«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Анализ материалов научно-методических конференций за 1975–2008 гг.

Инновации в образовательном процессе создаются на прочном фундаменте
(анализ материалов научно-методических конференций за 1975 – 2008 г.г.)

В.А. Белогурова, П.Ф. Литвицкий


Научно-методические конференции двух последних лет были посвящены итогам реализации программы формирования инновационного образовательного пространства, системе менеджмента качества и оптимизации образовательного процесса. Профессорско-преподавательские коллективы кафедр в сравнительно короткие сроки выполнили большую работу. Об этом свидетельствуют многочисленные тезисы статей о наработках в целом по Академии, по факультетам и отдельным кафедрам. На некоторые из них следует обратить внимание.

Н.Г. Шилова пишет об инновационных подходах в обучении и о существующих педагогических традициях (профессорские обходы, консилиумы и т.п.). В традиционное обучение органично вплетается решение клинических ситуационных задач с виртуальным больным, деловые игры, отработка практических умений на муляжах и фантомах в специальных центрах, материалы в электронном виде при аудиторной и внеаудиторной работе. При клинических разборах рекомендуется, как на консилиуме, требовать от каждого студента высказывать свое независимое, аргументированное мнение. Для этого нужна постоянная тренировка.

А.В. Яковченко пишет о методическом обеспечении летней практики по хирургии, о сдаче зачета, что долгое время отсутствовало на этом факультете. В течение двух лет было проведено анкетирование студентов, проходящих практику в институте им. Н.В. Склифосовского.

Р.В. Шуруповой в тезисах приведены кратко, но конкретно примеры активного проведения занятий со слушателями ФДПОП, когда часть студентов обсуждает презентацию «Подвиг врача», другая часть – анализ понятия «карьера студентов медицинских вузов», третья – «Широта интересов как предпосылка успешного творческого труда».

И.А. Клиндухов с сотр. кратко, но емко пишет о программно-аппаратном комплексе и учебных материалах виртуального семинара на тему: «Современные вопросы диагностики и лечения гинекологических заболеваний».

Уделено внимание и компетенциям преподавателей. При формировании профессиональных компетенций сделан акцент на психологических особенностях культуры общения врача и пациента: «Студентам не хватает элементарной культуры при беседе с больным, чуткости и деятельного милосердия». Да, начинать надо с педагога. Об этом речь идет и в тезисах В.А. Белогуровой «О культуре речи преподавателя».

В.Г. Янкова с сотр. пишет о педагогическом общении, о взаимодействии преподавателей и студентов. Приведены результаты анкетирования студентов, оценка работы преподавателей их студентами.

И.И. Косаговская предлагает разработать и ввести как обязательный элемент системы менеджмента качества (СМК) Академии систему анкетирования студентов для выяснения их мнения об организации и проведении образовательного процесса с целью разработки корректирующих действий. Опыт подтверждает необходимость и целесообразность в конце курса давать задание с конкретными вопросами преподавателя о методике обучения для получения развернутых, аргументированных ответов от студентов, а также проводить их анкетирование для сбора статистических данных.

Очень своевременно и по сути представлен материал Т.Ш. Миннибаева с сотр. о необходимости формирования общей компетенции, касающейся здорового образа жизни. Об этом же и тезисы В.А. Белогуровой: «Инновационный подход к подготовке медицинских работников с целью оздоровления нации». К.Т. Тимошенко, касаясь довузовской подготовки, подчеркивает – «забота о здоровье, его укреплении становится мощным ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни подростка». С.В. Туровская в тезисах «Философия в учебном процессе медицинского вуза» выражает озабоченность о разделении души и тела при лечении пациентов. Все действия в основном имеют отношение только к телу. Ю.М. Хрусталев и В.А. Терехова свои тезисы посвятили «Философии национального здоровья».

Важно, что результатам разработки и внедрения инноваций предшествовала более чем 30-ти летняя кропотливая и напряженная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на научной основе, на основе единой методической системы (ЕМС) вуза. Инициатором, вдохновителем, прекрасным и требовательным организатором в течение более 10 лет был проректор по учебной работе, профессор И.А. Сычеников.

