«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Учебный процесс

Учебный процесс на кафедре эпидемиологии и доказательной медицины

В основу Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования положен принцип достижения выпускниками определенных компетенций специалиста. Этот факт накладывает серьезные обязательства на высшие учебные заведения и соответственно сегодня назрела необходимость пересмотра некоторых существующих подходов и поиска новых форм обучения студентов по всем дисциплинам, в том числе по эпидемиологии.

Парадигма подготовки специалистов по эпидемиологии в настоящее время претерпевает существенные изменения, что определяется с одной стороны развитием науки, с другой – потребностями практического здравоохранения. Эпидемиология относится к числу наук, которые бурно развиваются во всем мире, появляются новые научные данные, что в свою очередь приводит к формированию новых разделов дисциплины «эпидемиология». Результаты эпидемиологических исследований используются при составлении профилактических программ и для принятия обоснованных клинических решений. Ведущими специалистами в области профилактической медицины эпидемиологические исследования рассматриваются как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить решения проблем здоровья современного общества. В связи с этим содержание современной эпидемиологии, и ее структура существенно отличаются от эпидемиологии 20 века. Современная структура эпидемиологии включает в себя следующие модули, которые должны входить в обязательную программу обучения студентов по всем специальностям группы «здравоохранение»: общая эпидемиология с основами доказательной медицины; эпидемиология инфекционных болезней; госпитальная эпидемиология; военная эпидемиология и эпидемиология чрезвычайных ситуаций; эпидемиология неинфекционных болезней; клиническая эпидемиология. Естественно, что содержание и акценты в обучении врачей клиницистов и эпидемиологов должны различаться в зависимости от профессиональных компетенций специалиста. Вместе с тем знание вопросов эпидемиологии в равной степени необходимо как для врачей эпидемиологов, так и для клиницистов.

Эпидемиология принимает участие в формировании практически всех компетенций специалиста медико-профилактического профиля. В последнее время серьезно расширился спектр направлений профессиональной деятельности в области эпидемиологии и имеются существенные различия в ее содержании в зависимости от места будущей работы эпидемиологов. В связи с этим подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности как в органах и учреждениях Роспотребнадзора, так и в медицинских организациях, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля, эпидемиологических отделах и специализированных центрах, осуществляющих работу по профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют усиления практической составляющей в подготовке студентов. В деятельности эпидемиологов основной является аналитическая (эпидемиолого-диагностическая) деятельность. В связи с этим основной целью обучения на медико-профилактических факультетах является подготовка специалиста, владеющего знаниями и умениями по вопросам организации и проведения эпидемиологических исследований и использования принципов доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий, необходимыми для использования в будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели студенты должны быть подготовлены по организации проведения различных видов эпидемиологических исследований, как описательных, так и аналитических (наблюдательных и экспериментальных).

На кафедре занимаются студенты медико-профилактического факультета (4-6 курсы), лечебного факультета (5 курс), стоматологического факультета (4 курс), и факультета ВСО (5 курс).

Перечень обязательных дисциплин представлен в таблице 1.

п/п

Направления (специальности) подготовки

Наименование дисциплин учебного плана

Объём в часах

По ГОС

По учебному плану

1

2

3

4

5

1

060104 «Медико-профилактическое дело»

Общая эпидемиология

84

84

2

060104 «Медико-профилактическое дело»

Эпидемиология, военная эпидемиология

264

264

3

060101 «Лечебное дело»

Эпидемиология

108

108

4

060109 (040600) Сестринское дело

Эпидемиология

108

108

Кроме обязательных дисциплин кафедрой реализуются программы дисциплин по выбору и дополнительных дисциплин:

1. Эпидемиология и доказательная медицина для студентов медико-профилактического факультета

2. Госпитальная эпидемиология для студентов медико-профилактического факультета

3. Эпидемиология для студентов стоматологического факультета

4. Фармакоэпидемиология для студентов фармацевтического факультета

5. Дополнительная дисциплина для студентов лечебного факультета ЦИОП «Медицина будущего»

В учебном процессе кафедра использует как традиционные формы обучения (тестовый контроль, ситуационные задачи), так и компьютерные технологии, в том числе выполнение заданий, размещенных на Едином образовательном портале Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. На Едином образовательном портале выложены учебно-методические комплексы по дисциплинам, тестовые задания в обучающем и контролирующем режимах, задания для студентов, обучающихся на заочной форме и т.д. В современных условиях выпускник должен уметь самостоятельно анализировать эпидемиологическую информацию и высказывать предложения по составлению профилактических программ. В связи с этим наряду с традиционными формами обучения и контроля знаний (тестовый контроль, ситуационные задачи) особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Студенты медико-профилактического факультета выполняют 3 курсовых работы. На 4 курсе медико-профилактического факультета отрабатывается методология проведения ретроспективного эпидемиологического анализа. На 5 курсе проводится анализ научной публикации, посвященной проведенным эпидемиологическим исследованиям. На 6 курсе 1 этап ИГА (практическая подготовка) оценивается по результатам выполненной в 12 семестре научно-практической работы. По заданиям кафедры студенты, анализируя большой цифровой материал по заболеваемости какой–то болезнью в определенном населенном пункте, выполняют индивидуальную курсовую работу, направленную на выявление причинно–следственных связей между заболеваемостью и факторами, ее определяющими. Формулируется эпидемиологический диагноз и разрабатывается комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий. Защита курсовой работы проводится на студенческой конференции в присутствии членов Государственной аттестационной комиссии. Студенты лечебного факультета выполняют курсовую работу по анализу научной публикации.

