«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Дистанционное образование

Всё большее место в преподавании специальности «Анестезиология и реаниматология» на кафедре занимает дистанционное образование с применением компьютерных телекоммуникационных технологий.

Основная цель дистанционного образования – предоставить возможность для учащегося изучение программы обучения учебного заведения в любом месте посредством обмена образовательными ресурсами с помощью коммуникационных каналов.
Принципы и методологическая основа дистанционного образования соответствует традиционному обучению.

Дистанционное обучение (ДО) – это взаимодействие учителя и обучающихся, а также обучающихся между собой на расстоянии, имеющее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Увеличение объема информации, накопление учебных, научных материалов приводит к тому, что все больший объем материала приходится на самостоятельную подготовку учащегося. Роль преподавателя сводится все более к функции контроля.

Наилучший способ оптимальной организации самостоятельной работы учащихся с информационными ресурсами – это создание системы ДО, включенной в программу очной подготовки. Кроме того, дистанционные образовательные технологии (ДОТ) обеспечивают возможность общения с преподавателем – профессионалом в изучаемой области, а так же с такими же учащимися.

Организация системы ДО в высшем медицинском образовании поможет повысить эффективность подготовки специалиста, однако требует внедрения в учебный процесс не только новых технических средств, но и новых организационных и методических подходов.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий дает возможность более выгодно предоставлять учебно-методические материалы и оптимизировать структуру учебного процесса.

В различных аспектах дистанционное образование предоставляет широкий выбор форм обучения. В частности можно указать самые основные из них:

  1. дистанционное обучение по теоретической программе;
  2. дистанционное обучение по прикладным аспектам специальности – прямые трансляции из операционных, отделений реанимации и интенсивной терапии с комментариями преподавателя и диалогом со слушателями;
  3. дистанционное консультирование из операционных и отделений реанимации и интенсивной терапии с ведущими специалистами РФ и других стран;
  4. дистанционное пользование национальными медицинскими библиотеками РФ и других стран.


Кафедра имеет опыт проведения дистанционных циклов для врачей городов Якутска, Ростова-на-Дону, Ярославля и Тулы. Одновременно дистанционные технологии применяются для обучения курсантов на базе кафедры с демонстрацией из операционных в учебный класс с использованием видеоконференцсвязи.

Так, например,с 20 ноября по 1 декабря 2006 г. кафедрой проведен цикл тематического усовершенствования для врачей анестезиологов-реаниматологов г. Тюмени «Анестезия и ИТ в специализированных областях хирургии». Цикл практически не отличался по составу преподавателей и набору лекций, прочитанных ранее (например с 16 октября по 13 ноября для анестезиологов Тульской областной больницы). Существенным отличием было широкомасштабное применение технологии «Skype» для чтения лекций. В Тюменской областной больнице, обладающей дорогим широкополосным доступом в Internet не смогли приобрести даже самой дешевой системы видеоконференцсвязи, например, систему PVX Polycom стоимостью около150 долларов. Но в течение уже более года в больнице функционировала одна система «Skype» с не плохой USB-камерой. Именно эта система и была использована для проведения цикла. Как известно, IP-видеотелефония «Skype» не позволяет передать принимающей стороне видеоизображение слайдов, презентаций с другого компьютера. Поэтому лекции преподавателей в формате .swf выставлялись заранее на сайте лаборатории телемедицины и компьютерного мониторинга РНЦХ РАМН и использовались в последствии при чтении лекций. Впервые преподаватели кафедры читали лекции из своих кабинетов (рис. 1). Принимающей стороне достаточно было только отослать в чате программы «Skype» ссылку на сайт для открытия этой презентации в одном окне с параллельной визуализацией преподавателя в другом маленьком окне. Преподаватель видел и общался с аудиторией врачей Тюменской областной больницы (рис. 2), далее контролировал смену слайдов и в конце отвечал на все возникающие вопросы.
Качество связи, аудио-визуальный контакт аудитории и преподавателя были хорошими и практически не отличались от таковых при использовании стандартных систем видеоконференцсвязи.

рис 1 рис 1рис 1а

Рис. 1. Зав. кафедрой, академик РАМН А.А. Бунятян и доцент кафедры, профессор Н.А. Трекова читают лекции для врачей анестезиологов-реаниматологов г. Тюмени из своих кабинетов.

рис 2 рис.2а

Рис. 2 Обратная связь – врачи г. Тюмень задают вопросы лекторам.

Дистанционное профессиональное общение по всем позициям и направлениям объединит профессиональные анестезиологические общества стран в мировое анестезиологическое сообщество, это обяжет приобщаться к всемирному уровню нашей сложной специальности, и одним из наиболее важных шагов к этому следует рассматривать подписание Россией в 2003 г. Болонской Конвенции.