«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

    Учебный процесс

    Учебный процесс на кафедре эпидемиологии и доказательной медицины

    В основу Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования положен принцип достижения выпускниками определенных компетенций специалиста. Этот факт накладывает серьезные обязательства на высшие учебные заведения и соответственно сегодня назрела необходимость пересмотра некоторых существующих подходов и поиска новых форм обучения студентов по всем дисциплинам, в том числе по эпидемиологии.

    Парадигма подготовки специалистов по эпидемиологии в настоящее время претерпевает существенные изменения, что определяется с одной стороны развитием науки, с другой – потребностями практического здравоохранения. Эпидемиология относится к числу наук, которые бурно развиваются во всем мире, появляются новые научные данные, что в свою очередь приводит к формированию новых разделов дисциплины «эпидемиология». Результаты эпидемиологических исследований используются при составлении профилактических программ и для принятия обоснованных клинических решений. Ведущими специалистами в области профилактической медицины эпидемиологические исследования рассматриваются как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить решения проблем здоровья современного общества. В связи с этим содержание современной эпидемиологии, и ее структура существенно отличаются от эпидемиологии 20 века. Современная структура эпидемиологии включает в себя следующие модули, которые должны входить в обязательную программу обучения студентов по всем специальностям группы «здравоохранение»: общая эпидемиология с основами доказательной медицины; эпидемиология инфекционных болезней; госпитальная эпидемиология; военная эпидемиология и эпидемиология чрезвычайных ситуаций; эпидемиология неинфекционных болезней; клиническая эпидемиология. Естественно, что содержание и акценты в обучении врачей клиницистов и эпидемиологов должны различаться в зависимости от профессиональных компетенций специалиста. Вместе с тем знание вопросов эпидемиологии в равной степени необходимо как для врачей эпидемиологов, так и для клиницистов.

    Эпидемиология принимает участие в формировании практически всех компетенций специалиста медико-профилактического профиля. В последнее время серьезно расширился спектр направлений профессиональной деятельности в области эпидемиологии и имеются существенные различия в ее содержании в зависимости от места будущей работы эпидемиологов. В связи с этим подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности как в органах и учреждениях Роспотребнадзора, так и в медицинских организациях, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля, эпидемиологических отделах и специализированных центрах, осуществляющих работу по профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др.

    Федеральные государственные образовательные стандарты требуют усиления практической составляющей в подготовке студентов. В деятельности эпидемиологов основной является аналитическая (эпидемиолого-диагностическая) деятельность. В связи с этим основной целью обучения на медико-профилактических факультетах является подготовка специалиста, владеющего знаниями и умениями по вопросам организации и проведения эпидемиологических исследований и использования принципов доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий, необходимыми для использования в будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели студенты должны быть подготовлены по организации проведения различных видов эпидемиологических исследований, как описательных, так и аналитических (наблюдательных и экспериментальных).

    На кафедре занимаются студенты медико-профилактического факультета (4-6 курсы), лечебного факультета (5 курс), стоматологического факультета (4 курс), и факультета ВСО (5 курс).

    Перечень обязательных дисциплин представлен в таблице 1.

    п/п

    Направления (специальности) подготовки

    Наименование дисциплин учебного плана

    Объём в часах

    По ГОС

    По учебному плану

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    060104 «Медико-профилактическое дело»

    Общая эпидемиология

    84

    84

    2

    060104 «Медико-профилактическое дело»

    Эпидемиология, военная эпидемиология

    264

    264

    3

    060101 «Лечебное дело»

    Эпидемиология

    108

    108

    4

    060109 (040600) Сестринское дело

    Эпидемиология

    108

    108

    Кроме обязательных дисциплин кафедрой реализуются программы дисциплин по выбору и дополнительных дисциплин:

    1. Эпидемиология и доказательная медицина для студентов медико-профилактического факультета

    2. Госпитальная эпидемиология для студентов медико-профилактического факультета

    3. Эпидемиология для студентов стоматологического факультета

    4. Фармакоэпидемиология для студентов фармацевтического факультета

    5. Дополнительная дисциплина для студентов лечебного факультета ЦИОП «Медицина будущего»

    В учебном процессе кафедра использует как традиционные формы обучения (тестовый контроль, ситуационные задачи), так и компьютерные технологии, в том числе выполнение заданий, размещенных на Едином образовательном портале Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. На Едином образовательном портале выложены учебно-методические комплексы по дисциплинам, тестовые задания в обучающем и контролирующем режимах, задания для студентов, обучающихся на заочной форме и т.д. В современных условиях выпускник должен уметь самостоятельно анализировать эпидемиологическую информацию и высказывать предложения по составлению профилактических программ. В связи с этим наряду с традиционными формами обучения и контроля знаний (тестовый контроль, ситуационные задачи) особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Студенты медико-профилактического факультета выполняют 3 курсовых работы. На 4 курсе медико-профилактического факультета отрабатывается методология проведения ретроспективного эпидемиологического анализа. На 5 курсе проводится анализ научной публикации, посвященной проведенным эпидемиологическим исследованиям. На 6 курсе 1 этап ИГА (практическая подготовка) оценивается по результатам выполненной в 12 семестре научно-практической работы. По заданиям кафедры студенты, анализируя большой цифровой материал по заболеваемости какой–то болезнью в определенном населенном пункте, выполняют индивидуальную курсовую работу, направленную на выявление причинно–следственных связей между заболеваемостью и факторами, ее определяющими. Формулируется эпидемиологический диагноз и разрабатывается комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий. Защита курсовой работы проводится на студенческой конференции в присутствии членов Государственной аттестационной комиссии. Студенты лечебного факультета выполняют курсовую работу по анализу научной публикации.

