«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Кафедра педагогики и медицинской психологии

зав. кафедрой д.психол.н., проф. Н.Д.Творогова

Созданная 1971 году для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических вузов и для аспирантов 1 ММИ им. И.М.Сеченова (будущих преподавателей) кафедра прошла короткий и в то же время насыщенный событиями путь, связав свою судьбу с совершенствованием отечественного медицинского и фармацевтического образования, с внедрением научной психологии в медицинское образование.

Созданию кафедры предшествовали поиски форм и методов повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей, в процессе которых проректором по учебной работе проф. И.А.Сыченниковым и деканом ФПКп проф. М.Р.Сапиным с 1967 г. были организованы педагогические чтения, на которые приглашались лекторы из Академии педагогических наук СССР. В 1971 г. принято решение организовать свою кафедру, которую ректоратом было поручено возглавить д.мед.наук К.С.Митину. Проработав несколько более года в этой должности, Кирилл Сергеевич Митин укомплектовал кафедру профессиональными психологами (3-мя выпускниками факультета психологии МГУ; в 1971 был первый выпуск в нашей стране профессиональных психологов), педагогом и медиком (всего на кафедре вначале работали 5 преподавателей), затем ушел проректором в Московский стоматологический институт. В тот же период были сформулированы основные направления работы кафедры.

После прихода в 1973 году нового заведующего кафедрой к.ф.н. Ю.М.Орлова (который возглавлял ее 22 года) кафедра превратилась в признанный научно-методический центр совершенствования отечественного высшего медицинского и фармацевтического образования.

Заведующий кафедрой - д.психол.н., проф. Ю.М.Орлов

Юрий Михайлович Орлов (родился 16 апреля 1928 г. в д. Бородинка Кемеровской области в семье учителя) – один из основателей кафедры педагогики и медицинской психологии 1 ММИ им. И.М.Сеченова. Возглавил кафедру Ю.М.Орлов в 1973 г. Широта научных интересов (окончил Военно-морское училище во Владивостоке, затем стал студентом Военно-морской медицинской академии в г.Ленинграде, из-за болезни перевелся в Челябинский педагогический институт, аспирант Института философии АН СССР, кандидат философских наук, доктор психологических наук) позволила ему объединить в единый кафедральный коллектив специалистов с базовым педагогическим, психологическим и медицинским образованием. Он возглавлял кафедру на протяжении 22 лет. Большим научным и практическим достижением кафедры в период руководства ее Ю.М.Орловым стало создание и внедрение в учебный процесс новой педагогической технологии – Единой методической системы (ЕМС) института, кафедры.

Профессор Ю.М.Орлов руководил разработкой всех программ учебных дисциплин, преподаваемых на кафедре, которые стали типовыми для аналогичных кафедр всех медицинских и фармацевтических вузов СССР. Им внесен значительный вклад в развитие теории педагогического мастерства, в разработку критериев и методик исследования эффективности учебной деятельности, построение тестов учебных достижений, в разработку методики создания модели специалиста. Им предложена программа психологической подготовки студентов к экзамену. Под руководством и при непосредственном участии Ю.М.Орлова проведено многолетнее лонгитюдное исследование мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов.

Кафедра педагогики и медицинской психологии в рамках исследовательских проектов (научный руководитель – проф., д.пс.н Ю.М.Орлов): «Социально-психологические аспекты высшего медицинского образования», «Разработка методики построения модели врача-специалиста заданного профиля и провизора», «Разработка педагогического проекта курса кафедры медвуза», «Совершенствование форм и методов обучения в медицинском вузе», «Разработка дидактических требований к системе учебных занятий в медвузе» - подготовила требования к разработке экзаменационных тестов, сформулировала показатели эффективности внедрения новых форм, методов и средств обучения, предложила модель учебного пособия к практическим занятиям, проводила эмпирические исследования мотивов учебной деятельности студентов (в результате этих исследований была подготовлена брошюра «Моральное стимулирование учения»), подготовила рекомендации по воспитанию и самовоспитанию студентов, др. На материалах кафедральных научных разработок на кафедре были защищены 3 докторские диссертации и 5 кандидатских диссертаций (под руководством проф. Ю.М.Орлова всего защищено более 10 кандидатских диссертаций, он также был научным консультантом 4-х докторских диссертаций).

