«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

О православной Пасхалии

В память избавления от египетского рабства евреи стали праздновать Ветхозаветную Пасху за 1609 лет до Р. X. от 14 до 21 числа Нисана, месяца Авива — марта, месяца колосьев, во время, когда созревал самый ранний хлеб — ячмень в Палестине. Время это символизирует начало времени при творении, и Сам Господь говорит об этом: «месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета» (Исх. 12, 1 - 2), «наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь Бог твой из Египта ночью» (Втор. 16, 1-9).

Семь дней запрещалось вкушать квасное. Евреи никогда не определяют Пасху ранее 14 марта (юлианского стиля), и первый день праздников опресноков никогда не совпадает с воскресением, средою, пятницей. Иудейская Пасха, сохраняя полнолуние, в первый день 14-го Нисана празднует заклание однолетнего агнца или козленка после полудня, вечером же до полуночи вкушают его с опресноками, испеченными на огне.

Пасха ветхая символизировала новую Пасху — силу Креста, Крещение и жизнь вечную, ибо остались живы в Египте все, у которых кровию агнца были помазаны крестообразно обои косяки и перекладины дверей в домах, и все перешли Красное море и избавились от рабства Египетского. Но евреи в своем календаре считают от сотворения мира 3761 год, а не 5508 лет (а дату 5508 лет подтверждают Кумранские рукописи, свитки Ветхозаветного Священного Писания где годы жизни Патриархов не изменены). 1 Нисана — день новолуния, есть начало древнееврейского календарного года. В III веке до н. э. начало еврейского года перенесено на осень, на 1 новолуние после осеннего равноденствия первого Тишри,— 25 сентября. 14 Нисана древние считали Пасхой Крестной, а 16 Нисана — Пасха Воскресная в малоазийской Церкви.

Пасха, которую совершил Господь с учениками, была как бы предпразднство Его страданий. Господь с учениками совершил Ветхую Пасху на сутки раньше — 13 Нисана без опресноков на кислом хлебе, хотя день праздника опресноков начинался с 18 часов часов 13 Нисана, ибо опресноки разрешались в день 14 Нисана после полудни. Ученики, возлежав на вечери, ели и пили Ветхую Пасху, но, приготовляя Апостолов к наступающей Новозаветной вечери истинной Пасхи, Господь Сам умыл им ноги подавая всем пример самоуничижения и смирения. Святой Иоанн Златоуст пишет, что Спаситель страдал на Кресте, ставши пасхальным агнцем в пятницу в те самые часы, которые Адам провел от вкушения до суда — от шестого часа до десятого (по нашему времени от 12 дня до 3 часов пополудни). Адам хотел обожения, и Господь, как Богочеловек, как Новый Адам, пришел на Землю, чтобы возвеличить человека.

Юлий Цезарь пригласил в Рим Александрийского астронома и математика Созигена и по его совету узаконил в 46 году н. э. новый календарь. За основу был взят Египетский календарь с продолжительностью года в 365 дней, в котором излишек времени в 5 часов 48 минут 47 секунд через 730 лет обращал летние месяцы в зимние, а через 1460 совершал полный оборот. Год стали считать в 365 дней 6 часов, и три года были в 365 дней, а четвертый — високосный — 366 дней. В 325 году Никейский Собор этот Юлианский календарь согласовал с солнечными и лунными кругами и Ветхой Пасхалией и установил по нему Пасхалию и христианские праздники. Пасхалия стала называться миротворческим кругом, Церковным кругом, Великим индиктионом, ибо стала наукой в кругу богословских, астрономических и математических наук. Этот круг состоит из 532 лет, из 28 девятнадцатилетних лунных циклов (28x19 равно 532) и явился шедевром мировой хронологии, универсальной для всех.

Через 28 лет, называемых - Кругом Солнца, дни седмицы падают на те же самые числа месяца в Юлианском календаре, т. е. виден цикл, ритм как заведенного механизма.

Пасхальный год в церковном исчислении начинается днем Светлого Христова воскресения и разделяется на три круга. 1 круг заключает в себе 8 седмиц или недель, начиная от Пасхи до Пятидесятницы или недели Троичной. II круг содержит недель 32, или 33, 36 или 37. III круг содержит 10 седмиц. (Великого поста и подготовительных). Период времени, приходящий от дня Пасхи одного года до дня Пасхи другого года, носит название пасхального периода — года. От дня Пасхи одного года до дня Пасхи другого года проходит 350 или 357, 378или 385 дней, и Пасхальный год содержит 50 или 51; 54 или 55 седмиц.

