«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

ФГОС 3+

Стратегия организации самостоятельной работы

студентов в условиях реализации ФГОС 3+.

 

  Формирование и развитие компетентной, креативной и творческой личности специалиста, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, представляется главной задачей современного высшего образования. Реформирование системы высшего образования связано с изменением парадигмы образовательной деятельности, в центре которой формирование «компетентности» - мотивированной способности осуществлять определенную деятельность. Компетентное или эффективное действие предполагает активизацию знаний, когнитивных и практических навыков, включение социальных и личностных факторов, что и определяет результативность деятельности. Стратегия образовательной деятельности должна быть направлена на развитие познавательной самостоятельности студентов и это предполагает коренное изменение позиции студента из пассивного потребителя знаний в активного участника учебного процесса, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, определить оптимальный результат и доказать его правильность.    

 Именно самостоятельная работа студента в аудитории и вне ее является инструментом формирования самостоятельной познавательности, которая в будущем определит конкурентоспособность специалиста в решении постоянно изменяющихся задач производственной деятельности. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает такую организацию учебно-воспитательного процесса в вузе, которая направлена на развитие умения учиться, формирование у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.    

Стратегия современной образовательной деятельности должна строиться на усилении роли самостоятельной работы. При этом особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов как целостной педагогической системы.

Модель самостоятельной учебной деятельности студента включает в себя взаимодействие студента, преподавателя и предмета изучения, овладение навыками и умениями в различных условиях (аудиторно и внеаудиторно), характер управления, внешний и внутренний контроль (самоконтроль) за учебной деятельностью, выполненный с разной степенью самостоятельности.

Таким образом, актуальными вопросами организации самостоятельной работы на кафедрах в медицинских вузах, требующими детального   рассмотрения, представляются:

 1. Стратегия СРС и ее новое содержание.

2. Выбор образовательных технологий, обеспечивающих активную самостоятельную деятельность.

3. Взаимодействие преподавателя и студента: активная позиция студента, осознание целей и задач деятельности.

4. Управление самостоятельной деятельностью студента, ее материальное и техническое сопровождение.

5. Обучение самоанализу, самооценке результатов самостоятельной деятельности.

Управление СРС на современном этапе предполагает качественно новую стратегию деятельности преподавателя как модератора СРС, наличие четко сформулированных инструкций, системы заданий, как алгоритма действий для студента.

Материальное, техническое оснащение кафедр имеет принципиальное значение, так как студенту необходимо обеспечить условия взаимодействия с преподавателем не только аудиторно, но и через сайт кафедры, использование ТСО (компьютерных программ) и электронных баз.

 

 К образовательным технологиям, обеспечивающим активную самостоятельную деятельность студентов, следует отнести метод проектов, кейс-метод, позволяющих формировать информационно-коммуникативную компетенцию специалиста. Процессуальная структура деятельности студента включает:

1.     профессионально-ориентированное информативное чтение в процессе изучения материалов,

  1. коммуникативное взаимодействие в процессе презентации материалов и их обсуждение (ролевая/деловая игра, ток-шоу, круглый стол, конференция, доклад-презентация).

 

В настоящее время в обучающей образовательной практике используются понятия «контактные часы», «управляемая СРС», в связи с чем УМК по лингвистическому образованию считает необходимым собрать и проанализировать существующие подходы к содержанию данных понятий.

В 2014-2015 г. этому вопросу будут посвящены материалы раздела УМК по лингвистическим дисциплинам.

 

Материал подготовлен членом УМК по лингвистическим дисциплинам