Ю.М.Орлов – был уважаемым членом президиума Московского отделения общества психологов, действительным членом Международной академии информатизации, входил в состав 2-х Советов по присуждению ученых степеней кандидата и доктора психологических наук. Он сотрудничал со многими общественными организациями и институтами (в частности, с Российским земским движением, с институтом валеологии, др.), был лектором в Институте повышения квалификации психологов АПН СССР.

Талантливый педагог, прекрасный лектор – Ю.М.Орлов неизменно демонстрировал пример педагогической работы как в аудитории со студентами, преподавателями вузов (слушателями ФПКп), аспирантами, так и в аудитории при чтении лекций для населения. Он выступал с лекциями в различных регионах СНГ (раньше – СССР, в качестве признанного лектора Всесоюзного общества «Знание»), выступал в широкой печати и по кабельному телевидению, а с 1993 г. на протяжении более 5 лет вел систематические циклы лекций для населения в Политехническом музее. 90-е годы отмечены также всплеском его издательской активности: опубликовано более 30 брошюр («Психология ненасилия», «Обида», «Вина», «Целительное рисование», «Психология болезни», «Менталитет человека, его здоровье и болезнь», «Психология врачевания», «Зависимость», «Психодинамика здоровой и больной личности» и многие другие). Ю.М.Орлов является автором монографий: «Прогнозирование социальных потребностей молодежи» (1978, совместно с проф. И.В. Бестужевым-Ладой), «Самопознание и самовоспитание характера» (1987), «Восхождение к индивидуальности (1991), «Половое развитие и воспитание» (1993).

Ю.М.Орлов разработал теорию и практику саногенного (оздоравливающего) мышления (СГМ) с целью управления отрицательными эмоциями (в частности, такими как обида, вина, гнев, зависть, стыд, др.) путем осознания и управления теми умственными операциями, которые автоматически порождают соответственную эмоцию. Первые его публикации в этой сфере появились в 1991 г. в контексте санологии (комплексного направления медицинской науки и практики).

Основные принципы СГМ («здравомыслия»): (а) принцип уместности умственных операций, (б) принцип осознания привычек собственного ума, (в) принцип интроспекции, (г) принцип научности обыденного мышления. Теория СГМ объясняет, как эмоции возникают вследствие автоматизированных, привычных и неосознаваемых умственных операций, порождаются привычной работой ума, осуществляемой по определенной программе, характерной для каждого вида эмоций. Патогенное мышление (ПГМ) – это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. Ю.М.Орловым разработана технология обучения СГМ, которая опирается на развитие естественной способности человека к интроспекции, к осознанию с помощью специальных упражнений своих автоматизированных умственных операций. Эффективная интроспекция, связанная с той или иной эмоцией, кроме полноценной жизненной философии требует выработки новых привычек думать, размышлять об обиде, стыде, зависти, чтобы привычный ход мыслей автоматически не приводил к этим эмоциям. Такое осознание не может быть достигнуто без знания психологии мышления и психологии эмоций, в рамках которых выявляются умственные операции, определенная совокупность которых порождает ту или иную эмоцию. Знание об операционных основаниях эмоций порождается научными психологическими исследованиями. СГМ вносит в привычное течение мысли, в обыденную философию человека научные основания. Такое осознание порождает контроль и управление предметом осознания. Клиент ведет дневник самонаблюдения, в результате чего повторяет акты СГМ, которые автоматизируются, становятся для него привычными. Технология обучения доведена до уровня, позволяющего самостоятельное усвоение СГМ. Практика обучения СГМ – отечественная синтетическая психотехнология, разработанная начиная с восьмидесятых годов прошлого столетия психологом и философом Ю.М.Орловым независимо от западной теории эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых практических задач.

Большим научным и практическим достижением педагогического коллектива 1-го ММИ им. И.М.Сеченова стало создание и внедрение в учебный процесс новой педагогической технологии – Единой методической системы института, кафедры. Идеологами этой работы на уровне института стали проректор проф. И.А.Сыченников и кафедра педагогики и медицинской психологии. Формально авторами первой публикации (брошюры) и названия новой педагогической технологии были доцент кафедры к.пед.н. В.И.Каган, ассистент кафедры психолог Н.А.Галатенко, проректор доктор медицинских наук И.А.Сыченников. Вся практическая работа на кафедрах института по разработке новой технологии проводилась преподавателями этих кафедр, руководил этой работой проф. И.А.Сыченников.

