«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Cхождение Благодатного Огня?

Для одних - то, что может помешать спокойно жить и поэтому должно быть отвергнуто как выдумка. Для других это величайшее чудо на Земле, неопровержимо свидетельствующее об истинности Православия. Для православного человека это не просто чудо, а напоминание Господа, о том, что он с нами "…отныне и до скончания века", знамение его милости ко всем людям живущим на Земле. Ведь в соответствии с преданиями Иерусалимской Православной Церкви, год, когда он не сойдет, будет последним для Человечества.

Воскресение Христова (Пасха), перед которым происходит описываемое чудо - величайшее для христиан событие, указывающее на торжество православной веры, являющее собой знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

Праздник Пасхи отмечался уже в апостольской Церкви. На 1-м Вселенском соборе (325 г.) было установлено праздновать Пасху повсеместно в первое воскресенье пасхального полнолуния, чтобы Пасха христианская всегда праздновалась после иудейской. На 4-м Вселенском соборе было определено прекращать пост и начинать празднование Пасхи тотчас после полуночи.

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане встречают свой главный праздник в Храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. Здесь, в величайшей для христиан святыне, где происходят описываемые ниже события, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; на его территории расположено множество святых мест, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи, здесь находится крест на котором он был распят.

Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатно Огня. Благодатный Огонь не возжигается людьми, а снисходит от Господа; при этом он обладает чудесными свойствами, приносит паломникам чувство духовного исцеления, а больным и ущербным часто дарует исцеление физическое, подтверждает целый ряд событий, о которых нам хорошо известно из Библии. Благодатный Свет является в храме уже не первое тысячелетие.

По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет (Огонь) осветил Гроб Господень уже при самом Воскресении Христа - его увидел Апостол Петр, прибежавший ранним утром к пустому Гробу. О том у Св. Григория Нисского читаем: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно". А Св.Иоанн Дамаскин пишет: "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся" .

Таким образом, уже со времени Апостолов все православные ежегодно праздновали явление на Святом Гробе Святого Света, Благодатного Огня, схождением своим уверяющего христиан в том, что воистину Воскрес Христос. Благодатный Свет сошедший на Гроб Господень во время Его Воскресения свидетельствовали уже апостолы-евангелисты.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у святых Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются четвертым веком. В них есть описание и более ранних схождений. Евсевий Памфил рассказывает, что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Литания Святого Огня начинается приблизительно за сутки (около 12 часов по полудни в страстную субботу) до начала Православной Пасхи, которая не совпадает по дате с Пасхой католиков и протестантов перешедших на Григорианский календарь, в Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть чудесные события. Большинство верующих - Православные, однако, всегда бывает много инославных христиан, мусульман, атеистов, присутствует еврейская полиция. В самом храме находится до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом. Количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

Как пишет один из паломников: "Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном прошлом (в начале XX в. - прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха..."

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином .

"И вот утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем, как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трех часов (до 12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня," - пишет один из .

"В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей митре и панагиях. Духовенство медленной поступью минует "камень миропомазания", идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора" - повествует средневековый паломник.

Гул проносящийся по храму, возвещает о движении хоругвеносцев с красными хоругвями предшествующих приход Православного Патриарха.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств . Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они ведут себя весьма буйно - дружно кричат, просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь. "Иля дин, иля виль эл Мессиа" ("нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог") - скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.

"Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов... И огонь снизошел." Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?

"Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из которого стал моросить мелкий дождичек. Я стоял недалеко от Кувуклии, потому и на меня, грешного, упали несколько раз маленькие капли росы. Подумал, наверное, на улице гроза, дождь, а крыша в храме неплотно закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь. Но тут греки закричали: "Роса, роса..." Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила вату, лежавшую на Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы." - пишет паломник.

В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный "контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию.

Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие.

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место. В руках люди держат по пучку из 33 свечей. Все лампады в Храме Гроба Господня и других православных церквях Иерусалима потушены, они будут зажжены (или зажгутся сами) от Благодатного Огня после его схождения.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Перед схождением начинают блистать всполохи Благодатного Света (они всегда хорошо видны на видеосъемках), тут и там проскакивают маленькие молнии. Вот как описывает это один из паломников. "Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей."

На одной из съемок проведенной на площади можно наблюдать, как в низко висящих над куполом храма густых ночных облаках появляется быстро растущий яркий просвет, из которого на шпиль главного купола храма вырывается ослепительный бело-голубой луч света. По рассказам паломников, в момент, предшествующий схождению на Кувуклию сходит подобие молнии, между ней и небом возникает яркий столб света. Также отмечают, что в момент схождения Гроб Господень озаряется ярким светом.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, лампады и факела. В храме в это же время из отдушин у Гроба Господня вырываются языки бело-голубого пламени, длинной до 4-5 метров, как из огнемета.

