«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Учебная программа по специальности "Гигиена детей и подростков"


1. Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы

Показатели здоровья, факторы активно влияющие на эти показатели.
Законодательные аспекты деятельности врача-гигиениста.
Права врача-гигиениста. Организация оплаты труда.
Поощрительные и штрафные санкции. Критерии оценки качества работы.
2. Фундаментальная подготовка

Общие сведения об анатомии костно-мышечной, центральной нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной. эндокринной систем.
Процессы оссификации.
Закономерности функционирования здорового организма и механизмы обеспечения здоровья с позиций теории функциональных систем.
Методики исследования различных функций человека (ребёнка) для оценки функционального состояния и состояния здоровья, применяемые в деятельности врача по гигиене детей и подростков.

3. Подготовка по смежным специальностям

Эпидемиология.
Эпидемиологические методы исследования.
Классификация инфекционных болезней.
Причины, условия и механизмы развития эпидемического процесса.
Эпидемиологический анализ. Организация противоэпидемической работы. Вакцинопрофилактика.
Педиатрия.
Анатомо-физиологические особенности развития ребёнка в различные возрастные периоды. Физическое развитие. Диспансеризация детей и подростков.
Психологические проблемы детства и подросткового возраста. Медицинские аспекты профессиональной пригодности.
Противопоказания к прохождению военной службы.
Медицина труда.
Основы физиологии и психологии труда подростков.
Метеорологические условия на производстве.
Производственные вредности.
Вентиляция и освещение производственных помещений.
Средства индивидуальной защиты.
Гигиена труда подростков в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Гигиена питания.
Концепция сбалансированного питания.
Рациональное питание.
Биологическая ценность основных элементов питания (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества).
Нормы питания различных возрастных групп.
Нормы питания в зависимости от тяжести условий труда.
Организация питания в детских и лечебно-профилактических учреждениях, санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания.


4. Правовые и законодательные основы деятельности врача по гигиене детей и подростков ЦГСЭН

Законодательные основы обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения. Положение о санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.
Главная задача и функции санитарно-эпидемиологической службы.
 Санитарное законодательство. Формы нормативных правовых актов.
Юридические основы применения санкций. Порядок привлечения должностных лиц и граждан к административной ответственности за санитарные правонарушения.
Порядок приостановления или прекращения работ детских учреждений.
Классификация профессиональных правонарушений санитарного врача и уголовная ответственность за их свершение.
Международный акты в области охраны здоровья детей и подростков.
Европейская стратегия по достижению здоровья.
Вопросы медицинской этики и деонтологии в профессиональной деятельности специалиста. Медицинская деонтология как единство правовых и нравственных норм.
Ответственность санитарного врача по гигиене детей и подростков за здоровье подрастающего поколения.

5. Структура и категорийность учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Организация работы структурных подразделений ЦГСЭН по разделу гигиены детей и подростков.
Основные принципы планирования работы.
Структура и основные разделы плана. Организация контроля за выполнением плана.
Организация работы врачей по гигиене детей и подросков в ЦГСЭН
Основные направления анализа деятельности структурных подразделений ЦГСЭН по разделу гигиены детей и подростков и методика расчета показателей, эффективности результативности и оперативной активности.
Ведение организационно-распорядительной документации (делопроизводство).
Формы первичной медицинской и учетно-отчетной документации.
Современные компьютерные технологии деятельности санитарно-эпидемиологической службы. Автоматизиованные рабочие места санитарного врача.
Работа врача ЦГСЭН по гигиеничекому воспитанию и обучению в дошкольных учреждениях.
Контроль за гигиеническим обучением учащихся.
Пропаганда борьбы с вредными привычками (алкоголизм, наркомания токсикомания, курение). Лекционно-методические работы по гигиеническому воспитанию детей, подростков и родителей. Гигиеническое обучение и аттестация специалистов, связанных с воспитанием и обучением детей и подростков.
Методическое руководство работой по гигиеническому воспитанию и образованию детей и подростков. Контроль организации гигиенического воспитания и образования в процессе: - воспитания, обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; профессиональной гигиенической подготовке и аттестации руководителей, специалистов предприятий, характер деятельности которых связан с воспитанием и обучением детей.
Комплексная оценка деятельности структурных подразделений ЦГСЭН по разделу гигиены детей и подростков.
Разработка предложений по повышению эффективности работы на объектах.


6. Государственный учёт массовых неинфекционных заболеваний в связи с воздействием факторов окружающей среды. Анализ состояния здоровья детских и подростковых организованных коллективов и детского населения в целом.