Кафедра педагогики и медицинской психологии в рамках исследовательских проектов (научный руководитель – проф., д.пс.н Ю.М.Орлов): «Социально-психологические аспекты высшего медицинского образования», «Разработка методики построения модели врача-специалиста заданного профиля и провизора», «Разработка педагогического проекта курса кафедры медвуза», «Совершенствование форм и методов обучения в медицинском вузе», «Разработка дидактических требований к системе учебных занятий в медвузе» - подготовила требования к разработке экзаменационных тестов, сформулировала показатели эффективности внедрения новых форм, методов и средств обучения (и предложила методики для их измерения), предложила модель учебного пособия к практическим занятиям, проводила эмпирические исследования мотивов учебной деятельности студентов (в результате этих исследований была подготовлена брошюра «Моральное стимулирование учения»), подготовила рекомендации по воспитанию и самовоспитанию студентов, др. На материалах кафедральных научных разработок были защищены 3 докторские диссертации (две по психологии и одна по педагогике) и 5 кандидатских диссертаций.

Педагогическая технология, разработанная преподавательским коллективом всего 1 ММИ вышла за пределы института и стала ведущей для всей отечественной медицинской и фармацевтической высшей школы, благодаря усилиям преподавателей кафедры педагогики и медицинской психологии, которые через ФПКп и при непосредственной поддержке его декана (академика М.Р.Сапина) проводили циклы повышения квалификации преподавателей как своего института, так и других вузов СССР. Деканаты лечебных, санитарно-гигиенического, фармацевтического факультетов, учебная часть института, факультетские учебно-методические комиссии осуществляли организационную и методическую поддержку работе кафедры, активно участвовали в разработке новой педагогической технологии. В институте стали традиционными ежегодные научно-методические конференции, работали разнообразные методические комиссии, нацеленные на решение практических задач оптимизации учебно-воспитательного процесса. Эта поистине всеобщая работа сплотила педагогический коллектив института, отдельные представители которого стали специалистами высшего образования не только федерального, но и мирового уровня. В 1987 г. вышла в свет книга И.А.Сыченникова и В.И.Кагана «Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе».

Начиная с 1991 года перед кафедрой возникли новые вызовы. В связи с открытием факультета высшего сестринского образования кафедра стала работать со студентами, в учебный план факультета ВСО (декан – Г.М.Перфильева) включены разнообразные курсы по психологии и педагогике. Проблема была не только в отборе учебного материала для новых курсов, но и в разработке методики преподавания психологии и педагогики студентам нового для нашей страны факультета. Аналогов в отечественной практике не было.

С 1995 по настоящее время (зав. кафедрой – проф. Н.Д.Творогова) - период интенсивной работы сотрудников кафедры над постановкой новых курсов для студентов сначала факультета ВСО, а затем и всех остальных факультетов ММА им. И.М.Сеченова. Эта работа проводилась на фоне общей тяжелой экономической ситуации для отечественных государственных образовательных учреждений. Кафедра выстояла и стала интенсивно развиваться; ректор ММА им. И.М.Сеченова академик РАМН и РАН М.А.Пальцев предугадал процесс возвращения психологии в медицинское образование, предложив кафедре участвовать и в проекте постдипломной подготовки организаторов здравоохранения. Кафедра семейной медицины (зав. кафедрой – акад. И.Н.Денисов) - первая кафедра ФПК врачей, пригласившая психологов кафедры к участию в учебном процессе с врачами, предложив курс «Психология семьи».

За три десятилетия для медицинских и фармацевтических учебных заведений кафедрой разработана и внедрена система многоуровневой психологической подготовки медиков и фармацевтов. Разработаны и утверждены МЗ РФ программы по психологии для средних медицинских учебных заведений, для студентов высших учебных заведений, разработаны программы постдипломной психологической подготовки (все программы интегрированы между собой). Для методического обеспечения этих курсов подготовлены и изданы учебные тетради по психологии (5 тетрадей), 2-х томник по базовому курсу психологии (выдержал три переиздания), 2-х томник по психологии управления (издавался два раза), реализующие авторскую, принятую в отечественном медицинском образовании модель учебного пособия. Подготовлены к печати наборы тестовых заданий для итоговой государственной аттестации студентов факультета ВСО, проводилась работа над другими пособиями по курсам, которые читает кафедра. Все учебные пособия рекомендованы УМО медицинских и фармацевтических вузов РФ для работы со студентами.