 

 

Священное Предание говорит:

1. Чтобы Пасха была после весеннего равноденствия;

2.         После за сим полнолуния;

3.         В первый за сим воскресный день;

4.               Чтобы не совпадал сей Праздник с Пасхою еврейскою, от которой зависит определение времени, а был после еврейской Пасхи.

Определение Собора, бывшего 20 ноября 1583 года в Константинополе, подписанное патриархом Иеремием-2, Александрийским патриархом Сильвестром, Иерусалимским патриархом Софронием и прочими Архиереями Собора, гласит: «кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных».

Астроном Предтеченский указывает, что Пасхальные таблицы, т. е. наш Церковный календарь, составлены были самою ученою из древнейших церквей — Александрийскою. Этот коллективный труд выполнен так, что до сих пор остается непревзойденным.

Всероссийский Собор 1917 - 1918гг. от 30 января 1918 года в своем 73 деянии предписал сохранять в церковном обиходе юлианский календарь. Григорианский календарь астрономически неточен. Также в 1923 году Российская Православная Церковь подтвердила свое решение хранить Церковную Пасхалию неизменной. Над новостильниками до сих пор тяготеют клятвы восточных Патриархов и Соборов 1583 и 1756 годов.

Святейший Патриарх Тихон в своем Послании 4(17) ноября 1921 года № 1575 пишет: «Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками Апостольской верности, молитвен­ного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и уставе, должна сохраниться в Св. Православной Церкви неприкосновенно как величайшее и священнейшее достояние».

Празднование Пасхи по-католически, особенно прежде иудеев и вместе с ними — дело крайнего бесчиния и отход от Апостольской верности. Посему вопрос о Церковном календаре — вопрос веры и весьма важнейший. По соображениям научно-астрономи­ческим, церковно-каноническим и техническим проф. Лебедев обосновал преимущество юлианского календаря. Кафолическую истину мы должны определять теперь более не общецерковным сознанием, которого в настоящее время недостает нам, а общецерковным преданием, как было во времена монофелитов и иконоборчества, поэтому календарный вопрос — канонический вопрос, ибо мудрецы и лжебратия почитают себя превыше Апостолов и святых Отцов Церкви, устами коих вещал Сам Господь. Церковь празднует Пасху не по указаниям григорианского или юлианского календарей, а по лунному библейскому календарю, по которому праздновал Пасху Ветхозаветный Израиль, следуя заповеди Божией.

Установлен Пасхальный предел — момент, с  которого начинается новый Пасхальный год, весенняя четверть с 21 марта Нисана первого лунного месяца (полнолуние которого исполняется после 21 текуфат Нисана) по 25 апреля. В пределах 22 марта и 25 апреля — всего 35 дней. В один из этих только 35 дней и может быть празднуема Пасха каждого года. Пасхальное полнолуние всегда после весеннего равноденствия. В первый Вселенский Собор равно­денствие было 21 марта. По большей части как иудеи, так и христиане признавали одно и то же Пасхальным полнолунием. Во время 1 Вселенского Собора весеннее равноденствие было 21 марта, а в 1977 году было 5 марта старого стиля, юлианского. Но Церковь сохраняет 21 марта своим первым Пасхальным пределом, и вот почему не передвигает его ко времени действительного равноденствия. Хотя юлианский календарь расходится с астрономическим на 11 1/4 минуты и дает разницу 3 часа через 16 лет, на 12 часов через 64 года и на целые сутки через 128 лет с лишком. Но Церковь не признает полнолуния Пасхальными до 21 марта, потому что иудеи не признают за Пасхальные те полнолуния, которые приходятся в первой половине нашего месяца, а потому 14 число марта месяца служит ранним пределом для иудейской Пасхи. В тех случаях, когда мартовское полнолуние бывает прежде 14 марта, они отлагают свое празднование до апрельского полнолуния. А христианам . воспрещено праздновать Пасху прежде иудеев, поэтому и мы не принимаем за Пасхальные полнолуния эти полнолуния. Таким образом, сохраняющаяся в Православной Церкви неизменность пределов дня Пасхи является совершенно согласною с духом постановления Собора. У иудеев ранний предел для 14 Нисана — полнолуния и календарный является числа 14 марта — юлианский или 27 марта — григорианский, а это значит, что в период между 22 марта по 27 марта стиля григорианского не может быть Пасхальных полнолуний и, следовательно, празднования Пасхи. Если перешли на новый стиль, то должны на этот же стиль перенести и пределы, а они теперь будут с учетом 13 дней: 22 марта плюс 13 минус 21 равно 4 апреля 25 апреля плюс 13 минус 30 равно 8 мая.

