«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

История кафедры

Кафедра (кабинет) гистологии, эмбриологии и сравнительной анатомии была фактически основана на медицинском факультете Московского университета в 1864 году. 20 ноября 1864 г. на заседании медицинского факультета Московского университета доцентом кафедры гистологии был избран А. И. Бабухин.

Избранный первым руководителем новой кафедры, Бабухин немедленно приступил к организации ее материальной базы. Получив необходимые средства, Бабухин приобрел специальные инструменты, микроскоп и реактивы, которые могли бы позволить начать преподавание нового предмета. С намерением открыть курс гистологии 1 октября 1865 г. Бабухин вернулся в Москву, но уже через 3 дня был избран экстраординарным профессором кафедры физиологии, которую занимал до 1869 г. Несмотря на это "назначение, одновременно с курсом физиологии в 1865 г. Александр Иванович начал чтение лекций и по гистологии.

Вновь организованная кафедра гистологии, эмбриологии и сравнительной анатомии помещалась в небольшом двухэтажном здании на Большой Никитской улице (ныне улице Герцена). Она располагалась всего в двух комнатах, одна из которых служила студенческой лабораторией, а другая - кабинетом профессора. При кафедре была небольшая аудитория, в которой читались лекции.

Преподавание гистологии строилось Бабухиным на основе тесной связи ее со смежными дисциплинами, прежде всего с физиологией, общей биологией и химией. Глубоко убежденный, что одно лишь описание формы и микроскопической структуры не может дать представления о живом организме, он считал необходимым одновременное изучение его функций, истории развития и химии.

Гистология, по мнению А. И. Бабухина, не есть одно мертвое описание форм и форменных отношении, какой она часто является в учебниках, она есть одна из основных биологических дисциплин, самым тесным образом связанная со всеми основными остальными дисциплинами естествознания - химией, физикой и физиологией. К сожалению, исходя из этого убеждения, А.И.Бабухин считал, что написать учебник по гистологии нецелесообразно. К счастью, его блестящие лекции неоднократно записывались студентами и ими же издавались небольшими тиражами. Наиболее раннее издание (по существу – первый отечетвенный учебник по гистологии, относиться к 1872-73 академическом угоду.

После смерти А. И. Бабухина, его ученик, Иван Флорович Огнев, был избран профессором кафедры гистологии Московского университета и с 1891 года по 1925 год - он заведовал кафедрой гистологии и эмбриологии медицинского факультета ИМУ.

Родился Иван Флорович в 1855 году в Москве. В 1879 году окончил медицинский факультет ИМУ и по предложению профессора А.И.Бабухина был оставлен при кафедре гистологии стипендиатом для приготовления к профессорскому званию. В 1884 году защитил докторскую диссертацию на тему "Гистологическое развитие ретины" и в том же году был избран доцентом по кафедре гистологии. В том же году по новому университетскому уставу должность доцента была упразнена и И.Ф. Огнев был назначен прозектором той же кафедры.

В эти годы здание старого анатомического театра, где помещался гистологический кабинет, было снесено и на его месте выстроен новый корпус гистологического и физиологического институтов. И. Ф. Огневым было заново оборудовано новое помещение кафедры. Были приобретены новые микроскопы, оптические приборы, таблицы. К началу 1907 г. кафедра гистологии располагала уже 12 большими, 62 средними и 30 малыми микроскопами. Значительно расширилась коллекция уникальных гистологических препаратов.

Развивая принципы демонстративного преподавания и самостоятельной работы за микроскопом, которые были созданы его учителем А.И. Бабухиным, И.Ф. Огнев значительно расширил самостоятельные занятия студентов. Помимо лекционного курса (5 часов в неделю) и практических занятий (3 часа в неделю), три раза в неделю лаборатория кафедры гистологии и предоставлялась для самостоятельной работы студентов. Лекционный курс, который читал И.Ф. Огнев, сопровождался микропроекцией и демонстрациями уникальных препаратов.

Перу Огнева принадлежит одно из первых русских руководств по гистологии. Первый том «Курса нормальной гистологии» был опубликован в 1903 г., второй том вышел в 1913 г. (второе издание в 1925 г.). По глубине, оригинальности и широте материала, по ясности изложения и богатству хорошо подобранных иллюстраций это руководство до сих пор остается одним из лучших в нашей учебной литературе. В 1915 г. в дополнение к своему руководству Огнев написал широко известную книгу «Микроскоп и первые работы с ним».