Кафедрой разработана система и многоуровневой педагогической подготовки медиков с опорой на отечественную научную школу по педагогической психологии. Для медицинских и фармацевтических учебных заведений разработана и внедрена система многоуровневой подготовки преподавателей; для учащихся средних медицинских и фармацевтических училищ (повышенный уровень) заведующей кафедрой проф. Н.Д.Твороговой разработана программа учебного курса «Теория педагогики с методикой преподавания» (утверждена МЗ РФ в 1999 г.); для студентов медицинских и фармацевтических вузов на кафедре впервые в стране разработана программа учебной дисциплины «Психология и педагогика» (программы для студентов разных факультетов утверждены МЗ РФ - 1996, 1998, 2001 годы). Для студентов 6 курса факультета научно-педагогических кадров с 2004 года преподавалась на кафедре учебная дисциплина «Педагогика высшей школы». На постдипломном этапе для аспирантов разработана (1986, 2001) программа учебного курса «Психологические и педагогические основы высшего медицинского образования», для слушателей ФПКп утверждена МЗ РФ (1977, 2001) примерная программа по курсу «Психолого-педагогические основы высшего медицинского и фармацевтического образования».

В настоящее время кафедра является общеинститутской, работает со студентами всех факультетов Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. В ее составе 30 преподавателей, среди которых доктора и кандидаты психологических наук, аспиранты и соискатели; большинство преподавателей совмещают свою работу на кафедре с работой в клиниках, в медицинских компаниях, медико-психологических службах, пр., проводят индивидуальное психологическое консультирование, групповые тренинги. Академик РАО А.А.Бодалев не раз в присутствии коллег утверждал, что кафедре в плане внедрения научной психологии в медицинское образование удалось сделать то, что в свое время не удалось академику В.Н.Мясищеву.

Заведующая кафедрой – д.психол. н., проф. Н.Д.Творогова

Н.Д.Творогова - член Московского Дома Ученых РАН, действительный член Международной Академии Информатизации и Американской Академии наук, образования, промышленности и искусств (The international academy of sciences, education, industry, & arts /California), Международной академии психологических наук, имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия» (присвоена МЗ РФ), член президиума Московского психологического общества, председатель секции «Психология здоровья» Российского психологического общества, почетный профессор факультета психологии МГУ. С 1998 г. на протяжении пяти лет Творогова Н.Д. была членом докторского совета по восстановительной медицине (ММА им.И.М.Сеченова), с 2007 г. стала членом докторского совета по медицинской психологии (МГУ), членом президиума УМО по классическому университетскому психологическому образованию. Последние 2 года является председателем Государственной аттестационной комиссии по специальности «Клиническая психология» на факультете психологии МГУ, награждена знаком «Отличник здравоохранения».

Творогова Н.Д. – выпускница факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. С 3-го курса стала специализироваться по кафедре нейро- и патопсихологии, участвовала в клинических разборах в лаборатории нейропсихологии института им. Бурденко, которую возглавлял профессор факультета психологии МГУ д.мед.н. А.Р.Лурия. Под его руководством подготовила дипломную работу, которую успешно защитила весной 1971 г.

За последние 20 лет прошла подготовку по процессуальной терапии в составе международных программ, а также циклы занятий по психологии семьи, гуманистической психологии, позитивному мышлению, организационному консультированию, психологическому уходу за пожилыми людьми, коммуникации врача с пациентом; участвовала и в других международных образовательных программах.

С 2000 по 2008 г. Творогова Н.Д. совмещала работу в ММА с заведыванием кафедрой клинической психологии Университета Российской Академии образования. Под ее руководством был разработан комплекс основных в части специальных дисциплин программ (22 программы), раскрывающих содержание новой для России психологической специальности. В течение трех лет (с 2003 года), кафедра, возглавляемая Твороговой Н.Д., проводила ежегодные межвузовские научные конференции «Психология здоровья», а она сама являлась научным редактором сборников этих конференций (опубликованы Университетом Российской академии образования), в 2003-2004 годах выполняла научное исследование по планам РАО в сфере здоровьесберегающих педагогических технологий (тема исследований признана приоритетной). В 2006 г. под ее научной редакцией вышел первый в России энциклопедический словарь «Клиническая психология» в 6-ти томном издании «Психологическая энциклопедия» (руководитель всего проекта – академик РАО – А.В.Петровский).

С 2005 года Творогова Н.Д. участвует в ежегодных Всероссийских форумах «Здоровье нации – основа процветания России». В рамках секции «Здоровье нации и образование» четыре года подряд она - сопредседатель круглого стола «Психология здоровья».

