«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

История кафедры

Кафедра судебной медицины лечебного факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова является старейшей в России. В 2004 году исполнилось 200 лет со дня начала систематического преподавания судебной медицины в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова. Именно здесь сформировалась ведущая школа судебных медиков нашей страны, зародилась и важная особенность всей отечественной судебно-медицинской науки и практики.

Передовые традиции, зародившиеся на кафедре, получили свое дальнейшее развитие в научных исследованиях сотрудников кафедры. Этому способствовали коренные государственные преобразования в области правосудия, здравоохранения, высшей медицинской школы.

Начало систематической подготовки медицинских кадров в России связано с реформами Петра I. В 1707 г. в Москве был открыт Генеральный сухопутный госпиталь и при нем госпитальная школа во главе с лейб-медиком Н. Л. Бидлоо. Несколько позже аналогичные школы были созданы также при Петербургском и Кронштадтском морских госпиталях. Однако обучение в них было направлено, прежде всего, на подготовку медицинских кадров для армии и флота.

Качественно новая ступень развития отечественного медицинского образования связана с Московским университетом, который был организован по инициативе М. В. Ломоносова и открыт 26 апреля (7 мая) 1755 г. в здании бывшей аптеки военного ведомства близ Кремля. В 1793 г. Московский университет был переведен в здание на Моховой улице, выстроенное знаменитым русским архитектором М. Ф. Казаковым.

По уставу, разработанному М. В. Ломоносовым, в университете учреждались три факультета: философский, юридический и медицинский. Студенты всех факультетов первые три года должны были изучать общеобразовательные науки. Затем в 1758 г. планировалось разделение студентов по трем факультетам. Однако из-за финансовых затруднений, возникших в связи с Семилетней войной 1756—1763 гг., открытие медицинского факультета Московского университета задержалось на семь лет и состоялось лишь в 1764/65 учебном году. На I курс медицинского факультета были зачислены 16 студентов.

Для медицинского факультета был построен «Анатомический театр» (1765), при входе в который была надпись: «Мертвые учат живых» и далее слова: «Это место, где смерть радуется, идя на помощь жизни».

В соответствии с уставом университета, по штатному расписанию на медицинском факультете полагалось иметь 3-х профессоров: анатомии, натуральной истории, химии. Лекции по анатомии читал профессор анатомии И. Ф. Эразмус. Он же проводил практические занятия, а также преподавал «практическую медицину», т. е. хирургию, терапию и акушерство. Занятия по анатомии начались уже в 1764-1765 годах.

Подъем экономики, культуры и науки в России ХYIII века послужил толчком для развития всех медицинских наук, в том числе и судебной медицины. И хотя школ судебных медиков как таковых еще не существовало, уже имелись предпосылки к их появлению. Передовая наука того времени базировалась исключительно на кафедрах университетов, и Московский университет исключением не был.

Кафедра судебной медицины в Московском университете была основана в 1804 году. По мнению некоторых исследователей, к этому времени следует отнести и начало преподавания судебной медицины как самостоятельной дисциплины. Однако это не соответствует действительности, так как знакомство учащихся с основами этой науки было начато практически с первых лет основания медицинского факультета при занятиях по анатомии у профессора Иоганна Фридриха Эразмуса в 1764-1768 годах. Эту традицию продолжали Франц Францевич Керестури (1735-1811) и Вильгельм Михайлович Рихтер (1767-1822). Таким образом, преподавание судебной медицины в России началось в 60-х годах XVIII века в Московском университете.

Началом систематического проведения судебно-медицинских исследований трупов в Москве можно считать 1764 год, связанный с началом в Московском университете на медицинском факультете занятий по анатомии.

В 1765 г. вернулись из-за границы первые студенты Московского университета С. Г. Зыбелин и П. Д. Вениаминов, завершившие свое образование в Лейденском университете и успешно защитившие диссертации на степень доктора медицины. Прежде чем занять место среди преподавателей, они вынуждены были сдать экзамен в Медицинской коллегии.

С. Г. Зыбелин, первый русский профессор на медицинском факультете Московского университета, читал лекции по теоретической медицине, включающие физиологию, патологию, семиотику, диететику и общую терапию. После того как в 1768 г. И. Ф. Эразмус был освобожден от профессорских обязанностей, С.Г. Зыбелин стал профессором анатомии и практической медицины. Впервые в Московском университете он начал читать лекции по анатомии на русском языке, а не на латинском и немецком, как было принято. В 1784 г. С. Г. Зыбелин за чтение лекций на русском языке и разработку анатомической терминологии был избран действительным членом Российской академии.

