«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Мероприятие 14. Такая интересная и незаменимая работа - детский врач

«Медицина слагается из науки и искусства,

и над ними простирается чудесный покров героизма ».
Гуго Глязер.

Вы когда-нибудь задумывались о жизни? Что она из себя представляет? Чем является? Какое у нее начало и, какое продолжение? Всю свою красоту, очаровательность, наивность и гармоничность Жизнь вложила в детей, самых бесценных созданий. Но насколько бы не был прекрасен ребенок, намного больше он уязвим. С давних времен ввиду несовершенства асептики и антисептики дети погибали от самых банальных инфекций, но еще больше умирало оттого, что люди не понимали, что дите - это не маленький взрослый, это ребенок, со своими законами и особенностями развития. Сейчас, когда мир отчетливо осознает важность защиты детей и детства, ни у кого не возникает сомнений в том, что ребенку нужен врач, прекрасно знающий анатомо-физиологические особенности развития, специфику течения инфекционных болезней, неповторимость процессов, протекающих во время внутриутробного развития и дальнейшего становления человека в период детства.

Стремительно шагающая вперед наука и неисчерпаемое желание спасать детские жизни подвели к тому, что 19 июня 2010 г. в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова был открыт Педиатрический факультет, и осенью 2010 г. медицинский университет распахнул свои двери для 26 студентов первого курса. В настоящее время на факультете функционирует 8 кафедр. На каждой из них занимаются студенты. 

На сегодняшний день будущих выпускников Педиатрического факультета насчитывается более 800 человек. Они не просто студенты, пришедшие в ВУЗ для освоения профессии, это безмерно талантливые, искренние и любящие детей взрослые, основная жизненная цель которых - оказание квалифицированной медицинской помощи ребенку независимо от социального положения, национальности, религиозных убеждений и событий, происходящих в мире.

Наши студенты в школе занимались в театральном кружке, достигали побед в спорте, участвовали в конкурсах, получили музыкальное образование по специальности фортепиано и скрипка, проявляли свою эрудицию и занимались благотворительностью.

Вы думаете, что выбрав сложную для освоения профессию, студентам пришлось отказаться от активного образа жизни? Нет, ведь даже сейчас они, получая лучшие результаты по окончанию сессии, успевают то, что казалось бы невозможным. К примеру, некоторые студенты получают второе высшее образование, кто-то поступил в « Школу мастерства» на базе Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, другие являются представителями студенческого совета от лица Педиатрического факультета, а более смелые - волонтеры на Олимпийских зимних играх Сочи 2014.

Несмотря на всю яркость и многообразие предоставленных ВУЗом возможностей, будущие врачи не забывают о своей основной задаче: посещают кружки на клинических кафедрах, следят за достижениями медицины, являются слушателями и участниками конгрессов.

С каждым годом количество выпускников, выбирающих медицинскую специальность, становится больше, но уже сегодня можно с уверенностью смотреть в будущее: на Педиатрический факультет поступают осознанно, всецело посвящая себя профессии. Педиатрический факультет действительно юн, но через некоторое время на бескрайних просторах России за здоровье и жизнь ребенка будут бороться наши студенты. Студенты Педиатрического факультета Первого МГМУ им. И.М.Сеченова.

История педиатрии

Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю. Педиатрия - слово греческого происхождения (paid- ребенок, iatrea-врачевание). Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев внутриутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возраста включительно и является по существу медициной растущего организма. Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его «Афоризмах», в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.

Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины-хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.

Изначально, в прерогативу учения о детском здоровье – педиатрии, входило учение о практике родовспоможения, кроме того, педиатрия занималась лечением не только детских заболеваний, но и инфекционных болезней, как женщины, так и ребенка. Из знаменитых врачей того времени необходимо отметить Абу Бакра ар-Рази, который успешно описал корь и оспу, Ибн Сина и многих других.

Педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей.

Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста. Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.

Развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода. Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Сугубо как наука о детских болезнях, педиатрия начала свое формирование лишь в конце 15 – начала 16 века. Именно в этот период (16-17 вв.) и были описаны рахит и коклюш. Примечательно, что данными описаниями мы пользуемся по сей день. После чего (17-18 вв.) настал этап описания скарлатины, здесь стоит отдать первенство английскому педиатру Томасу Сиденгаму, который помимо скарлатины уделил пристальное внимание описанию ревматической хореи, подагры, коклюша, краснухи, рожи. Таким образом мы видим, что в основе педиатрии того времени имеют место не только сугубо «детские заболевания», а, главным образом, болезни инфекционной природы. Кроме того, Томас Сиденгам начал развивать систематику в медицине, а именно впервые начал подразделять все заболевания на острые и хронические. Эта классификация сохранилась до сих пор. Кроме того, Т. Сиденгам высказал одну из причин любого заболевания, по его мнению – самую основную, он относил возникновение любого соматического заболевания к «усилию природы восстановить здоровье путем удаления внедрившегося болезнетворного начала». И опять-таки, данной концепцией сейчас пользуются некоторые современные врачи нетрадиционной медицины.

