«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Программа по фармакологии (часть I )

Москва
ГОУ ВУНМЦ
2000

Составители: Зав. кафедрой, к.ф.н. Тарасов В.В., завуч, к.б.н. Сологова С.С., доцент Зацепилова Т.А., доцент Чубарев В.Н., доцент Преферанская Н.Г.

При изучении курса фармакологии студент должен выработать умения:
 

  • ориентироваться в номенклатуре ЛС по теме занятия , распределять препараты по фармакологическим, фармакотерапевтическим, химическим группам;
  • определять синонимы ЛС, аргументировать возможности замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакотерапевтической и фармакологической активностью;
  • контролировать правильность выписывания рецепта и корректировать его;
  • пользоваться справочной литературой по ЛС, владеть составлением и передачей фармацевтической информации для врачей и населения;
  • давать советы населению о рациональном приеме ЛС и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.
     
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФАРМАКОЛОГИИ
 

Изучение фармакологии включает обязательные понятия и знания о классификации ЛС с указанием функциональной системы, с которой взаимодействует лекарственный препарат, характера влияния ЛС на нее, механизма действия ЛС на органном, клеточном и молекулярном уровнях.

Методология изучения фармакологии базируется на правилах и схемах применения ЛС, полученных из официальных источников о ЛС. Она включает: международное непатентованное название каждого препарата, его торговые названия, источником которых служат международные и государственные фармакопеи, справочные руководствах, учебники фармакологии и временная техническая документация.

В практической деятельности провизор и врач, работая вместе, осуществляют рациональную и эффективную фармакотерапию. В этом взаимодействии провизор выступает в качестве консультанта врача и больного в области лекарствоведения.

Провизор на основе методов сравнительного анализа ЛС по аннотациям определяет их место в общей классификации ЛС и проводит их оценку. Поэтому фармакология становится частью фармацевтического маркетинга с учетом экономических возможностей пациента. При изучении фармакологии следует использовать ряд алгоритмов (последовательность операций).

Первым этапом изучения частной фармакологии является определение места препарата в классификации .

РАЗРЯД объединяет препараты по принципу действия их на физиологические системы (например, сердечно-сосудистую и др.).

КЛАСС объединяет препараты по виду действия, эффекту
( например, кардиотонические, антиаритмические средства).

ГРУППА объединяет препараты по химическому признаку, (например, сердечные гликозиды, кардиотонические средства негликозидной природы ), по механизму действия
(например, антиаритмические средства с мембраностабилизирующей активностью).
Весьма полезно в пределах одного класса провести сравнительный анализ разных групп, а затем в пределах каждой группы провести сравнительную оценку ЛС по показателям эффективности, безопасности и стоимости их на курс лечения. Необходимо также установить торговые названия препаратов, имеющих одно и тоже активное вещество и ориентироваться в их ценах.

Логический поиск ЛС начинается с фармакотерапевтической классификации. При этом провизор называет врачу фармакологические классы и группы, перечисляет отдельные препараты, которыми располагает аптека. Выше указанная методология облегчает систематизацию обширного материала о ЛС, позволяет взаимодействовать провизору с врачом и производить отпуск ЛС с соблюдением морально-этических норм.

Схема описания фармакологических знаний, умений, навыков и применение их в учебной, научной и практической деятельности.

По окончании курса фармакологии  студент должен ЗНАТЬ:
 

  • Классификацию ЛС
  • Международные и торговые названия лекарственных препаратов
  • Механизмы действия ЛС
  • Показания к применению ЛС
  • Отрицательные побочные действия ЛС и противопоказания к их применению
  • Формы выпуска и дозировки ЛС

Студент должен УМЕТЬ:
 

  • Определять принадлежность препарата к фармакологической группе
  • Определять место лекарственного препарата в классификации ЛС
  • Определять по международному названию ЛС его торговые названия
  • Проводить замену одного ЛС на другое ЛС, аналогичное по действию
  • Информировать больного о рациональном приема ЛС, о возможных побочных отрицательных реакциях и мерах их устранения