    Выполнение индивидуальных научно-практических работ позволяют наиболее эффективно оценить знания и умения студентов, а также их подготовленность к будущей профессиональной деятельности в органах практического здравоохранения.

    Н.И. Брико читает лекцию студентам МПФЕ.В. Кирьянова проводит занятие со студентами лечебного факультета
    Н.И. Брико читает лекцию студентам медико-профилактического факультетаЕ.В. Кирьянова проводит занятие со студентами лечебного факультета

     

    Тематические планов занятий и лекций

    Осенний семестр

    Тематический план лекций для студентов 5 курса

    медико-профилактического факультета.

    1. Основы доказательной медицины

    2. Заболеваемость инфекционными болезнями в мире и РФ.

    2. Управление эпидемиологической деятельностью.

    3. Иммунопрофилактика.

    Тематический план практических занятий для студентов 5 курса медико-профилактического факультета.

    1. Аналитические эпидемиологические исследования. Выявление и оценка факторов риска.

    2. Оценка эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов.

    3. Оценка эффективности диагностических и скрининговых тестов.

    4. Систематические обзоры и метаанализ

    5. Эпидемический процесс.

    6. Противоэпидемические мероприятия.

    7. Иммунопрофилактика.

    8. Дезинфекция.

    9. Дезинсекция.

    10. Дератизация.

    Тематический план лекций на 5 курсе

    лечебного факультета

    1. Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Основы доказательной медицины.

    2. Поиск доказательной информации. Базы данных.

    3. Актуальные вопросы эпидемиологии инфекционных болезней

    4. Эпидемиология и профилактика ИППП и ВИЧ-инфекции

    5. Эпидемиология и профилактика зоонозов и сапронозов

    6. Актуальные вопросы эпидемиологии неинфекционных болезней

    Тематический план практических занятий на 5 курсе

    лечебного факультета

    1. Показатели, используемые в эпидемиологических исследованиях. Дизайн эпидемиологических исследований.

    2. Описательные эпидемиологические исследования

    3. Аналитические эпидемиологические исследования. Выявление и оценка факторов риска.

    4. Оценка эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов.

    5. Оценка эффективности диагностических и скрининговых тестов.

    6. Систематические обзоры и метаанализ.

    7. Эпидемический процесс.

    8. Противоэпидемические мероприятия

    9. Иммунопрофилактика.

    10. Дезинфекция.

    11. Эпидемиология и профилактика антропонозов с фекально-оральным механизмом передачи.

    12. Эпидемиология и профилактика антропонозов с аэрозольным механизмом передачи.

    13. Эпидемиология и профилактика парентеральных гепатитов

    14. Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

    15. Эпидемиология и профилактика гельминтозов

    Весенний семестр

    Тематический план лекций для студентов 4 курса

    медико-профилактического факультета

    Эпидемиологический подход к изучению болезней.

    Характеристика эпидемиологических исследований. Организация эпидемиологических исследований.

    Тематический план занятий для студентов 4 курса

    медико-профилактического факультета

    1. Показатели, используемые в эпидемиологических исследованиях. Дизайн эпидемиологических исследований.

    2. Описательные эпидемиологические исследования.

    2.1 Распределение заболеваемости в многолетней динамике.

    2.2 Распределение заболеваемости в годовой динамике.

    2.3 Распределение заболеваемости по группам населения.

    2.4 Распределение заболеваемости по территории.

    .

    Тематический план лекций для студентов 5 курса

    медико-профилактического факультета

    1. Эпидемиология и профилактика инфекций с вертикальной передачей.

    2. Эпидемиология и профилактика зоонозов.

    3. Эпидемиология и профилактика сапронозов.

    4. Военная эпидемиология.

    5. Актуальные вопросы эпидемиологии неинфекционных болезней.

    Тематический план практических занятий для студентов 5 курса медико-профилактического факультета

    1. Введение в частную эпидемиологию. Общая характеристика антропонозов с фекально-оральным механизмом передачи.

    2. Эпидемиология и профилактика брюшного тифа.

    3. Эпидемиология и профилактика шигеллёзов.

    4. Эпидемиология и профилактика вирусных гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи.

    5. Общая характеристика аэрозольных антропонозов. Дифтерия.

    6. Эпидемиология и профилактика кори, коклюша, эпидемического паротита, стрептококковой инфекции.

    7. Эпидемиология и профилактика лептоспирозов и ГЛПС.

    8. Эпидемиология и профилактика гельминтозов.

    9. Эпидемиология и профилактика малярии.

    10.Эпидемиология и профилактика госпитальных инфекций.

    11.Эпидемиология и профилактика парентеральных гепатитов.

    12.Военная эпидемиология.