В этой связи следует вспомнить, что вопросам управления (менеджмента теперь) качеством учебно-воспитательного процесса, ориентацией его на конечные результаты, на системный подход в медицинском и фармацевтическом образовании, на модульный подход (когда по теме разработаны цели обучения, содержание, требования к исходному уровню знаний и умений, к обучающим и контрольным заданиям) в 80-х годах прошлого века постоянно уделялось внимание на заседаниях центральной методической комиссии (ЦМК) и на ежегодных научно-методических конференциях вуза. Каждый учебный год последовательно посвящался одной существенной проблеме образования: формулировка целей, отбор содержания, ориентированного на цели, организация самостоятельной работы студентов, контроль в обучении, интеграция в учебно-воспитательном процессе, тестовый контроль. На заседаниях ЦМК 1 ММИ им. И.М. Сеченова деканы и заведующие кафедрами отчитывались по итогам выполненной работы.

В ежегодных Сборниках тезисов, как и теперь, публиковались результаты научно-методических исследований, например: В.К. Гостищев с сотр. «Формы управления и контроля приобретения практических навыков на кафедре общей хирургии»; Т.Ф. Смурова с сотр. «Повышение качества аудиторной самостоятельной работы студентов на кафедре фтизиопульмонологии; Л.Н. Юрченко с сотр. «Управление самостоятельной работой студентов»; Г.В. Архарова с сотр. «Применение обучающе-контролирующих машин с обратной связью для управления внеаудиторной самостоятельной работой студентов по физике и биофизике на вечернем отделении фармацевтического факультета; И.А. Арсюхина с сотр. «Организация самостоятельной работы и оценка ее результатов в последипломном обучении провизоров»; А.А. Воробьев с сотр. «Оценка студентами качества преподавания микробиологии и иммунологии по анонимному анкетированию; О.А. Ефременко, Н.И. Калетина «О сквозном контроле на кафедрах аналитической, неорганической, физической и коллоидной химии; Т.Э. Кареогланова, В.А. Войнов «Поэтапный анализ успешности обучения – как путь совершенствования преподавания»; Ф.Е. Горбачева, Е.И. Кац. «Метод объективного тестирования – составная часть управления процессом и содержания обучения»; Н.Н. Трапезников с сотр. «Основные принципы построения курса клинической онкологии и их реализации в плане повышения качества и контроля подготовки специалиста»; Н.М. Побединский с сотр. «Реализация воспитательной, обучающей, управляющей функций контроля в учебном процессе на кафедре акушерства и гинекологии I лечебного факультета»; А.Н. Стрижаков с сотр. «Качественная оценка вопросов экзаменационного теста – один из методов коррекции обучения по гинекологии»; В.Д. Беляков с сотр. «Содержательный анализ качества подготовки студентов санитарно-гигиенического факультета в соответствии с требованиями ЕМС; А.И. Тенцова с сотр. «Управляющая функция системы контроля знаний студентов в учебном процессе на кафедре заводской технологии лекарств»; И.А. Сычеников, М.П. Журевская «Внутривузовская система контроля качества воспитательной работы»; И.А. Сычеников, В.И. Каган «Система критериев и показателей эффективности и качества организации учебно-воспитательного процесса в институте».

В 1981 году в журнале Фармация (№ 6) В.А. Белогурова и В.И. Каган опубликовали «Методические принципы составления учебно-методических пособий для обеспечения самостоятельной работы студентов». Речь идет об учебном пособии нового типа. С его помощью можно внедрить деятельностный подход в обучение, управлять учебно-воспитательным процессом и получать желаемое качество специалиста. В соответствии с этими принципами в 1980 году было опубликовано учебное пособие по теме «Порошки», внедрено в учебный процесс и дало хорошие результаты. В дальнейшем весь учебный процесс на кафедре технология лекарственных форм проводился в соответствии с методикой названного пособия.

