«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Таинство причащения, или Евхаристия

Причащение - таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

Православный катехизис

Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхаристии, потому это таинство и имеет двойное название - Причащение, или Евхаристия.

"Евхаристия" в переводе с греческого значит "благодарение". В этом основополагающем таинстве Церковь приносит благодарственную молитвенную жертву Богу за спасение всех людей - живых и умерших. Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греческого "общественная служба, дело", т. е. общественное служение). В отличие от других общественных богослужений (утрени, вечерни, часов), где Господь Иисус Христос присутствует одною Своею благодатию, здесь Он присутствует непосредственно, действительно Пречистым Телом Своим и Святою Своею Кровию, и не только присутствует, но и питает ими верующих.

Приобщаясь Страшных Христовых Тайн, мы следуем примеру святых апостолов, собранных на Тайную вечерю, где Господь установил таинство Святого Причащения. Но еще до этого апостолы Христовы слышали слова своего Учителя о таинстве Тела и Крови Его: "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53-56).

Телу и Крови Господа Иисуса Христа в таинстве Евхаристии должно воздавать особенную честь и поклонение, ибо каким поклонением мы чтим Самого Спасителя, таким же обязаны чтить Тело и Кровь Христовы.

Никто - ни священнослужитель, ни мирянин ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Причащать имеет право только священник или епископ. Миряне не имеют права причащаться самостоятельно, даже в самом крайнем случае.

До семилетнего возраста младенцы причащаются без приготовления, положенного для мирян. Ребенка можно причащать не только во время литургии, но и в любое время, подойдя с просьбой о причащении младенца к дежурному священнику или тому батюшке, который в настоящий момент свободен.

Младенцев нужно подносить к Чаше лицом вверх на правой руке и в таком положении причащать. При причащении младенца священник произносит: "Причащается младенец (имярек) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Жизнь Вечную".

Причастники должны приступать к Святой Чаше, сложив крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой. Священник, причащая, произносит: "Причащается раб Божий (раба Божия имярек) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную".

Приняв Святые Тайны, необходимо сразу проглотить Их. По причащении священник или диакон обтирает уста причастника специальным платом, после чего он целует край святой Чаши, как само ребро Христово, из которого истекли кровь и вода, и, отступив немного, делает поклон, но не до земли, ради принятых Святых Тайн, а затем запивает Причастие теплотой с антидором - частями просфоры, отрезанными от Агнца* и разрезанными церковнослужителями на небольшие кусочки (от греческого - "вместо дара", то есть - вместо Тела Христова).

До принятия Святых Даров не полагается есть и пить (даже воду) с 00 часов текущего дня, следует воздержаться от курения - хотя бы на протяжении 12 часов до принятия Святых Христовых Таин.

* Агнец - четвероугольная часть большой просфоры, которая во время литургии пресуществляется в Тело Христово.