В 1804 г. был утвержден Университетский устав. Вместо прежних 3-х факультетов с 10 кафедрами возникло 4 факультета с 29 кафедрами, к имеющимся факультетам был добавлен новый — физико-математический. На медицинском факультете было создано шесть самостоятельных кафедр: 1) анатомии, физиологии и судебной врачебной науки; 2) патологии, терапии и клиники; 3) врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности; 4) хирургии; 5) повивального искусства; 6) скотолечения. Уставом предусматривалось утверждение при университете трех институтов — клинического (внутренних болезней), хирургического и повивального искусства.

С этого момента судебная медицина преподавалась на кафедре анатомии, физиологии и судебно-врачебной науки. Первым заведующим этой кафедрой стал Иван Федорович Венсович (1769-1811).

В 1804 г. при Московском университете было основано Общество соревнования врачебных и физических наук — первое научное общество в России (в 1845 г. оно получило название Физико-медицинского общества и существовало до 1917г.). Это общество стало в 1808 г. издавать «Медико-физический журнал» — первый в стране научно-медицинский журнал. И.Ф. Венсович был избран членом “Общества соревнования врачебных и физических наук”, состоял в нем секретарем по внутренней корреспонденции и участвовал в издании “Медико-физического журнала”. В 1810 году президентом общества был избран В.М.Рихтер. Он также руководил изданием журнала. Основатели русской школы судебных медиков активно участвовали в научно-общественной деятельности.

В Отечественную войну 1812 г. многие профессора, преподаватели и студенты Московского университета ушли на фронт, и не все вернулись обратно. Пожар во время нашествия Наполеона на Москву, уничтожил имущество и здания кафедр медицинского факультета, анатомический театр, университетскую библиотеку, музейные коллекции. В течение всего 1812/13 учебного года Московский университет не работал.

С 1813 по 1837 гг. кафедрой анатомии, физиологии и судебно-врачебной науки заведовал Ефрем Осипович Мухин (1766-1850), который организовал восстановление здания кафедры, анатомического театра и музейных коллекций. Он ввел в практику самостоятельные вскрытия трупов студентами, считая их необходимым элементом обучения хирургии и судебной медицине.

В 1835 г. вышел новый Университетский устав, по которому предусматривалась самостоятельная кафедра судебной медицины, названная кафедрой государственного врачебноведения. Она включала в себя следующие курсы: а) судебная медицина, медицинская полиция, способы лечить смертельные обмороки и пр.; б) история и литература медицины. Университетским уставом 1863 г. предусматривалась кафедра судебной медицины, включавшая токсикологию, гигиену и медицинскую полицию.
Период заведования кафедрой Д.Е. Мином совпал с этапом бурного развития судебной медицины, связанным с судебной реформой 1864 г.

Дореформенный сословный суд с его системой многочисленных судебных инстанций, волокитой, бесправным положением обвиняемого, взяточничеством, инквизиционным характером процесса, формальной оценкой доказательств, низким моральным и умственным уровнем судей всегда вызывал возмущение передовой части русского общества, что получило яркое отражение в русской литературе (Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков и др.).

В 1864 г. сословные суды были заменены общими судами с формальным равенством для всех граждан; были учреждены прокуратура, адвокатура и институт судебных следователей; тайное судопроизводство заменили гласным; ввели устность и состязательность в судебном процессе. Конечно, новый суд и судебно-медицинская экспертиза преследовали прежнюю цель — охрану интересов господствующих классов. Применение медицинской экспертизы в уголовных делах и ее толкование судьями всегда определялись классовой принадлежностью подсудимого. Тем не менее, статус судебной медицины в обществе повысился.

Судебная реформа изменила роль и значение судебно-медицинской экспертизы в уголовном процессе. Судебные врачи получили право публично выступать на судебных заседаниях. На перекрестном допросе заключение экспертов подвергалось серьезной проверке, и поэтому должно было подтверждаться точными научными данными. Эти обстоятельства послужили одной из главных причин дальнейшего развития отечественной судебной медицины, появления крупных научных работ в этой области, многие из которых получили широкую известность. С 1865 г. начал издаваться первый судебно-медицинский журнал «Архив судебной медицины и общественной гигиены».

