«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Таинство елеосвящения (Соборование)


Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Православный катехизис

Елеосвящение - одно из установленных Церковью семи Таинств. Оно служит духовным врачеванием недугов (и духовных, и, как следствие, телесных); вместе с тем оно освобождает страдающего недугом от тех грехов, в которых он не успел раскаяться. Об утверждении Таинства Елеосвящения еще в древней Церкви есть свидетельства как св. Иакова-Апостола (Иаков, 5; 14-15), так и св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста (он составил те молитвы, которые читаются при сем Таинстве), св. Иринея Лионского, св. Амвросия Медиоланского, Оригена, Тертуллиана, да и многих иных.

Елеосвящение в древности было принято совершать совокупным действием семи (не менее) священников, отсюда и второе, весьма распространенное, название этого Таинства - соборование. Однако Церковь позволяет в случае необходимости совершать данное таинство и одному священнику.

Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в духовных недугах, греховной природе человека. Первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения:
"Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей" (Быт. 3, 16). На эту связь телесной болезни с греховностью указывает нам Сам Спаситель в Евангелии от Марка: "И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои" (Мк. 2, 3, 5). После чего расслабленный получил исцеление.

Апостолы, посланные Спасителем, "пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6, 12-13). Точнее это таинство раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15).

Однако следует отметить, что не все без исключения болезни - непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9, 3). И все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения.

Современное секулярное (внецерковное) сознание признает физическое здоровье единственно нормальным состоянием человека; с болезнями же не без успеха борется современная медицина. Лучшие достижения современной науки - лекарства, больницы со специальным оборудованием служат для того, чтобы как можно дальше отодвинуть границу здоровья и жизни - смерть. Однако неминуем момент, когда звучит фраза: "медицина бессильна".

Таинство Елеосвящения, вопреки распространенным ошибочным мнениям, не "один из последних обрядов", открывающих человеку безопасный переход в вечность; это и не полезное "дополнение" к медицине. Неправильно считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как "последнее напутствие" и не может быть повторено.

Елеосвящение - таинство исцеления. Его цель и исполнение - в истинном здоровье, оно вводит человека в жизнь Царства Божия, в "радость и мир" Святого Духа. Во Христе и через Него всё в этом мире: здоровье и болезнь, радость и страдание стали путем, вхождением в Новую Жизнь, ибо проникнуты в сознании верующего ее ожиданием и предчувствием.

Над кем совершается таинство Елеосвящения

Елеосвящению должно предшествовать покаяние, т. е. таинство совершается над человеком, не утратившим сознания. Оно не может совершаться только над больным либо над тем человеком, которому неминуемо грозит смертельная опасность (перед битвой, перед казнью). Оно не может совершаться над младенцем, над тем, кто утратил сознание и чувствование, и, конечно, над находящимся в здравии и вне опасности для жизни. Следует отметить, что это таинство не может быть совершено повторно во время продолжения одной и той же болезни над одним и тем же человеком.

Таким образом, Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.

Для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем.

В случае смертельной опасности, чтобы не лишить больного последнего Причастия, соборование соединяется с исповедью и Причастием. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения и Причастия, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

Когда таинство Елеосвящения совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу водружают семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей.

В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, вазелиновое и пр. масла) и немного красного вина. На тот же стол полагаются святое Евангелие и Распятие.