Второй период - от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка «как на взрослого в миниатюре» и потребовало отдельного изучения детского организма.

И началось все с первой детской больницы, которая открылась в 1802 году в г. Париже. Это была не только клиника в классическом ее понимании, но и центр по изучению педиатрии, процессов протекания детских заболеваний. В этот период на первом месте была первая школа педиатрии под руководством П. Бретонно. Эта школа занималась изучением возникновений крупов у детей и изучением протекания, и развития дифтерии. В это время также развивалась школа Ш. Бийяр, специалисты которой занимались созданием атласа детской патологической анатомии. 19 век – также начало формирования школы А. Труссо, этот удивительный клиницист разработал практическое проведение оперативного вмешательства - реализацию трахеотомии у детей. Примерно в это же время берет начало развитие неврологии.

Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замечательные слова: «...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок-это не уменьшенная копия взрослого». Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням - «Педиятрика» (1847), поэтому он справедливо считается первым русским педиатром. Степан Фомич Хотовицкий обосновал необходимость как выделения самостоятельного раздела медицины - "медицины детства", так и того, что врач-педиатр должен обладать особыми признанием и навыками, глубокими знаниями о постоянно развивающемся и меняющемся детском организме. Такое понимание проблемы привело к тому, что именно в России 140 лет назад в 1865 году в стенах Петербургской Медико-хирургической академии создается первая в мире кафедра педиатрии. В 1866 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней.

Большую роль в развитии педиатрии сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Первые детские койки (палата на 6 кроватей) в России были учреждены в Санкт-Петербурге в открытой 8 февраля 1806 г. 30-коечной терапевтической клинике первого ректора Медико-хирургической академии (МХА) Иоганна Питера (Ивана Петровича) Франка, но через 3 года по решению следующего руководителя МХА Я. В. Виллие (писал: «солдаты не беременеют и не родят») детские койки были ликвидированы. Первая детская больница в России была открыта в 1834 г. в Петербурге — Николаевская больница позднее детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница учреждена в Москве в 1842 г. на Малой Бронной улице (в настоящее время она находится на Садово-Кудринской и также носит имя Н. Ф. Филатова). В том же году 10-коечная детская клиника для детей до 3 лет была открыта в составе женской и акушерской клиники МХА. Третья детская больница в России была создана в Петербурге в 1844 г. (Елизаветинская больница для малолетних детей, в дальнейшем — детская больница имени Л. Пастера). Все перечисленные больницы размещались в приспособленных помещениях и в дальнейшем неоднократно перемещались или закрывались.

Первой детской больницей в России, построенной по специальной программе, составленной К. А. Раухфусом, была больница принца П. Г. Ольденбургского, открытая в Петербурге 30 сентября 1869 г. К. А. Раухфус был с момента открытия до 1908 г. главным врачом и в настоящее время больница носит его имя. По его же проекту построена детская больница св. Владимира в Москве, открытая 15 июля 1876 г. (ныне Владимирская детская больница). Во второй половине XIX века это были лучшие детские больницы Европы. К началу ХХ века в России было 25 детских больниц на 2646 коек. Из общего коечного фонда 77% было сосредоточено в Петербурге и Москве.

В 1885 году в Санкт-Петербурге, а Н.Ф. Филатов почти параллельно, в 1892 году в Москве организовали общества детских врачей.

Особенности и характер системы охраны здоровья детей в России сформированы закономерностями общественного, экономического и культурного развития страны. К ним, в частности, можно отнести: общественный характер российской медицины, т.н. общественную медицину в России 2-ой половины 19 века; идею общинного самоуправления, нашедшую яркое выражение в системе земской медицины.

В конце XIX-начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей - Н.Ф.Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.

Н. Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н. Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова. Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки.

Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, ч частности медицины, открылись исключительно широкие возможности. Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И.Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины. В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

В СССР создается специальная служба охраны материнства и детства (развертывание сети яслей, домов ребенка, детских консультаций и поликлиник, стационаров; формируется участковый принцип обслуживания). Особенностью этой системы стало и то, что впервые в мире первичную врачебную помощь детям стали оказывать специально подготовленные специалисты на специальных факультетах медицинского вуза. Здесь хотелось бы подчеркнуть своеобразие отечественного опыта подготовки врачей-педиатров на специальном факультете. В основу обучения на педиатрических факультетах, прежде всего, было положено то, что с первых часов преподавания в вузе в общих предметах (анатомии, физиологии, биохимии и т.д.) стали освещаться вопросы возрастного развития ребенка, проблемы профилактики и диагностики нарушений развития, заболеваний детского возраста. Это, а также раннее (со второго курса), длительное общение со здоровыми и больными детьми в клиниках и детских учреждениях позволяло решать проблему подготовки детского врача в течение общепринятых сроков вузовского обучения. В 1978 г. на Алма-Атинской конференции Всемирной организации здравоохранения (BO3) отечественная система организации охраны материнства и детства, принципы медико-социальной помощи признаны уникальными и рекомендованы как образец для подражания для стран-членов ВОЗ.

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А. А. Кисель и его школа. А. А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А. А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г. Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского.

