«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Студенческий научный кружок

Важным звеном в подготовке врачебных, научных и педагогических кадров является работа студентов в студенческом научном кружке. Студенческий научный кружок на кафедре детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова был одним из первых на Девичьем поле. Он создан по инициативе студентов в 1923 году профессором В.И.Молчановым, который и являлся первым его руководителем. Основным направлением деятельности кружка всегда было теоретическое и практическое освоение студентами педиатрии как одной из медицинских дисциплин, а также привитие им навыков научной работы. На первом же заседании кружка с докладом на тему «Суррогаты женского молока» выступал студент V курса лечебного факультета, В.С.Вайль, ставший впоследствии профессором Сталинобадского (Душанбинского) медицинского института. В кружке занимались в разное время от 15 до 30 и более студентов, из которых в основном и формировались в дальнейшем группы субординаторов – будущих педиатров.
Студенческий кружок работает на кафедре детских болезней непрерывно на протяжении более 80 лет, начиная с 1923 года по настоящее время. Руководителями кружка всегда были самые опытные преподаватели из числа профессоров и доцентов кафедры, в том числе Д.Д.Лебедев, Ю.Ф.Домбровская, Э.М.Каплан, М.Н.Казанцева, М.Ф.Марецкая, Е.В.Ковалева, Б.Б.Кречмер, С.А.Баяндина, Н.А.Тюрин, Н.М.Смирнов, Г.П.Марисенко, Г.Н.Баяндина. Свой большой врачебный, научный и педагогический опыт, а также традиции старейшей педиатрической школы России, какой является кафедра детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, передавали они молодежи, считая одной из главных задач, стоявших перед кружком – формирование грамотного, мыслящего врача-педиатра.
Истинной школой для студентов были и остаются профессорские или доцентские обходы больных в отделении с разбором каждого из них при активном участии самих кружковцев. При этом студент, являющийся куратором разбираемого больного, сообщает его анамнез и показывает остальным студентам особенности статуса ребенка, малейшие отклонения от физиологической нормы, патологические симптомы, оценивает его развитие. Затем куратор докладывает собственную концепцию предварительного диагноза и результаты проведенных дополнительных исследований. В это время присутствующие кружковцы наблюдают за поведением ребенка, его реакцией на окружающее, участвуют в физикальном обследовании и обсуждении диагноза. В ряде случаев руководитель кружка, проводя обход, сам выступает в роли студента-куратора того или иного больного. Осмотр заканчивается формулировкой полного, развернутого клинического диагноза, основанного на результатах всеобщего обсуждения, полученных данных, и составлением плана лечения, а также определением прогноза относительно исхода заболевания у данного конкретного больного.
Такой тщательный осмотр больного ребенка под руководством опытного педагога и глубокое всестороннее осмысливание полученных данных с участием руководителя кружка развивает тонкую наблюдательность и способствует формированию логики клинического мышления. Приобретению клинического опыта и необходимых знаний способствуют и многочисленные тематические и клинические конференции, проводимые совместно студентами-членами кружка кафедры детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и студентами-кружковцами других Московских ВУЗов, в том числе II ММИ, ныне Российского Государственного медицинского университета (РГМУ) им. Н.И.Пирогова, Московского стоматологического института (ММСИ) им. Н.А.Семашко, Российского Университета Дружбы народов (РУДН) им. П.Лумумбы, на которых демонстрируются специально подобранные тематические больные и делаются доклады с обзором соответствующей литературы. В процессе подготовки к этим конференциям кружковцы учатся самостоятельно работать с больными, представлять их аудитории, отвечать на возникающие у присутствующих вопросы, что требует углубленного анализа особенностей течения патологического процесса в конкретном наблюдении, и умения пользоваться литературой. Кроме того, сотрудничество между студенческими кружками различных медицинских ВУЗов позволяет значительно расширить возможности практического освоения студентами разнообразной патологии, далеко выходящей за рамки учебной программы.
С большим интересом, например, студенты-кружковцы педиатрического факультета II ММИ им. Н.И.Пирогова воспринимают демонстрацию и обсуждение детей, страдающих диффузными болезнями соединительной ткани и системными васкулитами, которых им представляют кружковцы кафедры детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, где сосредоточены больные с этой патологией. В то же время, у последних большой интерес вызывает знакомство с такими заболеваниями как лейкозы, гемофилия, сахарный диабет и другой патологией, разрабатываемой кафедрами РГМУ им. Н.И.Пирогова.
Расширению врачебного кругозора кружковцев способствует и их участие в заседаниях, проводимых в различных детских медицинских учреждениях: поликлиниках, специализированных домах ребенка, родильных домах, Республиканской и городских клинических больницах. С момента создания кружка студенты-кружковцы проводили и проводят по сей день большую санитарно-просветительную работу. В 1923-1928г.г. это проходило в форме бесед в казармах или организации передвижных выставок по охране материнства и младенчества, затем в виде общения с родителями, посещающими детские молочные кухни, в форме бесед с родителями в детских садах, школах, больницах, клинике. Все перечисленное помимо популяризации медицинских знаний среди населения, способствует формированию будущего педиатра как человека постоянно читающего, коммуникабельного, умеющего донести свои знания до окружающих его людей.
Тематические конференции и семинары с докладами студентов по обсуждаемым вопросам и использованием самых последних сведений литературы как отечественной, так и зарубежной, с последующей коррекцией и дополнениями опытного специалиста в соответствующей области медицины позволяют создавать значительный теоретический багаж знаний и, главное, формировать у будущего врача постоянную потребность совершенствоваться, повышать свои знания.
