«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Учебная программа по специальности "Гигиеническое воспитание"

1.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

1.1. Медико-профилактическая подготовка

1.1.1Определение воздействия факторов риска среды обитания и образа жизни на здоровье населения как основа гигиенического обучения и воспитания населения, профилактики массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Современная оценка факторов, формирующих здоровье населения.
Задачи оценки здоровья населения. Критерии оценки и группы показателей, характеризующие здоровье. Учетные, отчетные, справочные и другие документы о состоянии здоровья населения.
Использование методов системного анализа и информатики для оценки уровня, структуры и динамики заболеваемости населения, прогнозирования и управления здоровьем.
Компьютерные информационные системы при мониторинге состояния здоровья населения. Принципы построения базы данных.
Анализ причинно-следственных связей между качеством окружающей среды, а также другими факторами риска и состоянием здоровья населения (оценка территории риска, оценка групп риска, оценка коллективов риска, времени риска, формулирование гипотез о факторах риска). Использование статистического анализа. Статистические пакеты анализа данных.

1.1.2. Взаимодействие с населением и общественными организациями в области укрепления здоровья населения, формирования здорового образа жизни.
Система всеобщего непрерывного гигиенического обучения и воспитания населения. Обоснование, принципы организации, этапы
Гигиеническое воспитание в системе охраны материнства и детства, воспитания здорового поколения
Организация совместной работы по гигиеническому воспитанию и обучению детей и подростков с работниками дошкольных и школьных учреждений.
Методы и средства гигиенического воспитания, направленные на профилактику массовых неинфекционных, инфекционных и паразитарных болезней, а так же профессиональных болезней и травматизма.
Гигиеническое воспитание в области обеспечения радиационной безопасности населения.
Методы и средства гигиенического воспитания населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Основные формы и методы пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди различных категорий населения.
Медицинские проблемы профилактики алкогольной зависимости, нарко- и токсикоманий, курения.
Гигиеническое воспитание в группах риска – профилактика инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, гепатитов, туберкулеза.
Значение гигиенического воспитания в медицинской и социальной реабилитации больных и инвалидов.
Медицинские аспекты проблемы геронтологии
Организация и проведение общественных мероприятий по гигиеническому воспитанию населения и распространению знаний о здоровом образе жизни;
Организация взаимодействия с законодательными и административными органами, контролирующими и общественными организациями для проведения совместной работы по гигиеническому воспитанию населения;
Организация совместной работы ЦГСЭН с ЦМП и ЛПУ (больницы, поликлиники, диспансеры, МСЧ, санатории-профилактории и др.) по вопросам гигиенического воспитания населения;
Определение уровня медицинской активности и санитарной культуры населения.
Социологические опросы в системе медицинской профилактики.

1.1.3.  Вопросы гигиенического обучения и воспитания населения на объектах коммунального и культурно-бытового обслуживания.
Гигиеническая характеристика систем обеспечения оптимальной внутренней среды закрытых помещений (вентиляция, температурный режим и др.).
Гигиеническая характеристика полимерсодержащих отделочных материалов на объектах коммунального и культурно-бытового обслуживания.
Вопросы гигиенического обучения и воспитания работников предприятий коммунально-бытового обслуживания (бани, парикмахерские, прачечные и др.).

1.1.4. Профилактика заболеваемости населения в области питьевого водоснабжения
Гигиеническое требования к качеству питьевой воды
Гигиеническая оценка методов очистки и кондиционирования питьевой воды с учетом класса источника водоснабжения.
Гигиеническая оценка методов обеззараживания питьевой воды в системе централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Гигиеническая оценка систем горячего водоснабжения.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за хозяйственно питьевым водоснабжением

1.1.5. Гигиеническое обучение и воспитание населения в профилактике алиментарных заболеваний и заболеваний, связанных с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов .
Обеспечение санэпидблагополучия населения в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов. Мероприятия по профилактике пищевых отравлений микробной и немикробной этиологии
Научные основы и организация лечебно-профилактического питания.
Санитарно-гигиенический контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов в соответствии с требованиями Ф-18 госстатотчетности и других документов. Гигиеническая сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов. Гигиенические требования к полимерным материалам, контактирующим с пищевыми продуктами
Классификация пищевых отравлений.
Гигиенический контроль за пищевыми добавками, применяемыми в пищевой промышленности.
Гигиеническая оценка пищевых продуктов, полученных при использовании минеральных удобрений и с полей, орошаемых сточными водами.
Гигиенические требования к предприятиям общественного питания и торговли пищевыми продуктами. Санитарный режим на пищевых предприятиях. Роль гигиенического воспитания в профилактике пищевых отравлений и кишечных инфекций.
Организация и проведение радиационного контроля продуктов питания.

