«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Обучение иностранных учащихся на английском языке

Преподавание эпидемиологии иностранным студентам на английском языкеПреподавание эпидемиологии студентам - гражданам других стран, обучающихся по специальности «лечебное дело», по программе билингвального обучения в ГОУ ВПО Первом МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России началось в 2006-2007 учебном году.

В соответствии с примерной программой обучения студентов эпидемиологии по специальности «лечебное дело» обучение проводится по 2 основным модулям: «Общая эпидемиология с основами доказательной медицины» и «Эпидемиология инфекционных болезней».

эпид.jpg

Доцент Т.В. Соколова с группой иностранных студентов лечебного факультета, обучающихся на английском языке

Целью обучения по модулю «Общая эпидемиология с основами доказательной медицины» является: подготовка выпускника, владеющего базовыми знаниями и умениями по вопросам организации и проведения эпидемиологических исследований и использования принципов доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических мероприятий, необходимыми для использования в будущей профессиональной деятельности.

Табл.1 Содержание модуля: «Общая эпидемиология с основами доказательной медицины» разделы дисциплины и виды занятий.

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия

1

Введение. Эпидемиологический подход в изучении патологии человека.Основы доказательной медицины

-

2

Эпидемиологические исследования




2.1 Показатели, используемые в эпидемиологических исследованиях. Дизайн эпидемиологических исследований

-


2.2. Описательные эпидемиологические исследования

-


2.3 Наблюдательные аналитические эпидемиологические исследования

-


2.4 Экспериментальные исследования (оценка эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов)

-


2.5 Экспериментальные исследования (оценка эффективности и безопасности диагностических

-

4

Базы данных. Поиск доказательной информации

5

Систематические обзоры. Метаанализ

-

В ходе разработки данного модуля был проанализирован большой объем иностранной учебной литературы. Для обучения по модулю «Общая эпидемиология с основами доказательной медицины» студентам рекомендовано учебное пособие, L. Gordis. Epidemiology. [5]. Это современный учебник, являющийся введением в общую эпидемиологию, содержащий большое число оригинальных схем и рисунков.

При проведении лекций и практических занятий используются мультимедийные материалы.

При проведении занятия по описательным исследованиям используется база данных ВОЗ:European Health for Аll Database [1].
По теме «Базы данных Поиск доказательной информации» студенты слушают лекцию, затем проводится практическое занятие, на котором студенты осваивают приемы поиска доказательной информации. Это занятие проходит в компьютерном классе. Студенты получают задания по поиску информации в базах данных «Медлайн» и Кокрановской Библиотеке.

Доцент Н.В. Торчинский проводит занятие в группе иностранных студентов
Доцент Н.В. Торчинский проводит занятие по поиску доказательной информации в электронных базах данных в группе иностранных студентов, обучающихся на английском языке

В подготовке заданий по темам модуля были использованы материалы руководства по эпидемиологии «Осмысление данных». J. H. Abramson, Z. H. Abramson. [6]

Цель обучения по модулю «Эпидемиология инфекционных болезней»: овладение теоретическими и методическими основами эпидемиологии и профилактики наиболее распространенных инфекционных болезней. Студент должен уметь: использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу; использовать приемы эпидемиологической диагностики приоритетных нозоформ и использовать результаты диагностики в практической деятельности; проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных заболеваний; поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в стационарах различного профиля.

Для обучения студентов по модулю «Эпидемиология инфекционных болезней» было рекомендовано учебное пособие: Infectious Diseases Epidemiology K.E. Nelson. Это достаточно полный и современный учебник эпидемиологии инфекционных болезней, охватывающий почти все ее актуальные проблемы.

При подготовке модуля по эпидемиологии инфекционных болезней были переведены материалы отечественных авторов на английский язык.

Среди иностранной литературы, оказавшей помощь в подготовке практических занятий данного модуля, следует отметить издание: Mechanisms of Microbial Disease [6].

При подготовке заданий по общей инфекционной эпидемиологии были также использованы материалы из учебника «Профилактическая и социальная медицина» под редакцией Парка [7].

В ходе модуля (Табл.2) читаются Лекция: «Заболеваемость инфекционными болезнями в России и мире», «Эпидемиология и профилактика инфекций с вертикальной передачей», «Дезинфекция». Особое внимание уделено разделу «Иммунопрофилактика». В этом разделе наряду с отечественным календарем прививок студентам было предложено ознакомиться с календарями прививок других стран.

Табл.2 Содержание модуля: «Эпидемиология инфекционных болезней» разделы дисциплины и виды занятий.

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

1

Инфекционная заболеваемость в России и Мире

-

2

Эпидемический процесс и противоэпидемические мероприятия




2.1 Эпидемический процесс

-


2.2 Противоэпидемические мероприятия

-


2.3 Дезинфекция

-


2.4 Плановая иммунопрофилактика

-


2.5 Экстренная иммунопрофилактика

-

3

Частная эпидемиология инфекционных болезней




Инфекции, передающиеся вертикальным путем

-


Антропонозы с аэрозольным механизмом передачи

-


Антропонозы с фекально-оральным механизмом передачи

-

Завершающим этапом обучения на пятом курсе является

Табл. 3. Содержание модуля: «Эпидемиология инфекционных болезней» разделы дисциплины и виды занятий. и лекция проектируемого модуля: «Эпидемиология и профилактика неинфекционных болезней»

Разделы дисциплины

Лекции

1

Актуальные проблемы частной эпидемиологии инфекционных болезней



1.1 ВИЧ-инфекция


1.2 Болезни, передаваемые половым путем


1.3 Парентеральные гепатиты


1.4 Внутрибольничные инфекции


1.5 Зоонозы и сапронозы

2

Эпидемиология и профилактика наиболее значимых неинфекционных болезней

В настоящее время нами разрабатывается модуль: «Эпидемиология неинфекционных болезней» В этом модуле планируется рассмотреть вопросы эпидемиологии и профилактики наиболее распространенных групп неинфекционных болезней. Наиболее распространенные группы болезней, таких как сердечно сосудистые болезней онкологические болезни, диабет хронические болезни легких, психические болезни. Рассматриваются основные факторы риска: курение табака, неправильное питание и ожирение, низкая физическая активность, чрезмерное употребление алкоголя, психологический стресс. Этот модуль на наш взгляд крайне необходим и поскольку неинфекционные болезни являются проблемой не только для развитых, но и развивающихся стран мира. В настоящее время студентам англоязычного отделения на читается лекция «Эпидемиология и профилактика наиболее значимых неинфекционных болезней» (Табл. 3.).

Список литературы
1. [Электронный ресурс] http://www.euro.who.int/HFA
2. A Course in Epidemiology. Oxford Pergamon Press 1
3. Infectious Disease Epidemiology: Theory and Practice, Third Edition 2013/

4. L. Gordis. Epidemiology, Fifth edition.2013/
5. Making sense of data J. H. Abramson, Z. H. Abramson. Oxford University Press, 2001.
6. Mechanisms of Microbial Disease, M. Schaechter, G. Medoff, B.I. Eisenstein, 1993, Second edition
7. Parks Textbook of Preventive & Social Medicine. Banarsidas Bhanot Jabalpur, India