«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Рабочая программа по фармакологии

Для специальностей
04100 – Лечебное дело
040300 – Медико-профилактическое дело

Количество учебных часов по учебному плану
Всего – 245
В том числе:
Лекции: - 55
Практические занятия - 108
Самостоятельная внеаудиторная работа – 82

Прогрессивное увеличение объема информации по фармакологии ставит перед высшей медицинской школой серьезные задачи по совершенствованию педагогического процесса. Одним из важных этапов правильной организации преподавания является составление программы. Она должна отражать предмет в целом и вместе с тем содержать только наиболее важные вопросы по каждому разделу фармакологии. Одновременно с этим, четко определять конечные цели и задачи изучения предмета. формулировать необходимые требования к студенту. Особенно важным представляется определение объема знаний по фармакологии, а также развитие у студентов необходимых навыков и умений.

Предлагаемая программа включает вопросы методологии, историю предмета, деонтологические аспекты назначения лекарственных веществ, проблемы общей и частной фармакологии, принципы лечения отравлений лекарственными веществами.

Инвариантом содержания курса фармакологии является усвоение теоретических основ дисциплины для правильного понимания взаимодействия лекарственного вещества с организмом человека.

Инвариантом деятельности следует считать овладение студентами в итоге изучения фармакологии умениями анализировать действие лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, оценивать возможности их фармакотерапевтического использования, выписывать лекарственные средства.

Инварианты содержания и деятельности, заложенные в программе по фармакологии, интегрируют знания и умения фундаментальных, медико-биологических, профилактических, и клинических дисциплин в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом по специальностям 040100 «Лечебное дело» и 040300 «Медико-санитарное дело» и квалификационной характеристикой врача-выпускника по этим специальностям.

По окончании курса студент должен уметь:

  • анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакодинамических и фармакокинетических свойств
  • оценивать возможности использования лекарственных средств для фармакотерапии
  • выписывать в рецептах лекарственные средства в различных лекарственных формах
  • выписывать в рецептах лекарственные средства при определенных патологических
    состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов
  • оценивать возможность токсического действия лекарственных средств и способы терапии отравлений лекарственными средствами

I. Цели изучения фармакологии.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в результате изучения фармакологии конечными целями обучения являются следующие:

По разделу "Общая рецептура" целями обучения являются:

  • освоение общих принципов оформления рецептов и составления рецептурных прописей
  • умение выписывать в рецептах различные лекарственные формы

В разделе "Общая фармакология" основной целью обучения является:

  • ознакомление студентов с общими закономерностями фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств
  • умение прогнозировать фармакокинетические и фармакодинамические процессы на основе знаний свойств вещества и свойств организма

По разделам частной фармакологии основными целями являются:

  • умение анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических эффектов, механизма и локализации действия, фармакокинетики
  • умение оценивать возможности использования лекарственных средств для целей фармакотерапии на основе представлений об их свойствах
  • умение выписывать лекарственные средства в рецептах при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов

В разделы по частной фармакологии включены основные препараты, применяемые врачами общего профиля. Лекарственные средства, используемые более узкими специалистами (анестезиологи, онкологи, психиатры, фтизиатры, эндокринологи и др.), представлены как правило, основными веществами, на примере которых дается общая характеристика всей группы соединений. Представленный перечень препаратов носит рекомендательный характер и может изменяться.

Курс частной фармакологии построен по системному принципу, в соответствии с которым препараты объединены в группы веществ, оказывающих влияние на определенные системы организма - нервную систему, дыхание, сердечно-сосудистую систему, пищеварительный тракт и т.д. Такая структура курса обеспечивает более тесную связь и преемственность в преподавании как отдельных тем частной фармакологии, так и ее курса в целом с клиническими дисциплинами.


Для достижения целей обучения по частной фармакологии необходим следующий объем знаний:


1. Для групп лекарственных средств:

  • классификация
  • общая характеристика наиболее типичных эффектов
  • основное применение в медицине

2. Для отдельных препаратов:

  • принадлежность к определенным группам фармакологических средств
  • фармакодинамика (основные эффекты, локализация и механизм действия)
  • фармакокинетика (всасывание, распределение, превращения в организме, пути выведения)
  • наиболее важные побочные и токсические эффекты
  • основные показания и противопоказания к применению
  • пути введения

Особое внимание следует обратить на сравнительную оценку препаратов каждой группы лекарственных средств.

Указанным целям должны соответствовать структура и общая направленность лекций и лабораторных занятий. Важным компонентом лекций являются вопросы проблемного характера, обзор последних достижений по рассматриваемой теме и перспективы развития данного направления. Лабораторные занятия начинаются с определения цели занятия; с помощью программированных тестовых заданий по фармакодинамике, фармакокинетике и фармакотерапии определяется и корректируется исходный уровень знаний студентов. С целью тестового контроля знаний студентов целесообразно использовать специальные компьютерные.

Основное внимание следует уделить развитию у студентов навыков и умений. Этой цели служит решение ситуационных одноэтапных и многоэтапных задач по фармакологии. В процессе решения этих задач следует развивать у студентов умение самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств.

Может быть предложена следующая организационная структура лабораторного занятия по частной фармакологии:

1. Формулировка цели занятия и ответы на вопросы студентов.
2. Выполнение контрольных заданий по врачебной рецептуре (задания на выяснение исходного уровня).
3. Выполнение программированных заданий для самостоятельной работы (задания на обеспечение и коррекцию исходного уровня знаний).
4. Решение одноэтапных ситуационных задач (задачи для обучения).
5. Решение многоэтапных ситуационных задач (задачи для обучения).

В план лабораторных занятий включены заключительные занятия, объединяющие материал ряда тем. На таких занятиях студенты учатся обобщать усвоенный учебный материал. Контрольные задания на заключительных занятиях позволяют оценить степень усвоения пройденных тем.

На лекциях и лабораторных занятиях необходимо широко использовать аудио-визуальные средства обучения: короткометражные учебные фильмы, видеозаписи, магнитофонные записи, диапозитивы, таблицы и др.

Проверка контрольных работ проводится преподавателями во внеучебное время.

На медико-профилактическом факультете учебным планом предусматривается преподавание фармакологии с общей токсикологией. В связи с этим отличия в преподавании фармакологии на медико-профилактическом факультете касаются главным образом той части курса, в которой излагаются история предмета, а также вопросы общей фармакологии и общей токсикологии. На медико-профилактическом факультете эти разделы необходимо преподавать, включая в них вопросы истории токсикологии (зарождение и развитие экспериментальной токсикологии) и сведения по общей токсикологии - принципы исследования токсичности химических веществ, понятие о предельно допустимых дозах (концентрациях), проявления токсического действия химических веществ, виды отравлений.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

  • латинский язык и основы терминологии
  • биоэтика
  • химия общая и биоорганическая и биологическая
  • анатомия человека
  • биология с экологией
  • биологическая химия
  • гистология
  • нормальная физиология
  • микробиология, вирусология, иммунология

Преподавание фармакологии интегрируется с изучением патологической физиологии, патологической анатомии.