«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

История кафедры

В 2014 году кафедре пропедевтики исполнилось 150 лет. История ее образования, как и история развития преподавания пропедевтики в рамках отдельной клинической дисциплины неразрывно связана с этапами становления всего медицинского образования России в целом. Вопросы семиотики и диагностики, являющиеся в настоящее время приоритетом пропедевтики, несомненно, обсуждались еще задолго до образования профилированной кафедры, в большей степени, на курсе Частной патологии и терапии. Ведь, почти до начала ХХ века, основой клинической диагностики были наблюдение и физическое исследование путем ощупывания, простукивания, выслушивания и др.

Эти методы не потеряли своей актуальности и по сей день. Более того, расспрос, осмотр, пальпация (ощупывание), перкуссия (простукивание) и аускультация (выслушивание) являются основными приемами врачебной диагностической техники. Научить студентов владеть ими, а также интерпретировать полученные результаты и является главной задачей кафедры пропедевтики, первой клинической кафедры, куда приходят будущие врачи. Само, загадочное для многих, слово «пропедевтика» в переводе с греческого означает «предварительно обучать».

Первое имя в истории пропедевтики – это, конечно, Матвей Яковлевич Мудров (1776г. – 1831г.) один из создателей русской терапевтической школы. Он ввел в клинику системный опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни, поставив во главу угла не болезнь вообще, а конкретного больного человека. С именем М.Я. Мудрова в Российском университете связан подлинно клинический этап обучения: создание клинической базы («институтов») для занятий со студентами, введение практических занятий в клинике, дежурств студентов - «дабы приобрести врачебное око». Учеником М.Я. Мудрова был Григорий Иванович Сокольский. (1807г. – 1886г.). С его именем связано начало систематического преподавания студентам основ перкуссии и аускультации. Существующий сейчас метод перкуссии пальцем по пальцу был предложен Г.И. Сокольским (ранее, до него, ни в России, ни в Европе этот метод не существовал).

С 1848г. преподавать приготовительную терапевтическую клинику с семиотикой студентам III курса было поручено адъюнкту Факультетской терапевтической клиники Н.С. Топорову. После Н.С. Топорова врачебную диагностику преподавал К.Я.Млодзиевский. До середины XIX века вопросы семиотики и диагностики не выделялись как самостоятельные отрасли медицинских знаний, и, вероятно, не существовало строгой системы и отработанных методик преподавания.

В июне 1863 года, после принятия нового Общего Устава Российского Университета, на его Медицинском факультете создается кафедра «Общей терапии и врачебной диагностики с историей и энциклопедией медицины». Первая программа преподавания «Общей терапии и врачебной диагностики» была представлена 10 сентября 1863 г. адъюнктом Факультетской терапевтической клиники Г.А. Захарьиным, которому и поручили «преподавание этой дисциплины с переименованием его в доцента». А 7 февраля 1864 г. на заседании Медицинского факультета было принято окончательное решение об образовании отдельной кафедры Врачебной диагностики. Этот день, наверное, и можно считать днем ее рождения. Григорий Антонович Захарьин (1829г. – 1897г.) справедливо считается одним из основоположников русской терапевтической школы. В своей программе Г.А. Захарьин не только изложил собственно программу обучения, но и обосновывал необходимость преподавания на отдельной кафедре вопросов семиотики и диагностики. Основные положения этой программы действительны и сейчас. Нам посчастливилось найти в архивных документах подлинник программы, написанный лично рукой Захарьина, и мы с удовольствием представляем ее Вам.

… «Семиотикою называется наука о признаках болезней; диагностикою – наука о распознавании последних. Какое место этих наук среди прочих медицинских? Какие границы их области? Какая причина отдельного преподавания их? Задача врача – есть лечение болезней. Лечение болезней невозможно без знания их. Знание болезней невозможно без знания здорового состояния. Поэтому изучение медицины начинается с изучения здорового состояния и заключается изучением общей и частной патологии, общей и частной терапии. Общая патология занимается болезненными явлениями вообще, описывает их, объясняет их сущность и происхождение. Частная - излагает науку об отдельных болезнях, причем, пользуется болезненными явлениями для характеристики отдельных болезней. Семиотика, наука о признаках болезней, излагает как болезненные явления, - с точки зрения признаков болезней, - так и другие данные, могущие служить признаками болезней, например, анамнестические данные. Следовательно, семиотика касается предметов, составляющих уже содержание общей и частной патологии. Необходимость ее как отдельной науки условливается, во-первых, тем, что при изучении такого обширного и сложного предмета, как патология, в полном смысле слова, теоретическая и практическая, выгодно взглянуть на него с разных точек зрения, в частности для распознавания болезней выгодно взглянуть на все, служащее для распознавания болезней, с одной общей точки зрения – признаков болезней. Вторая не менее, если не более, важная причина отдельного преподавания семиотики заключается в том, что изучение признаков болезней, главным образом, болезненных явлений должно быть практическое, демонстративное. (Доказывать, почему медицинские науки должны быть преподаваемы демонстративно, было бы, кажется, излишним). Правда, что такая демонстрация составляет и часть клинического обучения; но последнее имеет свои собственные еще более важные цели (распознавание, лечение и наблюдение течения отдельных болезней); а потому оно идет спешнее, если не отвлекаться демонстрациею болезненных явлений. Тем более, если практическое знакомство с последним не дается прямо и легко, а требует навыка и изучения каких- либо технических приемов, например, постукивания и выслушивания, употребления микроскопа и химии. Сообразно с вышеизложенным, при преподавании семиотики будут описываться и объясняться признаки болезней, будет указываться диагностическое значение их, - все это, по возможности, избегая повторений из общей и частной патологии. Главное же внимание будет обращено на практическое обучение, на демонстрацию болезненных явлений; и, конечно же, первое место займет изучение постукивания и выслушивания, как методов исследования при настоящем состоянии медицины преимущественно и неизбежно нужных каждому врачу. К семиотике обыкновенно присоединяется и диагностика – наука о распознавании болезней. Здесь, конечно же, имеется распознавание болезней вообще (распознавание отдельных болезней есть один из существенных моментов клинического обучения), то есть показание приемов и методов такого распознавания и объяснение его на частных примерах, при выборе которых имеются в виду такие случаи, которые могли бы по возможности служить типами целых категорий болезней.

