«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Образовательная программа

Образовательная программа
очного выездного планового на бюджетной основе с элементами дистанционного обучения цикла профессиональной переподготовки врачей по специальности
“Общая врачебная практика (семейная медицина)” “C”
( для стажированных врачей),
имеющих диплом по специальности “Лечебное дело”, “Педиатрия”
Продолжительность обучения - 6 мес. (864 часа).


Исполнитель: Кафедра семейно медицины
ФППО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
Зав.кафедрой Академик РАМН, профессор
Денисов И.Н.


I Специальность 040110 – Общая врачебная практика (семейная медицина)
утверждена приказами МЗ РФ №237 от 26.08.92 г., Минздравмедпрома России №33 от 16.02. 95 г., МЗ РФ №350 от 20.11.02 г. Квалификация - врач общей практики (семейный врач).
II Основные функциональные обязанности врача общей практики (семейного врача):
  • Проведение санитарно-просветительной работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболевания
  • Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболевания и факторов риска
  • Осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением врачебного обследования и необходимых оздоровительных мероприятий
  • Своевременная диагностика, оказание срочной помощи при неотложных состояниях и острых заболевания
  • Внебольничная диагностика распространенных заболеваний
  • Своевременная госпитализация больных в установленном порядке
  • Проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующем требованиям квалификационной характеристики
  • Проведение медицинской экспертизы в установленном порядке
  • Организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, больным с тяжелыми формами хронических заболеваний
  • Оказание консультативной помощи семье по вопросам
    • вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, профориентации
    • иммунопрофилактики
    • планирования семьи, этики, психологии; гигиены; социальных и медико-социальных аспектов семейной жизни
  • Ведение утвержденных форм учетной и отчетной медицинской документации
  • Проведение научных исследований по полученной специальности

Проведение санитарно-просветительной работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболевания

III Место профессиональной деятельности врача общей практики (семейного врача):

  • Государственные медицинские учреждения (поликлиника, медсанчасть, городская и сельская врачебная амбулатория, здравпункт, участковая больница, офис семейного врача в индивидуальной или групповой практике)
  • Негосударственные медицинские учреждения (малое акционерное, коллективное предприятие, кооператив)
  • В порядке частной практики
  • Органы управления службой здравоохранения различных ведомств и учреждений
  • Научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи населению и предоставлением ему медицинских услуг

IV Предшествующий уровень образования специалиста

Предшествующим уровнем образования специалиста, дающим ему право продолжения послевузовской профессиональной переподготовки по специальности 040110 – Общая врачебная практика (семейная медицина), является высшее медицинское образование по специальности “лечебное дело”- квалификация “врач” или по специальности “педиатрия”- квалификация “врач.”


V Общие требования к уровню профессионального образования врача общей практики (семейного врача)

Врач общей практики (семейный врач), прошедший профессиональную переподготовку на цикле специализации по специальности “Общая врачебная практика (семейная медицина) ”, обязан владеть врачебными манипуляциями терапевтического профиля, то есть уметь оказывать квалифицированную терапевтическую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях внутренних органов, и проводить основные врачебные лечебно-диагностические мероприятия, то есть оказывать им первую врачебную помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях, а также владеть методами формирования здорового образа жизни семьи и неукоснительно соблюдать требования врачебной этики и медицинской деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому.

VI Вид и объем медицинской помощи, оказываемой врачом общей практики
(семейным врачом)

В соответствии с государственной квалификационной характеристикой, утвержденной приказом МЗ РФ № 237 от 26.08.92 г и приказом МЗ РФ №350 от 20.11.02 г. разработаны критерии уровня профессиональной компетенции врача общей врачебной (семейной) практики.

В объеме квалифицированной терапевтической помощи профилактические, диагностические и лечебные мероприятия выполняются при лечении распространенных у взрослых и детей заболеваниях: органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделительной системы, системы кроветворения, эндокринной системы и нарушениях обмена веществ, ревматических болезнях.

В объеме первой врачебной помощи мероприятия и манипуляции выполняются при хирургических заболеваниях, болезнях женских половых органов, молочной железы, инфекционных болезнях, туберкулезе, заболеваниях нервной системы, психических заболеваниях, кожных и венерических болезнях, болезнях уха, горла и носа; глазных болезнях, профессиональных, стоматологических, генетических и аллергических заболеваниях.

При проведении профилактических и лечебно-диагностических мероприятий врач общей практики (семейный врач) должен владеть практическими навыками и выполнять самостоятельно следующие манипуляции в объеме первой врачебной помощи.

1. Манипуляции первой врачебной помощи общего назначения:

- все виды инъекций
- внутрикожные диагностические пробы
- определение группы крови, годности крови к переливанию, проведение биологической пробы на совместимость
- проведение гемотрансфузий крови и растворов
- запись и расшифровка ЭКГ
- остановка наружного кровотечения
- спирометрия
- проведение диагностических экспресс методов
- приготовление мазков крови для исследования
- взятие материала для цитологического и бактериологического исследования
- катетеризация мочевого пузыря
- промывание желудка и кишечника
- пальцевое исследование прямой кишки и предстательной железы

2. Манипуляции первой врачебной помощи:

- искусственное дыхание
- восстановление проходимости верхних дыхательных путей
- аспирация жидкости
- непрямой массаж сердца
- внутрисердечное введение лекарств
- дефибриляция
- коникотомия

3. Хирургически манипуляции (оперативные вмешательства) в объеме первой врачебной помощи:

- биопсия (пункционная) подкожных опухолевых образований и лимфатических узлов
- проведение диагностических и лечебных пункций
- зондирование полостей и свищей
- проведение инфильтрационной, футлярной и проводниковой анестезии
- новокаиновая блокада со спиртом при переломах ребер, трещинах прямой кишки и геморрое
- диатермокоагуляция
- первична хирургическая обработка ран
- снятие швов
- обработка ожоговой поверхности
- снятие швов
- наложение мягких повязок
- вправление не осложненных вывихов плеча, нижней челюсти
- транспортная иммобилизация при переломах костей конечностей, позвоночника
- удаление поверхностно расположенных инородных тел
- удаление поверхностно расположенных липом, атером
- вскрытие абсцессов, подкожных панарициев
- удаление вросшего ногтя
- катетеризация мочевого пузыря резиновым катетером
- пункционная цистостомия

4. Манипуляции первой врачебной помощи, применяемые в неврологии:

- объективное исследование неврологического статуса
- менингеальные симптомы
- черепно-мозговые нервы
- двигательная функция
- чувствительная сфера
- основные синдромы поражения головного мозга
- основные синдромы поражения спинного мозга

5. Манипуляции первой врачебной помощи, применяемые в отоларингологии:

- передняя и задняя риноскопия
- фарингоскопия
- ларингоскопия
- отоскопия
- остановка носового кровотечения (передняя тампонада носа)
- определение проходимости слуховой трубы
- зондирование и промывание лакун миндалин
- введение лекарств в гортань и трахею гортанным шприцем и через носовой катетер

6. Манипуляции первой врачебной помощи, применяемые в офтальмологии:

- прямая и обратная офтальмоскопия
- определение остроты зрения
- определение цветового зрения
- коррекция зрения
- определение внутриглазного давления