1.1.6. Укрепление здоровья детей и подростков в воспитательных, образовательных и спортивно-оздоровительных учреждениях
Состояние здоровья детского и подросткового населения в связи с воздействием факторов среды обитания.
Вопросы первичной и вторичной профилактики в детских дошкольных учреждениях
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в образовательных учреждениях для детей и подростков. (общеобразовательные школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи и д.р.).
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в учреждениях внешкольной деятельности детей и подростков (спортивные школы, клубы и т.д.).
Организация и проведение целенаправленного наблюдения за ситуацией и изменениями в состоянии здоровья детей и подростков.
Организация и методическое руководство гигиеническим воспитанием детей и подростков, формированием здорового образа жизни. Роль работы по гигиеническому обучению родителей, персонала, школьников в сохранении здоровья подрастающего поколения.
Значение организации режима детей дошкольного и школьного возраста, а также качества питания в учреждениях для детей и подростков.
Значение гигиенической сертификации предметов детского ассортимента в сохранении здоровья детей.
Гигиенические основы трудового обучения и воспитания школьника.
Организация совместной работы по гигиеническому воспитанию и обучению детей и подростков с работниками дошкольных и школьных учреждений. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.
Вопросы гигиенического обучения и воспитания работников спортивно-оздоровительных комплексов.

1.1.7. Профилактика профессиональных заболеваний
Проблемы оздоровления производственной среды.
Гигиенические критерии и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудовых процессов.
Профессиональная и профессионально-обусловленная заболеваемость как системообразующий блок социально-гигиенического мониторинга.
Особенности медицинского обслуживания работающих во вредных условиях труда и декретированных контингентов. Предварительные и периодические медицинские осмотры и их роль в профилактике профессиональных заболеваний.
Особенности экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и трудоустройства больных профессиональными заболеваниями.
Медицинская и социально-экономическая эффективность мероприятий по улучшению условий труда.
Воздействие на организм гиподинамии и физических перегрузок; рационализация режимов труда и отдыха.
Влияние на организм химических и биологических факторов производственной среды. Профилактика профзаболеваний химической этиологии и профаллергозов.
Действие на организм физических факторов (шума, вибрации, ЭМП радиочастот, постоянного магнитного и электростатического поля, лазерного излучения, нагревающего и охлаждающего микроклимата, промышленных аэрозолей). Профилактика профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний.
Гигиеническое воспитание в обеспечении радиационной безопасности работающих .
Основные заболевания органов дыхания пылевой этиологии (пневмокониозы, пылевые бронхиты) и мероприятия по их профилактике.
Профессиональные дерматозы химической этиологии.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ органов дыхания, слуха, зрения, кожи), показания к применению, роль в профилактике профессиональных заболеваний.
Особенности гигиены труда и профилактики профессиональных заболеваний в отдельных отраслях производства и на транспорте. Роль гигиенического воспитания в сохранении здоровья работающих и формировании здорового образа жизни.
Гигиена труда подростков, женщин, лиц пенсионного возраста, инвалидов.
Основы гигиенического обучения пользователей информационных технологий

1.1.8. Смежные специальности

1.1.8.1.  Избранные вопросы эпидемиологии
Мероприятия по эпидслежению, анализу и специфической профилактике управляемых инфекций.
Гигиеническое воспитание в профилактике воздушно-капельных инфекций.
Профилактика туберкулеза
Профилактика гепатитов
Профилактика инфекций, передаваемых половым путем
Профилактика ВИЧ-инфекции
Профилактика паразитарных заболеваний

1.1.8.2. Избранные вопросы дезинфектологии.
Дезинфекционные и стерилизационные мероприятия в профилактике внутрибольничных инфекций.
Методы лабораторного контроля дезинфекции и стерилизации.

