«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Тематика лекций, семинарских и практических занятий

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

 
1.Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки.
2.Физическое развитие - ведущий показатель здоровья детей и подростков. Гигиеническое значение основных закономерностей роста и развития.
3.Современные представления о здоровье индивидуума и коллектива. Факторы их определяющие. Особенности развития патологии у детей. Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения. Экологически обусловленная патология у детей.
4.Психическое здоровье детей и подростков. Теоретические и практические основы психогигиены.
5.Эпидемиология среды обитания. Концепция, терминология. Объективные предпосылки развития исследований по оценке влияния факторов среды обитания на состояние здоровья детей и подростков.
6.Организация работы педиатрической службы, содержание работы отделений организации помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация подростковой службы
7.Гигиена детей дошкольного возраста. Проблемы школьной зрелости.
8.Теоретические и практические основы питания детей и подростков.
9.Организационно-правовые основы деятельности  специалиста по гигиене детей и подростков. Концепция развития Госсанэпидслужбы Российской Федерации. 10.Законодательные основы обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия. Международные акты в области охраны здоровья детей и подростков.
11.Гигиенические принципы организации обучения детей в общеобразовательных учреждениях различного типа.
12.Основы мониторинга состояния здоровья детей в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности.
13.Социально-гигиенический мониторинг. Уровни, основная цель, задачи, показатели, процедура.
14.Информационные подсистемы социально-гигиенического мониторинга.
15.Новые подходы к изучению и прогнозированию здоровья населения. Понятие риска здоровью.
16.Международные подходы к оценке и управлению риском.
17.Гигиенические проблемы компьютеризации общеобразовательных учреждений.
18.Актуальные проблемы эпидемиологии
19.Актуальные проблемы медицины труда. Влияние факторов производственной среды на организм подростка. Адаптация подростков к профессионально-производственным факторам.
 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

 
1.Актуальные вопросы гигиены детей и подростков. Организационные вопросы. Цели и задачи послевузовской подготовки медицинских работников.
2.Цели и задачи динамического наблюдения за физическим развитием детей и подростков. Методики изучения физического развития
3.Динамика показателей физического развития детей и подростков - как критерий эколого-гигиенического благополучия территории
4.Сбор информации, характеризующий здоровье (медико-демографические данные, показатели физического развития, общая заболеваемость и инвалидность). Источники информации о состоянии здоровья детского и подросткового населения. Информативность относительных показателей заболеваемости.
5.Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья - как инструмент характеристики здоровья, сопоставления в разных территориях и во временной динамике
6.Современные методы оценки состояния здоровья детей и подростков. Основные методические принципы эпидемиологического исследования неинфекционной патологии.
7.Природнообусловленные дефициты нутриентов как экологическая проблема в России.
8.Состояние здоровья школьников в современных условиях. Основные тенденции, проблемы и пути решения.
9.Подходы к принятию управленческих решений по оздоровлению детского населения и среды их обитания. Принципы разработки и реализации Федеральных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков и оздоровление среды обитания и условий жизнедеятельности (доклады и обсуждение научно-практических курсовых работ).
10.Санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания детей и подростков в различных учреждениях.
11.Организация работы подразделений Роспотребнадзора по разделу ГДиП. Формы первичной медицинской и учётно-отчётной документации. Основные направления анализа деятельности структурных подразделений Роспотребнадзора по разделу ГДиП.
12.Теоретические и практические основы санитарно-эпидемиологического надзора по разделу ГдиП
13.Современные теоретические и практические основы физического воспитания. Анализ и разработка рекомендаций по улучшению постановки физического воспитания
14.Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни.
15.Основные этапы оценки риска при изучении воздействия факторов среды обитания. Современные зарубежные и отечественные компьютерные программы оценки риска.
16.Гигиенический контроль за условиями и организацией занятий с использованием новых информационных технологий
17.Анализ эпидемического процесса в детской популяции. Основы профилактики инфекционных заболеваний детей и подростков.
18.Основные профессиональные вредности на современном этапе. Тенденции развития профессиональных заболеваний. Гигиена трудового воспитания и обучения. Основы медицинской профессиональной ориентации школьников.
19.Представление информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии детского населения.
20.Гигиена детей и подростков в третьем тысячелетии. Современные технологии санитарно-эпидемиологической экспертизы и оценки, потенциально опасных для здоровья детей и подростков видов деятельности.
21.Проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия детского и подросткового населения в современных условиях.
 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