И.Ф.Огнев является одним из ярких представителей московской школы гистологов, сторонников гистофизиологического направления. Известен исследованиями электрических органов у рыб, гистофизиологии сетчатки и роговицы глаза, гистофизиологии мышечной и нервной ткани, органов чувств, пищеварительных и других желез. Он положил начало изучению причин и механизмов деления клеток и взаимодействия тканей в процессе жизнедеятельности, а также - изучению влияния различных факторов внешней среды на различные ткани организма. В 1896 году им было открыто стимулирующее действие лучей электрической дуги (особенно - ультрафиолетовых) на клеточное деление. Эти направления были блестяще развиты его учениками и последователями В.П.Карповым и А.Г.Гурвичем.

И.Ф.Огнев являлся Председателем Физиологического общества в г.Москве. Среди его учеников и соратников были: М.М.Гарднер (впоследствии полностью перешедший на кафедру гистологии московских Высших женских курсов), В.П.Карпов, В.Е.Фомин, П.С.Усов, Т.М.Печерский, И.О.Михайловский.

Под руководством Огнева выросла плеяда талантливых гистологов. Его учениками были профессора В. П. Карпов, И. О. Михаловский, П. И. Живаго, В. Е. Фомин, Г. К. Хрущев, П.С.Усов и др.

В 1914 году по выслуге лет И.Ф.Огнев ушел на пенсию, но остался преподавать на кафедре и вернулся к заведованию в 1917 году, после отъезда на Юг своего ученика и преемника профессора В.П Карпова. Длительное время читал курс лекций по гистологии на Высших женских курса в г. Москве, открытых в 1906 г., передав, затем преподавание на них своему ученику М.М.Гарднеру. В 1925 году в связи с тяжелой болезнью вышел в отставку.

В 1914 году руководителем кафедры был избран ученик И.Ф.Огнева, профессор В.П.Карпов. В 1893 году он окончил медицинский факультет Московского университета и был оставлен помощником прозектора при кафедре гистологии. В 1904 году защитил докторскую диссертацию на тему "Исследования о прямом делении клеток». С 1906 - прозектор кафедры гистологии медицинского факультета ИМУ, с 1914 по 1917 годы - заведующий этой кафедрой. В 1917 году, как и многие представители интеллигенции Москвы, уехал на Юг России. В 1918 - 1925 годах заведовал кафедрой гистологии Днепропетровского Университета (затем медицинского института). По возвращении в Москву в 1925 года вернуться на кафедру ему не удалось (на эту должность уже был избран профессор А.Г.Гурвич) и до ухода на пенсию в 1931 году он заведовал кафедрой гистологии 2-го МГУ, а затем - 2-го Московского медицинского института.
В связи с болезнью и окончательным уходом на пенсию в 1925 году профессора И.Ф.Огнева заведующим кафедрой был избран Александр Гаврилович Гурвич. А.Г.Гурвич известен открытием в 1923 году т.н. митогенетического излучения, что совпадало с предположениями И.Ф.Огнева о биологическом действии ульравиолетовых лучей, и, что возможно, послужило одной из причин приглашения его на кафедру гистологии тогдашнего 1-го МГУ.

Исследования митогенетического эффекта лучистой энергии в биологических системах было обобщено в монографии «Митогенетическое излучение» (1932 г. – на немецком языке, 1934 – на русском языке). В дальнейшем эти исследования позволили А.Г.Гурвичу сформировать теорию «биологического поля», согласно которой направленность и упорядоченность жизненных процессов обусловлена взаимодействием с помощью этих полей клеток организма. Источником этих полей являются процессы синтеза хроматина. Эта концепция разрабатывается в биологии до настоящего времени (В.П.Казначеев).

Говоря об А. Г. Гурвиче как педагоге, нужно сказать несколько слов о нем как руководителе кафедры и воспитателе научной молодежи. При переезде в Москву перед ним встала трудная задача – продолжить перестройку кафедры, начавшуюся еще при И.Ф.Огневе (практически сразу после 1917 года), совершенно по-новому организовать не только весь учебный процесс, но и - что было еще труднее - всю научную работу. В области преподавания, кроме совершенно новой структуры и содержания лекционного курса, большие новшества были введены в оснащение практических занятий. Вместо приготовления собственными руками очень посредственных препаратов студенты, получали для изучения превосходные демонстрационные препараты, которые они должны были хорошо рассмотреть и понять. Приготовление таких препаратов требовало большого искусства, и А. Г. Гурвич сам следил за работой препараторской, которая стала сразу важнейшим «узлом» реорганизованной кафедры.

При А.Г.Гурвиче впервые официально, решением Ученого совета факультета, (1927 г.) при кафедре начал работать научный студенческий кружок.

