«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Рабочая программа дисциплины «Иммунология и клиническая иммунология», специальность «Стоматология»

Направление подготовки (специальность) 060201 СТОМАТОЛОГИЯ
Форма обучения очная, очно-заочная
Трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы

6. Цель и задачи освоения дисциплины «Иммунология – клиническая иммунология» (далее – дисциплина) состоят в изучении структуры, закономерностей развития и функционирования иммунной системы организма человека в норме и при патологии, иммунодиагностики, иммунотерапии и иммунопрофилактики заболеваний для выполнения профессиональных обязанностей, касающихся иммунологических аспектов профессиональной деятельности специалиста, осуществляющего стоматологическую деятельность и владеющего следующими компетенциями:
- общекультурными компетенциями (ОК):
• способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- профессиональными компетенциями (ПК):
• способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
• способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);
• способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);
• способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-12);
• способностью и готовностью организовать проведение туберкулинодиагностики и флюорографические осмотры взрослого населения и подростков с целью раннего выявления туберкулеза, оценить их результаты, проводить отбор взрослого населения и подростков для наблюдения с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики, оценить ее результаты (ПК-14);
• способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-16);
• способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-21);
• способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-22);
• способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-23).

Задачи дисциплины:
  •  овладение студентами системными знаниями о структуре, функции иммунной системы человека и ее роли в сохранении структурной и функциональной цельности организма, поддержании его гомеостаза и биологической индивидуальности;
  •  формирование у студентов знаний, необходимых для понимания современных представлений об этиологии, триггерных механизмах и патогенезе стоматологических заболеваний;
  •  приобретение студентами знаний в области иммунодефицитных состояний и аллергических и аутоиммунных заболеваний с синдромом иммунного воспаления;
  •  обучение студентов основным методам оценки иммунного статуса человека, интерпретации результатов исследования состояния иммунной системы, формирование методологических основ постановки иммунологического и аллергологического диагноза;
  •  освоение важнейших методов иммунодиагностики стоматологических заболеваний;
  •  формирование способности и готовности осуществлять консультативную, информационно-просветительскую деятельность, обосновывать с иммунологических позиций выбор медицинских иммунобиологических и иммунотропных препаратов для диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний; формирование навыков изучения научной литературы.
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  •  физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;
  •  механизмы воздействия факторов окружающей среды и эндогенных факторов на состояние иммунной системы организма;
  •  структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики;
  •  методы оценки иммунного статуса показания и принципы его оценки, иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии;
Уметь:
  •  обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного;
  •  интерпретировать результаты иммунологического обследования, поставить пациенту предварительный диагноз;
  •  наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза;
  •  интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;
  •  обосновать необходимость применения иммунокоррегирующей терапии.
Демонстрировать способность и готовность (владеть):
  •  интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста;
  •  алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам;
  •  техникой сбора биологического материала для лабораторных исследований;
  •  базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом.
  •  понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся иммунологических лабораторных тестов;
7. Место дисциплины в структуре ООП:
7.1. Дисциплина «Иммунология - Клиническая иммунология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин по специальности «Стоматология» высшего профессионального медицинского образования; изучается в третьем и четвертом семестре.
7.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки формируемые предшествующими дисциплинами:
- циклом гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (философия, биоэтика, психология, педагогика, правоведение, латинский язык):
Знания: форм и методов научного познания, учения о здоровье человека и населения, методов его сохранения; влияния гуманистических идей на медицину; морально-этических норм; лексического минимума общего и терминологического характера; основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке;
Умения: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в Российской Федерации и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; защищать права врачей и пациентов; использовать не менее 900 терминологических единиц и термино-элементов.
Навыки: владение навыками анализа и логического мышления, морально-этической аргументации, ведения дискуссии, принципами врачебной этики, чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов.
- циклом математических, естественнонаучных дисциплин (биологическая химия-биохимия полости рта, анатомия человека – анатомия головы и шеи, гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта, нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области, фармакология, микробиология, вирусология – микробиология полости рта, патофизиология – патофизиология головы и шеи, патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи):
Знания: физико-химических аспектов важнейших биохимических процессов; строения и функции нуклеиновых кислот, гормонов, белков, небелковых азотсодержащих соединений, углеводов, липидов, водо- и жирорастворимых соединений, роли клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ; биохимических основ профилактики наиболее распространенных заболеваний; законов генетики, закономерностей наследственности и изменчивости, феномена паразитизма; строения органов, систем и аппаратов органов и их основных функций; анатомический и функциональных взаимосвязей отдельных частей организма друг с другом; основных закономерностей клеточного уровня организации живой материи, конкретных особенностей строения клеток различных тканей; функций различных систем организма человека, механизмов регуляции деятельности физиологических систем на молекулярном, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях, возрастных особенностей физиологических систем организма.
Умения: работать на лабораторной иммунологической аппаратуре; пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности.
Навыки: владеть навыками пользования измерительными лабораторными иммунологическими приборами, персональными компьютерами, постановки предварительного диагноза на основе иммунологических тестов, безопасной работы в иммунологической лаборатории.
7.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами:
- циклом профессиональных дисциплин (эпидемиология, внутренние болезни, клиническая фармакология, общая хирургия, хирургические болезни, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, инфекционные болезни, фтизиатрия, дерматовенерология, неврология, оториноларингология, офтальмология, психиатрия, наркология, судебная медицина, акушерство, педиатрия, стоматология, детская стоматология, ортодонтия, детское протезирование):
Знания: иммунного статуса; критериев комплексной оценки состояния здоровья пациента; санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения; правовых основ области иммунопрофилактики, в профилактике госпитальных инфекций; учения об эпидемиологическом подходе к изучению болезней человека; видов эпидемиологических исследований и их предназначение; эпидемиологии инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций; этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний; методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного обследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля; методы лечения и показания к их применению; способы и методы профилактики послеоперационных осложнений; особенности оказания первой помощи пострадавшим при различных травмах; патогенез инфекционных болезней, их клинические проявления, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики; основные принципы лечения инфекционных болезней, специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней; особенности организации работы с больными ВИЧ-инфекцией; основные клинические проявления кожных болезней и инфекций, передающихся половым путем; организацию проведения массовой туберкулинодиагностики среди населения; симптомов и синдромов основных заболеваний детского возраста;методов профилактики детских заболеваний.
Умения: самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов; интерпретировать показатели иммунного статуса, анализировать информацию, полученную с помощью методов иммунодиагностики; планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей среды; выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них; самостоятельно работать с учебной, справочной и научной литературой.
Навыки: проведение иммунодиагностики инфекционных заболеваний, иммунодефицитных, аллергических, аутоиммунных и других иммунопатологических состояний; иммунологические методы обследования пациента с целью диагностики туберкулеза; выявления лиц, первичноинфицированных микобактериями туберкулеза по результатам пробы Манту; методикой отбора лиц для ревакцинации с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики; методами кожно-аллергических и провокационных проб. Проведение аллергоспецифической иммунотерапии (АСИТ).

8. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

Код

компет

енции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

ОК-1

Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Знание основных научных понятий,

Тенденции основных социально значимых проблем

Умение выбрать в зависимости от

требуемых целей законы, формы, правила, приемы деятельности, которые составляют

содержание культуры мышления

Владеет навыками

работы с основными научными категориями

Собеседование по ситуацион

ной задаче

2

ПК-3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

Знание всеобъемлющие принципы доказательной медицины

Умение применять системный подход к анализу медицинской информацией

Владение теоретическими и практическими знаниями

Собеседование по ситуацион

ной задаче

3

ПК-5

Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

Физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;

характеристики и биофизические механизмы воздействия факторов окружающей среды и эндогенных факторов на организм;

физические основы функционирования медицинской аппаратуры, устройство и назначение медицинской аппаратуры, правила техники безопасности и работы;

структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики;

методы оценки иммунного статуса показания и принципы его оценки, иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии;

Уметь пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

пользоваться лабораторным иммунологическим оборудованием;

проводить иммунологическую диагностику;

охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов;

обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного, интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го, 2-го и 3-его уровня;

интерпретировать результаты основных диагностических и аллергологических проб;

обосновать необходимость применения иммунокоррегирующей терапии

Владеть понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся иммунологических лабораторных тестов;

навыками анализа результат в исследовния иммунологического статуса

Собеседование по ситуацион

ным задачам, тестирование

4

ПК-6

Способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп

5

ПК-12

Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

6

ПК-14

Способность и готовность организовать проведение туберкулинодиагностики и флюорографические осмотры взрослого населения и подростков с целью раннего выявления туберкулеза, оценить их результаты, проводить отбор взрослого населения и подростков для наблюдения с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики, оценить ее результаты

7

ПК-16

Способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях

8

ПК-21

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

9

ПК-22

Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний

10

ПК-23

Способность и готовность поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)









1. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируют их изучение.

№ п/п

Название раздела дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела

1.

Основы иммунологии

Иммунная система. Структурно-функциональная организация. Строение иммунной системы (центральные и периферические органы иммунной системы). Клеточные и гуморальные факторы иммунных реакций. Иммунологические феномены. Механизмы индукции и регуляции иммунологических реакций.

Антигены, аллергены и антитела. Антигены: определение, свойства антигенов. Аллергены: определение, классификация. Антитела: определение, разновидности. Структура иммуноглобулинов.

Врожденный иммунитет. Определение врожденного иммунитета и его характерные особенности. Рецепторы клеток врожденного иммунитета. Гуморальные факторы врожденного иммунитета и механизм их действия. Клеточное звено врожденного иммунитета. Фагоциты и фагоцитоз. Естественные киллеры и их мишени.

Главный комплекс гистосовместимости. Строение главного комплекса гистосовместимости. Иммунная реактивность и главный комплекс гистосовместимости. Генозависимые заболевания. Иммунная реактивность и группа крови.

Адаптивный иммунитет. Характеристика Т-лимфоцитов. Строение рецептора. Антиген-независимая дифференцировка. Формирование вариабельности TCR. Стадии дифференцировки. Положительная и отрицательная селекция. Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции. Характеристика В-лимфоцитов: субпопуляции, строение B-клеточного рецептора, маркеры B-лимфоцитов. Антиген-независимая дифференцировка B-лимфоцитов. Формирование B-клеточного рецептора. Этапы дифференцировки. Селекция. Антиген-зависимая дифференцировка B-лимфоцитов.

