«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Научная работа

Основная научная проблема, над которой кафедра работает с момента основания и продолжает ее разработку в настоящее время - "Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков".

Исследования по данной проблеме были начаты еще в 1929 году под руководством А.В.Молькова: изучалось физическое развитие детей Москвы и Тулы, поселка Глухово, детского населения Дагестана и Марийской АССР (Д.А.Арон, М.Д.Большакова, Г.П.Сальникова, Л.А.Сыркин и др.). Исследования проведены в этих районах страны в 1935-1936 гг. и 1938-1939 гг. Было показано, что улучшение условий воспитания и быта положительно сказались на уровне физического развития детей.

В послевоенные годы при изучении физического развития дошкольников была выявлена зависимость развития речи от уровня физического развития ребенка (Теленчи В.И.). Дальнейшие динамические исследования физического развития и состояния здоровья детей и подростков г.Тулы (1957, 1963, 1973,) и г. Орла (1953, 1965, 1975) позволили доказать наличие акселерации роста и развития, установить новый уровень окостенения скелета кисти у детей 8-17 лет в сравнении с 1936 и 1947гг. (А.З.Белоусов, В.Н.Кардашенко, Е.П.Стромская, Л.П. Кондакова-Варламова, М.В.Прохорова, Н.Г.Дьячкова, и др.).

В последующем была научно обоснована и разработана комплексная методика оценки физического развития индивидуума (В.Н.Кардашенко и Е.П.Стромская). В дальнейшем с 1976 года исследования физического развития и состояния здоровья детей и подростков, проводимые под руководством профессора В.Н.Кардашенко, позволили выявить степень значимости и информативности морфофункциональных показателей в определении биологической зрелости организма, показать взаимосвязь уровня физического развития с состоянием здоровья растущего организма, установить замедление в процессах акселерации детей (Н.Г.Дьячкова, С.Г.Дронова, Т.Ю.Вишневецкая, Л.В.Баль, А.И.Кузнецова). В последующем в современных социально-экономических условиях в городах Москва, Шатура, Тарку-Сале, Московской области под руководством профессора В.Р.Кучмы продолжается изучение физического развития и состояния здоровья детского населения (В.Р.Кучма, Н.Н.Суханова, Т.Ю.Вишневецкая, Н.А.Скоблина, П.Б.Ананьев, О.Ю.Милушкина).

Вторая проблема, успешно разрабатываемая кафедрой, - проблема гигиены обучения и воспитания. П.М.Ивановский обосновал и впервые применил в научных исследованиях метод естественного гигиенического эксперимента. Под его руководством были начаты исследования по гигиеническому обоснованию физического воспитания в школе, организации закаливания в детском саду, применению ультрафиолетового облучения (П.М.Ивановский, М.В.Антропова, Л.П.Варламова), обоснованию режима дня в лесных школах для детей с туберкулезной интоксикацией, невротическими расстройствами, больных ревматизмом (Е.Н.Очкина, Н.Г. Дьячкова, М.В.Прохорова, Н.А.Матвеева, А.Р.Разиков, Л.В.Ерикова). Эти исследования на кафедре также успешно продолжаются применительно к детям с девиантными формами поведения.

Сотрудниками кафедрами впервые в стране получены объективные и достоверные данные о распространенности среди детей 6-7 лет одной из самых распространенных в мире девиантных форм поведения - синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Обоснованы гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей с синдромом, как в условиях обычных школ, так и коррекционных учебных и учебно-лечебных детских учреждениях (В.Р.Кучма, А.Г.Платонова, Л.В.Баль). Проводятся исследования по физиолого-гигиенической характеристике влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся различных учебных заведений (колы, гимназии)(А.Ю.Макарова, Н.Л.Ямщикова). Значительное место занимают исследования по гигиене обучения учащихся профессионально-технических училищ и техникумов.