7. Манипуляции первой врачебной помощи, применяемые в акушерстве, гинекологии и педиатрии:

- двуручное влагалищное исследование
- диагностика беременности
- обследование беременной женщины
- аспирационная биопсия эндометрия
- наружное акушерское обследование
- оценка сердцебиения плода
- помощь при ведении физиологических родов
- оценка состояния последа
- оценка состояния новорожденного
- оценка развития ребенка; вакцинация

Правильное определение вида медицинской помощи, оказываемой врачом общей практики (семейным врачом) позволяет рационально организовать его работу в системе первичной медико санитарной помощи (ПМСП). Создание в структуре ПМСП службы врача общей практики (семейного врача) позволяет:

- расширить формы организации оказания ПМСП гражданам
- обеспечить конституционное право граждан на выбор врача общей практики (семейного врача)
- более эффективно и экономично использовать медицинские кадры и материальные ресурсы здравоохранения
- увеличить объем медицинской помощи, оказываемой гражданам на догоспитальном этапе их лечения

VII Учебные цели цикла специализации врачей
По общей врачебной практике/семейной медицине


Основная учебная цель цикла

После обучения на цикле специализации по общей врачебной практике/семейной медицине выпускник должен приобрести теоретические знания, практические навыки и умения, достаточные для самостоятельной профессиональной деятельности врачом общей практики (семейным врачом) [3,35].

Он должен уметь:

- оказывать квалифицированную терапевтическую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях внутренних органов
- проводить лечебно-диагностические, профилактические мероприятия и врачебные манипуляции, составляющие его базовую подготовку, то есть оказывать первую врачебную помощь при заболеваниях других органов и систем и неотложных состояниях
- владеть методами формирования здорового образа жизни семьи
- неукоснительно соблюдать требования врачебной этики и медицинской деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических и лечебно-диагностических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому

7.1. Учебные цели модуля «общественное здоровье и здравоохранение».

Основная цель обучения. Приобретение слушателями знаний, умений и практических навыков по современным проблемам обеспечения общественного здоровья и организации здравоохранения при оказании первичной медико-санитарной помощи гражданам Российской Федерации, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля «Общественное здоровье и здравоохранение» Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • основные положения законодательных актов, регламентирующих реформы управления и финансирования здравоохранения, введение медицинского страхования граждан и реформы организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
  • квалификационные требования к врачу общей практики (семейному врачу), его права и обязанности, принципы организации работы в государственных негосударственных лечебно-профилактических учреждениях и страховых компаниях

Уметь:

  • организовать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому при оказании первичной медико-санитарной помощи в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой врача общей практики (семейного врача)
  • формировать здоровый образ жизни семьи; проводить экспертизу временной нетрудоспособности больных; соблюдать правила врачебной этики и медицинской деонтологии

Приобрести практические навыки управления общей врачебной (семейной) практикой:

  • составления трудового договора (контракта) с государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, муниципальными органами управления, страховыми медицинскими организациями, заявки для получения лицензии на осуществление вида медицинской деятельности "общая врачебная практика (семейная медицина)
  • подготовки необходимой документации в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории по специальности "врач общей практики (семейный врач)"
  • организации повседневной работы общей врачебной (семейной) практики в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных и оказании первичной медико-санитарной помощи в объеме первой врачебной помощи

7.2. Учебные цели модуля «медицина катастроф».

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков оказания первой врачебной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля «Медицины катастроф» Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение
  • медико-тактическую характеристику очагов поражения катастроф различных видов
  • принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях и требования к оказанию медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации)
  • организацию и объем первой врачебной помощи на медицинском этапе общей врачебной (семейной) практики пострадавшим, поступающим из очага катастрофы
  • основные принципы и способы защиты населения при катастрофах

Уметь:

  • оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных из очага катастрофы
  • проводить основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в общей врачебной (семейной) практике, работающей в условиях чрезвычайных ситуаций
  • пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты

7.3. Учебные цели модуля «подготовка врача общей практики (семейного врача) по фундаментальной медицине».

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по фундаментальной медицине, необходимых для профессиональной деятельности врача общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля «Подготовка врача общей практики (семейного врача) по фундаментальной медицине» Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • закономерности функционирования здорового организма и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем
  • сущность методик исследования различных функций человека для оценки состояния его здоровья, которые широко используются в практической медицине
  • основные закономерности общей патологии (роль причин, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний)
  • общие закономерности патогенеза заболеваний и основные аспекты учения о болезни
  • причины, механизмы развития и проявления типовых патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний
  • этиологию, патогенез и проявления и исходы наиболее распространенных болезней
  • методологические основы лекарственных и нелекарственных методов профилактики и лечения распространенных заболеваний человека

Уметь:

  • оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека в процессе его жизнедеятельности
  • оценивать и объяснять возрастные особенности организма человека и его функциональных систем
  • ориентироваться в общих вопросах нозологии, включая этиологию и патогенез
  • представлять роль типовых патологических процессов в динамике развития различных по этиологии и патогенезу заболеваний - деструктивных, воспалительных, иммунопатологических, опухолевых и других
  • использовать теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов профилактики и лечения распространенных заболеваний у человека

7.4. Учебные цели модуля "Семейная психология"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и навыков практического применения семейной психологии, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки программы модуля "Семейная психология" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания и умения.

Знать:

  • основы медицинской психологии
  • определения понятий "психология", "медицинская психология", “психология больного человека”, “психология стареющего человека”, “психология человека, прекращающего профессиональную деятельность”, “психология одинокого человека”
  • психические свойства личности
  • особенности психических процессов у здорового и больного человека
  • определение понятия “психогенные болезни”, роль психических факторов в предупреждении возникновения и развития заболеваний
  • Основы семейной психологии
  • определение понятия "супружеский союз": выбор партнера, психология психологической совместимости и несовместимости, супружеское соглашение и ожидание
  • типы взаимоотношений членов семьи
  • закономерности взаимоотношений личности в семье
  • закономерности процесса воспитания ребенка в семье, социализации в семье (научение, обучение и воспитание в социализации)
  • показатели семейного взаимоотношения
  • жизненный цикл семьи (фазы, цели, проблемы)
  • психологию влияния родительской семьи на жизнь семьи детей
  • функции эмоций в межличностных отношениях в семье
  • основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии

Уметь:

  • применять общие принципы и методы медицинской и семейной психологии при оказании первичной медико-санитарной помощи взрослым и детям в условиях профессиональной деятельности врача общей практики (семейного врача)
  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях.

7.5. Учебные цели модуля «медицинская деонтология в общей врачебной практике».

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков соблюдения требований медицинской деонтологии, необходимых для профессиональной последующей деятельности врача общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля «Медицинская деонтология в общей врачебной практике» Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • определение понятий "этика", "деонтология", "медицинская деонтология"
  • элементы медицинской деонтологии
  • морально-этические нормы поведения медицинского работника
  • требования медицинской деонтологии к организации работы врача общей практики (семейного врача)
  • определение понятия "ятрогенные заболевания"
  • риск возникновения ятрогенных заболеваний у лиц различного возраста, пола, образования
  • факторы, способствующие возникновению и развитию ятрогенных заболеваний
  • характер клинического проявления ятрогенных заболеваний
  • прогноз ятрогенных заболеваний

Уметь:

  • применять правила врачебной этики и нормы медицинской деонтологии при проведении оздоровительных, профилактических и лечебно-диагностических мероприятий во время оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым и детям.