Система цитокинов. Основные свойства цитокинов, клетки-продуценты цитокинов. Цитокины и их антагонисты. Клетки-мишени. Цитокины и воспаление.

Иммунный ответ - первая линия иммунной защиты. Адаптивный иммунитет – вторая линия защиты. Фазы адаптивного иммунного ответа. Типы иммунного ответа: клеточный иммунный ответ (клеточная цитотоксичность, воспалительный иммунный ответ) и гуморальный ответ. Факторы, влияющие на реализацию типа иммунного ответа. Классификация аллергических реакций (типы).

2.

Оценка иммунной системы человека. Иммунодиагностика.

Аллергодиагностика.

Иммунодиагностика заболеваний иммунной системы. Иммунологические тесты I-го и II-го уровня. Иммунодиагностика нарушений фагоцитоза. Оценка хемотаксиса лейкоцитов. Оценка адгезивных свойств фагоцитов. Определение фагоцитарного индекса и числа. Определение образования активных форм кислорода: НСТ-тест, проточная цитометрия и хемилюминесценция.

Иммунодиагностика нарушения синтеза иммуноглобулинов. Методы количественного определения иммуноглобулинов: иммунодиффузия в геле, иммуноэлектрофоретические методы, фотометрические методы, иммуноферментный анализ (ИФА), радиоиммунный анализ.

Содержание иммуноглобули­нов S-IgA, A, G, М в слюне, десневой жидкости, жидкости десневого кармана. Исследование клеточного состава ротовой жидкости. Оценка иммунитета ротовой полости.

Иммунодиагностика нарушений клеточного иммунитета. Определение пролиферативной активности лимфоцитов под действием поликлональных активаторов. Оценка пролиферативного ответа лимфоцитов на стимуляцию через TCR. Оценка дифференцировки лимфоцитов и функционирование их субпопуляций. Определение естественных регуляторных Т-клеток. Оценка цитотоксической активности естественных киллеров. Методы оценки клеточной гибели в иммунологических исследованиях.

Методы оценки системы цитокинов: молекулярно-биологические методы, методы количественного определения цитокинов с помощью иммунного анализа, тестирование биологической активности цитокинов, внутриклеточное окрашивание цитокинов, метод ELISPOT и иммунофлюоресценция.

Аллергологические методы обследования. Элиминационные тесты. Кожное аллергологическое тестирование. Методика скарификационного и prick-тестирования. Аллергометрическое титрование. Внутрикожные тесты. Аппликационные тесты. Провокационное тестирование: конъюнктивальный тест, назальный тест, ингаляционный тест, тест-торможение естественной эмиграции лейкоцитов in vivo (по А. Д. Адо), подъязычный и пероральные тесты, провокационные тесты с ацетилсалициловой кислотой, оральный тест с пищевым аллергеном, двойной слепой плацебо-контролируемый провокационный тест с пищевым аллергеном. Провокационные тесты у пациентов с крапивницей, кожный тест. Лабораторные методы исследования аллергии. Определение уровня общего IgE в сыворотке крови методом ИФА. Определение уровня аллерген-специфического IgE в сыворотке крови методом ИФА, радиоаллергосорбентного теста (РАСТ), радиоиммунного анализа (РИА), множественного аллергосорбентного теста. Новые методы диагностики атопических и системных заболеваний - Phadiatop, ImmunoCAP.

3.

Болезни иммунной системы

Первичные иммунодефициты: иммунопатогенез, клинические проявления, диагностика. Классификация первичных иммунодефицитов. Основные клинические синдромы проявления иммунодефицитов: злокачественные новообразования; аллергические заболевания; аутоиммунные заболевания; другие заболевания.

Дефицит гуморального иммунитета. Селективный дефицит IgA и его субклассов. Дефицит клеточного иммунитета. Дефицит фагоцитарного иммунитета. Дефицит компонентов системы комплимента.

Приобретенные иммунодефициты: формы вторичных иммунодефицитов, иммунопатогенез, клинические проявления, диагностика.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Аллергические заболевания: определение, классификация, эпидемиология, этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика.

Ринит аллергический. Конъюнктивит аллергический. Бронхиальная астма. Дерматит атопический. Дерматит контактный. Крапивница. Шок анафилактический.

Лекарственная, пищевая и инсектная аллергия. Сенсибилизация организма медицинского персонала сто­матологических учреждений.

Непереносимость стоматологических материалов из акрилатов: этиология, патогенез, диагностика. Непереносимость изделий из латекса, гипса. Непереносимость металлических зубных протезов: этиология, патогенез, диагностика, профилактика и принципы лечения. Амальгамы, их характеристика, влияние на ткани полости рта и организм.

Неаллергические формы непереносимости к материалам и препаратам, используемым в стоматологии.

Основы иммунотерапии. Иммуномодуляторы. Определение. Классификация иммуномодуляторов по происхождению. Препараты экзогенного происхождения: бактериальные, растительные. Препараты эндогенного происхождения: иммунорегуляторные пептиды на основе экстрактов тимуса, иммунорегуляторные пептиды на основе костного мозга, цитокины (естественные, рекомбинатные). Химически чистые и синтезированные иммуномодуляторы.

Иммуноглобулины для внутривенного введения.