Сообразно с вышесказанным, предлагается следующая программа для соединенного преподавания семиотики и диагностики.

I. Ведение. Определение семиотики и диагностики. Место их в ряду прочих медицинских наук. Границы содержания.
Необходимость отдельного преподавания. История и литература.
II. Общий отдел. Исследование больного: Anamnesis – Status praesens – Diagnosis – Prognosis, как естественное продолжение диагностических выводов.
III. Частный отдел. Признаки болезней в частности. Содержание этого отдела всего удобнее распределить по следующим физиологическим категориям:
• Органы пищеварения
• Органы крово- и лимфообращения
• Органы дыхания
• Органы отделения, главным образом, общие покровы и мочевые органы
• Питание. Семиотические сведения, Относящиеся к этой категории, излагаются, главным образом, под двумя издавна установившимися рубриками: habitus и febris.
• Нервная система
• Органы движения
• Органы чувств
• Душа
• Половые органы

Так как органы движения, чувства, мужские половые и мочевыводящие органы, главным образом, относятся к хирургии, женские половые органы – к акушерству и науке о женских болезнях, душа – к психиатрии, а незначительная семиотика болезней кожи составляет неизбежные науки о болезнях кожи, то содержание частного отдела медицинской семиотики будет заключаться в следующих главах:
1. Habitus, куда относится общий вид больного, состояние питания и пр.
2. Семиотика болезней органов пищеварения
3. Семиотика болезней органов кровообращения
4. Семиотика болезней органов дыхания
5. Рассмотрение мочи в семиотическом отношении (uroskopia)
6. Семиотика болезней нервной системы
7. Лихорадка в семиотическом отношении

IV. Практическое показание диагностических приемов на целесообразно выбранных случаях. Топографическое деление содержания частного отдела (на семиотику болезней головы, груди, живота и др.) представляет гораздо меньше выгоды, чем выше принятое. Чтобы, однако, воспользоваться выгодами и этого способа деления, при семиотике болезней органов дыхания будет помянута и семиотика грудных болезней вообще, а при семиотике болезней органов пищеварения – семиотика брюшных болезней вообще. Семиотика болезней головы относится преимущественно к хирургии и науке о детских болезнях, семиотика болезней шеи, таза и конечностей – частию к хирургии, частию к акушерству. Методы исследования будут излагаться при семиотике болезней тех органов, для исследования которых они преимущественно употребляются, - например, постукивание и выслушивание при семиотике грудных болезней.

В настоящее время литература не представляет ни одного сочинения, которое, удовлетворяя современным требованиям науки, обнимало бы всю область семиотики и диагностики.

Замечательные сочинения Piorry (Fraite diagnostik et de semiologie) и Siebert (Technik der medizinischen Diagnostik) устарели во многих отношениях. А потому слушателям могут быть рекомендованы лишь некоторые сочинения по отдельным частям этой науки, каковы: для постукивания и выслушивания – классический, хотя уже не совсем современный труд И. Шкоды «Abhandlung uber Percussion und Auscultation», 1854 г. и в русском переводе профессора Полунина «Учение о постукивании и выслушивании, как средствах распознать болезни», 1851г. По семиотике болезней пищеварительных и дыхательных органов, сердца и нервной системы – в хороших учебниках частной патологии и терапии, например, «Handbuch der speziellen Pathologie und Therapie» и др.».