7.6. Учебные цели курса "методы медицинской кибернетики в работе врача общей практики (семейного врача)"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по основам медицинской кибернетики, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).
Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Методы медицинской кибернетики в работе врача общей практики (семейного врача)" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен:

Знать:

  • основы информатики, вычислительной техники, медицинской кибернетики и программирования
  • общие принципы статистических методов обработки медицинской информации
  • общую структуру и функциональные возможности персональных компьютеров

Уметь:

  • использовать персональный компьютер для создания базы данных о пациентах, семьях, нормативных документах и составления статистических отчетов
  • пользоваться компьютерными программами, созданными для информационно-справочной поддержки деятельности врача общей практики (семейного врача)


7.7. Учебные цели модуля «научные основы медицинской профилактики»

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по научным основам медицинской профилактики, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Научные основы медицинской профилактики" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен:

Знать:

  • определение понятия "здоровье", его структуру и содержание, закономерности формирования здорового образа жизни семьи
  • социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
  • определения понятий “профилактика”, “медицинская профилактика”, "предболезнь", "болезнь"
  • факторы риска возникновения распространенных заболеваний
  • дифференциацию контингентных групп населения по уровню здоровья
  • виды профилактик
  • систему физического воспитания и физиологическое нормирование двигательной активности детей, подростков, взрослых и пожилых людей
  • теоретические основы рационального питания
  • нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения
  • принципы лечебно-профилактического питания
  • принципы профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании

Уметь:

  • применять принципы профилактической медицины при проведении оздоровительных и профилактических мероприятий во время оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым, детям, подросткам, лицам пожилого и старческого возраста.

Владеть:

  • методами определения и оценки физического развития
  • методами определения и оценки функционального состояния организма
  • методами обучения членов семьи принципам здорового образа жизни и отказа от вредных привычек
  • методами физического воспитания детей, подростков, взрослых и лиц пожилого возраста, дифференцированного применения разнообразных средств и форм физической культуры


7.8. Учебные цели модуля «лекарственные и нелекарственные методы лечения распространенных заболеваний в общей врачебной практике»


Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков применения лекарственных и нелекарственных методов лечения распространенных заболеваний при оказании гражданам первичной медико-санитарной помощи, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля «Лекарственные и нелекарственные методы лечения распространенных заболеваний в общей врачебной практике» Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен:

Знать:

  • основы клинической фармакологии, фармакокинетики и принципы фармакотерапии заболеваний, наиболее часто встречающихся в общей врачебной практике (семейной медицине)
  • принципы диетотерапии, психотерапии, лечебной физкультуры и физиотерапии при лечении распространенных заболеваний у взрослых, детей, подростков и пожилых
  • основы реанимации и интенсивной терапии: патофизиологию угасания жизненных функций организма, показания к проведению реанимации в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому, и условия отказа от нее
  • медицинские, юридические и социальные аспекты вопроса о прекращении мероприятий по оживлению организма

Ознакомиться:

  • с традиционными методами профилактики и лечения (рефлексотерапия, апитерапия, гирудотерапия, фитотерапия, применение морепродуктов, восточной гимнастики)
  • с методами лечения альтернативной медицины (неклассическая психотерапия, гомеопатия)

Уметь:

  • определить показания и противопоказания к назначению лекарственных средств и провести индивидуализированную терапию в объеме квалифицированной терапевтической помощи при распространенных заболеваниях у взрослых и детей
  • определить показания и противопоказания к назначению рациональной диеты и провести диетотерапию при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослых и детей
  • определить показания и противопоказания к применению ЛФК, назначить лечебную гимнастику и оценить эффективность лечебной физкультуры при лечении распространенных заболеваний у детей, подростков, взрослых, лиц пожилого и старческого возраста
  • определить показания и противопоказания к назначению физиотерапевтических процедур при распространенных заболеваниях у взрослых и детей и оценить их эффективность при лечении распространенных заболеваний у детей, подростков, взрослых, лиц пожилого и старческого возраста
  • определить показания и противопоказания к назначению психотерапии и оценить эффективность психотерапии при лечении распространенных заболеваний у детей, подростков, взрослых, лиц пожилого и старческого возраста
  • определить показания и противопоказания к проведению реанимации в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому
  • применить не инструментальные и простейшие инструментальные методы восстановления проходимости дыхательных путей и провести непрямой массаж сердца

7.9. Учебные цели модуля "болезни органов дыхания"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по диагностике, профилактике и лечению распространенных заболеваний органов дыхания у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Болезни органов дыхания" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • современные теории этиологии и патогенеза распространенных заболеваний органов дыхания
  • особенности современной манифестации клиники и течения распространенных заболеваний органов дыхания у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста
  • современные теории этиологии и патогенеза распространенных заболеваний органов дыхания

Владеть:

  • методами внебольничной диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, лечения распространенных заболеваний органов дыхания, диспансеризации и экспертизы трудоспособности больных.

Уметь во внебольничных условиях:

  • осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам, дифференциальную диагностику, организовать профилактику, индивидуализированное лечение часто встречающих заболеваний органов дыхания, диспансеризацию, реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных (оказать квалифицированную терапевтическую помощь)
  • оказать неотложную медицинскую помощь (первую врачебную) при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней
  • оказать неотложную медицинскую помощь в объеме первой врачебной помощи в экстремальных условиях при массовом поступлении больных с заболеваниями (поражениями) органов дыхания

7.10. Учебные цели модуля "болезни сердечно-сосудистой системы"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по диагностике, профилактике и лечению распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Болезни сердечно-сосудистой системы" унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • современные теории этиологии и патогенеза, часто встречающихся сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста
  • особенности современной манифестации клиники и течения распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей, подростков, взрослых, лиц пожилого и старческого возраста

Владеть:

  • методами внебольничной диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, лечения распространенных сердечно-сосудистых заболеваний, диспансеризации и экспертизы трудоспособности больных

Уметь во внебольничных условиях:

  • осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам, дифференциальную диагностику, организовать профилактику, индивидуализированное лечение часто встречающих заболеваний органов кровообращения, диспансеризацию, реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями (оказать квалифицированную терапевтическую помощь)
  • оказать неотложную медицинскую помощь (первую врачебную) больным при неотложных состояниях, осложняющих течение сердечно-сосудистых заболеваний
  • оказать неотложную первую врачебную помощь пострадавшим в экстремальных условиях при массовом поступлении больных с заболеваниями (поражениями) сердечно-сосудистой системы

7.11. Учебные цели модуля "ревматические заболевания"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по диагностике, профилактике и лечению распространенных ревматических болезней у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Ревматические заболевания" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • современные теории этиологии и патогенеза распространенных ревматических болезней у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста
  • особенности современной манифестации клиники и течения, часто встречающихся ревматических заболеваний у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста

Владеть:

  • методами внебольничной диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, лечения распространенных ревматических заболеваний, диспансеризации и экспертизы трудоспособности больных