Своеобразие научных взглядов А. Г. Гурвича нашло свое выражение и в структуре введенного им курса лекций. А. Г. Гурвич строил курс как последовательное решение основных биологических проблем, где морфология и физиология на равных правах привлекались для научных обобщений и где особенно отчетливо выступала роль гистологии как основополагающей научной дисциплины.

Частную гистологии, по мысли лектора, правильнее было бы назвать гистофизиологией основных систем организма, А. Г. Гурвич подчеркивал, что гистологические данные должны быть «освещены» и осмыслены физиологическим подходом к трактовке каждой темы. Вместе с тем, он подчеркивал, что отношения между гистологией органов и физиологией не являются односторонними, и гистология не только «берет» от физиологии. Наоборот, на долю гистологии падает очень важная задача - она отвечает на вопрос о локализации изучаемых процессов, а зачастую решает вопрос о правильности той или иной физиологической концепции.

На кафедре проводились научные конференции, в которых принимали участие московские гистологи и биологи. Эти научные конференции носили название «семинары», их часто посещал будущий заведующий кафедрой Б. И. Лаврентьев.

В 1929 году, в связи с переездом А.Г.Гурвича в Ленинград, заведующим кафедрой был избран Б.И.Лаврентьев.
С 1929 г. Б. И. Лаврентьев начинает работу в Московском университете на его физико-математическом и медицинском факультетах и в Институте морфологии 1-го МГУ. В 1930 г. на базе медицинского факультета 1-го МГУ был организован 1-й Московский медицинский институт, при котором был открыт Институт морфологии. Его директором был назначен Б. И. Лаврентьев. Одновременно он стал заведующим кафедрой гистологии и эмбриологии 1-го Московского медицинского института.

1927—1930 годы были временем реорганизации советской высшей и средней школы. В реорганизации высшей школы принимали деятельное участие профессора, преподаватели и сами студенты. В то время много говорили о целесообразности чтения лекций и сдачи экзаменов. В частности, Б. И. Лаврентьев считал, что студенты должны активно работать в течение года, а не только в дни экзаменационных сессий. Учет успеваемости, по мнению ученого, следовало вести во время практических и семинарских занятий, только неуспевающие должны подвергаться проверке экзаменами. Многие студенты приветствовали идею такого метода опроса.

В цокольном этаже Института морфологии по инициативе студенток были открыты производственные мастерские наглядных пособий. Эти мастерские должны были снабжать (по доступным ценам) необходимыми пособиями по естественно-биологическим наукам студентов 1-го МГУ и других учебных заведений. Полученные в результате средства служили материальным подспорьем для студентов, работающих в этих мастерских6. Борис Иннокентьевич организовал в мастерских микроцех, в котором студенты могли готовить гистологические препараты. На базе мастерских был создан Центральный институт учебных пособий по медицине (ЦИНУПМЕД), преобразованный в дальнейшем в трест «Медучпособие».

В то время на кафедре гистологии 1-го Московского медицинского института велась интенсивная экспериментальная научная и педагогическая работа. В ней принимали участие Б. В. Алешин, Б. В. Кедровский, Г. М. Печерский, А. Н. Зорин, М. А. Барон, которые впоследствии стали видными учеными и педагогами. На кафедре постоянно работали врачи, прикомандированные из различных городов Советского Союза. Б. И. Лаврентьев всегда был готов оказать необходимую помощь, дать консультацию и пр.

Кафедра размещалась на третьем и пятом этажах (как и в настоящее время): на 3-м – собственно кафедра, на 4-м – располагались учебные комнаты.

В 1932 г. под руководством Б.И.Лаврентьева был впервые снят учебный фильм «Культура тканей». Фильм был показан студентам 1-го ММИ, затем и в других вузах, где преподавал Б. И. Лаврентьев, и в дальнейшем, вплоть до 1958 г., он демонстрировался во многих учебных заведениях страны. Фильм «Культура тканей», состоявший из шести частей, показывал рост вне организма тканей животных: эпителиальной, мышечной, соединительной и нервной. В основном в нем освещалась жизнедеятельность отдельных клеток, их рост, размножение, деление, явление фагоцитоза.

Б.И.Лаврентьев известен как выдающийся нейрогистолог, внесший огромный вклад в изучение морфологии периферической нервной системы, обосновал основы применения хирургического вмешательства в области периферического нерва, был одним из разработчиков нейронной теории в нашей стране. Вслед за А.И.Бабухиным был сторонником экспериментального подхода в гистологии. Был пионером в применении микрокиносъемки в изучении живой клетки. Он внес значительный вклад в совершенствование методов исследования нервной ткани (импрегнация азотнокислым серебром и хлористым золотом).