 
1.Обработка антропометрического материала. Стандарты физического развития, центильные шкалы, шкалы регрессии
2.Изучение физического развития детей и подростков.
Комплексная оценка физического развития. Определение групп риска развития заболеваний у детей по темпам и степени гармоничности роста и развития ребенка. Оценка физического развития в системе социально-гигиенического мониторинга
3.Изучение состояния здоровья детей и подростков.
4.Современные технологии оздоровления и коррекции здоровья в условиях ДДУ и образовательных учреждений различного типа.
5.Изучение факторов среды обитания детей с использованием лабораторных и инструментальных замеров. Основные методы инструментальных исследований. Определение репрезентативности данных. Обработка и анализ данных гигиенических исследований.
6.Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и учащихся на основе массовых скрининг тестов и методы оздоровления в условиях детского сада, школы
7.Основные этапы государственного санитарно- эпидемиологического надзора за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений. Гигиеническая экспертиза проектов ДДУ.
8.Гигиеническая экспертиза игрушки.
9.Гигиеническая экспертиза книг и учебников для детей и подростков.
10.Гигиеническая экспертиза детской одежды.
11.Анализ деятельности структур Роспотребнадзора по ГДиП по данным годовых отчетов.
12.Обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью детских и подростковых организованных коллективов, выполнением предложений и программ Роспотребнадзора.
13.Контроль за организацией и условиями проведения занятий в образовательных учреждениях различного типа. Гигиеническая оценка урока, исследование работоспособности и функционального состояния организма детей.
14.Анализ опыта организации социального-гигиенического мониторирования факторов риска развития заболеваний, образа жизни детей и подростков.
Примеры использования результатов расчета медико-экологического риска в практике оценки качества среды обитания
15.Гигиеническая экспертиза и оценка школьной мебели.
16.Современная вакцинопрофилактика.
17.Гигиеническая оценка, сертификация рабочих мест подростков и молодежи.
18.Деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы в современных условиях (защита курсовых научно-практических работ).
20.Обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью детских и подростковых организованных коллективов, выполнением предложений и программ Роспотребнадзора.

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТОВ», «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

  1. Законодательные и научные основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях.
  2. Современные представления о здоровье индивидуума и коллектива. Факторы их определяющие. Особенности развития патологии у детей. Возрастная структура заболеваемости детского населения. Группы здоровья.
  3. Актуальные вопросы оздоровления, профилактики заболеваний и укрепления здоровья дошкольников и школьников.
  4. Принципы и организация работы Центров здоровья. Взаимодействие отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях с Центрами здоровья детей.
  5. Современные подходы к наблюдению за здоровьем детей в образовательных учреждениях.
  6. Состояние нервно-психического здоровья дошкольников и школьников в современных условиях. Основные тенденции.
  7. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школь
  8. ников на основе массовых скрининг – тестов. Содержание базовой скрининг программы.
  9. Основные пограничные состояния в нервно-психическом здоровье у детей и подростков, посещающих ДОУ и школы. Особенности их адаптации и обучения. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей школьного возраста. Этиология, диагностика, пути профилактики и коррекции
  10. Современные технологии оздоровления в условиях образовательных учреждений.
  11. Современные гигиенические требования к устройству и содержанию учреждений для детей и подростков
  12. Организационно-методические основы мониторинга факторов риска неинфекционных и школьно - обусловленных заболеваний у детей и подростков в образовательном учреждении.
  13. Научно - методические основы управления здоровьем детей. Принципы организации и проведения лечебно - оздоровительных мероприятий в образовательных учреждения.
  14. Формирование среды для обеспечения гармоничного развития учащихся в процессе образовательной деятельности.
  15. Организация питания в образовательных учреждениях для профилактики нарушений обмена веществ.
  16. Оздоровительно-профилактические программы и технологии, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития обучающегося;  личностно-ориентированный подход.
  17. Проблемы подросткового возраста: курение, наркомания, токсикомания. Проблемы полового воспитания детей и подростков.

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ», «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

 Принципы организации медицинской помощи обучающимся воспитанникам в образовательных учреждениях.