Уметь во внебольничных условиях:

  • осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам, дифференциальную диагностику, организовать профилактику, индивидуализированное лечение часто встречающих ревматических заболеваний, диспансеризацию, реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных ревматическими заболеваниями (оказать квалифицированную терапевтическую помощь)
  • оказать неотложную медицинскую помощь (первую врачебную) больным при неотложных состояниях, осложняющих течение ревматических заболеваний

7.12 . Учебные цели модуля "болезни органов пищеварения"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по диагностике, профилактике и лечению распространенных заболеваний органов пищеварения у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Болезни органов пищеварения" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • современные теории этиологии и патогенеза распространенных заболеваний органов пищеварения у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста
  • особенности современной манифестации клиники и течения, часто встречающихся заболеваний органов пищеварения у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста

Владеть:

  • методами внебольничной диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, лечения распространенных заболеваний органов пищеварения, диспансеризации и экспертизы трудоспособности больных

Уметь во внебольничных условиях:

  • осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам, дифференциальную диагностику, организовать профилактику, индивидуализированное лечение часто встречающих заболеваний органов пищеварения, диспансеризацию, реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных заболеваниями пищеварительной системы (оказать квалифицированную терапевтическую помощь)
  • оказать неотложную медицинскую помощь (первую врачебную) больным при неотложных состояниях, осложняющих течение заболеваний органов пищеварения
  • оказать неотложную медицинскую помощь в объеме первой врачебной помощи в экстремальных условиях при массовом поступлении больных с заболеваниями (поражениями) пищеварительной системы

7.13 . Учебные цели модуля "болезни почек"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по диагностике, профилактике и лечению распространенных болезней почек у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Болезни почек" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • современные теории этиологии и патогенеза распространенных заболеваний мочевыделительной системы у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста
  • особенности современной манифестации клиники и течения, часто встречающихся заболеваний почек у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста

Владеть:

  • методами внебольничной диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, лечения распространенных заболеваний почек, диспансеризации и экспертизы трудоспособности больных

Уметь во внебольничных условиях:

  • осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам, дифференциальную диагностику, организовать профилактику, индивидуализированное лечение часто встречающих заболеваний почек, диспансеризацию, реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных с заболеваниями почек (оказать квалифицированную терапевтическую помощь)
  • оказать неотложную медицинскую помощь (первую врачебную) больным при неотложных состояниях, осложняющих течение заболеваний мочевыделительной системы
  • оказать экстренную медицинскую помощь в объеме первой врачебной помощи в экстремальных условиях при массовом поступлении больных с заболеваниями (поражениями) почек

7.14 . Учебные цели модуля "болезни органов кроветворения"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по диагностике, профилактике и лечению распространенных болезней органов кроветворения у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Болезни органов кроветворения" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • современные теории этиологии и патогенеза распространенных заболеваний органов кроветворения у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста
  • особенности современной манифестации клиники и течения, часто встречающихся заболеваний органов кроветворения у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста

Владеть:

  • методами внебольничной диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, лечения распространенных заболеваний органов кроветворения, диспансеризации и экспертизы трудоспособности больных


Уметь во внебольничных условиях:

  • осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам, дифференциальную диагностику, организовать профилактику, индивидуализированное лечение часто встречающих заболеваний органов кроветворения, диспансеризацию, реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных с заболеваниями органов кроветворения (оказать квалифицированную терапевтическую помощь)
  • оказать неотложную медицинскую помощь (первую врачебную) больным при неотложных состояниях, осложняющих течение заболеваний системы кроветворения
  • оказать экстренную медицинскую помощь в объеме первой врачебной помощи в экстремальных условиях при массовом поступлении больных с заболеваниями (поражениями) органов кроветворения

7.15. Учебные цели модуля "эндокринные заболевания"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по диагностике, профилактике и лечению распространенных эндокринных заболеваний у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Эндокринные заболевания" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • современные теории этиологии и патогенеза распространенных эндокринных заболеваний у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста
  • особенности современной манифестации клиники и течения, часто встречающихся эндокринных заболеваний у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста

Владеть:

  • методами внебольничной диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, лечения распространенных эндокринных заболеваний, диспансеризации и экспертизы трудоспособности больных

Уметь во внебольничных условиях:

  • осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам, дифференциальную диагностику, организовать профилактику, индивидуализированное лечение часто встречающих эндокринных заболеваний, диспансеризацию, реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных эндокринными заболеваниями (оказать квалифицированную терапевтическую помощь)
  • оказать неотложную медицинскую помощь (первую врачебную) больным при неотложных состояниях, осложняющих течение эндокринных заболеваний

7.16. Учебные цели модуля "гериатрия в общей врачебной практике"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по профилактике преждевременного старения, диагностике, лечению распространенных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста при оказании им первичной медико-санитарной помощи, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Гериатрия в общей врачебной практике" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • Определение понятий “геронтология” и “гериатрия”
  • Систему организации гериатрической службы
  • Структура заболеваемости в пожилом и старческом возрасте
  • Современные теории старения
  • Функциональные изменения в организме стареющего человека
  • Адаптационные возможности организма при старении
  • Социально-гигиенические факторы, используемые в профилактике преждевременного старения
  • Основы гериатрической клинической фармакологии
  • Особенности врачебного обследования пожилых и старых пациентов
  • Особенности клинического проявления, течения и лечения распространенных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста
  • Основные медико-социальные проблемы стареющего человека

Уметь:

  • применять знания закономерностей старения, особенностей клиники, диагностики и профилактики распространенных заболеваний у пожилых и старых людей при оказании им первичной медико-санитарной помощи


7.17. Учебные цели модуля "хирургические болезни"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по диагностике, профилактике и лечению распространенных хирургических болезней, ранений и травм у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Хирургические болезни" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • организацию первичной медико-санитарной помощи населению при хирургических болезнях и травмах
  • особенности современной манифестации клиники и течения, часто встречающихся хирургических болезней и травм у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста
  • общие принципы внебольничной диагностики и амбулаторного лечения хирургических болезней и травм

Владеть:

  • методами первой врачебной помощи при хирургических болезнях и травмах.