Предложенная Г.А. Захарьиным программа в полной мере раскрывала задачи пропедевтической клиники. В четкости ее изложения, основательности содержания отразилась личность самого Захарьина и его подход к врачебному делу. Из методов исследования больного приоритетное место у Г.А. Захарьина занимал расспрос, который был доведен им до такой полноты и основательности, что это граничило с искусством. Общение с больным, осмотр занимали у него 2-3 часа!. Захарьин строил анамнез не как свободный рассказ больного, который может увести врача от цели и даже внушить ему предвзятые идеи больного, а как методический и целеустремленный расспрос, идущий параллельно с осмысливанием. Это позволяло врачу постоянно уточнять направление дальнейшего поиска вплоть до формирования диагностических предположений. Классические образцы тщательно и последовательно собранного анамнеза преподносил Г.А. Захарьин студентам на своих лекциях.

Разработанная им методика расспроса стала важнейшей гранью становления московской терапевтической школы и характерной чертой этой школы. Не менее чем расспросу Григорий Антонович придавал значение объективному исследованию – простукиванию, выслушиванию и ощупыванию. Выявляя какой-либо симптом, он демонстрировал его возможно большему числу слушателей, а ординаторы, ассистенты и приват-доценты, работающие в клинике, «упражняли» «по вечерам посещающих клинику студентов в умении определять в действительности, на больных т.е. диагностически важные симптомы», на которые профессор обращал внимание. Слава Г.А. Захарьина как лектора, читавшего всегда в переполненной аудитории, была всероссийской и перешагнула за ее границы.

После Г.А. Захарьина в 1866 г. для преподавания Общей терапии и врачебной диагностики был избран доцент Доктор медицины Д.Д. Зайковский. В официальных документах данных о его деятельности немного. В тот период кафедра не имела клиники, преподавание носило в основном теоретический характер, и для демонстрации отдельных признаков болезней Зайковский использовал собак. Д.Д. Зайковский, не успел проявить себя как преподаватель, поскольку в документах уже за 1867 год отмечено, что кафедра Общей терапии и врачебной диагностики «вакантна по случаю смерти доцента Зайковского». После смерти Д.Д. Зайковского кафедра Врачебной диагностики долго не замещалась, чтение предмета поручалось разным лицам, пока ее не занял М.П. Черинов.

Михаил Петрович Черинов заведовал кафедрой и руководил клиникой с 1869г по 1902 гг. Поддерживал кандидатуру Черинова Г.А. Захарьин, высказав устно и отправив в письменном виде в Ученый Совет и Попечителю Московского Учебного округа свое «Особое мнение». М.П. Черинова можно считать родоначальником отечественной бактериологии, ведь одним из самых талантливых учеников Михаила Петровича был Г.Н. Габричевский, снискавший своими работами по бактериологии мировую известность. На кафедре Г.Н. Габричевский проявил себя как блестящий педагог, студентов привлекали его лекции, вечерние обходы, работа с кураторами. Успешная преподавательская деятельность позволила Габричевскому в феврале 1889 г. подать прошение и быть зачисленным на должность приват-доцента Императорского Московского Университета для преподавания перкуссии и аускультации. С разрешения профессора Черинова он организовал при клинике гематологическую и бактериологическую лаборатории и стал читать лекции и для студентов и для врачей, пропагандируя новую в то время науку – бактериологию, подчеркивая важность для клинической медицины знаний о причинах заразных болезней, путях заражения и изысканий лекарственных средств для их лечения. Эти положения он подробно развил в «Руководстве к клинической бактериологии», изданном в 1893 г. Из клиники профессора Черинова вышел и другой известный бактериолог – Николай Михайлович Берестнев (1867г – 1819г). В 1891г. после окончания Московского Университета он начал работать в клинике Черинова, сначала сверхштатным, а затем штатным ординатором, но главным его увлечением была работа в гематологической лаборатории под руководством Г.Н. Габричевского. Там он проводил практические занятия со студентами по медицинской бактериологии, здесь же началась его научная деятельность. С 1893 по 1909 гг. на кафедре работал В.Е. Предтеченский. По ходатайству Медицинского факультета сразу по завершении учебы его утвердили сначала в должности сверхштатного ординатора, а затем сверхштатного ассистента при Пропедевтической клинике. Широко эрудированный В.Е. Предтеченский особенно интересовался лабораторными исследованиями. В 1897 г. он был принят в число приват-доцентов Московского Университета по кафедре Врачебной диагностики для преподавания «Практического курса клинической микроскопии». В.Е. Предтеченский создал прекрасное «Руководство к клинической микроскопии для врачей и студентов» (1901 г.), которое многократно переиздавалось, в том числе после революции.

Важнейшим событием в жизни кафедры Врачебной диагностики и деятельности М.П. Черинова было открытие Пропедевтической терапевтической клиники. В ноябре 1873г. Медицинский факультет обратился в Ученый Совет Университета и к господину Попечителю Московского учебного округа с ходатайством об учреждении клиники при кафедре Врачебной диагностики.