Современные представления о здоровье индивидуума и коллектива.
Особенности развития патологии у детей. Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения.
Современные тенденции развития детской и юношеской патологии.
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей.
Сбор информации, характеризующей здоровье (медико-демографические данные, показатели физического развития, общая заболеваемость и инвалидность).
Источники информации о заболеваемости.
Основные формы учетно-отчетной документации.
Информативность относительных показателей заболеваемости.
Критерии здоровья детей и подростков показателей Европейской программы ВОЗ “Повестка дня на ХХI век”.
Организация и проведение динамических наблюдений за физическим развитием детей и подростков. Формирование базы данных, автоматизированная обработка.
Стандарты физического развития детей и подростков.
Динамика показателей физического развития детей и подростков - как критерии эколого-гигиенического благополучия территории.

7. Объективная оценка факторов среды обитания, условий и режима воспитания, обучения, отдыха детских и подростковых коллективов.

Изучение факторов среды обитания с использованием лабораторных исследований и инструментальных замеров; автоматизированная обработка банка данных.
Организация лабораторного и инструментального контроля, метрологическое обеспечение лабораторного контроля.
Основные методы инструментальных исследований.
Основные методики санитарно-бактериологического, химико-токсикологического и др. исследований. Анализ данных лабораторно-инструментальных исследований почвы, воздуха, воды, физических факторов окружающей среды.
Отбор проб пищевых рационов, отдельных блюд, продуктов питания.
Оформление акта отбора проб. Составление заключения по результатам лабораторного или инструментального исследования.
Анализ данных лабораторных исследований.
Показатели условий обучения и воспитания детей и подростков в социально-гигиеническом мониторинге.


8. Санитарно-эпидемиологические расследования, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний у детей.

Установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья детских и подростковых коллективов и факторами внешней и окружающей среды, условиями воспитания, обучения и проведения досуга.
Система управления состоянием здоровья детей и подростков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности:
  • сбор информации о состоянии здоровья
  • обработка и анализ информаци о состоянии здоровья
  • выдвижение гипотезы о связи факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности с состоянием здоровья детей и подростков
  • направленное изучение факторов среды, условий жизнедеятельности и углубленное по характеристикам здоровья
  • выявление количественных зависимостей между факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности и характеристиками здоровья
  • принятие решений по оздоровлению окружающей среды и условий жизнедеятельности для первичной профилактики заболеваемости
  • реализация принятых решений
  • проверка эффективности принятых решений
Организационно-методические основы работы социально- гигиенического мониторинга.
Новые подходы к изучению и прогнозированию здоровья детей и подростков.

9.  Разработка и внедрение оздоровительных мероприятий, местных, региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей, разработка предложений по проведению профилактических мероприятий (профилактики заболеваний детского населения, оздоровления среды обитания и условий их жизнедеятельности).

Действующие Федеральные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков "Вакцинопрофилактика, "Дети России" и др.
Принципы разработки и реализации федеративных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков и оздоровление среды обитания и условий их жизнедеятельности:

  • формулирование проблемы
  • определение целей и задач программы
  • формулирование ожидаемых результатов в конкретных показателях санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения
  • составление технико-экономического обоснования и сметы расходов по программе
  • формирование основных разделов программы и составление календарного плана
  • определения механизма организации выполнения, управления и контроля за программой

Составление программы оздоровительных мероприятий по отдельному поднадзорному объекту, контроль за их внедрением.
Обоснование критерии эффективности оздоровительных мероприятий.


10. Контроль за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений

Организация санитарного надзора за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений.
Основные нормативные документы по государственному предупредительному санитарному надзору.
Учетно- отчетная документация.
Основные этапы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений.
Санитарно-эпидемиологический надзор за строительством современных образовательных учреждений для детей (школ, гимназий, лицеев, колледжей).
Санитарно-эпидемиологический надзор за строительством школ-интернатов и детских домов.
Санитарно-эпидемиологический надзор за строительством профессионально-технических училищ, технических училищ.
Санитарно-эпидемиологический надзор за строительством детских внешкольных учреждений (детская библиотека, дом школьников и др.).
Санитарно-эпидемиологический надзор за строительством оздоровительных учреждений для детей (санаторных школ, лагеря отдыха, детские санатории, туристические базы).
Санитарно-эпидемиологический надзор за строительством закрытых и открытых сооружений для физического воспитания (гимнастические залы, стадионы, бассейны и т.д.).
Новые строительные и отделочные материалы, их санитарно-гигиеническая оценка.
Государственный санитарный надзор за использованием полимерных строительных и отделочных материалов при строительстве, реконструкции учреждений для детей и подростков.