Тогда ошибка устраняется, если не праздновать только Крестную Пасху вместе с иудеями, а всегда соблюдать еще и трехдневие — день Распятия, день субботы и день Воскресный.

Если держать пределы 22 марта (4 апреля) - 25 апреля (8 мая) юлианский григорианский, то можно западным и восточным христианам день восстания из мертвых — праздник надежды всеобщего воскресения — праздно­вать в один и тот же день, скажем: 5 апреля - 18 апреля. Календарные разные числа фактически определяют один день так же, как 2 февраля и 15 февраля; 25 октября - 7 - 8 ноября.

В первый день Господь пребывал в смерти от часа девятого, когда испустил дух — 3 часа (ибо час девятый по нынешнему времени три часа пополудни). Следующий день считается после 18 часов. Во второй день Господь весь день, т. е. 24 часа был мертв . В третий день чуть больше 6 часов, ибо воскрес чуть за полночь. Итого: в трехдневье тело Спасителя пребывало бездыханным в смерти чуть более 33 часов (3 плюс 24 плюс 6 равно 33).

                 период смерти

Утро пятка                                                        1 день

Час девятый ныне пополудни 3 часа равно 1500

Вечер пятка

1500..................... 1800                                                          Зч.

Утро субботы                                                                    

Вечер субботы                                                  2 день       24ч

1800...................... 2400                                                         6ч.

Утро Воскресного                                            3 день

единого дня недели.

Какая простота, какое благолепие и какое неоценимое    сокровище и достояние имеется в вечном Пасхальном   Православном   индиктионе!   Были Пасхальные каноны Ипполита, ученика св. Иринея Лионского; Дионисия, епископа Александрийского; Анатолия, епископа Лаодикийского (с большей точностью: родом из Александрии), послужившего основанием Пасхального канона св. Кирилла Александрийского.

Древние Церкви праздновали Пасху в первое Воскресение, которое следует за 14 Нисана, имея в виду распятие Господа 14 Нисана, в пятницу, пребывание в гробе — в субботу 15 Нисана и событие Воскресения Христова, совершившееся рано утром в первый день недели, и в Воскресение 16 Нисана. Себя на смерть Господь предал на Голгофе в самую пятницу, когда иудеи праздновали Пасху. Эту крестную Пасху, заклание Христа, христиане малоазиатских Церквей до середины III века праздновали 14 Нисана вместе с иудеями, объединяя Ветхозаветную Пасху с Новозавет­ной вместо того, чтобы 16 Нисана, в день Господень, отмечать Пасху Воскресную. Иудеи празднуют заклание агнца, а христиане — заклание Христа. А где же воскресение?

Ведь без Воскресения тщетна наша вера. Если Христос умер как человек и Его крестные страдания отмечаем как человека, а не празднуем после трехдневного Воскресения, то Христос не Бог, а лишь человек. И Евангелие говорит, что иудеи «во утрий день, иже есть по пятце» просили Пилата запечатать гроб, чтобы ученики не украли Тело Иисусово и возгласили людям, что восстал из мертвых... И дали воинам довольно денег, чтобы те сказали, что Воскресения не было, но «ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящим... И промчеся слово сие во иудеях даже до сего дне» (Мф. 27, 62; 28, 15).

Уже во II веке римский собор запретил праздновать Пасху по-иудейски и вместе с иудеями, ибо Апостольское правило гласит: чужд Церкви, отмечающий Пасху с иудеями. Итак, Пасха иудейская сохраняет лишь полнолуние, а христиане еще и Воскресение, — писал и говорил Папа Виктор. Здесь христианский Восток поддержал это решение Папы Виктора не праздновать Пасху по-иудейски в 14 день Луны, но только в великое и дарующее жизнь Воскресение.

Дух Святой через богодухновенных Апостолов и святых Отцов преподал правило благочестия для всех. Так, седьмое Апостольское правило говорит: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина».

1 Правило Святого Поместного Собора Антиохийского говорит о том, что дерзающие нарушать определения Святого и Великого Собором, в Никее бывшего «о святом празднике Спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви. Если кто из предстоятелей Церкви, епископ или пресвитер, или диакон дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей с иудеями совершати Пасху, такового Святый Собор осуждает быти ему чуждым Церкви, запрещает в священнослужении и его вступившим в общение с ним». Было то, что в древних Церквах отмечали Крестную Пасху.

