«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Профессиональная деятельность

 

Основные результаты работы в 2010-2015 годах и стратегия развития на 2016-2020 годы
кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды МПФ


Кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды медико-профилактического факультета по штатному расписанию 2014-15 учебного года имеет 18,5 ставок профессорско-преподавательского состава, которые в течение всего отчетного периода 2010-2015 годов были полностью замещены. На кафедре в настоящее время работают: один академик РАН (заведующий кафедрой), 7 профессоров (докторов медицинских наук), 10 доцентов (кандидатов медицинских наук), 1 ассистент. За прошедшие 5 лет штат кафедры уменьшился на 8 ставок, в результате сокращения числа студентов и укрупнения академических групп.

Кафедра в отчетный период вела преподавание по 4 направлениям ВПО: медико-профилактическому делу (4, 5 и 6 курсы)‏, клинической психологии (1,2 курс), биоинженерии и биоинформатики (3 курс), биотехнологии (2 курс) и 2 направлениям СПО: медико-профилактическому делу и фармации.

Преподавание велось по 6 основным дисциплинам: Коммунальная гигиена, Гигиена питания, Гигиена детей и подростков, Гигиена труда, Экология человека и Экология (медицинская) и 4 элективным курсам (элективы по гигиене детей и подростков, охране труда и гигиене труда). Преподавание ведется в соответствии с ГОСами соответствующих специальностей по модульным учебным программам с использованием учебно-методических комплексов, включающих учебную и методическую литературу для студентов и преподавателей и контрольно-измерительные материалы для оценки усвоения студентами знаний и формирования умений в соответствии с целями обучения.

При организации учебного процесса на кафедре используются следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, лабораторный практикум (лабораторные занятия в рамках двух модулей по дисциплине гигиена питания в учебных лабораториях кафедры). Лекции проводятся в основном в лекционных аудиториях медико-профилактического корпуса с использованием кафедрального демонстрационного оборудования, а также для студентов 6 курса МПФ организуются выездные лекции на базе Управления Роспотребнадзора по г.Москве и Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора по тематикам социально-гигиенического мониторинга.

На базах ТО Роспотребнадзора Управления по г.Москве проходят практические занятия в 12 семестре для студентов МПФ, где студенты осваивают умения осуществлять госсанэпиднадзор за соблюдением установленных санитарным законодательством требований. Там же организуется и летняя производственная практика после 10 семестра.
Отдельные занятия по различным дисциплинам проходят непосредственно в учреждениях и на предприятиях г.Москвы: в детском городском санатории, на водопроводной станции, на колбасном заводе, на пищеблоке студенческой столовой.

Для оптимального обеспечения учебного процесса используются организационные и материально-технические возможности кафедры. Студенты могут воспользоваться информационными стендами по каждой из преподаваемых дисциплин, а также учебными материалами на странице кафедры и разделами дисциплин на едином образовательном портале, где представлены обновленные редакции законов РФ, санитарные правила, примерные тестовые задания для курсовых экзаменов и модульных тестирований, учебные пособия для самостоятельной работы, сборники ситуационных задач для итоговой государственной аттестации выпускников.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса включает 19 кафедральных учебных комнат со стандартным оснащением и 1 учебную лабораторию. На кафедре имеются наглядные пособия (экспонаты музея гигиены питания, экспонаты по гигиене труда)‏ и аппаратурно-приборная база для демонстрационного обучения.

За последние 5 лет на кафедре в полной мере воплотился огромный методический потенциал опытного профессорско-преподавательского состава при работе по методическому обеспечению Федеральных образовательных стандартов третьего поколения: были подготовлены 14 рабочих программ и учебно-методических комплексов (Фондов оценочных средств) по основным преподаваемым дисциплинам по ФГОС 3 (3+) «медико-профилактическое дело», включая 4 новые дисциплины по выбору вариативной части «Прикладная гигиена» в рамках выпускной специализации студентов 5-6 курсов МПФ.

Для учебно-методического обеспечения преподавания в рамках ФГОС нового поколения профессорами и доцентами кафедры были подготовлены и изданы основные учебные материалы федерального уровня по всем преподаваемым дисциплинам:
Учебник по Коммунальной гигиене – 2014 г. – Мазаев Валерий Тихонович, Шлепнина Тамара Георгиевна;
Учебник Гигиена питания – 2014 г. – Королев Алексей Анатольевич,
Учебник Гигиена труда – 2016 г. под редакцией Кириллова Владимира Федоровича и при участии всех преподавателей по дисциплине гигиена труда.
Учебник Медицинская экология 2014 г. – под редакцией Королева Анатолия Александровича.
Руководство по гигиене детей и подростков 2012 г. - при участии всех преподавателей по дисциплине гигиена детей и подростков.

Все перечисленные учебники являются единственными федеральными учебниками по данным дисциплинам, по которым обучаются студенты всех медико-профилактических факультетов в медицинских вузах РФ и ближнего зарубежья.