2. Распределение трудоемкости дисциплины и виды учебной работы по семестрам.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

III

IV

Аудиторные занятия (всего)

72

36

36

В том числе:

-

-

-

Лекции (Л)

16

8

8

Практические занятия (ПЗ)

52

26

26

Самостоятельная работа студента (СРС)

36

18

18

В том числе:

-

-

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

4

2

2

Общая трудоемкость: часы 108

зачетные единицы 3,0

5.1 Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:

№ п/п

семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы

(в АЧ)

Оценочные средства

Л

ПЗ

СРС

всего

1.

III, IV

Основы иммунологии.

8

12

12

28

Тестовый контроль, собеседование

2.

III, IV

Оценка иммунной системы человека. Иммунодиагностика.

Аллергодиагностика.

4

20

12

34

Тестовый контроль, собеседование

3.

IV

Болезни иммунной системы.

4

20

12

34

Тестовый контроль, собеседование

4.

III, IV

Зачетные занятия

(зачет)




4

Тестовый контроль, собеседование



Всего

16

52

36

108


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими дисциплинами).

№ п/п

Название обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1

Внутренние болезни, клиническая фармакология

+

+

+

2

Хирургические болезни

+

+

+

3

Офтальмология

+

+

+

4

Оториноларингология

+

+

+

5

Неврология

+

+

+

6

Инфекционные болезни, фтизиатрия

+

+

+

7

Дерматовенерология

+

+

+

8

Акушерство

+

+

+

9

Педиатрия

+

+

+

10

Стоматология детского возраста

+

+

+

11

Стоматология терапевтическая

+

+

+

12

Стоматология хирургическая

+

+

+

13

Стоматология

+

+

+

14

Ортодонтия и детское протезирование

+

+

+

5.3.Распределение лекций по семестрам

№ п/п

Название тем лекций

Объем в АЧ

III

IV

1

Введение в иммунологию. Структурно-функциональная организация иммунной системы.

2


2

Основы иммунологического распознавания. Главный комплекс гистосовместимости человека (HLA). Контроль и регуляция иммунного ответа.

2


3

Понятие об аллергии. Классификация аллергических реакций. Модели аллергических реакций. Системная анафилаксия. Местные анафилактические реакции.

2


4

Оценка иммунной системы человека. Иммунодиагностика. Диагностика аллергических заболеваний.

2


5

Болезни иммунной системы человека. Первичные, вторичные иммунодефициты.


2

6

Аутоиммунная патология, механизмы развития, классификация, иммупатогенез основных форм, иммунодиагностика.


2

7

Аллергические заболевания (лекарственная, пищевая, инсектная аллергия).


2

8

Непереносимость стоматологических материалов и препаратов, используемых в стоматологии.


2

5.4. Распределение тем практических занятий по семестрам

№ п/п

Название тем практических занятий

Объем в АЧ

III

IV

1

Структурно-функциональная организация иммунной системы. Онтогенез иммунной системы человека. Врожденный и адаптивный иммунитет.

2


2

Антигены. Классификация. Пути поступления. Метаболизм антигенов в организме.

2


3

Главный комплекс гистосовместимости человека (HLA).

2


4

Иммунный ответ: Антиген-представляющие клетки. Межклеточные взаимодействия. Клеточный и гуморальный ответ.

2


5

Антитела. Виды, строение, свойства. Образование иммунных комплексов. Цитотоксичекие реакции.

2


6

Регуляция иммунного ответа (гормоны, цитокины и др.).

2


7

Методы исследования иммунного статуса и принципы его оценки.

2


8

Аллергия. Определение понятия и общая характеристика аллергии.

2


9

Классификация аллергических заболеваний I, II, III, IV, V типов (по Gell. Coombs).

2


10

Аллергия анфилактического типа (анафилактический шок, местная анафилаксия). Этиология, патогенез, клиника. Методы специфической десенсибилизации.

2


11

Аллергия атопического типа.

2


12

Цитотоксическая аллергия

2


13

Иммунокомплексная аллергия. Сывороточная болезнь. Феномен Артюса.

2


14

Итоговое (зачетное) занятие

2

2

1

Клеточно-опосредованная аллергия.


2

2

Трансплантационная аллергия


2

3

Лекарственная, пищевая и инсектная аллергия. Сенсибилизация организма медицинского персонала стоматологических учреждений.


2

4

Аутоиммунная патология, механизмы развития, классификация, иммупонатогенез основных форм, иммунодиагностика.


2

5

Первичные и вторичные иммунодефициты, классификация. Основные клинические формы, иммунодиагностика


2

6

Особенности иммунного ответа у детей (иммунопедиатрия) и у лиц старческого возраста (иммуногеронтология.).


2

7

Проявления иммунопатологии в полости рта. Непереносимость стоматологических материалов из акрилатов: этиология, патогенез, диагностика.


2

8

Непереносимость изделий из латекса, гипса.


2

9

Непе­реносимость металлических зубных протезов: этиология, патогенез, диагностика, про­филактика и принципы лечения. Амальгамы, их характеристика, влияние на ткани по­лости рта и организм.


2

10

Содержание иммуноглобули­нов S-IgA, A, G, М в слюне, десневой жидкости, жидкости десневого кармана. Исследование клеточного состава ротовой жидкости. Оценка иммунитета ротовой полости.


2

11

Кожные пробы и другие методы аллергодиагностики. Неаллергические формы непереносимости к материалам и препаратам, используемым в стоматологии.