Уметь производить манипуляции первой врачебной помощи общего назначения:

  • все виды инъекций
  • внутрикожные диагностические и аллергологические пробы
  • определять группы крови, Rh-фактор экспресс методом, индивидуальную и биологическую совместимости крови
  • определять годность крови к переливанию
  • проводить гемотрансфузию, введение сывороток
  • проводить капельное и струйное переливание лекарств и кровезаменителей
  • остановить наружное кровотечение
  • производить катетеризацию мочевого пузыря
  • производить промывание желудка
  • производить пальцевое исследование прямой кишки и предстательной железы

Уметь производить манипуляции первой врачебной помощи, применяемые для оказания неотложной медицинской помощи:

  • внутрисердечное введение лекарственных средств
  • искусственное дыхание "рот в рот", "рот в нос"
  • очистку верхних дыхательных путей, аспирацию жидкости
  • непрямой массаж сердца
  • коникотомию

Уметь производить хирургические манипуляции (оперативные вмешательства) в объеме первой врачебной помощи:

  • биопсию опухолевых образований и лимфатических узлов
  • проводить диагностические и лечебные пункции, парацентез
  • зондировать полости, свищи
  • проводить местную инфильтрационную, футлярную, терминальную, проводниковую анестезию и вагосимпатическую блокаду
  • производить первичную хирургическую обработку ран, снятие швов
  • обработку ожоговой поверхности, инфицированных ран
  • наложение мягких повязок
  • вправление вывихов
  • транспортную иммобилизацию при переломах костей конечностей, позвоночника
  • удалять поверхностно расположенные инородные тела
  • удалять поверхностно расположенные опухоли мягких тканей
  • вскрывать абсцессы, панариции, флегмоны
  • удалять вросший ноготь
  • проводить пункционную цистостомию
  • проводить диатермокоагуляцию

Уметь во внебольничных условиях:

  • осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам, дифференциальную диагностику, организовать профилактику, индивидуализированное лечение в объеме первой врачебной помощи часто встречающихся хирургических заболеваний, диспансеризацию, реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных хирургическими болезнями
  • оказать неотложную медицинскую помощь (первую врачебную) больным при неотложных состояниях, осложняющих течение хирургических заболеваний
  • оказать экстренную медицинскую помощь в объеме первой врачебной помощи в экстремальных условиях при массовом поступлении больных хирургического профиля и пораженных при катастрофах

7.18. Учебные цели модуля "акушерство и гинекология"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по планированию семьи, диагностике, ведению беременности и родов, профилактике и лечению распространенных гинекологических болезней у женщин, профилактике и лечению гинекологических заболеваний у девочек, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Акушерство и гинекология" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • организацию службы акушерства и гинекологии в системе первичной медико-санитарной помощи
  • медико-биологические и социально-психологические факторы, влияющие на планирование семьи, физиологию беременности, этиологию, патогенез, клинику ранних и поздних токсикозов беременности, биомеханизм родов
  • особенности современной манифестации клиники и течения, часто встречающихся гинекологических заболеваний у женщин разного возраста - детей, подростков, взрослых, а также пожилого и старческого возраста
  • общие принципы внебольничной диагностики и амбулаторного лечения гинекологических заболеваний

Владеть методами:

  • внебольничной диагностики беременности и ведения физиологических родов
  • внебольничной диагностики бесплодия, расстройства менструальной функции, нейроэндокринных гинекологических синдромов, острых и хронических воспалительных заболеваний и новообразований женских половых органов и молочных желез

Уметь производить манипуляции первой врачебной помощи, применяемые в акушерстве и гинекологии:

  • двуручное влагалищное исследование женщин
  • диагностику беременности у женщин
  • обследование беременной женщины методами функциональной диагностики
  • аспирационную биопсию эндометрия
  • диагностическое и лечебное выскабливание слизистой полости матки
  • введение в полость матки внутриматочных спиралей
  • наружное акушерское обследование, оценку сердцебиения плода
  • вести физиологические роды
  • оценку состояния последа
  • оценка состояния новорожденного
  • оценку психомоторного и физического развития ребенка
  • вакцинацию

Уметь во внебольничных условиях:

  • осуществить раннюю диагностику по клиническим синдромам, дифференциальную диагностику, организовать профилактику, индивидуализированное лечение в объеме первой врачебной помощи часто встречающейся патологии беременности и гинекологических заболеваний, диспансеризацию, реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных гинекологическими заболеваниями
  • оказать экстренную медицинскую помощь в объеме первой врачебной помощи больным при неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии
  • проводить консультации по вопросам планирования семьи, психологии семейных отношений, социальных, медико-генетических и медико-сексуальных проблем семейной жизни, контрацепции

7.19. Учебные цели модуля "педиатрия"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по профилактике, диагностике ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей, методов оздоровления детей, профилактике, диагностике и лечению распространенных детских болезней, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Педиатрия" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • медико-социальные основы охраны материнства и детства
  • физиологию и патологию новорожденных
  • современную клинику распространенных заболеваний у детей
  • принципы организации работы врача общей практики (семейного врача) по оказанию лечебно-профилактической помощи детям
  • экспертизу трудоспособности по уходу за здоровым и больным ребенком

Уметь:

  • организовать лечебно-профилактическую помощь беременным и новорожденным, питание и режим беременной и кормящей женщины, здоровых и больных детей
  • провести профилактику, внебольничную диагностику ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей и оздоровительные мероприятия
  • провести внебольничную диагностику распространенных заболеваний у детей, подростков и плановое лечение в объеме квалифицированной терапевтической помощи
  • оказать первую врачебную помощь при редких заболеваниях и неотложных состояниях у детей
  • давать рекомендации по вопросам вскармливания, воспитания, закаливания, подготовки детей к детским дошкольным учреждениям, школе, профориентации
  • провести экспертизу временной нетрудоспособности больных, а также по уходу за больным ребенком

7.20. Учебные цели модуля "инфекционные болезни"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по профилактике, диагностике и лечению распространенных инфекционных болезней у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Инфекционные болезни" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • этиологию, эпидемиологию, ранние признаки клинического проявления, принципы профилактики и лечения распространенных инфекционных заболеваний, включая ВИЧ-инфекцию, у взрослых и детей
  • особенности организации работы врача общей практики (семейного врача) при обследовании больных карантинными и особо опасными инфекциями и проведении лечебно-эвакуационных мероприятий при оказании первой врачебной помощи этому контингенту больных

Владеть:

  • методами синдромной диагностики, профилактики и лечения часто встречающихся инфекционных заболеваний у взрослых и детей на догоспитальном этапе ведения больных

Уметь во внебольничных условиях осуществить мероприятия первичной медико-санитарной помощи в объеме первой врачебной помощи инфекционным больным:

  • провести диагностику, медицинскую сортировку, плановое лечение и госпитализацию больных инфекционными заболеваниями
  • провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции
  • выполнить мероприятия по реабилитации, диспансерному наблюдению реконвалесцентов и бактерионосителей
  • в объеме первой врачебной помощи осуществить мероприятия экстренной медицинской помощи больным при неотложных состояниях, осложняющих течение инфекционных заболеваний

Уметь в экстремальных условиях, во время массового поступления больных инфекционными заболеваниями:

  • провести карантинные мероприятия в офисе врача общей практики (семейного врача)
  • провести медицинскую сортировку больных инфекционными заболеваниями и оказать им неотложную первую врачебную помощь


7.21. Учебные цели модуля "фтизиатрия"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по диагностике, профилактике и лечению туберкулеза у детей и взрослых, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Фтизиатрия" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • директивные положения решения коллегии Минздрава РФ от 16.04.96 г
    № 9 "О состоянии противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации и пути ее совершенствования"
  • современные особенности эпидемиологии туберкулеза
  • начальные клинические проявления туберкулезной интоксикации у детей
  • клиническую картину первичного туберкулезного комплекса у детей и взрослых
  • клинику туберкулеза органов дыхания и наиболее часто встречающихся вне легочных форм туберкулеза

Владеть:

  • методами оценки туберкулиновых проб
  • клиническими методами внебольничной диагностики ранней туберкулезной интоксикации у детей
  • методикой клинической диагностики первичного туберкулезного комплекса у детей и взрослых
  • методом диагностики по клиническим синдромам начального проявления клиники туберкулеза легких и часто встречающейся вне легочной локализации туберкулеза
  • методикой вакцинации и ревакцинации
  • методикой проведения мероприятий противоэпидемической профилактики в очаге туберкулезной инфекции

Уметь:

  • во внебольничных условиях в объеме первой врачебной помощи провести плановые лечебно-профилактические мероприятия, диспансерное наблюдение и экспертизу трудоспособности больных туберкулезом
  • оказать экстренную первую врачебную помощь при неотложных состояниях, осложняющих течение туберкулеза

7.22. Учебные цели модуля "неврология"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по профилактике, диагностике и лечению распространенных заболеваний нервной системы у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Неврология" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • семиотику заболеваний нервной системы
  • клинические проявления распространенных заболеваний периферической нервной системы и головного мозга у детей и взрослых
  • клиническую картину заболеваний вегетативной нервной системы
  • клинические синдромы неотложных состояний в невропатологии
  • принципы фармакотерапии часто встречающихся заболеваний нервной системы

Владеть:

  • практическими навыками клинического исследования неврологического больного
  • методами внебольничной диагностики по клиническим синдромам часто встречающихся заболеваний периферической и центральной нервной системы у детей и взрослых
  • методикой клинической диагностики неотложных состояний в невропатологии
  • практическими навыками лекарственной терапии в объеме первой врачебной помощи распространенных заболеваний нервной системы у взрослых и детей
  • методикой оказания неотложной первой врачебной помощи при неотложных состояниях, осложняющих течение заболеваний периферической нервной системы, головного мозга и вегетативной нервной системы

Уметь выполнять манипуляции первой врачебной помощи, применяемые в неврологии:

  • исследование моторных качеств (поза, мышечный тонус, контрактура, атрофия мышц)
  • определение чувствительности
  • исследование сухожильных рефлексов
  • оценка координации движений
  • люмбальная пункция

Уметь:

  • в объеме первой врачебной помощи провести в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому плановое лечение больных распространенными заболеваниями периферической нервной системы, вегетативной нервной системы и головного мозга
  • оказать неотложную первую врачебную помощь при неотложных состояниях, осложняющих течение заболеваний нервной системы
  • определить медицинские показания к госпитализации неврологических больных
  • осуществить организационные мероприятия по госпитализации больных при заболеваниях нервной системы
  • выполнить мероприятия медицинской реабилитации на амбулаторном этапе ведения неврологического больного
  • провести экспертизу трудоспособности больных часто встречающимися заболеваниями нервной системы
  • в условиях чрезвычайной ситуации оказать неотложную первую врачебную помощь больным, имеющим заболевания и поражения нервной системы


7.22. Учебные цели модуля "психиатрия"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по профилактике, диагностике и лечению распространенных психических болезней у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Психиатрия" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • клинику основных психопатологических синдромов и пограничных состояний
  • ведущие клинические синдромы наиболее часто встречающихся психических заболеваний у взрослых и детей
  • ведущие клинические синдромы алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
  • клинические синдромы неотложных состояний, осложняющих течение психических заболеваний, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
  • основы методики клинико-психологического исследования пациента
  • основы современной методики лечения психических заболеваний, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
  • основы клинической психофармакологии и принципы фармакотерапии часто встречающихся психических заболеваний
  • принципы оказания экстренной первой врачебной помощи при неотложных состояниях, осложняющих течение психических заболеваний, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
  • современные возможности первичной и вторичной профилактики психических заболеваний у взрослых и детей
  • основы первичной и вторичной профилактики алкоголизма
  • особенности профилактики алкоголизма, наркоманий и токсикоманий в детском и подростковом возрасте
  • принципы организации работы врача общей практики (семейного врача) при оказании помощи больным и пораженным, имеющим психические заболевания и эффективно-шоковые реакции при стихийных бедствиях, во время поступления их из очага катастрофы

Владеть в объеме первой врачебной помощи:

  • методами клинического исследования психического состояния больных
  • практическими навыками синдромной внебольничной диагностики психических заболеваний, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
  • методикой клинической диагностики неотложных состояний, осложняющих течение психических заболеваний у взрослых и детей
  • методикой диагностики по клиническим синдромам неотложных состояний, осложняющих течение алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
  • практическими навыками лекарственной терапии в объеме первой врачебной помощи распространенных психических заболеваний у взрослых и детей
  • методикой оказания неотложной первой врачебной помощи при неотложных состояниях, осложняющих течение психических заболеваний, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий

Уметь в условиях работы врача общей практики (семейного врача):

  • использовать в объеме первой врачебной помощи психосоциальные и психофармакологические методы для планового лечения больных психическими заболеваниями и профилактики психических заболеваний и пограничных состояний у взрослых и детей
  • оказать неотложную первую врачебную помощь при неотложных состояниях, осложняющих течение психических заболеваний, пограничных состояний, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
  • определить медицинские показания к госпитализации больных психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией
  • подготовить больных психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией к транспортировке в специализированный стационар
  • провести поликлиническую реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями
  • в условиях чрезвычайной ситуации организовать и провести неотложные мероприятия первой врачебной помощи больным, имеющим психические заболевания и эффективно-шоковые реакции при стихийных бедствиях, во время поступления их из очага катастрофы

7.23. Учебные цели модуля "профессиональные заболевания"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по профилактике, диагностике и лечению распространенных профессиональных заболеваний, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Профессиональные заболевания" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • общие сведения о гигиене труда в различных отраслях промышленности и принципы профилактики профессиональных заболеваний
  • правила медицинского осмотра лиц, подвергающихся воздействию неблагоприятных факторов труда
  • основные клинические синдромы профессиональных заболеваний
  • общие принципы ранней диагностики профессиональных заболеваний
  • общие принципы профилактики профессиональных заболеваний
  • общие принципы терапии профессиональных заболеваний

Владеть:

  • практическими навыками проведения медицинских осмотров лиц, подвергающихся воздействию неблагоприятных факторов труда
  • методикой диагностики по клиническим синдромам профессиональных заболеваний и неотложных состояний, осложняющих течение профессиональных болезней
  • основами организационных и медико-биологических методов профилактики профессиональных заболеваний
  • внебольничными методами плановой и неотложной терапии профессиональных заболеваний в объеме первой врачебной помощи
  • методами реабилитации больных профессиональными заболеваниями в амбулаторно-поликлинических условиях
  • методикой проведения экспертизы временной нетрудоспособности больных профессиональными заболеваниями и оформления необходимой медицинской документации для направления больного в МСЭК для вынесения заключения о стойкой нетрудоспособности

Уметь в условиях работы врача общей практики (семейного врача):

  • провести в объеме первой врачебной помощи мероприятия профилактики и планового лечения часто встречающихся профессиональных заболеваний
  • оказать неотложную медицинскую помощь при неотложных состояниях больным с профессиональной патологией
  • провести медицинскую реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных профессиональными заболеваниями
  • оказать неотложную первую врачебную помощь больным профессиональными заболеваниями в экстремальных условиях работы общей врачебной (семейной) практики при массовом поступлении больных из очага катастрофы, провести медицинскую сортировку больных и пораженных, подготовить их к эвакуации в специализированные стационары

