«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Учебный процесс

За 14 лет существования кафедры коллективом разработаны следующие разделы учебной программы:

  1. Методические рекомендации по преподаванию специальности
  2. Учебные программы
    a. клинической ординатуры
    b. модульная программа циклов подготовки
  3. Учебные и учебно-тематические планы

Методические рекомендации по преподаванию
Специальности анестезиология -реаниматология

Последипломное обучение состоит из лечебно-диагностической работы, тесно связанной с учебной программой обучения в виде лекций, семинаров, научно-практических конференций, индивидуальных собеседований и самостоятельной работой с медицинской литературой по специальности, смежным дисциплинам и фундаментальным наукам (учебные руководства и пособия, монографии и периодические издания: медицинские журналы, сборники и рефераты научных съездов, конференций, симпозиумов).

Руководство учебным процессом и контроль его качества является прерогативой заведующего кафедрой. Обучение в соответствии с учебным планом проводят заведующий кафедрой, профессора, доценты, ассистенты. Овладение практическими навыками происходит под контролем доцента или ассистента, в процессе совместной повседневной работы с прикрепленным к нему заведующим клиническим отделением или лечащим врачом, имеющим первую или высшую квалификационную категорию.

Профессиональная подготовка, занимающая 90% учебного времени, включает теоретическую и клиническую подготовку специалиста. Теоретический курс раскрывает основные вопросы клинической анестезиологии - реаниматологии и избранные разделы фундаментальных дисциплин, облегчающих усвоение специализированных знаний и практических навыков. Традиционные формы обучения - лекции, семинары-обеспечивают качественное усвоение информации и при соответствующем планировании позволяют осветить наиболее актуальные проблемы анестезиологии - реаниматологии и вопросы теоретического обоснования практических навыков и умений. В сочетании с современными средствами обучения (слайды, видеофильмы, компьютерные обучающие программы, методические пособия для курсантов и т.д.) они обеспечивают высокую теоретическую подготовку врача- анестезиолога - реаниматолога.

Помимо лекций, семинаров, конференций и практических занятий по специальности в теоретическую подготовку входят вопросы управления здравоохранением, медицинской деонтологии, страховой медицины, организации труда и медицинской документации.

В программе предусмотрено выделение (не менее 10 %) учебного времени для элективов, направленных на более углубленную подготовку по специальности, ее отдельным разделам и смежным дисциплинам, дающих возможность расширения знаний и умений, необходимых квалифицированному специалисту. Клиническая часть в обучении занимает 80 % учебного времени. Практический курс обучения базируется на практической работе в отделениях и операционных, базовых подразделениях многопрофильных клинических больниц и институтов. Рациональным представляется обучение по принципу ротации обучаемых по основным подразделениям клинической базы кафедры в соответствии с индивидуальными планами учащихся. Обязательными компонентами практической подготовки специалиста является работа с больными, курация больных в соответствии с учебным планом и программой, освоение необходимой для работы документации, в соответствии с приказами и инструкциями МЗ И СЗ РФ и регионального департамента здравоохранения, основ медицинской статистики и компьютерной грамотности.

При составлении стандарта мы исходили из того, что анестезиология-реаниматология является мультидисциплинарной клинической специальностью (таблица 1), включающей в себя обязательные знания по клинической патофизиологии изучаемых состояний. Поэтому рекомендуемая в стандартах программа последипломного трехлетнего обучения выпускников медицинских институтов и медицинских факультетов университетов по специальности "анестезиология - реаниматология" включает в себя три основных раздела:

  • теоретические основы анестезиологии-реаниматологии
  • клинические основы анестезиологии-реаниматологии
  • практические навыки

Теоретический раздел стандарта содержит необходимые анестезиологу-реаниматологу сведения по физиологии, патофизиологии, анатомии биохимии, физике, математике, статистике. Программа теоретической подготовки разделена на 7 фрагментов. Каждый фрагмент контролируется одним из преподавателей кафедры. При выполнении каждого фрагмента теоретической программы учащийся готовит 5-6 рефератов. Каждые 3 месяца учащиеся защищают подготовленные рефераты и получают соответствующую запись в зачетную книжку. График теоретической подготовки составлен таким образом, что каждый учащийся выполняет последовательно все 7 разделов программы.

Выполнение клинического раздела программы требует ротации учащихся по операционным и реанимационным отделениям. Продолжительность каждой ротации-2 месяца для клинических ординаторов 2-х годичной подготовки. Этот раздел программы предусматривает изучение основ клинической анестезиологии и реаниматологии, а также приобретение ряда наиболее существенных практических навыков.