Факультет подчеркивал, что никаких дополнительных средств для открытия клиники не потребуется, так как «профессор Захарьин заявил, что без ущерба в преподавании можно отделить из 50 кроватей Терапевтической Факультетской клиники 16 для клиники Пропедевтической…. Существующая при Факультетских клиниках химическая лаборатория отойдет к Пропедевтической клинике и сверхштатный лаборант этой лаборатории будет нести обязанности и ординатора по клинике …». 19 января 1874г. Министр народного просвещения подписал Указ об организации Пропедевтической терапевтической клиники в помещении Факультетской клиники на Рождественке. Так с помощью Г.А. Захарьина получили завершение многократные попытки создания «приуготовительной клиники» для студентов 3 курса и, в конечном счете, вся система трехэтапного преподавания внутренних болезней: последовательно в клиниках пропедевтики (3 курс), факультетской (4 курс) и госпитальной (5 курс) терапии, существующая и по сей день.

В Пропедевтической клинике сразу же были организованы практические занятия для студентов у постели больных, которые проводились по вечерам. Студенты овладевали методами непосредственного обследования больного, писали истории болезни на основании собственных наблюдений и проводили химические и бактериологические исследования в лаборатории. В течение учебного года через стационар клиники проходило 50-80 больных. С 1885г. открылся амбулаторный прием. В связи с образованием новых кафедр на Медицинском факультете требовалось и создание соответствующих клиник (гинекологической, детских, нервных болезней и др.).

Обсуждалась возможность построения клиник в двух районах Москвы – на Девичьем поле и в Сокольниках. Решено было строить на Девичьем поле, как более удаленном от шумного центра города месте. Пожертвование свое Дума оговорила условиями: «1. Клиники должны быть устроены на 600 кроватей, часть из которых должна функционировать и в летнее время; 2. Клиники должны быть выстроены в течение ближайших 5 лет». Принято решение о том, что все клиники должны размещаться в отдельных корпусах. Большое внимание уделялось строительству аудиторий для студентов. «Чтобы по возможности было лучше видно и слышно большему числу слушателей», места в них располагались амфитеатром, окна находились с боку, «дабы свет не раздражал, и хорошо были видны демонстрации». После проведения специальных расчетов, выполненных физиками и математиками, определили оптимальную форму аудиторий – прямоугольную - так как именно в этом случае в помещениях меньше гула и отраженных звуковых волн. В каждой клинике были кабинеты для профессоров, помещения для научных исследований, клинические лаборатории; во многих имелись собственные библиотеки, музейные помещения. Все это размещалось в отдалении от больничных палат, которые устраивались из расчета около 10 кв. м на одно место. Коридоры шириной в три с половиной метра были вполне пригодны для отдыха и прогулок. Проект Пропедевтической клиники составляли с учетом указаний профессора Черинова. При клинике оборудовали химическую лабораторию, «большую, чем при других клиниках, на том основании, что все клинические отделения нередко будут нуждаться в таких сложных и точных химических исследованиях, которые не могут быть произведены в тех небольших лабораториях, которые будут устроены при каждой клинике».

В новое здание на Большой Пироговской (Царицинской) улице Пропедевтическая клиника переехала 31 октября 1891г. Просторные помещения для занятий, хорошо оснащенная лаборатория, увеличившееся количество стационарных (48 коек) и амбулаторных (до 6000 человек в год) больных – все это способствовало улучшению процесса обучения и научной работы. Занятия со студентами проводили все без исключения сотрудники кафедры Черинова. Слушатели в основном усваивали предмет «с голоса», готовились по записям лекций. Михаил Петрович Черинов был первым заведующим вновь созданной кафедры. От его руководства зависело многое, – каким будет дальнейший путь, сложатся ли традиции. М.П. Черинов возглавлял кафедру непрерывно на протяжении 32 лет, пользовался среди современников репутацией опытного врача и хорошего педагога.
С января 1902г. кафедрой и клиникой заведовал Н.С. Кишкин – ученик и ближайший помощник М.П. Черинова. Н.С. Кишкин руководил кафедрой и клиникой с 1902 по 1919 гг. Во время руководства Н.С. Кишкина, кафедра и клиника продолжали в основном жить тем, что было создано при М.П. Черинове. Руководителем лабораторного курса был В.Е. Предтеченский, непосредственное ведение клинических занятий находилось в руках прекрасного лектора П.С. Усова, который работал в клинике с 1896г. Усов изучал новый диагностический метод – электрокардиографию.

Первая мировая война, Октябрьская Социалистическая революция, крушение Российской империи, гражданская война, разруха, голод – все это не могло не отразиться на жизни Университета и его отдельных факультетов. Преподаватели и студенты медицинского факультета принимали участие в решении двух основных задач, поставленных перед медицинскими работниками всей страны: организации медицинской службы на фронте и борьбе с эпидемией сыпного тифа и других болезней. В период войны в клинике впервые начинают работать женщины-врачи, что, скорее, было вынужденной уступкой, так как в связи с мобилизацией просто некому было работать. Так, на нашей кафедре на 1 января 1918г из преподавателей работали только двое: профессор Кишкин и приват-доцент Свержевский. Но все же, обучение студентов продолжалось. Жизнь профессора Кишкина внезапно оборвалась осенью 1919г. Н.С. Кишкин умер от заражения крови, происшедшего во время практических занятий со студентами.