7.24. Учебные цели модуля "болезни уха, горла, носа"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по профилактике, диагностике и лечению распространенных заболеваний уха, горла и носа у детей и взрослых, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Болезни уха, горла, носа" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • ведущие клинические синдромы распространенных у взрослых и детей заболеваний уха, горла и носа, придаточных пазух носа
  • клинические синдромы наиболее часто встречающихся травматических повреждений ЛОР-органов
  • клинические синдромы неотложных состояний при патологии ЛОР-органов

Владеть:

  • методами врачебного и инструментального обследования ЛОР-органов в условиях работы врача общей практики (семейного врача)
  • навыками внебольничной диагностики по клиническим синдромам распространенных заболеваний и травм ЛОР-органов
  • консервативными методами лечения заболеваний, травм и ожогов ЛОР-органов в объеме первой врачебной помощи


Уметь производить манипуляции первой врачебной помощи в оториноларингологии:

  • переднюю и заднюю риноскопию, фарингоскопию, ларингоскопию, отоскопию
  • определение проходимости слуховой трубы
  • переднюю и заднюю тампонаду носа для остановки носового кровотечения
  • парацентез барабанной перепонки
  • зондирование и промывание лакун мидалин
  • пункцию гайморовой полости
  • очистку верхних дыхательных путей, аспирацию жидкости
  • вскрытие паратонзилярного абсцесса
  • введение лекарств в гортань и бронхи гортанным шприцем и через носовой катетер


Уметь словиях работы врача общей практики (семейного врача):

  • провести в объеме первой врачебной помощи плановое лечение консервативными методами часто встречающихся заболеваний уха, горла, носа у взрослых и детей
  • оказать неотложную первую врачебную помощь больным детям и взрослым при неотложных состояниях, осложняющих течение заболеваний, травм и ожогов ЛОР-органов

Уметь кстремальных условиях работы офиса (отделения) общей врачебной практики (семейной практики):

  • оказать неотложную первую врачебную помощь, провести медицинскую сортировку раненых и больных с патологией ЛОР-органов при массовом поступлении их из очага катастрофы
  • подготовить раненых и больных с патологией ЛОР-органов к транспортировке в специализированные лечебные учреждения

7.25. Учебные цели модуля "офтальмология"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по профилактике, диагностике и лечению распространенных глазных болезней у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Офтальмология" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • основы физиологии зрения, зрительные функции и клинические проявления их нарушений
  • методы исследования рефракции глаза
  • порядок обследования детей и подростков при оптической коррекции аметропии
  • общую семиотику заболеваний глаз
  • клинику распространенных у взрослых и детей воспалительных заболеваний органов глаза, роговицы и хрусталика
  • клинические признаки глаукомы
  • ранние клинические признаки доброкачественных и злокачественных опухолей глаз
  • клинические синдромы неотложных состояний в офтальмологии (острый приступ глаукомы, травмы, раны, ожоги, отморожения)
  • принципы клинической (синдромной) диагностики распространенных у взрослых и детей заболеваний глаз и неотложных состояний в офтальмологии
  • формы и способы местного применения лекарственных средств в офтальмологии
  • принципы организации работы врача общей практики (семейного врача) при оказании неотложной первой врачебной помощи при неотложных состояниях в офтальмологии

Уметь производить диагностические, лечебные, профилактические мероприятия и манипуляции первой врачебной помощи, применяемые в офтальмологии:

  • клиническое исследование глаз (собирать анамнез, осматривать и пальпировать глаза)
  • клиническую (синдромную) диагностику распространенных у взрослых и детей заболеваний глаз и неотложных состояний в офтальмологии
  • исследование глазного дна: прямую и обратную офтальмоскопию
  • определение остроты зрения, цветового зрения
  • оптическая коррекция зрения с помощью пробных очковых линз
  • измерение внутриглазного давления
  • зондирование слезного канала
  • формы и способы местного применения лекарственных средств в офтальмологии


Уметь в экстремальных условиях работы офиса (отделения) общей врачебной практики (семейной практики):

  • оказать неотложную первую врачебную помощь при неотложных состояниях, осложняющих течение заболеваний, травм, ран, ожогов органов зрения
  • провести медицинскую сортировку и подготовить к эвакуации в специализированные стационары больных с травматическими повреждениями глаз

7.26. Учебные цели модуля "дерматовенерология"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по профилактике, диагностике и лечению распространенных кожных и венерических болезней у взрослых и детей, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Дерматовенерология" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • общие сведения о физиологии кожи
  • общую симптоматологию заболеваний кожи
  • основные клинические синдромы при заболеваниях кожи встречающихся у детей и взрослых
  • принципы клинической (синдромной) диагностики заболеваний кожи и слизистых оболочек
  • общие принципы лечения заболеваний кожи
  • общие сведения об этиологии и патогенезе сифилиса
  • современные особенности клинических проявлений сифилиса
  • принципы диагностики и лечения сифилиса
  • принципы профилактики сифилиса
  • общие сведения об этиологии и патогенезе гонореи
  • особенности клинического проявления гонореи у мужчин, женщин, девочек
  • принципы диагностики, профилактики и лечения гонореи
  • особенности клинических проявлений не гонорейных заболеваний мочеполовых органов у мужчин и женщин
  • принципы клинической (синдромной) диагностики не гонорейных заболеваний мочеполовых органов
  • принципы лечения и профилактики не гонорейных заболеваний
  • принципы построения диагностической и лечебно-профилактической тактики врача общей практики (семейного врача) при выявлении больного кожным заболеванием
  • принципы построения диагностической и лечебно-профилактической тактики врача общей практики (семейного врача) при выявлении больного венерическим заболеванием

Владеть:

  • методикой врачебного обследования больных кожными заболеваниями
  • методикой клинического исследования кожи дерматологических больных
  • практическими навыками синдромной внебольничной диагностики дерматовенерологических болезней
  • практическими навыками наружного применения лекарственных средств, наиболее часто применяемых для лечения кожных болезней
  • практическими навыками наружного применения лекарственных средств ухода за кожей

Уметь в амбулаторно-поликлинических условиях работы врача общей практики (семейного врача):

  • организовать и провести в объеме первой врачебной помощи лечение и профилактику дерматовенерологических заболеваний
  • провести медицинскую реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных кожными и венерическими заболеваниями
  • оказать экстренную первую врачебную помощь при неотложных состояниях, осложняющих течение кожных и венерических болезней у взрослых и детей

7.27. Учебные цели модуля "онкология"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом) при профилактике, диагностике и лечении распространенных онкологических заболеваний у взрослых и детей.

