«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Учебно-методическая работа

Сотрудники кафедр медико-профилактического факультета активно участвуют в учебно-методической и учебно-организационной работе как внутри академии, так и на республиканском уровне. Это направление деятельности курируют зам. декана по методической работе профессор Елена Васильевна Волчкова и доцент Валентина Арсентьевна Кудашева (блок дисциплин специальности).

Учебно-методический совет (УМС) по специальности 040300 "Медико-профилактическое дело" - основной учебно-методический орган факультета. Секретарем совета является доцент Азалия Васильевна Малахова. Основу деятельности УМС составляет разработка методологических аспектов подготовки специалистов и интеграция учебного процесса. В УМС входят высококвалифицированные и наиболее компетентные в учебно-методических вопросах специалисты: заведующие кафедрами, профессора, доценты и преподаватели, обеспечивающие подготовку кадров на факультете.

Одной из основных задач, стоящих перед профессорско-педагогическим составом медико-профилактического факультета академии является повышение качества подготовки врачей-гигиенистов, эпидемиологов путем совершенствования организации, форм и методов учебного процесса. Для решения этой задачи УМС ведет работу в следующих направлениях:

  • Анализ педагогической и учебно-методической деятельности кафедр факультета
  • Совершенствование организации учебного процесса на факультете (интеграция обучения, создание сквозных учебных программ и пр.)
  • Внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения
  • Совершенствование профориентационной и воспитательной работы со студентами

Преподаватели кафедр факультета ежегодно участвуют в конференциях и совещаниях различных уровней по вопросам совершенствования подготовки специалистов, в том числе, в итоговых научно-методических конференциях Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Сотрудничество с другими вузами страны осуществляется в основном по линии ФПК.

За последнее время сотрудники факультета неоднократно участвовали в работе совместных совещаний руководителей органов и учреждений госсанэпидслужбы и ректората Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, а также совещания деканов МПФ (20 мая 2000 г.). На этих встречах был принят ряд важных документов, определяющих организацию учебного процесса на факультете, в т.ч. подписан ряд соглашений с ЦГСЭН (г. Москвы, Московской, Тульской и Ярославской обл.) об организации при них базовых центров обучения.

Самостоятельно и в сотрудничестве со специалистами медико-профилактических факультетов ведущих Вузов страны (Санкт-Петербургская медицинская академия им. И.И. Мечникова, Ростовский Государственный медицинский университет и др.) были подготовлены материалы для составления Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040300 "Медико-профилактическое деле", квалификационной характеристики выпускника, программа ИГАВ, тестовые задания и типовые профессиональные задачи для проведения междисциплинарного экзамена, учебные планы преподавания на медико-профилактическом факультете, программы по отдельным дисциплинам и многие другие материалы.

В этом плане необходимо отметить отличную работу наиболее опытных методистов факультета: профессоров В.Т. Мазаева, С.С. Спасского, Б.М. Корнева, Е.М. Липницкого, Е.В. Волчковой, доцентов В.А. Кудашевой, В.С. Спиридоновой, Т.А. Козловой, И.К. Атякиной, Б.П. Лиенко, Т.Г. Шлепниной, Н.Н. Беляевой, О.А. Манеровой, Н.Д. Бобрищевой-Пушкиной, О.С. Аляутдиной и многих других.

На МПФ сохраняется и активно поддерживается традиционное взаимодействие гигиенических и клинических кафедр. Это касается выбора тем учебных занятий и заседаний студенческих научных кружков. На Ученом совете и УМС факультета периодически рассматриваются вопросы интеграции в преподавании гигиенических дисциплин и эпидемиологии и клинических дисциплин. Эта работа будет в дальнейшем продолжаться и расширяться - факультет считает важным и необходимым дать выпускникам МПФ основательную клиническую подготовку.

В соответствие с решением Ученого совета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова от 6 ноября 2000 г. преподавание специальных гигиен и эпидемиологии в XII семестре начато на практической базе в ЦГСЭН. Такое решение имеет позитивное значение поскольку позволяет студентам:

  • непосредственно ознакомиться с местом своей будущей трудовой деятельности, с организацией работы подразделений ЦГСЭН, его материально-техническим оснащением, новейшими приборами, аппаратами и методами исследований объектов среды обитания человека
  • успешно освоить и сдать зачет по практическим умениям (I этап ИГАВ)
  • апробировать свои теоретические знания на практике и осознать область их применения, на наглядных примерах научиться решать типовые профессиональные задачи и подготовиться к сдаче собеседования (III этап ИГАВ)

Интеграция с ЦГСЭН позволила кафедрам факультета вплотную приблизиться к практическому звену и тем самым восполнить определенное отставание от современного уровня технического развития, а сотрудники ЦГСЭН получили доступ к глубочайшим фундаментальным знаниям.

На кафедрах факультета проводится большая работа по совершенствованию преподавания. Серьезное внимание уделяется вопросам всесторонней компьютеризации учебного процесса и развитию на этой основе новых форм и методов обучения. На многих кафедрах созданы специализированные кабинеты и классы технических форм обучения, преподаватели ориентированы на разработку мультимедийных учебных пособий и иллюстраций. В учебный процесс активно внедряются деловые игры, повышающие качество усвоения учебного материала и профессиональной подготовки и многое другое.

Сотрудники факультета ведут интенсивную учебно-издательскую деятельность. Только за 1999-2000 учебный год в общей сложности было подготовлено 57 различных трудов общим объемом около 320 печатных листов. Это в первую очередь 6 учебников и учебных пособий (по общей гигиене, инфекционным болезням, эпидемиологии, общей химии, микробиологии и иммунологии, акушерству и гинекологии). Кроме того, опубликовано 25 методических пособий и руководств к практическим занятиям, а также сборники тестовых заданий, конспекты лекций, учебно-методические указания для преподавателей и пр.