Как свидетельствует видеосъмка, современные и средневековые паломники - лампады (кроме принадлежащих католикам), находящиеся поблизости с Гробом Господним и многие -* в других частях Храма, загораются сами. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова.

В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, держа в руках 33 горящие свечи (по числу лет жизни Христа на Земле), которыми он благословляет всех собравшихся. За ним следует Армянский патриарх, держа в руках лампаду горящую ярким голубым огнем . В зале раздается одобрительный гул, люди ликуют, многие плачут от радости.

"И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света," - пишет очевидец.

Как же в Кувуклии возгорается Благодатный Огонь?

А.С. Перов писал: "Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей".

Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, отправлявшего тогда служение: "Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня: но Огонь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредеся крат "Господи, помилуй", не жжет и не опаляет и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются".

Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму. Однако в некоторых местах возникают отдельные вспышки - у некоторых прихожан свечи загораются сами еще до того, как Огонь через цепочку людей доберется до них.

Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним благочестивой женщины возгорелось пламя, когда его еще не было поблизости, хотя она (видимо, из скромности) дважды тушила свечи, но они загорелись сами и в третий раз. Лампады находящиеся по бокам Кувуклии и принадлежащие разным церквам загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма - без какой бы то ни было людской помощи.

Однако история свидетельствует, что Благодатный Огонь возжигал не только горючие предметы. Градоначальники-мусульмане пытались воспрепятствовать схождению Благодатного Огня, укреплявшего веру в православных людях. В раннем средневековье, один из Халифов вознамерился воспрепятствовать сошествию Благодатного Огня, ободрявшего ненавистных ему христиан и приказал вместо фитилей вложить во все лампады ... железо, но бороться с Господом ему оказалось неподсилу - лампады горели несмотря ни на что.

Одновременно с этим очень хорошо видно, как молниеподобный Благодатный Свет в буквальном смысле начинает "ходить" по храму (снаружи это также происходит в виде сполохов, подобным молниям, нисходящим с неба, окутывающим и освещающим сначала только сам храм, а затем и весь прилегающий к нему район города). Проявляется это в виде вспыхивающих то тут, то там бликов и пятен, подобным фотовспышкам, свет от которых не заливает все пространство, а как бы проецируется размытыми, но тем не менее имеющими некую форму пятнами на колонны, стоящих людей и детали интерьера. Hо есть и обычные световые вспышки, которые наблюдаются при сполохах молний или при фотографировании (однако гораздо более яркие чем последние) ( При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Первое время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. Следов от ожогов не бывает. Огонь имеет несколько иной (светло-голубой) цвет и горит очень ярко - пучки свеч - точно факелы. Один из паломников рассказывает: "Как-то, спустя годы, я решил показать моему другу, как горит пучок иерусалимских свечей. Дерзнул возжечь подаренный другу опаленный от Огня пучок (точно такой же был со мною в Иерусалиме) и был поражен - он еле горел". Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут. Несмотря на огромное количество людей и беспорядочность толпы, открытый Огонь ни разу не привел к пожару в храме.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательная не остаются равднодушными даже те, кому "неудобно" это дарованное богом знамение.

Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих то тут, то там исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, - у человека с изуродованным гниющим цхом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до "умывания" Огнем).

"Во время схождения Благодатного Огня из сияющего провала в облаках, с ночного неба постоянно спадают вниз сполохи яркого голубого света, молнии, которые заливают прилежащие к храму районы христианского квартала и сам храм. Окружающая местность залита красивым, мягким сиянием. Патриарх Константинопольский выходит на площадь с горящими свечами и благословляет всех собравшихся, обходя в процессии храм. В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами."

Важной фигурой празденств является Армянский Католикос. Во время процессии Армянский Патриарх постоянно следует за Православным. Он не подходит к Гробу Господню и не принимает Благодатного Огня, а остается в Пределе Ангела - первом по входе в Кувуклию, откуда наблюдает за священнодейством Православного иерарха. Такой порядок был установлен одним из мусульманских правителей Иерусалима.

Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей, но в 1580 году священником армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху.

Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений.

В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. После этого, никто уже не пытался оспорить у Православных право на единоличное принятие Благодатного Огня,.

Впрочем, это был не единственный случай такого рода. В 1099 г. Иерусалим с благоволения римо-католической церкви был завоеван крестоносцами, враждебно относившимися к Православию.

Вот что пишет по этому поводу английский историк Стивен Рансимен: "Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…".

Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его. Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождение Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это произошло в Великую Пятницу в 1572 г. Первыми свидетелями стали два француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке.

Через 5 месяцев - 24 августа Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню. За два дня была уничтожена треть населения Франции. В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую субботу она опять замироточила. Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре. Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась II мировая война. В 2001 г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом ничего страшного... но о том что произошло 11 сентября этого года - через пять месяцев после мироточения, знает весь мир.