  1. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья дошкольников и школьников. «Школьные» болезни сегодня.
  2. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)».
  3. Порядок и стандарт оказания медицинского помощи детям в образовательных учреждениях
  4. Организация профилактических медицинских осмотров детей в образовательных учреждениях. Донозологическая диагностика состояния здоровья детей..
  5. Международные программа «Здоровые города», «CINDI», «Европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья» о  путях формирования здорового образа жизни детей и подростков.
  6. Школьный травматизм. Учёт, принципы профилактики.
  7. Комплексная схема оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков.
  8. Современные подходы к использованию ВДТ в организации обучения и воспитания детей и подростков
  9. Оптимизация двигательной активности детей и подростков. Новые направления физкультурно - оздоровительной работы с учетом особенностей развития и состояния здоровья детей и подростков.
  10. Закаливание, его основные принципы, учет состояния здоровья ребенка при проведении закаливающих процедур, оценка эффективности закаливания.
  11. Индивидуальная оценка физической подготовленности детей и подростков. Компьютерные программы «Детсад», «Малыш» и д.р.
  12. Методы совершенствования адаптационных возможностей учащихся и их использование в обучении и воспитании детей и подростков.
  13. Медико - профилактические основы использования современных информационных технологий в обучении детей.
  14. Современные модели психолого - педагогического обеспечения в школах. Психологическое консультирование учащихся и его роль в укреплении здоровья школьников. Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья.
  15. Медико - профилактические основы использования в процессе воспитания и обучения товаров для детей
  16. Принципы формирования культуры здорового образа жизни. Информирование учащихся о факторах риска формирования отклонений в состоянии здоровья. Формирование у учащихся установок на здоровый образ жизни.
  17. Современные подходы к оценке состояния опорно–двигательного аппарата детей и подростков. Компьютерная оптическая топография в системе мониторинга осанки дошкольников и школьников.

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ», «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

  1. Организация профилактических медицинских осмотров детей в образовательных учреждениях.
  2. Факторы риска, влияющие на здоровье и нервно-психическое здоровье детей связанные с условиями воспитания, обучения и образа жизни. Программный комплекс «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей».
  3. Основные методики диагностики нервно-психического здоровья дошкольников и школьников (детский личностный опросник Кеттела, тест Люшера, «ТSS», «Sapfir», методика корректурной пробы). Компьютерные программы диагностики нервно-психического здоровья.
  4. Методы изучения факторов риска, оценки и прогнозирования риска развития отклонений в здоровье и нервно-психическом здоровье дошкольников и школьников (опросник «СИНДИ» для детей).
  5. Содержание медицинской, психологической и медико-педагогической части расширенной скрининг - программы.
  6. Оценка социальной адаптированности и вегетативной устойчивости детей и подростков.
  7. Организация первой помощи, взаимодействие медико - педагогического коллектива при часто встречающихся (угрожающих) состояниях у детей в образовательых учреждениях на догоспитальном этапе.
  8. Школы, содействующие укреплению здоровья. Принципы организации, критерии, оценка эффективности их работы.
  9. Критерии и оценка эффективности оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях.
  10. Оценка информированности учащихся в отношении факторов риска формирования отклонений в состоянии здоровья и сформированности установок на здоровый образ жизни.
  11. Основы антропометрии детей и подростков.
  12. Обработка антропометрического материала. Стандарты физического развития детей и подростков.
  13. Организация и проведение санитарно-гигиенических, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий в учреждениях для детей и подростков.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ»

 Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки.

  1. Методы обработки и анализа данных физического развития детей и подростков.
  2. Основные пограничные состояния в нервно-психическом здоровье у детей и подростков, посещающих ДОУ и школы. Особенности их адаптации и обучения.
  3. Комплексная оценка физического развития. Определение групп риска развития заболеваний у детей, имеющих разные темпы биологического созревания и степень гармоничности развития.
  4. Современные представления о здоровье индивидуума и коллектива. Факторы их определяющие. Особенности развития патологии у детей. Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения. Экопатология у детей.
  5. Организация и проведение санэпиднадзора в области гигиены труда.
  6. Организация санитарного надзора за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений. Основные нормативные документы по государственному  санитарно-эпидемиологическому надзору.
  7. Гигиенические основы организации обучения детей в общеобразовательных учреждениях различного типа
  8. Современные теоретические и практические основы физического воспитания. Анализ и разработка рекомендаций по улучшению постановки физического воспитания.
  9. Гигиенические основы рационального питания детей и подростков. Значение пищевых веществ в жизнедеятельности детского организма.
  10. Гигиеническая экспертиза игрушки.
  11. Гигиенические требования к технологии приготовления пищи, хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов
  12. Законодательные основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Международные акты в области охраны здоровья детей и подростков
  13. Актуальные проблемы эпидемиологии
  14. Новые подходы к изучению и прогнозированию здоровья населения. Понятие риска здоровью. Международные подходы к оценке управления риском.