Очень важным аспектом работы студенческого научного кружка является активное привлечение студентов к научным исследованиям кафедры с освоением лабораторных или инструментальных методик, анализом полученных результатов исследования, разработкой историй болезней, изучением научной литературы, написанием научных статей самостоятельно и под руководством сотрудников кафедры или научных групп. Например, студентка V курса лечебного факультета Л.Рыбакова (в замужестве Корначева) освоила и внедрила впервые в практику клиники детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова методику определения циркулирующих иммунных комплексов, отражающих степень активности системной красной волчанки и волчаночного нефрита (научный руководитель – профессор В.И.Карташева).
Работа опубликована в материалах межвузовской научной конференции студентов в г.Тбилиси (1985). Студентка V курса лечебного факультета Н.А.Селиверстова (ныне кандидат мед.наук, ассистент кафедры) совместно с аспирантом кафедры М.Чернышевым под руководством профессора М.И.Анохина разрабатывала и способствовала внедрению в клиническую практику метода импедансной пневмографии, позволяющей всесторонне оценить вентиляционную функцию легких, активность дыхательной мускулатуры. Работа представлена в виде докладов и двух публикаций: материалы научной конференции СНО им. И.Р.Тархнишвили (Тбилиси, 1984) и материалы научной конференции СНО им. Л.А.Орбели (Ереван, 1985). Она также экспонировалась на выставке НТТМ-86 г.Москвы в павильонах ВДНХ СССР, имеет авторское свидетельство.
Студентка V курса лечебного факультета А.В.Кудрявцева под руководством доцента Н.А.Геппе активно участвовала в проведении анализа 20-летнего опыта клиники (1965-1985) по применению кортикостероидов в лечении детей с тяжелой формой бронхиальной астмы. Этот анализ показал высокую эффективность гормональной терапии в купировании острых состояний у детей с бронхиальной астмой и в уменьшении тяжести течения заболевания под ее влиянием. Вместе с тем проведенный анализ показал быстрое развитие зависимости организма больного от глюкокортикоидов, а также большое количество побочных эффектов и осложнений при длительном их применении. Работа была доложена на конференции и опубликована в тезисах конференции СНО РГМУ им. Н.И.Пирогова (Владимир, 1992).
Этот список можно бы было продлить, но для краткости следует сказать, что многие студенты-кружковцы кафедры детских болезней являются членами студенческого научного общества (СНО) Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, активное участие которых в студенческих межвузовских и институтских конференциях многократно отмечено грамотами и почетными дипломами. Большое число научных работ, выполненных студентами кафедры детских болезней упоминается среди получивших призы на конференциях и конкурсах студенческих работ. Участие студентов в научной работе кафедры прививает им навыки изучения и критической оценки научной литературы, учит анализу полученных результатов собственного исследования, обобщению полученного материала и формированию логических выводов.
Для многих выпускников Первого МГМУ им. И.М. Сеченова студенческий научный кружок явился первым шагом на пути в большую науку. Многие из них стали известными учеными, академиками, руководителями кафедр, научно-исследовательских институтов, организаторами здравоохранения. В их числе профессор Л.А.Исаева – академик АМН СССР, заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии; профессор М.Д.Курбатова, заведовавшая кафедрой детских болезней в городе Риге; известные профессора РГМУ им. Н.И.Пирогова А.А.Доброхотова и П.А.Пономарева; профессор Н.А.Тюрин – академик Международной академии высшего образования, заслуженный деятель науки РФ, председатель правления Московского общества детских врачей; профессор Д.В.Колесов – академик АПН СССР и РАО, 15 лет руководивший институтом возрастной физиологии; профессор Н.М.Смирнов, в свое время заведовавший кафедрой педиатрии Витебского медицинского института; Ю.Бушара – гражданин Судана, министр здравоохранения своей страны, член ВОЗ, закончивший I ММИ им. И.М.Сеченова, аспирантуру и защитивший диссертацию в клинике детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, и другие.
Занимаясь в кружке, студенты не только приобретают профессиональные навыки и приобщаются к научно-исследовательской работе, но и воспитываются в вопросах врачебной этики и деонтологии. Со своей стороны у профессорско-преподавательского состава кафедры и особенно у руководителя кружка развивается чувство ответственности за профессиональную будущность студентов-кружковцев, которые в дальнейшем на своем жизненном и трудовом пути постоянно ощущают поддержку и опеку кафедры. Студенты лечебного факультета, бывшие кружковцы кафедры детских болезней, закончив институт, почти все становятся педиатрами.
Работая в различных регионах нашей страны и за ее пределами они постоянно поддерживают связь с кафедрой детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, обращаясь за советом и консультацией, посылая больных на лечение в клинику, приезжая на ежегодно проводимые кафедрой совместно с Московским обществом детских врачей юбилейные конференции, посвященные памяти основоположников кафедры и клиники – корифеев Московской школы педиатров России или в дни других памятных дат.
Многие сотрудники кафедры и клиники детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова являются воспитанниками студенческого научного кружка этой кафедры. Среди них: профессор Л.К.Баженова, доктор медицинских наук, ст.н.сотрудник Н.Н.Уварова, доценты З.А.Данилина, Г.А.Зиновьева, О.Ф.Иванов, ст.н.сотрудник, зав.лабораторией иммунопатологии и коллагеновых заболеваний Т.В.Рябова, врач отделения бронхолегочной патологии Л.В.Туритова и многие другие ассистенты и ординаторы клиники.
До настоящего времени студенческий научный кружок кафедры детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова .является школой подготовки педиатрических кадров, которые сохраняют и развивают лучшие традиции отечественной педиатрии.