2

12

Неотложная помощь в аллергологии.


2

13

Иммунотерапия, определение, виды. Иммунопрофилактика.


2

14

Итоговое (зачетное) занятие


2

5.5. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам

Наименование вида СРС

Объем в АЧ

III

IV

1

Работа с источниками информации.

2

2

2

Подготовка к практическим занятиям.

11

11

3

Подготовка к текущим и итоговому контролям.

3

3

4

Работа с электронными образовательными ресурсами.

2

2


Итого (всего – 36 АЧ)

18

18

6 . Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Виды текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств.

№п/п

семестра

Вид

контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в тестовом задании

Кол-во независимых вариантов

1.

III

ВК

ТК

ПК

Основы иммунологии.

Собеседование по ситуационным задачам, Тестовый контроль

20

4

2.

III,

IV

ВК

ТК

ПК

Оценка иммунной системы человека. Иммунодиагностика.

Аллергодиагностика.

Собеседование по ситуационным задачам, Тестовый контроль

20

4

3.

IV

ВК

ТК

ПК

Болезни иммунной системы.

Собеседование по ситуационным задачам, Тестовый контроль

20

4

6.2 Примеры оценочных средств.

6.2.1. Примеры тестовых заданий для контроля освоения темы:

№№

Задание

Ответ

1.

Выберите один наиболее правильный ответ

Клеточные элементы, участвующие в представлении антигена Т-лимфоцитам: А. NK-клетки, Б. плазматические клетки, В. макрофаги, Г. тромбоциты, Д. тучные клетки

В

2.

Выберите один наиболее правильный ответ

Основными клетками, участвующими в формировании аллергического воспаления являются: А. Т-лимфоциты, Б. В-лимфоциты, В. базофилы,Г. нейтрофилы, Д. эозинофилы

Д

3.

Выберите один наиболее правильный ответ

Известно А. 1 тип гистаминовых рецепторов, Б. 2 типа гистаминовых рецепторов, В. 3 типа гистаминовых рецепторов, Г. 4 типа гистаминовых рецепторов, Д. 5 типов гистаминовых рецепторов

Г

4.

Выберите один наиболее правильный ответ

Антитела класса IgA обладают способностью: А. участвовать в лизисе клеток, Б. приобретать секреторный компонент, В. взаимодействовать с аллергеном, Г. переходить через плаценту от матери к плоду, Д. фиксироваться на тучных клетках

Б

5.

Выберите один наиболее правильный ответ

Пищевая аллергия чаще встречается А. в первые месяцы и годы жизни, Б. в подростковом возрасте, В. в юношеском возрасте, Г. в зрелом возрасте, Д. в пожилом возрасте

А

6.

Выберите один наиболее правильный ответ

В патогенезе сывороточной болезни участвуют антитела класса: А. IgE, Б. IgA, В. IgG4, Г. IgG, Д.IgМ

Г

7.

Выберите один наиболее правильный ответ

Не существует лечебно-диагностических аллергенов А. сахара,Б. апельсина, В. свинины, Г. пыльцы березы, Д. домашней пыли

А

8.

Выберите один наиболее правильный ответ

К аллергическим заболеваниям кожи не относится: А. атопический дерматит, Б. крапивница и отек Квинке, В. острые токсико-аллергические реакции, Г. саркома Капоши, Д. контактный дерматит

Г

9.

Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все

В лечении первичных иммунодефицитов не используются

1. иммуноглобулины для внутривенного введения, 2. трансплантация костного мозга, 3. генноинженерная терапия, 4. иммуномодуляторы

Г

10.

Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все

Путями разрешающего попадания аллергена в сенсибилизированный организм являются 1. попадание аллергена в рану, 2. ингаляция аэрозоля аллергена, 3. внутрикожное введение аллергена, 4. энтеральный путь

Д

11.

Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все

Антитела класса IgE способны: 1. фиксировать комплемент, 2. взаимодействовать с аллергеном, 3. участвовать в лизисе клеток, 4. фиксироваться на поверхности тучных клеток, 5. образовывать иммунные комплексы

В

12.

Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все

Клеточный иммунитет – это: 1. количество Т-, В-лимфоцитов, естественных киллеров, 2. индукция цитотоксических CD8 Т-лимфоцитов, 3. фагоцитарная реакция, 4. отторжение чужеродного трансплантата

В

13.

Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все

Образование антител происходит в: 1. лимфатических узлах, 2. пейеровых бляшках, 3. селезенке, 4. тимусе

А

14.

Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все

Вторичные иммунодефициты развиваются в результате: 1. радиационного поражения, 2. воздействия аллергена, 3. глюкокортикоидной терапии генетических нарушений, 4. генетических нарушений

Б

15.

Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все

Пусковым фактором для активации системы комплемента при сывороточной болезни является: 1. торможение ингибитора С1, 2. агрегация молекул Ig, 3. пропердин, 4. образование иммунных комплексов

Г

16.

Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все

Лабораторные тесты специфической диагностики по сравнению с тестами in vivo обладают следующими преимуществами: 1. могут выполняться в случаях, когда невозможна постановка тестов in vivo, 2. могут выполняться с нелимитированным числом аллергенов, 3. дают лучшую количественную оценку сенсибилизации, 4. лишены риска аллергических реакций

Д

17.