16.  Заявки принимаются по телефонам и адресу кафедры. 

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ»

  1. Актуальные вопросы гигиены детей и подростков. Организационные вопросы. Цели и задачи последипломной подготовки медицинских работников.
  2. Физическое развитие - ведущий показатель здоровья детей и подростков. Гигиеническое значение основных закономерностей роста и развития.
  3. Методики изучения физического развития детей и подростков.
  4. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях
  5. Профилактика инфекционных заболеваний в детских учреждениях. 
  6. Изучение факторов среды обитания с использованием лабораторных исследований и инструментальных замеров. Основные методы исследования. Обработка и анализ данных гигиенических исследований.
  7. Основные профессиональные вредности  на современном этапе. Тенденции развития профессиональных заболеваний.
  8. Основные этапы государственного  санэпиднадзора за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений.
  9. Состояние здоровья школьников. Особенности развития патологии у детей в условиях современных образовательных учреждений.
  10. Факторы риска, влияющие на здоровье детей и подростков и связанные с условиями воспитания, обучения и образа жизни детей и подростков.
  11. Гигиенические проблемы компьютеризации общеобразовательных учреждений
  12. Скрининг-контроль за организацией и условиями проведения всех форм физического воспитания
  13. Заболевания, ассоциированные с йодным дефицитом, и их вклад в ухудшение общественного здоровья.
  14. Теоретические и практические основы гигиенической сертификации товаров и предметов детского ассортимента, материалов для их изготовления. Надзор за технологией изготовления товаров для детей и подростков.
  15. Подготовка к собеседованию и тестовому контролю. Обсуждение реферативных работ слушателей.
  16. Гигиеническая экспертиза книг и учебников для детей и подростков
  17. Зачетное занятие. Подведение итогов цикла.
  18. Тестовый контроль знаний. Собеседование по основным теоретическим вопросам гигиены детей и подростков

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ»

  1. Динамика показателей физического развития детей и подростков - как критерий эколого-гигиенического благополучия территории
  2. Обработка антропометрического материала. Стандарты физического развития, центильные шкалы, шкалы регрессии.
  3. Паразитарные заболевания у детей и подростков и их профилактика
  4. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья – как инструмент оценки состояния здоровья детей  в коллективе, на территории, изменения во времени, оценка эффективности лечебно-профилактической работы
  5. Основы профилактики профессиональных болезней.
  6. Новые строительные и отделочные материалы, их санитарно-гигиеническая  оценка
  7. Методы изучения факторов риска, оценки и прогнозирования риска развития заболеваний (анкета изучения медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей, вопросник “СИНДИ” для детей).
  8. Гигиеническая экспертиза и оценка школьной мебели. Оценка расстановки мебели и технических средств обучения в образовательных  учреждениях.
  9. Теоретические и практические основы закаливания детей и подростков. Скрининг-контроль за организацией и условиями проведения закаливания
  10. Организация и проведение санэпиднадзора  в области гигиены питания детей и подростков.
  11. Содержание медицинского контроля за питанием учащихся. Организация производственного контроля
  12. Гигиеническая экспертиза детской одежды.
  13. Примеры использования результатов расчета медико-экологического риска в практике оценки качества окружающей среды

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

1.         Законодательные и правовые основы, нормативно – методическая база деятельности отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

2.         Вопросы этики и деонтологии в работе медицинского персонала отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

3.         Физическое развитие – ведущий показатель здоровья детей и подростков. Значение основных закономерностей роста и развития. Цели и задачи динамического наблюдения за физическим развитием дошкольников и школьников.

4.         Комплексная методика оценки физического развития детей и подростков, как инструмент выявления детей «групп риска»

5.         Современные представления о состоянии здоровья ребенка и организованного детского коллектива в целом. Особенности развития патологии у детей и подростков, возрастная структура заболеваемости. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья детей и подростков. «Школьные болезни» в третьем тысячелетии. Группы здоровья.

6.         Состояние здоровья современных подростков. Особенности развития патологии в подростковом возрасте. Организация медицинской помощи подросткам.