Творогова Н.Д. – была делегатом от г.Москвы на последнем Съезде психологов Российского психологического общества, руководила на нем секцией «Психология здоровья», активно участвовала в работе секции «Психология общения».

В настоящий период сфера научных и практических интересов Твороговой Н.Д. – клиническая психология (психология здоровья); социально-психологическая подготовка (формирование техники общения личности в сочетании с групповыми формами работы с семьей, учебной группой, медицинской бригадой); медицинская педагогика (школы здоровья, модификация поведения, формирование поведения, связанного со здоровьем). Клиническое и социально-психологическое направление исследований Творогова Н.Д. включает разработку направлений первичной психопрофилактики заболеваний применительно к различным сферам жизни человека, а также изучение возможностей психологической самопомощи.

Творогова Н.Д. – автор более трехсот научных публикаций, стала лидером разработки учебных программ и методических материалов по курсам общей, педагогической, социальной, клинической психологии для студентов различных факультетов медицинских и фармацевтических вузов, для учащихся медицинских училищ РФ, была у истоков становления в России психологической подготовки студентов факультета высшего сестринского образования, семейных врачей, менеджеров здоровья.

С 2010 г. Творогова Н.Д. – руководитель отделения клинической психологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова.

Основные теоретические положения, на которые опирается преподавание кафедрой психологии на всех факультетах университета: (1) целостный подход к человеку (социо-психо-соматическая модель); (2) учет психосоматических взаимовлияний; (3) позитивное определение здоровья (записанное в Уставе ВОЗ), а не только на понятия «болезнь», «патология»; (4) саноцентристская ориентация помощи пациенту («выращивание» здоровья, а не только борьба с болезнями); (5) ответственность за свое здоровье (возможность управлять своим поведением, контроль своего состояния); (6) семейный подход к оказанию психологической помощи клиенту, учет социального контекста его жизнедеятельности, (7) опыт отечественной психологической школы (с учетом достижений зарубежных научных школ). Цельюизучения студентами всех факультетов учебной дисциплины «Психология и педагогика» стало усвоение учащимися основ психологии, необходимых им на последующих этапах психологической подготовки к их будущей профессиональной деятельности. Обучение направлено на повышение психологической компетентности, стимулирование личностного роста студента, расширение и уточнение его представлений о самом себе, развитие способности к саморегуляции, формирование профессионально значимых коммуникативных умений.

Содержание дисциплины составляют знания основных положений современной психологической науки в контексте предстоящей профессиональной деятельности студентов. Содержание соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по соответствующим медицинским специальностям, а также требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», примерной программе дисциплины «Психология и педагогика» (2000 г.), утвержденным Министерством образования России. Данная программа преемственно связана с содержанием дисциплины «Психология» для медицинских училищ и колледжей, с «Медицинской психологией» и набором элективных дисциплин по психологии, читаемых на старших курсах медицинского вуза. Полученные знания будут полезны для выпускников медицинских вузов и при их последующей подготовке к управленческой и педагогической деятельности. Содержание базовой дисциплины интегрируется с постдипломной подготовкой по медицинской психологии, с дисциплинами «Психология семьи» для семейных врачей, «Психология управления» для ординаторов факультета управления здравоохранением, «Психологические и педагогические основы высшего медицинского образования» для аспирантов, готовящихся стать преподавателями высшей медицинской школы, и для слушателей Факультета повышения квалификации преподавателей, др.

В 2010 г. по инициативе и поддержке проректора по учебной работе проф. А.А.Свистунова ректором университета член-корр. РАМН П.В.Глыбочко было принято решение начать в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова подготовку клинических психологов; создано отделение клинической психологии, базовой кафедрой которого стала кафедра педагогики и медицинской психологии, а ее заведующая – д.психол.н., проф. Н.Д.Творогова назначена руководителем этого отделения.

На кафедре реализуются методические проекты, ведется научная работа. Клиническое и социально-психологическое направление исследований включает разработку направлений первичной психопрофилактики заболеваний применительно к различным сферам жизни человека, а также изучение возможностей психологической самопомощи. Эмпирически доказана связь между фрустрацией потребности в общении личности и уровнем ее здоровья; разработаны тренинговые программы по повышению эффективности общения медиков в экстремальных ситуациях. Рассмотрены направления психопрофилактики эмоциональной напряженности работающего врача при его общении с пациентом (изучался риск для здоровья медицинских работников хронических эмоций страха, гнева, обиды, вины и т.п.). Изучается влияние позитивного мировосприятия на выбор техники общения и ее эффективность (показано, что сложившаяся субъективная картина мира может, как способствовать поддержанию здоровья, так и расшатывать его из-за постоянно переживаемого дистресса). Научному исследованию подвергались возможности медицинской педагогики, используемой в работе школ здоровья для населения (показано, что эффективность модификации поведения пациента с целью поддержания его здоровья зависит не только от применяемых приемов модификации, но и от особенностей взаимоотношений между обучающимся и обучающим).

