«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Цикл общего усовершенствования "Вопросы охраны здоровья детей и подростков"

Программа цикла общего усовершенствования "Вопросы охраны здоровья детей и подростков"

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ


1. Законодательные и правовые основы, нормативно – методическая база деятельности отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (2 часа). Лекция посвящена изложению основных положений новых нормативно – методических документов МЗ РФ.

2. Вопросы этики и деонтологии в работе медицинского персонала отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (2 часа).

3. Физическое развитие – ведущий показатель здоровья детей и подростков. Значение основных закономерностей роста и развития. Цели и задачи динамического наблюдения за физическим развитием дошкольников и школьников (2 часа). Материалы лекции основаны на многолетних исследованиях физического развития детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков ММА имени И.М. Сеченова и лонгитудинальных наблюдениях за физическим развитием московских школьников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.

4. Комплексная методика оценки физического развития детей и подростков, как инструмент выявления детей «групп риска» (2 часа). В материалах лекции представлена комплексная методика оценки физического развития детей и подростков, предложенная кафедрой гигиены детей и подростков, цели и задачи ее применения для оценки физического развития ребенка и детского коллектива в целом.

5. Современные представления о состоянии здоровья ребенка и организованного детского коллектива в целом. Особенности развития патологии у детей и подростков, возрастная структура заболеваемости. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья детей и подростков. «Школьные болезни» в третьем тысячелетии. Группы здоровья (2 часа). В лекции представлены взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему формирования здоровья детского населения и излагаются современные критерии определения групп здоровья.

6. Состояние здоровья современных подростков. Особенности развития патологии в подростковом возрасте. Организация медицинской помощи подросткам (2 часа). Лекция отражает медико – социальные проблемы детей подросткового возраста и подходы к реформированию медицинского обеспечения детского населения.

7. Современные представления о нервно – психическом здоровье детей и подростков. Критические периоды в нервно – психическом развитии ребенка. Группы нервно – психического здоровья. Состояние нервно – психического здоровья дошкольников и школьников в современных условиях: тенденции, проблемы, пути решения (2 часа). В лекции представлены взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему формирования нервно – психического здоровья детского населения и излагаются тенденции имеющие место в настоящее время.

8. Основные пограничные состояния в нервно – психическом здоровье дошкольников и школьников. Особенности адаптации и обучения. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этиология, диагностика, пути профилактики и коррекция (2 часа). Лекция основана на материалах научных исследований кафедры гигиены детей и подростков, посвященных девиантным формам поведения у детей и подростков.

9. Особенности состояния здоровья детей и подростков, проживающих в условиях промышленного загрязнения окружающей среды и медицинское обеспечение (2 часа). В лекции отражены современные представления о экопатологии и медицинском обеспечении детей и подростков в таких регионах.

10. Современная школьная реформа. Влияние модернизации обучения и воспитания на состояние здоровья дошкольников и школьников. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика (2 часа). Лекция основана на материалах научных исследований лаборатории обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.

11. Профилактика инфекционных болезней в детских учреждениях (4 часа). Лекция посвящена основным принципам и подходам к профилактики различных инфекционных заболеваний в организованных детских коллективах и современных средствам.

12. Гигиенические основы рационального питания. Роль и место питания в профилактике, оздоровлении и укреплении здоровья детей и подростков. Современные подходы к организации питания дошкольников и школьников (2 часа). Лекция основана на материалах научных исследований лаборатории эпидемиологии питания ГУ НЦЗД РАМН и материалах ЦГСЭН в г. Москве.

13. Содержание базовой скрининг – программы доврачебного медицинского обследования (2 часа). Структура лекции основана на материалах методического пособия «Организация медицинского контроля за здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг – тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы», разработанного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РМН и утвержденного МЗ.

14. Современные подходы к оценке состояния опорно – двигательного аппарата дошкольников и школьников. Компьютерная оптическая топография в системе мониторинга осанки дошкольников и школьников (4 часа). Структура лекции разработана совместно с Новосибирским НИИ травматологии и ортопедии МЗ РФ – разработчиком отечественного компьютерного оптического топографа (КОМОТ). Лекция читается на выездном занятии в базовое учреждение.

15. Современные аппаратные методы диагностики и коррекции отклонений и заболеваний органа зрения у дошкольников и школьников (2 часа). Лекция рассказывает о современных теориях возникновения рефракционных заболеваний у детей и подростков и факторах влияющих на развитие данной патологии.

16. Современных технологии оздоровления детей и подростков в условиях образовательных учреждений (2 часа). Структура лекции основана на материалах пособия для врачей «Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях», разработанного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РМН и утвержденного МЗ РФ.

17. Современные подходы к организации и проведению оздоровления часто и длительно болеющих детей, детей с заболеваниями ЛОР органов, нарушениями в нервно – психическом здоровье и СДВГ, детей и подростков с пердмиопией и миопией, нарушениями и заболеваниями ОДА, избыточной массой тела, отклонениями и заболеваниями органов пищеварения (2 часа). Лекция читается на базе Центра образования «Лукоморье» ЮОУО г. Москвы.

18. Физическое воспитание дошкольников и школьников – важный компонент профилактики, оздоровления и укрепления здоровья дошкольников и школьников (2 часа). Лекция основана на материалах научных исследований кафедры гигиены детей и подростков.

19. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания в системе оздоровления детей (2 часа). Лекция основана на материалах научных исследований кафедры гигиены детей и подростков, а так же анализе литературных данных.


 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


1. Функциональные обязанности, права и ответственность среднего медицинского персонала, ведение медицинской документации, охрана труда и техника безопасности в учреждениях детей и подростков (3 часа).