В 1932 году Б.И.Лаврентьев перешел на работу в ВИЭМ и передал кафедру профессору Михаилу Аркадьевичу Барону.
М. А. Барон, окончив аспирантуру у А. Г, Гурвича, работая на на кафедре занимался некоторыми вопросами, разрабатываемыми Б. И. Лаврентьевым. Его эксперименты с гетерогенными синапсами явились важным звеном в исследованиях но автономной нервной системе и по теории строения нервной ткани. Лаврентьев считал Барона своим учеником и хотел, чтобы последний стал его преемником на кафедре (в 1933 г. Б. И. Лаврентьев был приглашен заведовать отделом микроморфологии ВИЭМа в Ленинград).

М.А.Барон в 1927 году окончил медицинский факультет 1-го МГУ и был оставлен при кафедре гистологии, на которой прошел путь от ассистента (1931), доцента (1931-1932) до профессора и заведующего кафедрой гистологии (с 1932 по 1952 гг.). Основные исследования М.А.Барона связаны с изучением функциональной морфологии брюшины, плевры, перикарда, оболочек мозга, путей метастазирования опухолей в полостях тела, механизмов работы серозных оболочек. Широко известна его монография «Реактивные структуры внутренних оболочек» (1949 г.). В 1948 году избран членом-корреспондентом АМН СССР.

М.А.Барон внес большой вклад в совершенствование преподавания гистологии и эмбриологии, уделяя особое внимание самостоятельной работе студентов, оснащению учебного процесса наглядными пособиями (микроскопное хозяйство, микропрепараты, муляжи), привитию навыков научной работы у студентов. При нем был создан и активно работал научный студенческий кружок. Среди учеников М.А.Барона можно отметить Б.В.Кедровского, В.К.Белецкого, И.А.Алова, М.Я.Субботина, Я.Е.Хесина, А.И.Брауде и др.

События начала 50-х годов не обошли стороной и кафедру, вызвав преждевременный уход М.А.Барона. На место заведующего был избран в 1952 гю профессор В.Г.Елисеев.

В.Г.Елисеев - автор более 80 научных работ, среди них - монография «Соединительная ткань» (1961), Международная гистологическая номенклатура (1965), Атлас микроскопического строения органов и тканей (1961). Под его руководством было подготовлено большое количество специалистов-гистологов (40 докторов и кандидатов наук), многие из которых впоследствии сами руководили кафедрами и лабораториями во многих медицинских вузах страны: М.Я.Субботин, А.М.Суханов, Ю.И.Афанасьев, Ю.Н.Копаев, Э.Я.Варес, Н.А.Юрина, М.К.Васильцов, П.Ф.Шамрай и др.

Основоположник современной методологии преподавания гистологии в системе высшего медицинского образования. В.Г.Елисеев был инициатором перестройки преподавания гистологии, цитологии и змбриологии в медицинском образовании на основе интеграции фундаментальных медико-биологических наук, приближения их к потребностям практической медицины, развитии самостоятельности студентов на занятиях. По его инициативе был создан комплекс учебных пособий (учебник, атлас, практикум и др.), признанный на всей территории СССР и за рубежом.

В.Г. Елисеев известен изучением гистофизиологии соединительной ткани и крови при различных изменениях реактивности организма, нервной регуляции тканевых реакций, эпителио-соединительнотканными взаимоотношениями, исследованиями в направлении выяснения роли эндокринного звена в регуляции тканевых реакций. Во всех исследованиях характерным был гисто-функциональный подход к изучаемым структурам, стремление приблизить экспериментальные исследования к потребностям медицинской практики.

В частности, на основании изучения морфологии асептического воспаления вокруг инородного тела, В.Г.Елисеев сделал попытку имплантации искусственного корня зуба у животных и человека. Одним из первых начал изучение влияния факторов космических полетов на клетки, ткани и органы: В.Г.Елисеев и его сотрудники в 1 ММИ им. И.М.Сеченова и УДН им. П.Лумумбы приняли активное участие в комплексных исследованиях животных, подвергнутых влиянию различиях факторов космических полетов. В 1964 году В.Г.Елисееву было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки РСФСР.

След, который В.Г.Елисеев оставил в жизни московских гистологов огромен. Достаточно сказать, что кафедры трех из четырех московских медицинских вузов в той или иной степени считают его своим учителем.