По происхождению выделяют две разновидности иммунитета: _______________ и ______________

Врожденный и приобретенный (адаптивный)

18.

Антиген – это чужеродная субстанция, при попадании в организм способная вызвать _______________ , направленный на ее удаление.

Иммунный ответ

19.

Антигенам свойственна:

1.

2.

3.

  1. специфичность
  2. чужеродность
  3. иммуногенность

20.

Антитела – это ____________________, обладающие специфичностью, т. е. сродством их активного центра к конкретным антигенным эпитопам.

Иммуноглобулины

21.

Лейкотриены являются продуктами метаболизма _________________ кислоты.

Арахидоновой

22.

Серетид – это комбинированный препарат, использующийся для лечения бронхиальной астмы и содержащий ингаляционный ____________ и _______________.

Глюкокортикостероид, бронходилятатор.

23.

К центральным органам иммунной системы относится ______________ и ____________.

Тимус, костый мозг

24.

Установите соответствие:

Аллергены: Перекрестно-реагирующие аллергены:

1. пыльца тополя А. птичьи перья

2. сельдерей Б. рис

3. пыльца сирени В. пыльца ивы

4. мука пшеничная Г. пыльца ясеня

5. овальбумин Д. арбуз

1. – В.

2. – Д.

3. – Г.

4. – Б.

5. – А.

25.

Установите правильную последовательность:

В раннюю фазу аллергической реакции происходит:

1. выделение из тучных клеток медиаторов воспаления,

2. повышение сосудистой проницаемости,

3. Ig E – зависимая активация и дегрануляция тучных клеток,

4. зуд глаз, кожи, гиперемия,

5. гиперсекреция слизи

3, 1, 2, 5, 4

6.2.2. Примеры ситуационных задач для контроля освоения темы:

Задача 1.
Вася С., 10 лет, поступил в стационар для обследования с жалобами на одышку, постоянный влажный кашель с мокротой.
Анамнез заболевания: впервые перенес пневмонию в 6 лет, длительно лечился в стационаре, однако и после выписки сохранялись кашель и субфебрильная температура. Каждый год отмечались повторные пневмонии, также протекавшие длительно. В периоды улучшения стойко сохранялся влажный кашель с обильной желтой мокротой, больше по утрам.
Анамнез жизни: ребенок от 2 доношенной беременности, протекавшей с токсикозом во II половине (повышение АД), 2 срочных родов, масса тела при рождении 2300, длина 48 см. Развивался с отставанием от сверстников. До года дважды (в 6 и 10 месяцев) перенес гнойный отит с постоянным гноетечением из уха, развитием микробной экземы. С 5 лет страдает рецидивирующим фурункулезом, рецидивирующим гнойным гайморитом. В 7 лет перенес остеомиелит малоберцовой кости слева.
Наследственность: отец здоров, у матери гипертоническая болезнь, ожирение. По линии матери – у дедушки стенокардия, по линии отца – дедушка умер от рака легких. Старший брат пробанда страдал пневмониями, в дальнейшем у него отмечалась дыхательная недостаточность, умер в возрасте 16 лет. Средний брат – 18 лет, здоров.
При осмотре: состояние тяжелое. Мальчик отстает в физическом развитии (соответствует 8-летнему возрасту), пониженного питания, бледен, под глазами синева, цианоз носогубного треугольника. В области правой ушной раковины и вокруг нее мокнутие. На коже живота и поясничной области многочисленнные следы от фурункулов в виде синюшных пятен и рубцов. Отмечается влажный кашель с желтой обильной мокротой. АД 110/60 мм рт.ст. Грудная клетка несколько уплощенная, при дыхании отстает левая половина. Пальцы в виде «барабанных палочек», деформация ногтей по типу «часовых стекол». В покое ЧД 28 в 1 минуту, ЧСС 102 уд/мин. Над легкими при перкуссии звук с коробочным оттенком, слева под углом лопатки и справа в нижних отделах притупление. При аускультации легких выслушиваются рассеянные сухие хрипы, почти исчезающие после откашливания, слева под углом лопатки и справа в нижних отделах стойко выслушиваются крепитирующие хрипы, отмечается оральная крепитация. Границы сердца не изменены, тоны ритмичные, звучные. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены.
Данные обследования:
11. Анализ крови: Hb 155 г/л, эр. 5,2×1012/л, лейк. 6,5×109/л , п/я 4%, с/я 58%, лимф. 26%, эоз. 6%, мон. 6%. СОЭ 14 мм/ч.
12. Биохимический анализ крови: белок 78 г/л, альбумины 44 г/л, глобулины: 1 5%, 2 8%,  10%,  6%, мочевина 4,5 ммоль/л, креатинин 68 мкмоль/л, холестерин 4,1 ммоль/л, калий 4,2 ммоль/л, серомукоид 0,800 ед.
13. Анализ мочи общий: отн. плотн. – 1012, белок – нет, эр.– нет, лейк. 1-3 в п/зр.
14. Иммуноглобулины сыворотки: IgA 40 МЕ (N=65-240), IgM 120 МЕ (N=44-260), IgG 125 МЕ (N= 636-1425).
15. Рентгенография органов грудной клетки: выраженное затемнение нижнего отдела и медиальной зоны левого легочного поля, деформация сосудистого рисунка в нижне-медиальных отделах справа. Корень легкого справа расширен, слева не дифференцируется. Правый контур сердца и правый купол диафрагмы не прослеживаются.
16. Анализ мокроты: в микроскопическом препарате нейтрофилы до 20-25 в п/зр. Посев на флору: рост Ps.aerugenosa, обсемененность IV степени.
17. ФВД: Объемные и скоростные показатели значительно снижены. Выраженное нарушение вентиляционной функции легких по смешанному типу (обструкция преимущественно на уровне периферических воздухоносных путей). Проба с физической нагрузкой и с беродуалом отрицательная.
18. Туберкулиновая проба: отр. Заключение фтизиатра: не инфицирован МТБ.
19. Бронхоскопия: диффузный гнойный эндобронхит.
20. Бронхография: распространенные мешотчатые бронхоэктазы в сегментах нижней доли левого легкого, а также в нижней и средней долях правого легкого.
Задание:
6. Наиболее вероятный диагноз. Что могло явиться фоном для возникновения бронхолегочного процесса у данного ребенка?
7. План дополнительного обследования для уточнения диагноза.
8. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальную диагностику.
9. Основные направления терапии: группы используемых лекарственных средств, дозы, длительность курсов, контроль эффективности.
10. Ближайший и отдаленный прогноз заболевания у данного пациента.