7.         Современные представления о нервно – психическом здоровье детей и подростков. Критические периоды в нервно – психическом развитии ребенка. Группы нервно – психического здоровья. Состояние нервно – психического здоровья дошкольников и школьников в современных условиях: тенденции, проблемы, пути решения.

8.         Основные пограничные состояния в нервно – психическом здоровье дошкольников и школьников. Особенности адаптации и обучения. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этиология, диагностика, пути профилактики и коррекция.

9.         Особенности состояния здоровья детей и подростков, проживающих в условиях промышленного загрязнения окружающей среды и медицинское обеспечение.

10.       Современная школьная реформа. Влияние модернизации обучения и воспитания на состояние здоровья дошкольников и школьников. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика.   

11.       Профилактика инфекционных болезней в детских учреждениях.

12.       Гигиенические основы рационального питания. Роль и место питания в профилактике, оздоровлении и укреплении здоровья детей и подростков. Современные подходы к организации питания дошкольников и школьников.

 13.      Содержание базовой скрининг – программы доврачебного медицинского обследования.   14.        Современные подходы к оценке состояния опорно – двигательного аппарата дошкольников и школьников. Компьютерная оптическая топография в системе мониторинга осанки дошкольников и школьников.

15.       Современные аппаратные методы диагностики и коррекции отклонений и заболеваний органа зрения у дошкольников и школьников.

 16.      Современных технологии оздоровления детей и подростков в условиях образовательных учреждений.

17.       Современные подходы к организации и проведению оздоровления часто и длительно болеющих детей, детей с заболеваниями ЛОР органов, нарушениями в нервно – психическом здоровье и СДВГ, детей и подростков с пердмиопией и миопией, нарушениями и заболеваниями ОДА, избыточной массой тела, отклонениями и заболеваниями органов пищеварения.

 18.      Физическое воспитание дошкольников и школьников – важный компонент профилактики, оздоровления и укрепления здоровья дошкольников и школьников.   

19.       Традиционные и нетрадиционные методы закаливания в системе оздоровления детей.   

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»  

1.         Функциональные обязанности, права и ответственность среднего медицинского персонала, ведение медицинской документации, охрана труда и техника безопасности в учреждениях детей и подростков.

2.         Международные проекты «Европейская сеть школ укрепления здоровья», «Здоровые города», «СИНДИ» и д.р. и их роль в формировании здоровья детей и подростков.

3.         Анализ заболеваемости детей и подростков в условиях образовательных учреждений.

4.         Факторы риска, влияющие на состояние здоровья и нервно – психическое здоровье детей и подростков, связанные с условиями обучения, воспитания, образом жизни. Методы их изучения и оценки, прогнозирования риска развития заболеваний у детей. Программные комплексы «Изучение медико – социальных причин формирования отклонений и заболеваний у детей», «СИНДИ».

5.         Актуальные вопросы охраны здоровья и нервно – психического здоровья дошкольников и школьников.

6.         Организация и проведение санитарно – просветительной работы среди детей, подростков их родителей и педагогов. Современные вопросы здорового образа жизни детей и подростков.

7.         Современные гигиенические требования к товарам детского ассортимента (книги, учебники, мебель, одежда, игрушки, ТСО, ВДТ, электронные учебники и т.д.). 

8.         Просмотр и обсуждение учебного фильма «Организация медицинского скрининг - контроля за здоровьем дошкольников». Фильм подготовлен кафедрой гигиены детей и подростков МПФ ППО ММА имени И.М. Сеченова.

9.         Медицинская часть расширенной скрининг – программы (оценка уровня биологической зрелости, оценка репродуктивного здоровья).

10.       Психологическая часть расширенной скрининг – программы (детский личностный опросник Кеттела, подростковый личностный опросник Кеттела, тест Люшера).

11.       Медико – педагогическая часть расширенной скрининг – программы (тесты для определения функциональной готовности к обучению в школе, оценка уровня физической подготовленности).

12.       Современные аппаратные методы диагностики и коррекции отклонений и заболеваний органа зрения у дошкольников и школьников.

13.       Современные подходы к организации и проведению оздоровления часто и длительно болеющих детей, детей с заболеваниями ЛОР органов, нарушениями в нервно – психическом здоровье и СДВГ, детей и подростков с пердмиопией и миопией, нарушениями и заболеваниями ОДА, избыточной массой тела, отклонениями и заболеваниями органов пищеварения.