В 1965 году, после внезапной кончины учителя, кафедру возглавил его ученик профессор Ю.И.Афанасьев.
Продолжая научное направление своего учителя В.Г.Елисеева по изучению нейро-эндокринных регуляций тканевых реакций, Ю.И.Афанасьев известен исследованиями в области анализа механизмов роста опухолей различного гистогенеза и их регуляции, расширил исследования в направлении выяснения роли эндокринного звена в регуляции тканевых реакций. Автор ряда обзорных работ по общим и частным вопросам цитологии. Под его руководством выполнено 9 докторских и 21 кандидатская диссертации. Его ученики – профессора В.И.Ноздрин, А.Н.Яцковский, В.П.Омельяненко, С.Л.Кузнецов широко известны успешно продолжают дело учителя.

Ю.И.Афанасьев внес большой вклад в совершенствование преподавания гистологии в медицинских ВУЗах. Вместе с В.Г.Елисеевым и Е.Ф.Котовским создал первых в нашей стране Атлас по гистологии, многие годы был редактором и соавтором базовых Учебника по гистологии (5 изданий) и Руководства по проведению практических занятий по гистологии (2 издания).

При нем на кафедре были созданы ряд учебных фильмов по курсу гистологии, комплект учебных таблиц, наборов диапозитивов и многие другие учебные пособия, до настоящего времени используемые в учебном процессе практически всех кафедр гистологии. Заседания Центральной методической комиссии, а затем – Проблемной учебно-методической комиссии, многочисленные учебно-методические и научные конференции проводившиеся на базе кафедры по праву закрепили за ней роль одного из главных центров учебно-методической работы в стране.

В 1997 году Ю.И.Афанасьев оставил заведование кафедрой, перейдя на должность профессора, и передал кафедру своему ученику, профессору С.Л.Кузнецову.

Выпускник 1-го Московского медицинского института (1974 г.), доктор медицинских наук (1989), профессор (1991), заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии ММА им.И.М.Сеченова (с 1997 г.), член-корреспондент РАН, действительный член РАЕН. Как морфолог Кузнецов известен своими исследованиями в области количественной гистохимии. Под его руководством на кафедре разработан оригинальный метод количественных цитохимических исследований с использованием переживающих срезов мышечной ткани для изучения взаимодействия различных метаболических процессов в клетках, основываясь на данных о корреляции активности ферментов и содержания субстратов (включая обработку полученных данных с помощью ЭВМ и математическое моделирование). Это направление можно характеризовать как "биохимия in situ", т.е. изучение тех или иных метаболических процессов непосредственно в клетках и тканях.

В продолжение работ, начатых еще при В.Г.Елисееве в сотрудничестве с НИИ МБП МЗ, проведенны многократные уникальные эксперименты по длительной антиортостатической гипокинезии у человека (продолжительность воздействия - до 365 дней), исследования скелетной мышечной ткани у обезьян по программе биоспутников серии "Космос", собственные эксперименты автора по разработке методов моделирования невесомости в земных условиях (оригинальный метод вывешивания мелких лабораторных животных). Эти исследования позволили получить уникальные данные о влиянии гравитации на морфогенез клеток и тканей и заложить основу для выделения особого направления в морфологии - гравитационной морфологии.

В настоящее время состав кафедры насчитывает 30 человек: заведующего кафедрой, 5-х профессоров, 7 доцентов, 4-х старших преподавателей, 3-х ассистентов, учебных мастеров, техников, лаборантов.

Кафедра по праву считается одним из крупнейших учебных подразделений гистологического профиля в России – штат кафедры состоит из 18 преподавателей. Среди них: профессора В.Э.Торбек, А.Н.Яцковский, Н.Н.Мушкамбаров, Т.В.Боронихина, С.Г.Мухамедова, доценты В.Л.Горячкина, Д.И.Цомартова , Л.Г.Гарстукова, М.Ю.Иванова, Н.Л.Карташкина, Н.Р.Пашина, старшие преподаватели Е.А.Хачатурян, Т.Н.Ильина, Л.В.Камратова, и др.

На кафедре проводится работа по совершенствованию и реорганизации учебного процесса в современных условиях на базе современных, мультимедийных технологий. Активно используется созданный на кафедре компьютерный класс, для которого создано специальное компьютерное Руководство и Атлас с тестовыми заданиями по курсу гистологии, создан банк изображений микроскопических препаратов для учебного процесса, набор учебных фильмов для демонстрации их с помощью компьютеров, разрабатываются основы применения методов телеобразования при преподавании гистологии, цитологии и эмбриологии.

На кафедре продолжается работа по созданию традиционных учебных пособий нового поколения: издан новый Учебник и Атдас по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии, выдержавший уже два издания, ряд учебников и учебных пособий.