Эталон диагноза: Первичный иммунодефицит. Бронхоэктатическая болезнь.

Задача 2.
На приеме девочка 13 лет, в течение последних 5 лет страдает бронхиальной астмой, наблюдается педиатром и аллергологом.
Анамнез заболевания: в возрасте 8 лет поставлен диагноз: Бронхиальная астма. Симптомы заболевания (кашель, эпизоды затрудненного дыхания) возникают не чаще 2-3 раз в месяц, только при вдыхании сильных запахов, контакте с домашними животными. Ночной кашель 2-3 раза в месяц. Физическую нагрузку переносит хорошо. Обострения заболевания отмечаются, в основном, в осенне-весенний период. Базисной терапии ребенок не получает, во время приступов пользуется сальбутамолом с быстрым положительным эффектом.
Семейный анамнез: мать ребенка страдает бронхиальной астмой.
При осмотре: состояние удовлетворительное. Грудная клетка обычной формы. При аускультации дыхание жесткое, проводится во все отделы, хрипы не выслушиваются. ЧД 20 в 1 минуту. При пробе с форсированным выдохом выслушиваются единичные сухие хрипы по передней поверхности грудной клетки.
Данные амбулаторного обследования:
Спирометрия: ОФВ1 и ПСВ >80%; суточные колебания ПСВ 20-30% от должного.
Задание:
6. Поставьте диагноз, согласно классификации.
7. Стандарт обследования для установления формы и фазы болезни.
8. План наблюдения ребенка в условиях детской поликлиники.
9. Программа лечения данной больной.
10. Возможные исходы и прогноз заболевания.

Эталон диагноза: Бронхиальная астма, атопическая форма, легкое персистирующее течение.

Задача 3.
Мальчик 1,5 лет, на приеме у педиатра в консультативно-диагностическом центре. Мать жалуется на прогрессирующую потерю массу тела у ребенка.
Анамнез заболевания: в возрасте 7 месяцев перенес острую респираторную инфекцию (ОРИ), пневмонию. В течение 10 дней лечился в отделении реанимации, где получал массивную парентеральную терапию. В последующие 4 месяца отмечались 3 повторных эпизода ОРИ, которые осложнялись пневмонией, кишечной инфекцией, парапроктитом. С 10-месячного возраста наблюдается упорная диарея с прогрессирующей потерей массы тела.
Анамнез жизни: доношенный ребенок от молодых здоровых родителей. До 9 месяцев находился на грудном вскармливании. До 7-месячного возраста рос и развивался нормально, прививки по графику.
При осмотре состояние тяжелое. Температура тела 39°С. Кожа сухая, дряблая. Дефицит массы тела 40%. Подкожно-жировой слой почти отсутствует. Увеличены шейные, подмышечные, паховые лимфатические узлы до 2,5 см, эластической консистенции, безболезненные. Влажный кашель с отхождением гнойной мокроты. В легких с обеих сторон мелкопузырчатые влажные хрипы. Тоны сердца отчетливые. Живот вздут. Печень выступает из-под реберной дуги на 4 см, селезенка – на 3 см.
Задание:
8. Поставьте и обоснуйте предварительный диагноз.
9. Какие исследования подтвердят этиологию предполагаемого заболевания?
10. Охарактеризуйте период болезни согласно классификации.
11. Каков механизм передачи инфекции?
12. Как и где лечить больного?
13. Какие меры профилактики необходимы в семье?
14. Существует ли вакцинопрофилактика данного заболевания?

Эталон диагноза: ВИЧ-инфекция, стадия оппортунистических инфекций.