14.       Образ жизни дошкольников и школьников, как фактор риска или же фактор укрепления здоровья. Современные проблемы подросткового возраста: вредные привычки, наркомания, токсикомания, инфекции передающиеся половым путем. Проблемы полового и гигиенического воспитания детей и подростков. Подходы к проведению гигиенического обучения руководителей, специалистов и работников, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков, а так же родителей.

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ  «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» 

 1.        Основы использования ПЭВМ в работе среднего медицинского персонала.

2.        Современные подходы к организации и проведению диспансеризации здоровых детей и детей, перенесших различные заболевания.

3.        Неотложные состояния в педиатрии.

4.        Методика проведения антропометрического исследования детей и подростков. Обработка антропометрического материала. Программный комплекс «Стандарты физического развития».

5.        Комплексная методика оценки физического развития и состояния здоровья дошкольников и школьников.

6.        Организация и проведение санитарно – гигиенических, дезинфекционных, дезисекционных мероприятий в учреждениях для детей и подростков.

7.        Отработка тестов базовой скрининг – программы доврачебного медицинского обследования (анкетный тест, оценка физического развития, измерение АД, комбинированный визуально – инструментальный тест для выявления нарушений ОДА,  исследование остроты зрения, тест Малиновского для выявления предмиопии, тест для выявления нарушений бинокулярного зрения, исследование слуха шепотной речью).

8.        Подготовка, организация и проведение скрининг – контроля на базе ДОУ и образовательного учреждения.

9.        Современные подходы к оценке состояния опорно – двигательного аппарата дошкольников и школьников. Компьютерная оптическая топография в системе мониторинга осанки дошкольников и школьников.

10.      Современные аппаратные методы диагностики и коррекции отклонений и заболеваний органа зрения у дошкольников и школьников.  

11.      Компьютерные программы диагностики нервно – психического здоровья (Кеттел, Люшер, TSS и д.р.).

12.      Использование компьютерных программ «Валеология школьника», «Детсад», «Малыш» и д.р. для оценки физической подготовленности дошкольников и школьников.

13.      Календарь прививок.

Зачисление на сертификационный цикл  для специалистов с высшим образованием проводится при наличии научно-практической работы, а для среднего медицинского персонала курсовой работы.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

1.Сравнительный анализ состояния здоровья, заболеваемости детей современных дошкольных и средних образовательных учреждений; ПТУ; района, города.

2.Динамика показателей физического развития детей и подростков, медико-демографических показателей в оценке эколого-гигиенического благополучия территории.

3.Гигиеническая оценка факторов среды обитания, условий воспитания (обучения, отдыха) детских и подростковых коллективов.

4.Гигиеническая оценка режима воспитания (обучения, отдыха) детских и подростковых коллективов.

5.Гигиеническая оценка технологий обучения детей и подростков в образовательных учреждениях различного типа.

6.Гигиеническая оценка использования видеодисплейных терминалов в воспитании и обучении детей и подростков.

7.Характеристика условий труда и заболеваемости подростков.

8.Сравнительный анализ содержания и условий проведения  физического воспитания и закаливания детей и подростков.

9.Санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания детских и подростковых организованных коллективов.

10.Сравнительный анализ организации и эффективности летней оздоровительной кампании.

11.Основные причинно-следственные связи между состоянием здоровья детских коллективов и факторами внешней и окружающей среды, условиями воспитания, обучения и проведения досуга.

12.Подходы к социально-гигиеническому мониторингу детей и подростков.

13.Обоснование, разработка и внедрение оздоровительных мероприятий, местных и региональных программ охраны здоровья, профилактики заболеваний детского населения, оздоровления среды обитания и условий жизнедеятельности.

14.Организация и эффективность контроля за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений в современных условиях.

15.Сравнительный анализ гигиенической оценки (сертификации) товаров и предметов детского ассортимента, материалов для их изготовления.

16.Анализ работы отделения по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью детских и подростковых организованных коллективов, выполнение предложений и программ ТУ и ТО Роспотребнадзора.

17.Новые формы работы в деятельности отделения гигиены детей и подростков ЦГСЭН и анализ их эффективности в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения.

18.Анализ взаимодействия специалистов санитарно-эпидемиологической, педиатрической (подростковой) службы в охране здоровья и профилактике заболеваемости детей и подростков.

19.Анализ практики планирования, контроля и оценки эффективности  работы санитарного врача по гигиене детей и подростков.