27 ноября 1919г. временно исполнять обязанности директора Пропедевтической клиники и вести преподавание поручили профессору Е.Е. Фромгольду, а с января 1920г. Фромгольд был назначен ординарным профессором по кафедре Врачебной диагностики с Пропедевтической клиникой. Он руководил кафедрой и клиникой с 1919 по 1941 гг. Е.Е. Фромгольд был высокообразованным человеком, свободно владел несколькими европейскими языками. Все темы научных исследований, все идеи исходили от руководителя кафедры. Лекции по врачебной диагностике читал академично, с изложением физико-химических основ физиологических и патологических процессов и подробным освещением вопросов лабораторной диагностики. Они были абсолютно безупречны по форме и блестящие по изложению. Фромгольд умел артистично владеть аудиторией и это свое умение «быть немножко артистом» передавал ученикам, на кафедре начал работу научный студенческий кружок. Через клинику Е.Е.Фромгольда прошло много ярких ученых и интересных личностей в том числе А.М.Дамир (положивший начало электрокардиографическим исследованиям), А.А.Шелагуров и Я.Г. Этингер (первый в стране успешно применил для лечения болезни Аддисона-Бирмера сырую печень).

В 1924г. была открыта параллельная Пропедевтическая клиника на 30 коек на базе Клинической больницы у Петровских ворот (бывшая Ново-Екатерининская) вместо ликвидированной там клиники Частной патологии и терапии. Эту временную меру предприняли «в виду исключительного переполнения 3 курса студентами». В сентябре того же 1924г. решением Ученого Совета Московского Университета кафедру Частной патологии объединили с кафедрой Врачебной диагностики в одну - кафедру Пропедевтики внутренних болезней. Введением нового учебного плана в 1926г. завершилась реформа медицинского образования, определившая шестилетний курс обучения и разделение его на три периода: подготовительный (физико-химико-биологический), общемедицинский и практически-специальный. В соответствии с новым учебным планом изменилось и преподавание на кафедре Пропедевтики. Впервые вместо трех лекций в неделю по два часа стали читать одну двухчасовую лекцию; на лекции студенты активно привлекались к разбору больных. Сокращением лекционного курса центр тяжести был перенесен на практические занятия, целью которых было решение двух основных задач. «Во-первых, необходимо в представлении студентов закрепить основные положения диагностики, научить их правильной оценке наблюдаемых болезненных явлений и приучить к логическому мышлению. Во-вторых, - ознакомить студентов с методикой и техникой исследования и с применением диагностических приборов. Особое внимание обращать на обязательное активное участие в занятиях всех занимающихся.»

Соответственно этому преподавание должно стать довольно кропотливым и требовало участия многих преподавателей» (из отчета Е.Е. Фромгольда). Практические занятия в клинике проводились в нескольких формах. 1) Семинары с группами студентов по 16 человек три раза в неделю вели ассистенты С.П. Пельгунов, А.М. Дамир, Я.Г. Этингер. Занятия эти посвящались практическому усвоению основ диагностики, изучению методики и техники исследования, наблюдению и оценке болезненных явлений; они проходили как в палатах, так и на амбулаторном приеме. 2) «Палатные» занятия с группами студентов по 5-6 человек проводили ординаторы под руководством ассистента, - три раза в неделю по 2 часа. Они включали клинический разбор конкретного больного и составление его истории болезни.

Необходимые в разбираемом случае анализы проводились в лаборатории при участии всей группы. Палатные занятия были рассчитаны на 1 месяц в каждом полугодии. 3) Систематические групповые занятия в лаборатории три раза в неделю по два часа проходили под руководством ассистента Н.А. Нерсесова.
Помимо основного лекционного курса, который читал Е.Е. Фромгольд, при клинике были и факультативные: «Биохимия питания и обмен веществ» и «Клиническая рентгенология». Остается только позавидовать такому обширному учебному плану и количеству часов, отведенному для изучения предмета!

В 1930г. произошло еще одно знаменательное событие: Медицинский факультет был преобразован в самостоятельное учреждение – I Московский медицинский институт. Таким образом, на долю Е.Е. Фромгольда за время его руководства кафедрой и клиникой Пропедевтики внутренних болезней пришлось ни мало важных событий, которые требовали определенного пересмотра, как основных направлений проводимой деятельности, так и путей их реализации. Тем не менее, ни лечебная, ни научная, ни педагогическая жизнь кафедры не прекращалась.