По окончании каждого двух - трехмесячного цикла подготовки по клинической программе преподаватель заполняет на учащегося эволюционный формуляр, включающий в себя оценку профессиональных знаний, мануальных навыков и личную характеристику. Последний из упомянутых разделов эволюционного формуляра содержит в себе оценку личности учащегося по следующим критериям:

  • способность принимать решения
  • самокритика
  • способность к сотрудничеству
  • реакция на критику
  • надежность
  • самостоятельность
  • работоспособность
  • личная инициативность
  • добросовестность
  • подход к пациенту

Таким образом, к концу обучения мы имеем возможность суммировать отдельные мнения преподавателей о каждом учащемся и составить его профессионально-психологический "портрет". Исходя из этого, возможно рекомендовать учащемуся определенное направление его дальнейшей профессиональной деятельности. Помимо того, такой подход к оценке личности учащегося позволит нам в последующем перейти к отбору кандидатов для подготовки по специальности анестезиология-реаниматология в соответствии с личностными особенностями абитуриента. Наш многолетний личный опыт убеждает нас в том, что подбор специалистов для работы в области анестезиологии и реаниматологии должен осуществляться строго индивидуализированно.

В дополнение к теоретической и клинической подготовке, выполняемой в форме семинарских и практических занятий, учащиеся прослушивают ежегодно цикл лекций, читаемых сотрудниками кафедры по специальности анестезиология-реаниматология, а также сотрудниками смежных кафедр факультета.

В дополнение к обязательной учебной программе учащиеся обязаны посещать заседания регионального научного общества анестезиологов-реаниматологов, конференции, симпозиумы и съезды по специальности.

В помощь обучающимся составлен список лекций по специальности, как отечественных авторов, так и переводной. Дополнительно предложен список англо,-немецеко-и франкоязычной литературы, рекомендуемой в том числе для сдачи экзаменов по программе Европейской Академии Анестезиологии. Для учащихся продленного последипломного обучения существует возможность и практикуется профессиональная стажировка в ведущих клиниках Европы под эгидой Европейской Академии Анестезиологии. Необходимым условием получения гранта на эту стажировку является отличная успеваемость по программе и знание одного из европейских языков.

В процессе обучения используются различные методы контроля эффективности обучения и освоения знаний и умений клиническим ординатором. При использовании скользящего графика обучения на рабочих местах в различных подразделениях базовых ЛПУ предпологается проведение зачета в виде решения тестовых задач, собеседования с профессором, доцентом или ассистентом по проблемам анестезиологии - реаниматологии в конкретной клинической дисциплине и написания рефератов. При прохождении смежных специальностей и элективных курсов эффективность обучения также тестируется в виде заключительного зачета по пройденному курсу, письменного реферата или решения тестовых задач. Конкретные формы контроля определяются спецификой и местными условиями подразделений ЛПУ, и смежных кафедр, задействованных в процессе обучения. Практические навыки контролируются постоянно в процессе лечебно-диагностической работы.

Контроль знаний учащихся суммируется, помимо защиты рефератов по теоретической программе и эволюционных листов, в форме индивидувльных экзаменов полугодовых, годовых и заключительного экзамена по окончании обучения. Программа экзаменов является многокомпонентной и включает в себя тестовый контроль по теоретической программе и клиническим ситуациям, проверку усвоения практических мануальных навыков.

По окончании 2-годичного курса обучения объем полученных знаний и освоенных навыков контролируется экзаменом с предъявлением требований, соответствующих второй квалификационной категории с выдачей диплома об окончании клинической ординатуры по специальности “анестезиологии - реаниматологии”, сертификата специалиста и производственной характеристики врача- анестезиолога - реаниматолога.

Самостоятельная работа предусматривает участие в диспутах, конференциях, клинических разборах, написание рефератов, проведение анализа архивного материала, решение ситуационных задач различной степени сложности, освоение диагностической и лечебной аппаратуры и техники, регулярное чтение периодической печати по специальности, монографий и учебных пособий; наиболее подготовленные, заинтересованные ординаторы могут привлекаться к научно-исследовательской работе.

Согласно приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №1221 от 18.06.97. "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" обязательная структура программ послевузовского профессионального образования в себя включает:

  1. Обязательный минимум содержания стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием и составляет
  • Профессиональная подготовка 90%
  • Федеральный компонент
    клиническая подготовка 80%
  • Преподавание смежных дисциплин
    в клинической ординатуре 5%
    на сертификационных циклах 5%
    на циклах общего усовершенствования 5%
  • Национально-региональный (вузовский) компонент
    фундаментальная подготовка
    (набор дисциплин зависит от специальности) 7%
    организация, экономика, и управление здравоохранением 3%
  • Элективы – курсы по выбору 10%

Изменения в распределении учебных часов может быть произведено только за счет элективов

2. Сроки освоения программ послевузовской профессиональной подготовки.

  • Клиническая ординатура – очная форма. 2-года-3456 часов-96 недель.
    Приказ Минздрава РФ №23 от 17.02.03 г.
  • Сертификационные циклы –очная форма, очно - заочная форма.
    1месяц -144 часа – 4 недели. Постановление Госкомвуза РФ №13 от 27.12.95 г. "Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам".
  • Переподгатовка -общее усовершенствование по специальности – очная, очно - заочная. 3,5 мес.-500 часов-14 недель. Постановление Госкомвуза РФ №12 от 27.12.95 г. "Об утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподгатовке специалистов".
  • Тематическое усовершенствование – очная, очно - заочная.
    72 – 100 часов-2-3 недели. Постановление Госкомвуза №13 от 27.12.95 г. "Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподгатовке специалистов и требования к документам.

Заочно - очные формы обучения допустимы только в программе курсов тематического усовершенствования.