В 2003, 2004 годах на кафедре выполнялось научное исследование по планам РАО в сфере здоровьесберегающих педагогических технологий (тема исследований признана РАО приоритетной). С 2005 по 2007 по программе РАО реализованы исследования по отбору содержания обучения (сотрудниками кафедры разработано 20 учебных программ спецкурсов и спецпрактикумов) и контролю усвоения содержания по клинической психологии. По гранту РГНФ на кафедре в 2010 г. подготовлена к печати коллективная монография по психосемантике (руководитель проекта – к.психол.н., доц. И.Б.Ханина). По гранту РГНФ в 2008 – 2015 г.г. сотрудники кафедры работали над подготовкой первого в России энциклопедического словаря «Психология общения» (1-го и 2-го его издания) под общей редакцией академика РАО А.А.Бодалева (проф. Н.Д.Творогова и доц. И.Б.Ханина – редакторы-составители соответствующих разделов словаря). В 2011-2012 годах заведующая кафедрой участвовала в международном проекте TEMPUS IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов». В настоящее время по приглашению декана факультета психологии МГУ акад. РАО Ю.П.Зинченко заведующая кафедрой проф. Н.Д.Творогова участвует в проектах МЗ РФ и МО РФ.

Кафедра работает с ведущими отечественными психологическими центрами, способствует активному проникновению научной психологии и психологической практики в медицинское образование. Последние годы сотрудники кафедры активно сотрудничают с академией имиджелогии, участвуют в международных конференциях по имиджу организации, специалистов (публикации сотрудников кафедры по имиджу медицинского работника, преподавателя). Сотрудники кафедры являются ядром секции (заведующая кафедрой – председатель секции) «Психология здоровья» Московского психологического общества, в 2015 г. отметившего свое 130-летие. В 2011 году в рамках договора о сотрудничестве Первого МГМУ им. И.М.Сеченова и МГУ им. М.В.Ломоносова заключен договор с факультетом психологии МГУ с целью повышения качества фундаментальной психологической подготовки студентов Первого МГМУ, осваивающих специальность «Клиническая психология». В 2013г. заключен договор о сотрудничестве с Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ), заключается договор с психологической службой г.Москвы. Кафедра сотрудничает с факультетом психологии Российского государственного социального университета (РГСУ), с факультетом клинической психологии Курского медицинского университета, др.

Кафедра сотрудничала с журналами «Сестринское дело», «Старшая медсестра», «Медицинская сестра», «Главный врач», «Менеджмент здравоохранения», с газетой «Медицинский вестник», др.

Сотрудники участвовали в работе последних трех съездов психологов (Санкт Петербург, Ростов-на-Дону, Москва), Юбилейной конференции Российской ассоциации психологов, трех последних международных конференций по психологии общения (2000, 2003, 2006, 2012 – проф. Н.Д.Творогова член оргкомитета, доц. И.Б.Ханина – член рабочей группы последней конференции по психологии общения).

Заведующая кафедрой - инициатор и организатор проведения трех межвузовских конференций по психологии здоровья на базе УРАО и ММА им. И.М.Сеченова, научный редактор сборников материалов этих конференций, участвовала в работе двух форумов «Здоровье нации», руководила круглыми столами, награждена оргкомитетом Форума диплом за участие в научной программе «Здоровье».

В день 35-летнего юбилея кафедры академик РАО А В.Петровский в своем обращении написал (это обращение буквально накануне смерти академика сотрудники кафедры расценивают как его завещание): «Уважаемые коллеги, искренне поздравляю вас с юбилеем кафедры педагогики и медицинской психологии! 35 лет работы, которая заметна далеко за пределами вузов, дает вам основание гордиться достигнутыми результатами…». Сотрудники кафедры с уверенностью смотрят в будущее, предлагая врачам, стоматологам, медсестрам, фармацевтам новые проекты психологических образовательных программ, с энтузиазмом участвуют в подготовке в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова профессиональных психологов, готовятся к своему 45-летнему юбилею (в 2016г.).

Видео: 
Загрузка плеера