Началась Великая Отечественная война. В первые же дни больше половины профессорско-преподавательского состава и студентов I ММИ им. И.М. Сеченова ушли на фронт. Помещения клиник, в том числе клиники пропедевтики, отдали в распоряжение эвакогоспиталя (на 1000 коек), весь оставшийся персонал задействовали для оказания помощи раненым и заболевшим бойцам. Кроме того, в клинике проводилась большая работа по подготовке медицинских сестер военного времени. В августе 1941г. в результате взрыва фугасной бомбы здание клиники частично разрушилось: был поврежден рентгеновский кабинет, библиотека, архив, практически полностью уничтожен музей патологоанатомических препаратов. Больные и персонал, к счастью, не пострадали. В конце августа 1941г. возобновились студенческие занятия; на III курсе было 272 человека. В клинике функционировал только один этаж, развернуть все койки не представлялось возможным, так как этому мешали разрушения, нанесенные взрывом бомбы. В связи с приближением вражеских войск к Москве, в октябре 1941г. часть института была эвакуирована в Уфу, где руководство кафедрой пропедевтики внутренних болезней, расположившейся в одном из эвакогоспиталей, принял профессор П.Е. Лукомский. В декабре 1941г. на базе I ММИ начались занятия со студентами трех московских медицинских институтов. 23 июля 1942г. руководителем кафедры и клиники Пропедевтики внутренних болезней был назначен заслуженный деятель науки Г.Ф. Ланг (1875г-1948г). Г.Ф. Ланг являлся заведующим кафедры и директором клиники с 1942 по 1944 гг. Наиболее «подходящей для себя работой», как отмечал сам Георгий Федорович, он считал «преподавательскую и врачебную деятельность». Ланг был строгим учителем, хотя никогда не прибегал к окрику. Блестящие по глубине клинического анализа разборы больных способствовали формированию клинического мышления у молодых врачей. На таких обходах каждый его участник независимо от занимаемой должности имел право задать вопрос, высказать свое мнение, поделиться своими предположениями. Георгий Федорович внимательно проверял полноценность собранного анамнеза, чему придавал огромное значение, характер ежедневных записей, оформление температурного листа.

«Прежде всего – больной» - этот закон соблюдался в клинике свято. Несмотря на трудности военного времени, научная деятельность на кафедре Пропедевтики не только не прекратилась, но активизировалась. В исследования были вовлечены как все сотрудники кафедры, так и все врачи. Ординаторы проводили наблюдения над действием лечебных препаратов, разрабатывали архивные материалы, получали самостоятельные темы. Георгий Федорович внес новое и в процесс обучения студентов: все практические занятия проходили исключительно в палатах, экзамены по пропедевтике впервые проводились с привлечением больных. В конце мая 1944г. Г.Ф. Ланг возвратился в Ленинград и продолжил работу в мединституте.

1 октября 1944г. исполняющим обязанности заведующего кафедрой пропедевтики был назначен, а 10 января 1945г. утвержден в этой должности Владимир Николаевич Смотров. В.Н. Смотров руководил кафедрой и клиникой с 1944 по 1947 гг. Научную деятельность Смотров начал с изучения вопросов гастроэнтерологии. Владимиром Николаевичем была намечена и проводилась в жизнь широкая комплексная программа по одновременному изучению различных витаминов. «Чтобы знать достаточно, надо знать больше, чем достаточно» - может быть, руководствуясь этим правилом, В.Н. Смотров внес коррективы в учебный процесс. С 1945г. для студентов III курса вводятся вечерние обходы больных с дежурным ассистентом. Правилом стало проведение регулярных методических совещаний, основной целью которых было усовершенствование преподавания.

Теоретическая часть занятий сводилась к минимуму, больше времени отводилось для самостоятельной работы в палатах у постели больного и в лаборатории для изучения анализов крови, мочи и др. Специальные занятия проводились в рентгеновском кабинете и в физиотерапевтическом отделении. Были созданы наглядные пособия: коллекция рентгенограмм, электрокардиограмм, музей медицинского инструментария и пр. По инициативе Смотрова на кафедре восстановили музей патологоанатомических препаратов. Лекционный курс пропедевтики внутренних болезней, чередуясь с Владимиром Николаевичем, читали его ближайшие помощники – А.М. Дамир и А.А. Шелагуров. Лекции всегда сопровождались демонстрацией больных, диапозитивов, патологоанатомических препаратов, рентгенограмм. Кроме основного курса, были лекции по рентгенологии и физиотерапии. Пропедевтическая клиника в 40-е годы еще хранила университетские традиции. Она разительно отличалась от большинства городских больниц того времени, в которых считались нормой переполненные больничные коридоры, неистребимый «больничный дух». В клинике царил исключительный порядок, в здании с толстыми стенами и высокими потолками всегда было много воздуха, зимой тепло, а летом - прохладно. В просторном вестибюле дежурили не вахтеры, а швейцары. 23 февраля 1947г. Владимир Николаевич Смотров скоропостижно скончался во время командировки в Югославии. В течение следующего года обязанности заведующего кафедрой временно исполнял профессор А.М. Дамир.