Выполнение индивидуальных научно-практических работ позволяют наиболее эффективно оценить знания и умения студентов, а также их подготовленность к будущей профессиональной деятельности в органах практического здравоохранения.

Н.И. Брико читает лекцию студентам МПФЕ.В. Кирьянова проводит занятие со студентами лечебного факультета
Н.И. Брико читает лекцию студентам медико-профилактического факультетаЕ.В. Кирьянова проводит занятие со студентами лечебного факультета

 

Тематические планов занятий и лекций

Осенний семестр

Тематический план лекций для студентов 5 курса

медико-профилактического факультета.

1. Основы доказательной медицины

2. Заболеваемость инфекционными болезнями в мире и РФ.

2. Управление эпидемиологической деятельностью.

3. Иммунопрофилактика.

Тематический план практических занятий для студентов 5 курса медико-профилактического факультета.

1. Аналитические эпидемиологические исследования. Выявление и оценка факторов риска.

2. Оценка эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов.

3. Оценка эффективности диагностических и скрининговых тестов.

4. Систематические обзоры и метаанализ

5. Эпидемический процесс.

6. Противоэпидемические мероприятия.

7. Иммунопрофилактика.

8. Дезинфекция.

9. Дезинсекция.

10. Дератизация.

Тематический план лекций на 5 курсе

лечебного факультета

1. Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Основы доказательной медицины.

2. Поиск доказательной информации. Базы данных.

3. Актуальные вопросы эпидемиологии инфекционных болезней

4. Эпидемиология и профилактика ИППП и ВИЧ-инфекции

5. Эпидемиология и профилактика зоонозов и сапронозов

6. Актуальные вопросы эпидемиологии неинфекционных болезней

Тематический план практических занятий на 5 курсе

лечебного факультета

1. Показатели, используемые в эпидемиологических исследованиях. Дизайн эпидемиологических исследований.

2. Описательные эпидемиологические исследования

3. Аналитические эпидемиологические исследования. Выявление и оценка факторов риска.

4. Оценка эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов.

5. Оценка эффективности диагностических и скрининговых тестов.

6. Систематические обзоры и метаанализ.

7. Эпидемический процесс.

8. Противоэпидемические мероприятия

9. Иммунопрофилактика.

10. Дезинфекция.

11. Эпидемиология и профилактика антропонозов с фекально-оральным механизмом передачи.

12. Эпидемиология и профилактика антропонозов с аэрозольным механизмом передачи.

13. Эпидемиология и профилактика парентеральных гепатитов

14. Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

15. Эпидемиология и профилактика гельминтозов

Весенний семестр

Тематический план лекций для студентов 4 курса

медико-профилактического факультета

Эпидемиологический подход к изучению болезней.

Характеристика эпидемиологических исследований. Организация эпидемиологических исследований.

Тематический план занятий для студентов 4 курса

медико-профилактического факультета

1. Показатели, используемые в эпидемиологических исследованиях. Дизайн эпидемиологических исследований.

2. Описательные эпидемиологические исследования.

2.1 Распределение заболеваемости в многолетней динамике.

2.2 Распределение заболеваемости в годовой динамике.

2.3 Распределение заболеваемости по группам населения.

2.4 Распределение заболеваемости по территории.

.

Тематический план лекций для студентов 5 курса

медико-профилактического факультета

1. Эпидемиология и профилактика инфекций с вертикальной передачей.

2. Эпидемиология и профилактика зоонозов.

3. Эпидемиология и профилактика сапронозов.

4. Военная эпидемиология.

5. Актуальные вопросы эпидемиологии неинфекционных болезней.

Тематический план практических занятий для студентов 5 курса медико-профилактического факультета

1. Введение в частную эпидемиологию. Общая характеристика антропонозов с фекально-оральным механизмом передачи.

2. Эпидемиология и профилактика брюшного тифа.

3. Эпидемиология и профилактика шигеллёзов.

4. Эпидемиология и профилактика вирусных гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи.

5. Общая характеристика аэрозольных антропонозов. Дифтерия.

6. Эпидемиология и профилактика кори, коклюша, эпидемического паротита, стрептококковой инфекции.

7. Эпидемиология и профилактика лептоспирозов и ГЛПС.

8. Эпидемиология и профилактика гельминтозов.

9. Эпидемиология и профилактика малярии.

10.Эпидемиология и профилактика госпитальных инфекций.

11.Эпидемиология и профилактика парентеральных гепатитов.

12.Военная эпидемиология.