Кафедры судебной медицины университетов стали научными центрами, куда обращались представители суда и следствия за разрешением сложных медицинских вопросов, возникающих по уголовным делам; в лабораториях кафедр производились исследования вещественных доказательств по поручениям следственных органов.
Задачей кафедр судебной медицины стала подготовка будущих врачей к самостоятельному выполнению экспертиз всех видов. Поэтому Д. Е. Мин после вступления в должность заведующего кафедрой расширил практические занятия со студентами. Каждый студент был обязан вскрыть труп и составить по установленной форме судебно-медицинский акт. К каждому акту профессором ставились специальные вопросы, которые могли быть заданы врачу-эксперту со стороны суда. Ответы на эти вопросы обсуждались на студенческих занятиях. Были введены практические занятия по экспертизе вещественных доказательств, которые заключались в исследовании пятен, подозрительных на кровь, а также семенных пятен. Д. Е. Мин организовал также обучение студентов экспертизе живых лиц.
Вторым важным фактором, стимулировавшим развитие судебной медицины, были достижения смежных наук, прежде всего патологической анатомии. Знаменитое руководство К. Рокитанского по патологической анатомии было переведено на русский язык судебным медиком Д.Е. Мином.

Другой известный патолог и судебный медик, Руднев М.М., участвуя в переводе на русский язык «Практического руководства к судебной медицине» ГЛ. Каспера (вышедшем в 1873г.), не только усвоил достижения автора, но и существенно дополнил их. Судебный медик И.Каспер, будучи учеником патолога Р.Вирхова, впервые применил новую секционную технику и микроскоп для судебно-медицинских целей. Главным образом его интересовали макроскопические признаки различных повреждений, трупные явления и вещественные доказательства, однако И.Касперу принадлежит и первое в мире открытие из области судебной гистологии – микроскопические признаки прижизненности переломов костей.

М.М. Руднев нашел главу об исследовании трупов, написанную Каспером, слишком краткой и устаревшей, поэтому не стал ее обрабатывать, однако, написал свою, в которой не только подробно изложил более современную секционную технику, но и осветил гистологический метод исследования столь подробно, насколько это допускали научные данные того времени. Все достижения патологической анатомии, в том числе зарубежной, практически сразу же становились достоянием русских судебных медиков. Многие из них выбирали для своих диссертаций смежные вопросы.

В педагогический процесс научные достижения внедрялись посредством теоретического курса судебной медицины, который читался 2 раза в неделю в течение года по программе, утвержденной факультетом. Программа 1863 г. гораздо подробнее программы 1860 г. и содержит ряд новых разделов (экспертиза вещественных доказательств, судебно-медицинская баллистика, некоторые разделы криминалистики, экспертиза расчлененных трупов); значительно расширены разделы: процессуальный, ведение судебно-медицинской документации, экспертиза живых лиц, судебно-медицинская токсикология, судебная психиатрия.
Определенное значение имело и разделение наук, способствовавшее самостоятельному развитию каждой из них. По новому, 1884г., уставу многопредметная кафедра государственного врачебноведения разделилась на три самостоятельные кафедры: 1) судебной медицины, 2) гигиены и 3) истории медицины. Кафедра судебной медицины сохранилась за проф. И. И. Нейдингом.
Способ изложения предмета на лекциях, принятый проф. И. И. Нейдингом, был лекционно-демонстрационный. Препараты музея, рисунки, муляжи составляли обязательную принадлежность его лекций и практических занятий.

Вскрытия производились в анатомическом театре Московского университета. Каждый студент должен был оформить результаты вскрытия актом, составленным по утвержденной форме, с подробным мотивированным мнением и заключением. Акты проверялись лично профессором или прозектором, после чего обсуждались на студенческих занятиях с разбором встретившихся ошибок. Обследование живых людей проводилось на клинических базах Московского университета, причем особое внимание обращалось на определение степени тяжести повреждений у хирургических больных. Практические занятия по судебно-медицинскому исследованию вещественных доказательств велись в лаборатории кафедры, здесь же производилась экспертиза различных объектов по требованию следственных органов.

Исследователи советского времени отмечали активную общественную деятельность выдающихся судебных медиков, считая ее позитивным явлением. Особенно высоко они ценили поступки профессора П. А. Минакова, который выступал в печати с протестом против массовых смертных казней революционеров, и поддерживал студенческое революционное движение. В 1911 г. он был за это уволен из университета. Помощник прозектора кафедры судебной медицины А. И. Заборовский также ушел в отставку.

