав. кафедрой  иностранных и латинского языков Оренбургской государственной медицинской академии, профессор Т.Л. Бухарина, зав. кафедрой иностранных языков Курского государственного медицинского университета, доцент  В.И. Наролина, зав. кафедрой иностранных языков Второго государственного медицинского университета, профессор Т.П. Щедрина

      Продолжая лучшие традиции работы Проблемной учебно-методической комиссии МЗ СССР, российская учебно-методическая комиссия, выполняя все рекомендации отдела образования и науки МЗ РФ и  Всероссийского учебно-научного центра медицинских и фармацевтических вузов России, уделяла большое внимание написанию и изданию  разноуровневых  примерных (типовых) учебных  программ по дисциплине  «Иностранный язык» для студентов и   аспирантов,  разрабатывала методические указания, регламентирующих работу кафедр иностранных языков по  всем ключевым  аспектам, включая обеспечение кафедр учебной литературой с грифом УМО МЗ РФ и необходимым перечнем  современных технических средств обучения. Основываясь на достижениях лингвистической, методической и педагогической наук, комиссия проводила повышение квалификации сотрудников кафедр иностранных языков на базах кафедр иностранных языков, ведущих московских медицинских вузов. Особым форматом повышения квалификации сотрудников кафедр иностранных языков медицинских и фармацевтических вузов России являлось участие в общероссийских конференциях по проблемам совершенствования и оптимизации обучения иностранным языкам в новых условиях расширения международных политических, экономических и научных связей России со многими странами Европы и мира. Прослушивая лекции и доклады знаменитых лингвистов, педагогов, методистов, специалистов в области психолого-педагогических наук, участвуя в дискуссиях по актуальным проблемам, преподаватели кафедр иностранных языков медицинских и фармацевтических вузов России формировали в себе новое видение ситуации и, соответственно, целей, задач и методов обучения иностранным языкам. ПУМК России осуществила свою главнейшую функцию, которая заключалась во внедрении коммуникативного подхода в традиционную методику преподавания иностранных языков и приблизилась к решению задач, связанных с переходом на компетентностную парадигму. Это было обусловлено стремлением и решением России интегрироваться в единое образовательное пространство Европы и решать многочисленные вопросы, связанные с конвертируемостью российского диплома специалиста медицинского и фармацевтического профиля.

 

Учебно-методическая комиссия по лингвистическим дисциплинам сегодня

   Учебно-методическая комиссия по лингвистическим дисциплинам активно функционирует   с 2011 года и входит в состав УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, председателем которого является член-корр. РАМН, ректор Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова профессор П.В. Глыбочко.

В настоящее время УМК по лингвистическим дисциплинам под руководством И.Ю. Марковиной решает актуальнейшие учебно-методические проблемы, связанные с реорганизацией (модернизацией) всего процесса обучения иностранным языкам, что обусловлено новой философией медицинского и фармацевтического образования в вузах России.

Переход на компетентностную парадигму образования в целом и лингвистического образования, в частности, внедрение новых образовательных стандартов европейского уровня и их адаптация к практике преподавания в российских вузах требуют от ведущих специалистов лингвистического профиля, входящих в состав комиссии, оперативной разработки и внедрения в практику лингвистического образования новой научно-обоснованной концепции обучения иностранным языкам. На общероссийской конференции «Медицинское образование - 2012» И.Ю. Марковиной и членами комиссии была   сформулирована концепция лингвистического образования в новых реалиях и в новых терминах. Формирование межкультурной информационно-коммуникативной компетенции специалиста медицинского и фармацевтического профиля представляет собой многоэтапный и многоуровневый непрерывный процесс, начинающийся в условиях додипломного образования (медицинский/фармацевтический колледж), продолжающийся в период получения профессии в вузе и в период последипломного образования специалиста. Этот процесс продолжается в течение всей трудовой деятельности специалиста медицинского/фармацевтического профиля, в которой владение иностранными языками позволяет получать новую информацию в сфере его научно-практической деятельности, совершенствовать практические умения, сотрудничать со специалистами из других стран в сфере непосредственной лечебной и научной работы, осуществлять педагогическую работу со студентами не только в российских, но и в зарубежных университетах.  В разработанной модели непрерывного и многоуровневого лингвистического образования формируемая межкультурная информационно - коммуникативная компетенция выполняет метаязыковую функцию в профессиональной деятельности специалиста медицинского/фармацевтического профиля. Обладающий такой компетенцией специалист,  владеет знаниями о многокультурном мире и языках общения, понимает  важность общения профессионального характера со специалистами из разных стран мира для самосовершенствования, осознает   необходимость поиска актуальной информации в разных Интернет-источниках, умеет осуществлять информационный поиск,  читать, понимать тексты профессиональной направленности,  находить ответы на вопросы, способен и готов участвовать в совместной деятельности научного и практического характера со специалистами из других стран.    В разработанной и предложенной модели овладение иностранными языками становится неотъемлемой частью медицинского/фармацевтического образования и задачи УМК по лингвистическим дисциплинам заключаются в том, чтобы кафедры иностранных языков как можно быстрее начали решать вопросы модернизации лингвистического образования. Для ускорения этого процесса УМК рассматривает вопросы создания учебников и учебных пособий нового поколения в первую очередь, с помощью которых возможно формировать и развивать межкультурную информационно-коммуникативную компетенцию студента и специалиста, формировать у студента и специалиста умения постоянной и эффективной самостоятельной работы над развитием лингвистической, дискурсивной, социальной и межкультурной компетенций.

УМК по лингвистическим дисциплинам рассматривает в качестве неотложной задачи повышение квалификации преподавателей кафедр иностранных языков, которые должны осуществлять свою учебную работу в новых условиях и отвечать на «вызовы» времени компетентно и профессионально, принося большую пользу медицинскому образованию и российскому здравоохранению.

 

Материал подготовлен членом УМК по лингвистическим дисциплинам

 В.И. Наролиной