«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Таинство покаяния


Покаяние - таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Православный катехизис

Если говорим, что мы не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 1 Ин. 1, 8-9

Покаяние существовало и во времена Ветхого Завета и состояло во внешних очистительных обрядах. Великие пророки требовали, впрочем, кроме обрядовости (т. е. внешнего очищения) очищения сердечного, духовного (Псалом 50 : 19).

Новый Завет понимает Покаяние не только как раскаяние и осознание, но и как возрождение, полное изменение существа.

Существуют два вида Покаяния:

  • Тайное (перед священником);
  • Открытое* (перед всем церковным обществом).

В таинстве Покаяния совершается милость Божия к согрешившему. Приходя на исповедь, мы каемся не перед священником. Священник, сам будучи человеком грешным, - только свидетель, о чем и говорится в чинопоследовании исповеди. Истинным Тайносовершителем является сам Господь Бог.

Не проще ли покаяться дома, наедине пред Господом, ведь Он везде нас слышит?

Конечно, личное покаяние до исповеди, приводящее нас к осознанию греха, необходимо. Но окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается во время таинства покаяния непременно при посредничестве иерея.

Такая форма Таинства установлена Самим Господом Иисусом Христом. Явившись апостолам при своем преславном воскрешении, Он, дунув, сказал им: "...приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23). Апостолам, столпам древней Церкви, дана была власть снимать с сердец людей покрывало греха. От них эта власть перешла к их преемникам - церковным предстоятелям - епископам и священникам.

* О наличии такого покаяния во II в. говорят св. Киприан Карфагенский, св. Климент Александрийский, св. Ириней Лионский, Ориген и Тертуллиан. С III в. оно регламентируется для "падших", т. е. для тех, кто отрекся из страха во время римских гонений императора Деция; впоследствии туда же отнесли и впавших в ересь. Срок такого Покаяния весьма продолжителен:
• по правилу Петра Александрийского - 4 года;
• по правилу Анкирского собора - 6 лет;
• по правилу Первого Вселенского собора - 20 лет.