2. Международные проекты «Европейская сеть школ укрепления здоровья», «Здоровые города», «СИНДИ» и д.р. и их роль в формировании здоровья детей и подростков (3 часа). Семинар проводится с использованием материалов Национального центра поддержки развития «Европейской сети школ укрепления здоровья» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.

3. Анализ заболеваемости детей и подростков в условиях образовательных учреждений (3 часа). В основе семинара проведение деловой игры.

4. Факторы риска, влияющие на состояние здоровья и нервно – психическое здоровье детей и подростков, связанные с условиями обучения, воспитания, образом жизни. Методы их изучения и оценки, прогнозирования риска развития заболеваний у детей. Программные комплексы «Изучение медико – социальных причин формирования отклонений и заболеваний у детей», «СИНДИ» (3 часа). На семинаре слушатели знакомятся с разработанными кафедрой гигиены детей и подростков программными комплексами.

5. Актуальные вопросы охраны здоровья и нервно – психического здоровья дошкольников и школьников (3 часа).

6. Организация и проведение санитарно – просветительной работы среди детей, подростков их родителей и педагогов. Современные вопросы здорового образа жизни детей и подростков (6 часов).

7. Современные гигиенические требования к товарам детского ассортимента (книги, учебники, мебель, одежда, игрушки, ТСО, ВДТ, электронные учебники и т.д.) (6 часов). Занятие проводится на базе Головного Испытательного Центра.

8. Просмотр и обсуждение учебного фильма «Организация медицинского скрининг - контроля за здоровьем дошкольников» (2 часа). Фильм подготовлен кафедрой гигиены детей и подростков МПФ ППО ММА имени И.М. Сеченова.

9. Медицинская часть расширенной скрининг – программы (оценка уровня биологической зрелости, оценка репродуктивного здоровья) (2 часа).

10. Психологическая часть расширенной скрининг – программы (детский личностный опросник Кеттела, подростковый личностный опросник Кеттела, тест Люшера) (2 часа).

11. Медико – педагогическая часть расширенной скрининг – программы (тесты для определения функциональной готовности к обучению в школе, оценка уровня физической подготовленности) (2 часа). На семинаре обсуждается проблема «школьной зрелости» и медико – педагогическая коррекция детей с недоразвитием школьно – необходимых функций.

12. Современные аппаратные методы диагностики и коррекции отклонений и заболеваний органа зрения у дошкольников и школьников (2 часа). Занятие проводится на базе поликлинического отделения оптико – физиологических методов коррекции и восстановления зрения «Зоркость» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.

13. Современные подходы к организации и проведению оздоровления часто и длительно болеющих детей, детей с заболеваниями ЛОР органов, нарушениями в нервно – психическом здоровье и СДВГ, детей и подростков с пердмиопией и миопией, нарушениями и заболеваниями ОДА, избыточной массой тела, отклонениями и заболеваниями органов пищеварения (6 часов). Семинар проводится на базе Центра образования «Лукоморье» ЮОУО г. Москвы.

14. Образ жизни дошкольников и школьников, как фактор риска или же фактор укрепления здоровья. Современные проблемы подросткового возраста: вредные привычки, наркомания, токсикомания, инфекции передающиеся половым путем. Проблемы полового и гигиенического воспитания детей и подростков. Подходы к проведению гигиенического обучения руководителей, специалистов и работников, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков, а так же родителей (2 часа). Семинар проводится с использованием материалов Центра образовательных программ и информации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Основы использования ПЭВМ в работе среднего медицинского персонала (6 часов).

2. Современные подходы к организации и проведению диспансеризации здоровых детей и детей, перенесших различные заболевания (4 часа).

3. Неотложные состояния в педиатрии (6 часов).

4. Методика проведения антропометрического исследования детей и подростков. Обработка антропометрического материала. Программный комплекс «Стандарты физического развития» (3 часа).

5. Комплексная методика оценки физического развития и состояния здоровья дошкольников и школьников (3 часа). Решение ситуационных задач.

6. Организация и проведение санитарно – гигиенических, дезинфекционных, дезисекционных мероприятий в учреждениях для детей и подростков (2 часа). Практическое занятие подготовлено с использованием материалов научных исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков и НИИ дезинфектологии МЗ РФ.

7. Отработка тестов базовой скрининг – программы доврачебного медицинского обследования (анкетный тест, оценка физического развития, измерение АД, комбинированный визуально – инструментальный тест для выявления нарушений ОДА, исследование остроты зрения, тест Малиновского для выявления предмиопии, тест для выявления нарушений бинокулярного зрения, исследование слуха шепотной речью) (3 часа).

8. Подготовка, организация и проведение скрининг – контроля на базе ДОУ и образовательного учреждения (8 часов). Практическое занятие проходит в базовых учреждениях.

9. Современные подходы к оценке состояния опорно – двигательного аппарата дошкольников и школьников. Компьютерная оптическая топография в системе мониторинга осанки дошкольников и школьников (2 часа). Практическое занятие проходит в базовом учреждении.

10. Современные аппаратные методы диагностики и коррекции отклонений и заболеваний органа зрения у дошкольников и школьников (2 часа). Практическое занятие проходит на базе поликлинического отделения оптико – физиологических методов коррекции и восстановления зрения «Зоркость» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.

11. Компьютерные программы диагностики нервно – психического здоровья (Кеттел, Люшер, TSS и д.р.) (3 часа).

12. Использование компьютерных программ «Валеология школьника», «Детсад», «Малыш» и д.р. для оценки физической подготовленности дошкольников и школьников (3 часа).

13. Календарь прививок (6 часов). Занятие проводится с участием преподавателей кафедры эпидемиологии.