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Онкология" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • общие сведения об этиологии опухолей и механизмах канцерогенеза
  • общие сведения о генетике и иммунологии опухолей
  • основы учения о предраке, определение понятия "предрак"
  • значение фоновых процессов в формировании предрака
  • клинические проявления наиболее распространенных злокачественных новообразований
  • определение понятия "паранеопластический синдром"
  • клиническое проявление паранеопластических синдромов
  • общие принципы ранней диагностики злокачественных новообразований по клиническим синдромам
  • общие принципы основных методов лабораторной и инструментальной диагностики злокачественных новообразований и принципы клинической оценки результатов этих исследований
  • общие сведения о принципах профилактики и лечения злокачественных опухолей
  • роль врача общей практики (семейного врача) в профилактике и ранней диагностике злокачественных опухолей


Владеть:

  • практическими навыками синдромной диагностики предрака и распространенных злокачественных новообразований


Уметь в условиях работы врача общей практики (семейного врача) провести в объеме первой врачебной помощи:

  • мероприятия профилактики злокачественных новообразований у взрослых и детей
  • клиническую (синдромную) диагностику предрака
  • предварительную диагностику наиболее распространенных злокачественных новообразований по ранним клиническим синдромам (приступообразный кашель по ночам у злостного курильщика, дисфагия, синдром малых признаков и др.)
  • при выявлении у больного клинических признаков предрака организовать и провести дифференциальную диагностику с привлечением консультанта на предмет верификации диагноза и определения лечебной тактики при амбулаторном лечении или показаний к госпитализации
  • при выявлении у больного клинических признаков злокачественного новообразования организовать и провести дифференциальную диагностику с привлечением консультанта на предмет верификации диагноза и определения лечебной тактики
  • провести медицинскую реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных злокачественными новообразованиями
  • оказать экстренную первую врачебную помощь при неотложных состояниях, осложняющих течение злокачественных новообразований

7.28. Учебные цели модуля "стоматология"

Основная цель обучения. Приобретение слушателем знаний, умений и практических навыков по терапевтической стоматологии, необходимых для профессиональной последующей деятельности врачом общей практики (семейным врачом).

Конкретные цели обучения. После отработки модуля "Стоматология" Унифицированной программы последипломного обучения врачей семейной медицине слушатель должен иметь следующие знания, умения и практические навыки.

Знать:

  • общие сведения об этиологии и патогенезе кариеса зубов, заболеваниях пародонта и слизистой оболочки полости рта
  • принципы профилактики распространенных заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта
  • общие сведения о профилактике, диагностике и лечении аномалий развития и деформации зубов, зубных рядов и челюстей
  • клинические методы исследования, применяемые в терапевтической стоматологии
  • основные клинические синдромы кариеса зубов, заболеваний пародонта, слизистой оболочки полости рта

Владеть:

  • методикой осмотра полости рта
  • методикой врачебного обследования зубов
  • методикой клинического обследования пародонта
  • методикой клинического обследования слизистой оболочки полости рта
  • методикой клинического обследования регионарных лимфатических узлов
  • методом клинической (синдромной) диагностики кариеса зубов, распространенных заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта


Уметь провести в объеме первой врачебной помощи:

  • обучение взрослых и детей гигиене полости рта
  • мероприятия по профилактике кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта, часто встречающихся у детей и взрослых
  • профилактический осмотр органов полости рта
  • плановое лечение распространенных заболеваний органов полости рта
  • оказать неотложную первую врачебную помощь при неотложных состояниях в стоматологии и травмах челюстно-лицевой области

Уметь в экстремальных условиях работы офиса (отделения) общей врачебной практики (семейной практики) при массовом поступлении больных из очага катастрофы:

  • организовать и провести мероприятия неотложной первой врачебной помощи больным при травмах челюстно-лицевой области
  • провести медицинскую сортировку и подготовить к эвакуации в специализированные стационары больных, имеющих травматические повреждения челюстно-лицевой области

Улучшение качества медицинской помощи и повышение ее экономической рентабельности является ключевым моментом реорганизации первичного медико-санитарного звена здравоохранения в условиях рыночной экономики в России.

Европейский опыт развития службы общей врачебной практики (семейной медицины) (ОВП/СМ) показывает, что эта форма организации деятельности первичного звена здравоохранения ведет к улучшению качества медицинской помощи и снижению экономических затрат на здравоохранение.

С появлением в России новой специальности «общей врачебной практики (семейной медицины)» возникла потребность в подготовке большого числа специалистов – врачей общей практики (семейных врачей) из практикующих (стажированных) врачей во всех субъектах Российской Федерации, из которых многие не имеют медицинских вузов и учреждений послевузовского профессионального образования врачей.

В настоящее время основными формами подготовки специалистов ОВП/СМ является клиническая ординатура и профессиональная переподготовка специалистов, имеющих диплом по специальности “Лечебное дело” и “Педиатрия”. Опыт подготовки специалистов ОВП/СМ на кафедре семейной медицины ФППО ММА им. И.М.Сеченова с 1994 г. показал, что предусмотренных учебным планом не менее 500 часов обучения на кафедре бывает далеко не всегда достаточно, для освоения программы подготовки. В связи с чем на кафедре был разработан и утвержден Министерством здравоохранения Российской Федерации Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 – общая врачебная практика (семейная медицина), предусматривающий 864 часа профессиональной переподготовки стажированных врачей и 3456 часов подготовки специалистов данного профиля в клинической ординатуре.

Недостатком предложенного подхода к учебному процессу явилась, с одной стороны, низкая пропускная способность образовательного учреждения при существующей потребности практического здравоохранения. Так в соответствии с “Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации” и планом ее реализации на 2001-2005 года и на период до 2010 года поставлена задача к 2006 году подготовить 10 тыс. специалистов ОВП/СМ, а к 2010 году обеспечить первичное звено здравоохранения 20-25 тыс. специалистами ОВП/СМ. При сохранении существующих темпов обучения, проблема минимального кадрового обеспечения - около 60 тыс. специалистов ОВП/СМ будет решена лишь за 170 лет. С другой стороны, нельзя недоучитывать также длительное отвлечение специалиста со своего рабочего места, равно как и высокую стоимость обучения. В свою очередь проведение кафедрой выездных циклов профессиональной переподготовки специалистов по ОВП/СМ обозначил проблему кадрового обеспечения учебного процесса.

При наличии на территории субъекта федерации медицинского вуза или учебного заведения послевузовского профессионального образования врачей подготовку нового отряда врачей общей практики (семейных врачей) можно осуществить с помощью традиционных образовательных технологий. При отсутствии образовательных учреждений эту задачу можно решить путем применения новых образовательных технологий среди которых видное место занимают методы дистанционного образования. Ст. 32 Закона РФ «Об образовании» определяет: «Под дистанционными образовательными технологиями понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Целью ДО является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного пребывания возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ. При обучении врачей особое внимание уделяется методической подготовке: составлению программных, учебно-методических документов, методических разработок учебных занятий, методических рекомендаций, учебных пособий по технологии проблемно-ориентированному (проблемно-целевому) обучению. Разработан перечень практических навыков, которые слущптели должны приобрести при обучении на цикле профессиональной переподготовки по общей врачебной практике (семейной медицине). Особое внимание уделяется разработке учебно-методических документов, регламентирующих порядок самостоятельной работы слущателей.

Слушателям предоставляется информация, подготовленная на кафедре на бумажных и электронных носителях, основная учебная и учебно-методической литература, подготовленная кафедрой, справочно-библиографические издания, периодические научные публикации; проводится тестовый контроль уровня базисных, промежуточных и итоговых знаний.

Для информационного обеспечения элементов ДО разработано методическое обеспечения по созданию специализированных учебников с мультимедийными сопровождениями, электронных учебно-методических комплексов, включающих электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компъютерные программы, компъютерные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.