С 1948 по 1987 гг. заведующим кафедрой и директором клиники был В.Х. Василенко. Его учителями были В.П. Образцов, Ф.Г. Яновский, Н.Д. Стражеско, Н.М. Волкович. В.Х. Василенко был заведующим кафедрой и директором клиники почти сорок лет. Он активно занимался вопросами кардиологии, изучал механизмы образования тонов сердца, клинические формы сердечной недостаточности. В 1931 г. им была опубликована работа, в которой впервые в мире был описан IV тон. Исследования по изучению ИБС и недостаточности кровообращения легли в основу классификации недостаточности кровообращения, созданной им вместе с Н.Д. Стражеско. С конца 50-х годов начала интенсивно изучаться патология пищевода. Сотрудником кафедры А.Л. Гребеневым был разработан метод баллонной эзофаготонокимографии, позволяющий регистрировать внутрипищеводное давление, сокращения пищевода и оценивать состояние нижнего пищеводного сфинктера. За цикл работ, посвященных заболеваниям пищевода В.Х. Василенко и А.Л. Гребенев в 1980 г. были удостоены премии АМН СССР имени Н.Д. Стражеско. Много было сделало для внедрения новых лабораторно-инструментальных методов исследования в гастроэнтерологии (применение гастроскопии на волоконной оптике, прицельная гастробиопсия, дуоденоскопия и колоноскопия, пневмокардиодилятация), проводилось изучение вопросов нейрогуморальной регуляции желудочно-кишечного тракта и клинической морфологии. В 1968г клиника и кафедра пропедевтики переезжает в новое здании на Погодинской улице.

В 1974 г. усилиями сотрудников кафедры был издан учебник “Пропедевтика внутренних болезней”. В последующие годы он неоднократно переиздавался, в том числе и на испанском и на английском язык. В 1979 г. авторский коллектив (А.Л. Гребенев, К.И. Широкова, М.Д. Заикин, В.С. Голочевская, И.А. Кикодзе, Н.Д. Михайлова, Н.Г. Плетнева и В.С. Яковлева) во главе с В.Х. Василенко был удостоен Государственной премии СССР. В. Х. Василенко считал пропедевтику внутренних болезней базовой дисциплиной, закладывающей основу для дальнейшего изучения не только терапии, но и других клинических дисциплин.

В 1987 г. кафедру возглавил ближайший помощник и ученик В.Х.Василенко профессор Андрей Леонидович Гребенев, который руководил кафедрой с 1987 по 1995 г. Формирование А.Л. Гребенева как клинициста, ученого и педагога проходило под непосредственным руководством академика РАМН В.Х. Василенко, с которым он работал бок о бок более 25 лет. Под руководством А.Л. Гребенева были проведены фундаментальные исследования проблемы ахалазии кардии. Длительное время клиника пропедевтики внутренних болезней оставалась единственной терапевтической клиникой нашей страны, в которой лечение больных ахалазией кардии (приезжавших не только из различных уголков России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья) осуществлялось не хирургами, а терапевтами. Большое внимание уделял А.Л. Гребенев педагогической работе. Был переиздан учебник «Пропедевтика внутренних болезней» и учебное пособие «Основы общего ухода за больными» для студентов медицинских институтов. Им была разработана программа подготовки по пропедевтике внутренних болезней, сестринскому делу в терапии, геронтологии и физиотерапии для студентов факультета высшего сестринского образования.

С 1995 года клиникой и кафедрой пропедевтики внутренних болезней руководит академик РАН, профессор Владимир Трофимович Ивашкин
В. Т. Ивашкин прошел путь от адъюнкта Военно-медицинской академии до главного терапевта Министерства Обороны СССР. После увольнения в запас в звании генерал-майора Владимир Трофимович становится заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней ММА им. И.М. Сеченова, в последующем переименованной в Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.

Для врачей, работников кафедры, клинических ординаторов и аспирантов обходы директора клиники – это, прежде всего, профессиональная школа, которая учит клинически мыслить, логически обосновывать диагноз, заставляет врача задумываться над каждым проявлениям заболевания пациента, оценивать прогноз конкретного больного. Владимир Трофимович требователен к подчиненным, поэтому к обходу энергично готовится все отделение, начиная от докладчика и заканчивая заведующим отделением. «Клинические разборы» под председательством директора клиники, академика РАМН В.Т. Ивашкина - это коллективное, тщательное обдумывание и формулировка клинического диагноза пациента, оценка его прогноза и выбор тактики ведения больного.

Большое внимание уделяется совершенствованию объективных методов исследования больного. С этой целью в клинике проводятся конкурсы интернов, ординаторов и аспирантов. Начинающие врачи с энтузиазмом участвуют в конкурсе, нередко демонстрируя виртуозное владение методом перкуссии и аускультации. Традиционными становятся ежегодные майские отчетные конференции клинических ординаторов. На конференции каждый учащийся представляет наиболее интересный клинический случай в виде постерного доклада и устного сообщения. Именно здесь решается вопрос об отборе наиболее дисциплинированных, клинически подготовленных, думающих и способных клинических ординаторов для прохождения аспирантуры на кафедре пропедевтики внутренних болезней.