Профессор В. И. Молчанов развил основные идеи учения Н. Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М. С. Маслов - выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю. Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н. Ф. Филатова и В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю. Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А. Ф. Тур - крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Лебедев, Н. И. Красногорский, Л.А.Исаева, А.В.Мазурин, М.И.Мартынова, В.А.Таболин - ученик Г. Н. Сперанского, любимейший всеми детский врач России конца ХХ и начала XXI века, Н.С. Кисляк, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.

Научно-исследовательские педиатрические институты впервые были организованы в 1922 г. в Москве (ныне НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН) и в 1925 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия). В настоящее время в России имеется 18 разного профиля научно-исследовательских институтов педиатрического направления.

Повышение квалификации педиатров. Первоначально повышение квалификации педиатров и профессиональная переподготовка проходили по желанию врача при детских больницах, кафедрах педиатрии. В 1885 г. в Петербурге по инициативе Великой княгини ‘Елены Павловны (жены Великого князя Михаила — брата Александра I) был открыт Клинический институт — первое в мире учреждение, предназначенное для повышения квалификации врачей (ныне Санкт-Петербургская академия последипломного образования), а в 1931 г. в Москве открыт Центральный институт усовершенствования врачей (ныне Академия постдипломного образования). В этих учреждениях были созданы и кафедры педиатрии. В настоящее время в России функционируют 26 кафедр педиатрии (в рамках как перечисленных академий, так и факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных высших медицинских образовательных учреждений в разных городах страны), где педиатры не реже чем 1 раз в 5 лет обязаны повышать свою квалификацию. Введена обязательность сертификации врачей-педиатров и определение их квалификации (вторая, первая и высшая категории).

Общества и съезды педиатров. Первое в России (второе в Европе) Общество детских врачей было организовано Н. И. Быстровым в Петербурге в конце 1885 г. (в Москве оно организовано в 1892 г. Н. Ф. Филатовым). В 1904 г, в Петербурге был создан Союз борьбы с детской смертностью, в 1909 г. в Москве — Общество борьбы с детской смертностью, в 1913 Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества.

Определенную положительную роль в создании системы помощи матерям и детям сыграли и такие общественные организации, как Русское общество охраны народного здравия (основано в 1877 г.), Общество попечения о бедных и больных детях (Синий крест, основан в 1882 г.; почетным попечителем и консультантом его был Н. И. Быстров) и другие.

Первый съезд детских врачей России состоялся 27 — 31 декабря 1912 г. в Санкт-Петербурге, и открыл его приветственной речью К. А. Раухфус. В дальнейшем съезды проходили, как правило, как всесоюзные, и, поэтому в 2005 г. был лишь Х съезд педиатров России (Конгресс педиатров по тематике «Вопросы современной педиатрии»).

Педиатрические журналы. Первый отечественный педиатрический журнал «Детская медицина» издавал с 1896 по 1905 г. в Москве на личные средства один из основоположников отечественной детской хирургии Леонтий Петрович Александров (1857 — 1929). В 1911 г, в Петербурге Дмитрий Александрович Соколов начал издавать журнал «Педиатрия». Издание его прекратилось в 1914 г. в связи с тяжелой болезнью и далее смертью Д. А. Соколова. В 1922 г. в Москве, под редакцией Г. Н. Сперанского, началось издание журнала под названием «Журнал по изучению раннего возраста», переименованного в 1934 г. в «Советскую педиатрию», а в 1936 г. в «Педиатрию». Г. Н. Сперанский был главным редактором журнала почти полвека (1922 — 1969). В настоящее время журнал «Педиатрия» издается как журнал имени Г. Н. Сперанского. В 1916 — 1918 rr. в Петербурге издавался журнал «Охрана материнства и младенчества» (редакторы Н. А. Русских, В. П. Герасимович и П. С. Медовиков), а в Ленинграде с 1929 по 1942 rr. журнал «Вопросы педиатрии, педологии и охраны материнства и детства» (с 1936 г. журнал стал называться. Вопросы педиатрии и охраны материнства и детства»), главным редактором которого была директор Педиатрического института профессор Ю. А. Менделева. С 1946 по 1953 гг. журнал издавался в Ленинграде (главный редактор М. С. Маслов), а с 1956 г, — в Москве под названием «Вопросы охраны материнства и детства» (главным редактором на протяжении длительного времени была академик РАМН Н. И. Нисевич). В настоящее время журнал выходит под названием «Российский вестник перинатологии и педиатрии» (главный редактор академик РАН Ю. Е. Вельтищев). В конце 90-х годов также в Москве стали выходить под редакцией Председателя Исполкома общественной организации «Союза педиатров России», академика РАН А. А. Баранова два новых педиатрических журнала «Детский доктор», «Вопросы современной педиатрии», и уже в XXI веке: «Вопросы гематологии,/онкологии и иммунологии в педиатрии» (главный редактор А. Г. Румянцев), «Детская больница (главный редактор Н. И. Ваганов), «Вопросы детской диетологии» (главный редактор В. А. Тутельян) др.


Видео: 
Загрузка плеера