Сейчас, когда произошел отказ от прежних подходов, необходимо переосмысление исторических событий, однако дать их объективную оценку непросто. С одной стороны, все политические успехи относительны и преходящи, и вряд ли стоило ради них жертвовать более долговечными ценностями, такими, как наука и медицинское образование. Массовый уход сотрудников университета несомненно нанес последним ущерб. Не меньший вред причинила бы им и студенческая забастовка, если бы она состоялась. Но, с другой стороны, политические убеждения П. А. Минакова обеспечили ему быструю адаптацию к новым социальным условиям после революции, что сказалось на развитии русской судебной медицины самым благотворным образом. Эту эстафету принял ученик П.А.Минакова, профессор Николай Владимирович Попов, который возглавлял кафедру с 1932 по 1937 гг.
В 1930 г. медицинский факультет был выделен из состава университета и преобразован в самостоятельное высшее учебное заведение — I Московский государственный медицинский институт.

План преподавания судебной медицины, разработанный Н. В. Поповым, был утвержден в качестве типового для медицинских учебных заведений и активно внедрялся в работу кафедры. Методика преподавания судебной медицины кафедры I МГМИ была принята почти на всех периферийных кафедрах медицинских вузов Советского Союза. Это был период расцвета судебной медицины. Студенты не только вскрывали трупы, обследовали живых лиц и изучали вещественные доказательства, но также посещали судебные заседания и присутствовали при разборе дел, поступивших для первичной или повторной экспертизы.

Особое место занимает работа сотрудников кафедры по созданию первого советского коллективного руководства «Основы судебной медицины», вышедшего в 1938 г. Н. В. Попов был не только ответственным редактором нового учебника, но и автором многих глав и разделов.

В 1932 г. на базе кафедры были открыты танатологическое и сывороточное отделения, а также гистологическая лаборатория Научно-исследовательского института судебной медицины. Н. В. Попов был назначен директором этого института.

В феврале 1939 г. на должность заведующего кафедрой был назначен профессор Василий Федорович Черваков, руководивший работой кафедры до 1963 г. В 1940 г. судебная медицина была включена в число предметов, сдаваемых на государственных экзаменах.

В октябре 1941 г. кафедра была эвакуирована в Уфу, где продолжала работу, а в 1943 г. вернулась в Москву. Коллектив провел большую работу по восстановлению и ремонту музейных коллекций и других учебных пособий, пострадавших за период эвакуации.

Приказ № 82 министра здравоохранения Союза ССР (1948) возложил на судебных медиков обязанность «поднятия качества лечебной работы». Научно-исследовательская работа кафедры в послевоенные годы была в соответствии с социальным заказом посвящена вопросам судебно-медицинской травматологии, скоропостижной смерти, врачебным ошибкам и истории отечественной судебной медицины. Достижения внедрялись в учебный процесс.

В 1950 г. вышло в свет третье издание учебника судебной медицины проф. Н. В. Попова, переработанное и дополненное В. М. Смольяниновым и В. Ф. Черваковым.
Яркий след в истории кафедры оставил член-корреспондент АМН СССР, профессор А.П.Громов, внесший большой вклад в исследовании травмы с позиций биомеханики и опубликовавший оригинальный курс лекций. Учебный процесс при заведовании кафедрой А.П. Громовым, был на высоком методическом уровне благодаря работе заведующего учебной частью профессора А.В.Маслова и других сотрудников.

С 2001 года кафедрой руководит член-корреспондент РАМН, профессор Ю.И. Пиголкин. Начало нового столетия отмечено возрождением традиций и творческим подъемом кафедры, началась реорганизация учебного процесса, активизация научной и учебно-методической работы, улучшение материально-технической базы. Под его руководством разработаны и внедрены модульная учебная образовательная программа по судебной медицине для специальностей «лечебное дело», «медико-профилактическое дело», учебно-методический комплекс, балльно-рейтинговая система, возобновились судебно-медицинские вскрытия с участием студентов, создан банк тестовых заданий для студентов, врачей-интернов и клинических ординаторов, подготовлены тематические слайд-лекции, созданы виртуальная коллекция экспонатов музея кафедры и медиатека судебной медицины.
Сотрудниками кафедры подготовлены 8 учебников по судебной медицине для студентов медицинских вузов, 2 атласа, 3 учебника по судебной медицине для студентов юридических вузов, 2 руководства для врачей по судебной медицине, ряд монографий и научных статей. Аспирантами и ассистентами кафедры защищено несколько диссертаций.