Общее количество учебно-методических разработок: более 125 по различным темам 4 дисциплин ВПО МПД «Гигиена питания», «Коммунальная гигиена», «Гигиена труда», «Гигиена детей и подростков»; дисциплине «Экология человека» ВПО «Клиническая психология»; СПО МПД – по 19 дисциплинам. Все они размещены на ЭОП Первого МГМУ им. И.М.Сеченова в разделах соответствующих дисциплин

На кафедре осуществляется подготовка научно-педагогических кадров в очной аспирантуре и в порядке соискательства по специальности «гигиена». За отчетный период на кафедре были подготовлены и успешно защищены 2 диссертационные аспирантские работы (в 2010 году – научный руководитель профессор Королев Алексей Анатольевич и 2014 году – научный руководитель профессор Кириллов Владимир Федорович). Кроме этого, под руководством заведующего кафедрой академика РАН, профессора Онищенко Геннадия Григорьевича были защищены 3 докторских и 9 кандидатских диссертаций, выполненные на базе различных научных организаций.

В настоящее время на кафедре готовятся к защите 2 кандидатские диссертации (научные руководители профессора Королев Алексей Анатольевич и Кириллов Владимир Федорович).

Первый этап подготовки научно-педагогических кадров – это студенческий научный кружок. На кафедре студенты имеют возможность заниматься научной работой по всем основным дисциплинам. За прошедшие 5 лет общее количество студентов-кружковцев, активно участвовавших в научной работе составило 56 человек. При этом общее количество докладов на заседаниях СНК составило 45 и 8 работ студентов были опубликованы.

Двое студентов кафедрального СНК стали лауреатами студенческих конференций международного и федерального уровней.

Научно-исследовательская работа занимает существенное место в работе преподавателей. Основные темы НИР кафедры – «Гигиеническая оценка факторов окружающей среды и продуктов питания с целью профилактики заболеваемости населения» № гос.регистрации 01.200.110549 и «Разработка современных технологий подготовки специалистов с высшим медицинским образованием на основе достижений медико-биологических исследований» № государственной регистрации 01.2.00606352). В рамках основных тем НИР за отчетный период выполнялось 6 частных тематик (в том числе 4 диссертационные работы).

На кафедре имеется собственная научная библиотека с актуальной литературой и архивом диссертаций и отчетов по НИР, а также активно используются интернет-ресурсы с помощью компьютеров с доступом в интернет.

В качестве результатов научной работы сотрудниками кафедры опубликовано: 9 монографий, 155 научных публикаций (31 за 1 год – 2 статьи на 1 сотрудника ППС). Из них: в журналах из перечня ВАК – 140; в иностранной печати - 7; в других изданиях – 15. Сделано 58 научных докладов на международных и российских конференциях. Подготовлено 5 Санитарных правил.

В учебный процесс на кафедре внедрены результаты 4 НИР в виде материалов лекций, ситуационных задач, нормативных документов.
При проведении НИР кафедра сотрудничает с: ФНЦГ им. Ф.Ф.Эрисмана Роспотребнадзора, НИИ питания, Научным центром здоровья детей, НИИ медицины труда, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина Минздрава, НПО «Радон»

Сотрудники кафедры ведут значительную экспертную работу: в комиссию по санитарно-эпидемиологическому нормированию Роспотребнадзора представлено более 120 заключений (профессора Королев Анатолий Александрович и Кириллов Владимир Федорович, доцент Бобрищева-Пушкина Наталия Дмитриевна). За 5 лет было дано 12 отзывов о научно-практической значимости, 23 отзыва официального оппонента, 10 рецензий на учебную литературу.

К основным задачам перспективного развития кафедры относятся:
1) Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий. Дальнейшая разработка и совершенствование современных методик проведения лекций, практических занятий и различных форм контроля усвоения знаний и формирования профессиональных компетенций;
2) Поддержание статуса основного учебно-методического центра по гигиене в Российской Федерации:
- Совершенствование учебно-методической базы подготовки врача по гигиеническим дисциплинам
- Своевременное обновление учебников и учебных пособий, входящих в перечень основной учебной литературы по специальности
- Своевременное обновление федеральных и академических материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников
- Участие в разработке и внедрении ФГОС нового поколения, учебного плана по специальности «медико-профилактическое дело» и примерных рабочих программ по гигиеническим дисциплинам.
3) Дальнейшая подготовка кадров для преподавания и научно-исследовательской работы
- Организация работы со студентами в научном студенческом кружке
- Обучение аспирантов и подготовка соискателей
- Подготовка докторских диссертационных работ преподавателями кафедры
4) Научно-исследовательская работа
- Продолжить научные разработки по основной тематике НИР кафедры с публикацией основных результатов исследовательской работы в ведущих научных журналах
5) Инструктивно-методическая работа
- Продолжить разработку нормативных и методических документов в рамках государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования
6) Экспертная работа
- Обеспечить представительство кафедры и высокий уровень оппонирования и рецензирования научных и учебно-методических работ по гигиене и смежным специальностям и дисциплинам.