С широким привлечением клиницистов и физиологов были проведены исследования, позволившие показать влияние обучения и режима работы в условиях химического, печатного производства на состояние здоровья подростков и молодых рабочих, составить гигиенические рекомендации к режиму и условиям обучения, разработать вопросы профессиональной пригодности (А.З.Белоусов, Э.Э.Саркисянц, Н.С.Подгорнова, Т.Ш.Миннибаев, В.А.Доскин, Е.Н.Ковальчук, Ю.Д.Калашников, А.И.Кузнецова, Г.В.Алимов, Н.Д.Бобрищева-Пушкина, Н.Л.Ямщикова.)
Впервые в нашей стране на кафедре была начата разработка проблемы "Университетской гигиены". Под руководством А.З.Белоусова были развернуты, а затем продолжены под руководством профессора Э.Э.Саркисянц исследования состояния здоровья, заболеваемости и работоспособности студентов в ВУЗах различного профиля. Изучено влияние различных режимов и характера обучения на функциональное состояние и работоспособность студентов и разработаны гигиенические рекомендации.

Выполнены работы по разработке основных путей и средств совершенствования режима дня и повышения работоспособности студентов медицинских ВУЗов, обоснованы оптимальные размеры аудиторной мебели для студентов (Э.Э.Саркисянц, Т.Ш.Миннибаев, Н.А.Должанская, О.П.Сараджева). В 1995 году лаборатория гигиены подростка и студента (зав. - проф. Миннибаев Т.Ш.) была реорганизована в лабораторию проблем университетской гигиены (при кафедре гигиены труда).

В 90-е годы сотрудники кафедры изучали влияние эколого-гигиенической ситуации ряда территорий на состояние здоровья детей и подростков (В.Р.Кучма, С.Р.Гильденскиольд, Л.А.Щеплягина, Е.В.Нарышкина, Н.А.Скоблина, П.Б.Ананьев), исследуют социально-гигиенические факторы риска развития патологии у детей в современных экономических условиях. Результаты исследований позволили представить в Совет при Президенте Российской Федерации по экологической политике, санитарно-эпидемиологическую службу России материалы для аналитических докладов по оценке состояния окружающей среды и изменениям здоровья населения в промышленных центрах России и обоснования необходимости создания в стране системы социально-гигиенического мониторинга.

Для целей мониторинга состояния здоровья детей и подростков в современных социально-экономических условиях разработаны и успешно апробированы анкеты изучения социально-гигиенических условий жизни ребенка. Для изучения вопросов питания, употребления алкоголя, курения, других вредных привычек, физической деятельности детей вне школы, самооценки состояния здоровья во многих странах мира используется, в рамках программы профилактики наиболее распространенных неинфекционных заболеваний (Программа "Cindi" - Common integrated noncommunicable Diintervention Programme) - специальный вопросник для детей (CINDI CHILDREN SCREENING EXAMINATION FORM). Сотрудники кафедры подготовили и по результатам специальных исследований рекомендовали к использованию русский адаптированный вариант анкеты.

На период 2007-2009 годы запланированы исследования по следующим темам: «Гигиеническое обоснование воспитания и оздоровления детей с в специализированных дошкольных учреждениях» и «Разработка и совершенствование технологий подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием».

На протяжении всего существования кафедры ее сотрудники активно разрабатывали следующие основные направления:

1. Методологические и методические основы преподавания гигиены детей и подростков в системе высшего медицинского образования страны.
2. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков.
3. Гигиеническое обоснование физического воспитания в школе, организация закаливания в детских дошкольных учреждениях.
4. Гигиена обучения и воспитания, в том числе детей с отклонениями в состоянии здоровья и поведении.
5. Профессиональная пригодность подростков, вопросы их профессиональной консультации.
6. Университетская гигиена.
7. Изучение влияния эколого-гигиенической обстановки на здоровье детей и подростков в современных социально-экономических условиях, разработка методических основ социально-гигиенического мониторинга.

В настоящее время кафедра находится на базе НИИНиОЗиД НЦЗД РАМН, что дает возможность использовать в учебной и научной работе кафедры потенциал института (библиотека научной литературы, и информационно-методических документов, научные лаборатории, испытательные центры предметов детского обихода, издательской продукции, поликлинического отделения отико-физиологических методов коррекции зрения, школы-лаборатории № 1998 “Лукоморье” и др.). Занятия проводятся в конференц-зале на 60 посадочных мест, учебной комнате общей площадью 40 кв.м, помещении библиотеки.