1.1.8.3. Психолого-педагогические аспекты в работе врача по гигиеническому воспитанию
Проблемы психологии и психогигиены в профилактике заболеваний
Психолого-педагогические аспекты гигиенического воспитания населения с учетом пола, возраста, уровня образования, профессии, состояния здоровья, национальных и религиозных особенностей.
Особенности организации работы по гигиеническому воспитанию и обучению в детских дошкольных и образовательных учреждениях, в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и транспорта, массового питания и торговли, декретированных контингентов и населения
Особенности психологического влияния СМИ на население–печатной продукции, радио, телевидения, рекламы. Организация и пути использования средств массовой информации в работе по гигиеническому воспитанию и обучению населения.
Методы подготовки и представления материалов по гигиеническому воспитанию населения в СМИ.
Принципы дидактики в гигиеническом обучении и воспитании населения.
Подготовка и апробация лекций, статей, докладов, бесед, выступлений на радио и телевидении, информационных и методических материалов и т.д. по пропаганде эколого-гигиенических и медицинских знаний и гигиеническому воспитанию населения
Методы и средства гигиенического воспитания при индивидуальном, групповом, семейном и индивидуальном обучении.

1.1.8.4. Новые технологии в обучении
Основы информатики и статистики.
Компьютерные технологии в медицине и образовании и их использование в реализации системы гигиенического обучения и воспитания населения
Возможности телемедицины в распространении медицинских и гигиенических знаний и формировании здорового образа жизни.
Дистанционное обучение и контроль знаний

1.2. Фундаментальная подготовка

1.2.1. Микробиология

Микробиология наиболее распространенных возбудителей инфекционных заболеваний.
Организация и проведение микробиологического контроля (питьевой воды, пищевых продуктов и д.р.)

1.2.2. Основы биофизики
Физическая характеристика и биологическое действие ионизирующих излучений.
Физические характеристики неионизирующих излучений. Критерии оценки их биологического действия.
Физические характеристики шума и вибрации. Критерии оценки их биологического действия.

1.2.3. Основы патофизиологических изменений в организме человека под воздействием неблагоприятных факторов среды обитания и образа жизни
Патофизиологические изменения в организме человека под воздействием физических факторов (шум, вибрация, ионизирующее излучение, электромагнитные поля и д.р).
Патофизиологические изменения в организме человека под воздействием химических и биологических факторов.
Патофизиологические изменения в организме человека под воздействием неблагоприятных факторов образа жизни ( гиподинамии, курения, употребления алкоголя, наркотиков и т.д.)

1.3.Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы.

Правовые основы деятельности и финансирование здравоохранения и госсанэпидслужбы, директивные, законодательные и нормативно-методические документы в области охраны здоровья населения и организации работы по гигиеническому воспитанию, законодательство и мероприятия по охране окружающей среды;
Системы взаимодействия различных звеньев органов здравоохранения в организации и проведении санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий и реализации профилактических программ;
Законодательные и нормативные документы, устанавливающие административную ответственность за нарушение законодательства по здравоохранению, санэпидблагополучию населения, охране окружающей среды.
Организационно-правовые аспекты, элементы менеджмента и маркетинга в деятельности специалиста по гигиеническому воспитанию.
Планирование работы отделений гигиенического воспитания населения ЦГСЭН, врачей ЦМП, кабинетов профилактики ЛПУ.
Медико-демографические показатели здоровья населения РФ; современные подходы к оценке здоровья населения;
Применение статистического метода в деятельности ЦГСЭН по гигиеническому воспитанию. Методы сбора и анализа статистических данных. Методы анализа и задачи оценки здоровья населения.
Анализ выполненной работы, умение подготовить материалы для заполнения государственной и отраслевой отчетной документации (форма № 18 и др.) по гигиеническому воспитанию, оценка ее эффективности.

2. ЭЛЕКТИВЫ

2.1. Профилактика внутрибольничных инфекций.

2.1.1. Современные требования к организации лечебно-профилактического обслуживания населения. Роль санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режима в учреждениях здравоохранения в профилактике внутрибольничных инфекций.
2.1.2. Роль гигиенического воспитания в системе лечебно-профилактических, санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.
2.1.3. Гигиеническое воспитание как составная часть лечения и вторичной профилактики заболеваний.
2.1.4. Гигиеническое обучение медицинского персонала ЛПУ

2.2. Целевые программы в области сохранения и укрепления здоровья населения
2.2.1. Методические подходы к разработке и реализации целевых комплексных программ как одного из действенных механизмов совершенствования системы медицинской профилактики.
2.2.2. Обоснование профилактических мероприятий, вытекающих из обстановки, по группам болезней применительно к организации санитарно-эпидемиологического надзора (ведущие неинфекционные болезни, профессиональные болезни, паразитарные болезни, внутрибольничные инфекции, травмы, ожоги и отравления).
2.2.3. Реализация и оценка эффективности целевых комплексных программ.
2.2.4. Основы биоэтики, врачебная этика и медицинская деонтология в реализации профилактических программ и работе специалистов по гигиеническому воспитанию населения.