Особого внимания заслуживают тезисы Н.Д. Твороговой и В.В. Петрягина, опубликованные в 1985 году о международном опыте разработки обучающих модулей. Проведен опыт изучения инфекционных болезней с использованием модулей, разработанных специалистами ВОЗ, при обучении иностранных учащихся из развивающихся стран. Модули были трех типов: для учащихся, для преподавателей и для руководителей, которые готовят таких преподавателей. В учебном процессе лекции исключены. Для студентов каждый модуль включает информационный материал с хорошими иллюстрациями, набор ситуационных задач и игровых ситуаций, перечень вопросов для игровых дискуссий, упражнения, требующие краткого ответа (тестовые задания). Весь материал модуля изложен доступно, в определенной логике, которая подводит студентов к возможности самостоятельной работы и во внеучебное время.

Достаточно хорошо определены и функции преподавателей. Он наставляет, мотивирует, руководит. Описано – что и как он должен делать в процессе занятий. Обращено внимание на общение его со студентами, на способы стимулирования их труда (преимущественно за счет профессиональной мотивации и мотивации достижения).

В конце курса каждый студент ответил на вопросы анкеты, касающиеся оценки методики проведения курса обучения.

Авторы тезисов считали перспективным провести стыковку рекомендаций ВОЗ с методическими подходами нашего вуза, обеспечить интеграцию работы с пособиями нового типа, с лекционным курсом, с самостоятельной работой студентов, с чтением ими научной литературы. Это вывод на основе конкретного опыта. Но в Сборнике тезисов за 2008 год А.В. Пьяных и Р.В. Шурупова имеют другое мнение: «В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего в том, что преподаватели должны выйти за рамки человека, владеющего глубокими теоретическими знаниями, различными методиками, инструкциями и другими нормами. Он должен стать квалифицированным консультантом по разрешению различных проблем. В этом случае студент превращается в союзника преподавателя.

Как изменяется роль студента? Прежде всего, он становится активным участником учебного процесса. Студенты сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических проблем, приближение к реальным условиям».

Возможно, на ФДПОП все это и приемлемо, но в тексте речь идет о студентах. Многолетний опыт по обучению преподавателей методике проведения занятий показывает, что все новое они, как и студенты, воспринимают с трудом и нуждаются в постоянной помощи преподавателя, который проявляет внимание, терпение, заинтересованность в качестве результатов, полученных его обучаемыми.

В материалах конференции, посвященной 240-летию ММА им. И.М. Сеченова опубликованы статьи, касающиеся внедрения ЕМС в учебно-воспитательный процесс медицинских вузов: «Педагогическая система ММА им. И.М. Сеченова: приоритеты качественного развития в XXI» (Н.В. Чебышев, В.И. Каган, А.Н. Герасимов), «Проблемы научного обеспечения учебного процесса в прошлом, настоящем и будущем ММА им. И.М.Сеченова» (Н.В. Чебышев, В.А. Белогурова). Остальные материалы касаются практических методик совершенствования учебно-воспитательного процесса на конкретных кафедрах Академии.

С учетом теоретических основ ЕМС и обобщенного опыта, изучения источников литературы по педагогике и психологии ведущим научным сотрудником Академии по проблемам НОУП В.А. Белогуровой подготовлены и опубликованы два издания учебного пособия «Научная организация учебного процесса» (2003 г. и 2006 г.). Материал пособия адаптирован для медицинских и фармацевтических учебных заведений.

Учитывая выше изложенное, следует еще раз подчеркнуть, что наша работа по развитию инноваций в образовательном процессе опирается на прочный фундамент, подготовленный поколением преподавателей 80-х – 90-х годов предыдущего века и в первой декаде этого. Важно, что наш опыт передавался другим медицинским вузам через обучение их преподавателей на циклах ФПК, а после 2000-го года – совершенствованию преподавания на основе ЕМС были обучены преподаватели и средних медицинских учебных заведений г. Москвы. Наш опыт оценен ими положительно.