11. Гигиеническая оценка (сертификация) товаров и предметов детского ассортимента, материалов для их изготовления, сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенициальную опасность для детей и подростков, лицензирование видов деятельности, представляющих потенициальную опасность для детей и подростков.

Экспертиза нормативныо-технической документации на изготовление новых образцов товаров детского ассортимента.
Надзор за технологией изготовления товаров для детей и подростков.
Санитарно-гигиеническая экспертиза образцов продукции детского ассортимента.
Контроль за реализацией товаров детского ассортимента.
Разработка стандартов на товары для детей.
Сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенициальную опасность для детей и подростков.
Лицензирование видов деятельности, представляющих потенициальную опасность для детей и подростков.


12. Обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью детских и подростковых организованных коллективов, выполнением предложений и программ ЦГСЭН.

Правовые вопросы осуществления санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков .
Работа врача отдела гигиены детей и подростков по санитарному надзору за режимом дня и учебно-воспитательным процессом:
  • в дошкольных учреждениях,
  • в школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях;
  • в учреждениях интернатного типа;
  • в средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах
Гигиенический контроль за условиями и организацией занятий в кабинетах информатики и электронно вычислительной техники.
Санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда детей и подростков в учебных заведениях и на производствах.
Методики гигиенической оценки трудового и политехнического обучения, исследования психофизиологических критериев профессиональной пригодности .
Физиолого-гигиеническая оценка производственной деятельности подростков.
Работа врача отдела гигиены детей и подростков по контролю за физическим воспитанием в специализированных спортивных учреждениях.
Контроль за выполнением санитарных норм и правил по содержанию и условиям проведения всех форм физического воспитания и закаливания.
Санитарный контроль за условиями проведения физического воспитания в образовательных учреждениях и местах занятий спортом.
Контроль за организацией и условиями физического воспитания детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Анализ и разработка рекомендаций по улучшению постановки физического воспитания.
Контроль за выполнением мер по профилактике травматизма.
Участие в комиссии по приемке учебных, учебно-производственных мастерских школ, УПК, ПТУ, учебных цехов к новому учебному году.
Работа санитарного врача по лицензированию образовательных учреждений.
Санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания детей и подростков в различных учреждениях .
Изучение и оценка качества питания и его основных ингредиентов в организованных детских коллективах.
Разработка мероприятий по улучшению питания детей и подростков.
Расследование пищевых отравлений в детских коллективах и санитарно-гигиенические мероприятия по предупреждению пищевых отравлений.
Санитарно-эпидемиологический надзор за оздоровительной работой среди детей и подростков .
Изучение условий, организации и режима деятельности в учреждениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Контроль за санитарным содержание специализированных учреждений.


13. Организация работы педиатрической службы. Содержание работы отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях и медико-социальной помощи детских поликлиник.

Содержание работы отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях поликлиники.
Содержание работы отделения медико-социальной помощи.
Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и учащихся на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы.
Медицинская документация в ДОУ и школах .
Оценка проведения профилактических медицинских осмотров детей, учащихся профессионально-технических училищ .
Анализ результатов углубленных медицинских осмотров.
Оздоровительная работа среди контингентов с отклонениями в состоянии здоровья в поликлиниках, ДДУ, семье.
Страховая медицина и санитарно-эпидемиологической благополучие детей и подростков.
Современные проблемы психогигиены детей и подростков.
Работа центров психо-гигиенической службы среди детей и подростков.
Работа врача отдела гигиены детей и подростков по профессиональной ориентации молодежи:  врачебно-профессиональная консультация подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья;  профессиональный отбор и подбор профессии подросткам по психофизиологическим критериям.
Гигиена специализированных учреждений для больных детей и детей с дефектом развития.

14. Научно-практическая (дипломная) работа и ее подготовка к защите

Обоснование проблемы, формулирование цели и задач исследования.
Обоснование методов и объема исследований, составление календарного плана работ.
Проведение научно-практической работы с использованием общепринятых методов .
Математико-статистическая обработка материала и его гигиенический анализ.
Оформление научно-практической работы .
Подготовка к представлению результатов научно-практической работы непосредственному руководителю, органам, принимающим управленческие решения, общественности, средствам массовой информации.

Элективы - курсы по выбору.

Экзамен.