Задача календаря — чтобы не было несуществующих дней, Папа Григорий XIII ввел в 1582 году свой календарь как влияние эпохи Возрождения, от которой духовная жизнь в Католической Церкви упала. Коперник был против реформы, а Собор 1583 года отверг новый календарь как орудие завоевательной политики папства.

Введение григорианского календаря началось с того, что после 4-го октября (четверг) стали считать 15 (пятница), с 5-го по 14 октября дни были выброшены. История и хронология затрудняет потому расчеты. Если 4 октября четверг, значит пятница была 5, 12, 19, а оказывается пятница стала по нововведению 15 числа. Если 4 было новолуние, значит, новолуние было 18 или 19, а оно стало 28 или 29; усложняются с григорианским календарем вычисления, поэтому историку, хронологу при вычислениях лучше всего забыть о григорианском календаре и делать вычисления по юлианскому, а потом прибавлять соответствующее число дней. Григорианский календарь является исторически вредным, оказывается астрономически ненужным. С 1900 по 2100 год разность между календарями будет 13 дней. По григорианскому календарю трудно восстанавливать исторические факты, астрономические явления; сложно чередовать лунные и солнечные уравнения.

Григорианскому стилю нельзя применять правило о праздновании Пасхи. А правила таковы:

1. Пасха празднуется непременно после еврейской, хотя бы на один день.

2.           Пасха празднуется в первое воскресение после весеннего полнолуния. Но у евреев Пасха празднуется в весеннее полнолуние, если оно будет не ранее 14 марта по старому стилю (27 по н. ст.).

Отсюда следует, что евреи иногда могут справлять Пасху почти месяцем позже после григорианских христиан. Так было в 1891 году и 1894 г. и в течение столетия 1851 — 1950 представляется таких 15 случаев. В Римской Церкви правило Апостолов Вселенского Собора и Отцов упущены. Счет чисел с 1582 г. католики стали производить с разницей на 10 дней. Они 11 марта — день равноденствия стали считать 21 марта, как и в 325 г. было, и постановили Пасху праздновать в первый воскресный день за полнолунием в самый день действительного равноденствия или после него. Уменьшили число високосных дней. Пасхальные границы стали считать 22 марта и 25 апреля по новому стилю. А к чему это привело? Известно, что иудеи не празднуют Пасху прежде 14 числа марта по старому стилю или 27 марта по новому стилю...

Католики стали нарушать правило, соборов и иногда праздновать Пасху прежде, иудеев, как было в 1864 г., 1872 г., 1883 г., 1891 г. и вместе с иудеями, как в 1805 г., 1825 г., 1903 г., 1927 г., 1981 г. и это потому, что католики в новых своих Пасхальных границах допустили ошибки, хотя и Пасха у них после равноденствия в воскресный день. По таблицам католиков полнолуние иногда совпадает с субботой, а по вычислениям иудеев, у которых счет вернее, оно совпадает с воскресением, в которое на самом деле наступает полнолуние. Тогда христиане Запада и иудеи празднуют Пасху в один в тот же день. Но у православных такие случаи невозможны. Вот почему Православная Церковь не может принять григорианский стиль.

Еще предлагают праздновать Пасху по-прежнему, но только исключить из нашего года 13 дней и считать числа по новому стилю. Тогда наш последний предел Пасхи 25 апреля будет 8 мая. Тогда в некоторые годы Пасха будет в начале мая, а Пятидесятница в конце июня, для поста Апостолов Петра и Павла не остается времени, и день Святых наступит после этого праздника. Так что пока весеннее равноденствие не дошло до последних чисел февраля и бывает в весеннем месяце марте, для юлианского календаря неважно уравнение с астрономическим годом, через неточный григорианский календарь.

Когда Константинопольское совещание 1923 года предложило всей Церкви перейти на григорианский стиль, то Русская Церковь при патриархе Тихоне, подражая Константинопольской, в этом 1923 году также ввела новый стиль с тем, чтобы церковные и гражданские события отмечать по новой календарной системе, а перед этим 26 января 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР был введен в России новый стиль и 1февраля стало считаться 14 февраля.

При рассмотрении оказалось, что такие события, как 25 марта — Благовещение, 25 мая — третье обретение Главы Предтечи, 25 сентября — преставление преподобного Сергия, 25 октября — явление новой эпохи,   25 декабря — Рождество Христово приходится отмечать через время, которое не завершило свой годичный путь солнца по небесной эклиптике, т. е. не через астрономический год (365 дней 5 часов 48 минут 47,8 секунд), а через 352 дня. Тогда решили эти события отмечать 7 — 8 числа следующего месяца, отказаться от нововведений и сохранить юлианский календарь в Русской Православной Церкви.