20.Организационно-методическое обеспечение гигиенического воспитания и обучения детей (обучения и аттестации работников, связанных с воспитанием и обучением детей и подростков).

21.Опыт информационного взаимодействия с общественными организациями и средствами массовой информации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков.

22.Опыт работы по реализации международных программ в условиях города (района).

23.Опыт организации оздоровления детей в условиях образовательных учреждений.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ», «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

1.Дезадаптационные состояния у детей и подростков и их связь с обучением
2.Физическая активность учащихся и профилактика гиподинамии
3. Проблемы питания школьников в образовательных учреждениях
4.Влияние процесса обучения и его интенсивности на здоровье учащихся
5.Современные основы вакцинопрофилактики.
6. Организация медицинского скрининг - контроля за здоровьем детей и подростков.
7. Современные подходы к оздоровлению детей и подростков в условиях образовательных учреждений.
8. Современные подходы к оценке физического развития детей и подростков.
9. Современные представления о состоянии здоровья индивидуума, коллектива и комплексной оценке состояния здоровья.
10. Морфофункциональные особенности подросткового возраста.
11. Факторы риска, определяющие состояние здоровья детей и подростков в современных условиях.
12. Пограничные состояния в нервно-психическом здоровье детей и подростков (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Основные санитарно - гигиенические требования к учреждениям для детей и подростков.
13. Физиолого - гигиенические основы режима дня детей и подростков.
14. Гигиенические основы организации обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного типа.
15. Медико - педагогические аспекты подготовки ребенка к школе.
16. Физиологическая сущность, принципы, методы и факторы закаливания детей.
17. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков.
18. Здоровый образ жизни и пути его формирования у детей и подростков.
19. Современные подходы к организации питания в детских коллективах.
20. Гигиенические требования к организации обучения в использованием ВДТ.
21. Гигиенические требования к предметам детского обихода.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ «ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ»
  1. Гигиеническая оценка среды обитания учащихся в школах округа, города
  2. Анализ состояния здоровья и заболеваемости у детей дошкольных учреждений округа,   города.
  3. Анализ заболеваемости детей в образовательных  учреждениях округа, города.
  4. Оценка состояния здоровья и физического развития учащихся в образовательных учреждениях округа, города.
  5. Санитарно-гигигиеническая  характеристика воспитательно-образовательных учреждений    округа, города.       
  6. Санитарно-гигигиеническая  характеристика организации питания в образовательных учреждениях округа, города.
  7. Комплексная оценка состояния здоровья и организации питания детей округа, города.
  8. Санитарно-гигигиеническая  характеристика организации физвоспитания в образовательных учреждениях округа, города.
  9. Влияние факторов  внешней среды на здоровье детей округа, города.
  10. Анализ состояния здоровья в детских коллективах округа, города.
  11. Гигиеническая оценка технологий обучения детей и подростков в образовательных учреждениях различного типа.
  12. Гигиеническая оценка использования видеодисплейных терминалов в воспитании и обучении детей и подростков.
  13. Гигиенические требования к предметам детского обихода.
  14. Анализ организации и эффективности летней оздоровительной кампании.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

 
1. Медицинская этика и деонтология в сестринском деле.
2. Неотложные состояния в педиатрии.
3. Современные основы вакцинопрофилактики.
4. Организация медицинского скрининг - контроля за здоровьем детей и подростков.
5. Современные подходы к оздоровлению детей и подростков в условиях образовательных учреждений.
6. Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
7. Современные подходы к оценке физического развития детей и подростков.
8. Современные представления о состоянии здоровья индивидуума, коллектива и комплексной оценке состояния здоровья.
9. Морфофункциональные особенности подросткового возраста.
10. Факторы риска, определяющие состояние здоровья детей и подростков в современных условиях.
11. Пограничные состояния в нервно-психическом здоровье детей и подростков (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
12. Основные санитарно - гигиенические требования к учреждениям для детей и подростков.
13. Физиолого - гигиенические основы режима дня детей и подростков.
14. Гигиенические основы организации обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного типа.
15. Медико - педагогические аспекты подготовки ребенка к школе.
16. Физиологическая сущность, принципы, методы и факторы закаливания детей.
17. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков.
18. Здоровый образ жизни и пути его формирования у детей и подростков.
19. Современные подходы к организации питания в детских коллективах.
20. Гигиенические требования к организации обучения в использованием ВДТ.
21. Гигиенические требования к предметам детского обихода.