7. Материально-техническое обеспечениедисциплины.
Использование специализированных учебных аудиторий для работы студентов. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, мультимедийные презентации, таблицы. Наборы слайдов по различным разделам дисциплины. Набор таблиц по различным разделам дисциплины. Ситуационные задачи, видеофильмы. Доски.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература:
5. Земсков А. М., Земсков В. М., Караулов А. В. Клиническая иммунология: учебник / под ред. А. М. Земскова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432 с.
6. Хаитов Р. М., Игнатьева Г. А., Сидорович И. Г. Иммунология. М.: «Медицина», 2000, 92 с.
7. Ковальчук Л. В., Ганковская Л. В., Мешкова Р. Я. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии. Учебник // ГЭОТАР-Медиа. – 2011. – 640 с.
8. Аллергия у детей: от теории – к практике: [монография] / под ред. Л. С. Намазовой-Барановой. – М.: Союз педиатров России, 2010-2011. – 668 с. – (Серия «Современная педиатрия: от теории – к практике» // Союз педиатров России, Науч. центр здоровья детей).
Рекомендуемая литература:
6. Ярилин А. А. Основы иммунологии: Учебник. – М.: Медицина, 1999. – 608 с.
7. Патологическая физиология: пособие для вузов / А. Д. Адо, М. А. Адо, М. Г. Айрапетянц и др. – М.: Дрофа, 2009. – 716, [4] с.: ил.
8. Кондратенко И. В., Бологов А. А. Первичные иммунодефициты. – М.:ИД Медпрактика-М, 2005. – 232 с.
9. Аллергология и иммунология: национальное руководство / под ред. Р. М. Хаитова, Н. И. Ильиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 656 с. – (Серия «Национальные руководства»).
10. Микробиология и иммунология для стоматологов: [пер. с англ.] / Под ред. Р. Дж. Ламонта, М. С. Лантц, Р. А. Берне, Д. Дж. Лебланка; пер. с англ. под ред. В. К. Леонтьева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 504 с.: ил.

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Обучение складывается из аудиторных занятий (72 ч.) и самостоятельной работы (36 ч.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по темам: Структурно-функциональная организация иммунной системы. Онтогенез иммунной системы человека. Врожденный и адаптивный иммунитет. Антигены. Классификация. Пути поступления. Метаболизм антигенов в организме. Главный комплекс гистосовместимости человека (HLA). Иммунный ответ: Антиген-представляющие клетки. Межклеточные взаимодействия. Клеточный и гуморальный ответ. Антитела. Виды, строение, свойства. Образование иммунных комплексов. Цитотоксичекие реакции. Регуляция иммунного ответа (гормоны, цитокины и др.). Методы исследования иммунного статуса и принципы его оценки. Аллергия. Определение понятия и общая характеристика аллергии. Классификация аллергических заболеваний I, II, III, IV, V типов (по Gell, Coombs). Аллергия анфилактического типа (анафилактический шок, местная анафилаксия). Этиология, патогенез, клиника. Методы специфической десенсибилизации. Аллергия атопического типа. Цитотоксическая аллергия. Иммунокомплексная аллергия. Сывороточная болезнь. Феномен Артюса. Клеточно-опосредованная аллергия. Трансплантационная аллергия. Лекарственная, пищевая и инсектная аллергия. Сенсибилизация организма медицинского персонала стоматологических учреждений. Аутоиммунная патология, механизмы развития, классификация, иммупонатогенез основных форм, иммунодиагностика. Первичные и вторичные иммунодефициты, классификация. Основные клинические формы, иммунодиагностика. Особенности иммунного ответа у детей (иммунопедиатрия) и у лиц старческого возраста (иммуногеронтология). Проявления иммунопатологии в полости рта. Непереносимость стоматологических материалов из акрилатов: этиология, патогенез, диагностика. Непереносимость изделий из латекса, гипса. Непе¬реносимость металлических зубных протезов: этиология, патогенез, диагностика, про¬филактика и принципы лечения. Амальгамы, их характеристика, влияние на ткани по¬лости рта и организм. Содержание иммуноглобули¬нов S-IgA, A, G, М в слюне, десневой жидкости, жидкости десневого кармана. Исследование клеточного состава ротовой жидкости. Оценка иммунитета ротовой полости. Кожные пробы и другие методы аллергодиагностики. Неаллергические формы непереносимости к материалам и препаратам, используемым в стоматологии. Неотложная помощь в аллергологии. Иммунотерапия, определение, виды. Иммунопрофилактика.
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО необходимо широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Методика преподавания состоит в последовательном изучении изменений, происходящих в организме при иммунном ответе в норме и при его нарушениях (иммунодефициты, аллергия).
По каждому разделу на кафедре разработаны методические рекомендации для студентов, тематические графологические структуры для практических занятий, а также методические указания для преподавателей. Все разработанные на кафедре методические рекомендации для лекций и практических занятий имеются в методическом кабинете Университета.
Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом и контрольной письменной работой в конце занятия. Практические занятия проводятся в виде дискуссии, также демонстрируется тематический видеоматериал. Самостоятельная работа студентов осуществляется с помощью графических схем по изучаемым темам, решением ситуационных задач. В конце цикла предусматривается проведение зачетного занятия в виде тестового контроля и устного опроса.
Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов, формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Обладание целостным представлением об иммунитете на основании строения, функций иммунной системы, а также о возможной патологии в различные возрастные периоды и ее проявлений в челюстно-лицевой области необходимо для обеспечения теоретического фундамента подготовки врачей стоматологов.
Умение грамотно и свободно использовать полученные знания и представления об иммунной системе при общении с коллегами и пациентами для обеспечения профессионального уровня в подготовке врача-стоматолога.

Рабочая программа дисциплины разработана кафедрой аллергологии и клинической иммунологии педиатрического факультета Первого МГМУ им. И.М.Сеченова.