Учебно-педагогической работе на кафедре уделяется большое внимание. Пропедевтика внутренних болезней была и остается фундаментальным разделом практической деятельности врача. Сохраняя классические методики обследования больного, пропедевтика обогащается современными подходами к оценке диагноза и прогноза заболеваний. Создаются и выходят в свет новые учебные пособия «Пропедевтика внутренних болезней» (в соавторстве с В.К. Султановым и Драпкиной О.М в 2000 г. и 2014г), «Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы», «Пропедевтика внутренних болезней гастроэнтерология», «Пропедевтика внутренних болезней гастроэнтерология», «Пропедевтика внутренних болезней пульмонология», «Пропедевтика внутренних болезней нефрология», «Клинический диагноз» (в соавторстве с О.М. Драпкиной 2012-2013гг)

В связи с организацией в ММА им. И.М. Сеченова нового стоматологического факультета сотрудниками кафедры были подготовлены учебники «Пропедевтика внутренних болезней» (2003) и «Внутренние болезни» (2004) для студентов стоматологического факультета.

С 1999 года курс пропедевтики внутренних болезней и общего ухода за больными стал преподаваться иностранным учащимся на английском языке. Заведующим кафедрой академиком РАН В.Т. Ивашкиным и доцентом кафедры А.В. Охлобыстиным был подготовлен курс лекций по пропедевтике внутренних болезней на английском языке с богатым иллюстративным материалом клинических симптомов заболеваний.

С 1998 года была разработана программа факультативного обучения (электив) студентов по гастроэнтерологии и электрокардиографии. Ежегодно более 180 студентов прослушивали курс лекций и посещали практические занятия на элективах.

С 2003 года началось преподавание пропедевтики внутренних болезней и общего ухода за терапевтическими больными для студентов военного факультета.

На кафедре не переставал функционировать студенческий кружок. Ежемесячные заседания кружка под руководством профессора С.Д. Подымовой посвящены обсуждению актуальных вопросов терапии, разборам больных с различной патологией. В 2000 году в конкурсе «Фундаментальные науки и прогресс клинической медицины» участвовали и наши кружковцы. Золотой медали имени Н.Н.Пирогова была удостоена работа студента 6 курса ММА им. И.М. Сеченова А.В. Клименкова «Сравнение эффективности стрептазы и саруплазы у больных с острым инфарктом миокарда».

С 1995 года по инициативе и под непосредственным руководством академика РАН В.Т. Ивашкина была организована Национальная школа гастроэнтерологов и гепатологов.

Национальная школа гастроэнтерологов и гепатологов – это официальная структура ММА им. И.М.Сеченова и Российской гастроэнтерологической ассоциации (РГА), которая осуществляет непрерывное постдипломное образование врачей в области гастроэнтерологии.

Учебная программа и план работы Школы утверждены Министерством Здравоохранения РФ. Осуществляются регулярные (2-3 раза в год) сессии интенсивного обучения врачей в ММА им. И.М. Сеченова. За время работы Школы прошло 85 сессии, многие из которых были международными. Сессии собирают полные залы врачей различных специальностей. Проводятся и выездные сессии Школы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Томске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Саратове, Тюмени, Иркутске, Геленджике, Нижнем Новгороде и других городах страны. Регулярными стали Интернет-Сессии Школы, которые транслируются по всей территории России, охватывая более 20 интернет-портов в 20 городах страны и аудиторию, превышающую 15000 врачей.

Программы лекций составлены в виде тематических блоков, которые завершаются развернутой дискуссией с участием ведущих специалистов России и мира в соответствующих областях гастроэнтерологии. Бессменный и яркий модератор сессий Школы - академик РАН, профессор В.Т. Ивашкин. Этот факт в значительной степени определяет широкую популярность Национальной Школы гастроэнтерологов и гепатологов.
В течение последних лет бурно развивается гепатология. Под руководством академика РАН, профессора В.Т. Ивашкина организовано Российское общество по изучению печени. Ежегодно проводятся Российские гепатологические конференции, собирающие внушительные аудитории медицинской общественности.

Благодаря фундаментальной медицинской подготовке и особому интересу к гастроэнтерологии, монографии В.Т. Ивашкина, изданные в последние годы, стали учебным пособием не только для врачей этой специальности, но и для широкого круга врачебной общественности – таковы: «Болезни пищевода» (в соавторстве с А.С. Трухмановым), «Синдром диареи» (в соавторстве с А.А. Шептулиным, О.А. Склянской), выдержавшая два издания, «Аутоиммунные заболевания печени в практике клинициста» (в соавторстве с А.О. Буеверовым).

Под руководством В.Т. Ивашкина сложился коллектив авторов, ядром которого стали сотрудники клиники и кафедры. Результатами плодотворной работы авторского коллектива следует назвать целый ряд всесторонних руководств, например «Рациональная фармакотерапия болезней органов пищеварения», «Краткое руководство по гастроэнтерологии», «Болезни печени и желчевыводящих путей». В.Т. Ивашкин и его сотрудники активно участвуют в ежегодном обновлении «Федерального руководства по использованию лекарственных средств (формулярная система)».

Подробнее о современной жизни клиники пропедевтики внутренних болезней смотрите в соответствующих разделах нашего сайта.