«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Православный календарь

«Вопрос о церковном календаре — вопрос веры, и весьма важнейший. Ценность календаря для Православной Церкви определяется, главным образом, отношением его ко времени празднования святой Пасхи, так как это празднование должно совершаться на основании библейских узаконений и согласно с соборными определениями повсеместно в одно и то же время, в день воскресный, но не одновременно с пасхой иудейской»

(Совещание по случаю 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви, 1948 г.).

История возникновения календарного вопроса

Сторонникам календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII — при котором и была осуществлена реформа. Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов. Комиссия по проведению реформы, которую возглавлял иезуит Хрисоф Клавдиус, окончила свою работу в 1582 г. В качестве причин календарной реформы папа Григорий XIII выдвинул астрономические расхождения.

В своем указе от 24 февраля 1582 года он написал, что необходимо «не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого по времени Никейского Собора оно отступило на 10 дней... и 14 луне вернуть ее место, от которого она на 4 — 5 дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и 14 луна со своих мест никогда не сдвигались». 5 октября 1582 г. стали считать 15 октября и с этого дня перешли на новый календарь, разработанный итальянским ученым Луиджи Лилио и получившим по имени папы название григорианский.

В новом календаре високосными столетиями считались лишь те, у которых число сотен делится на четыре. Так как нарушилась ритмичность смены простых и високосных годов, то применение Александрийской пасхалии в григорианском календаре сделалось невозможным. Поэтому за календарной реформой последовала реформа пасхальная. Отныне пасхальными «равноденствием» и «полнолунием» стали считаться не расчетные величины Александрийской пасхалии, а астрономические явления, которые с расчетными не совпадают. Чтобы закрепить Пасху за астрономическими датами «навечно», в Александрийскую пасхалию были введены громоздкие добавления и поправки. Но можно ли закрепить астрономические явления навечно за конкретными датами?

Во-первых, календарная погрешность относительно астрономического года (которая исправляется вставкой дополнительного дня в високосном году) распределяется от года к году неравномерно. В григорианском же календаре, поскольку не все столетия считаются високосными и периоды невисокосных годов на стыке этих столетий равны семи годам вместо обычных трех, эта неравномерность довольно значительная. Расчеты астрономов показывают, что начало весны - в григорианском календаре (момент прохождения центра диска солнца через точку весеннего равноденствия) в каждом 400-летии смещается на 1,6954 суток и колеблется в пределах трех дней. Так, во второй половине XVII и XVIII вв. каждый четвертый год весеннее равноденствие приходилось на 19 марта, а в настоящее время чаще выпадает на 20 марта, нежели на 21.

Во-вторых, несмотря на то, что точность григорианского календаря в отношении величины тропического солнечного года довольно высока (годовая разница составляет 26 секунд), за 3280 лет общая погрешность составит одни сутки, то есть астрономическое весеннее равноденствие уже официально сместится на 20 марта.

В-третьих, ошибка относительно лунного цикла, сдвигающая астрономическое пасхальное полнолуние от весеннего равноденствия на сутки каждые 210 лет, приведет к тому, что в будущем это полнолуние будет по отношению к равноденствию вторым, а не первым.

Из всего этого следует, что «закрепить навечно» равноденствие и 14 луну практически невозможно, и рано или поздно григорианский календарь войдет в противоречие с католической пасхалией. Григорианская реформа, установив свои астрономические каноны, нарушила каноны церковные. В настоящее время трижды в 19 лет католическая пасха празднуется раньше иудейской. Вызвано это тем, что в данные годы иудейская пасха приходится не на первое, а на второе полнолуние после астрономического весеннего равноденствия, католики же отмечают Пасху после первого.


В Александрийской пасхалии с самого начала заложен принцип, не допускающий опережения иудейской пасхи, так как в расчетах участвует не астрономическое полнолуние, а расчетное, которое относительно пасхального весеннего равноденствия — 21 марта по юлианскому календарю — всегда является первым полнолунием, хотя относительно астрономи­ческого равноденствия — 21 марта по григорианскому календарю — может быть и вторым. И лишь шесть раз в 19 лет, когда расчетное и астрономическое полнолуния выпадают на одну неделю, православная Пасха и католическая совершаются в один день (63, 8 — 10).


Итак, не имея достаточных оснований для реформы церковного календаря, папа Григорий XIII единоличным решением зачеркнул соборное решение отцов 1 Вселенского Собора. «Аще кто всякое Предание церковное, писаное или неписаное, отвергает, анафема» (VII Вселенский Собор, деяния). О сознательном вызове авторитету отцов Церкви свидетельствует медаль, выпущенная по случаю введения григорианского календаря с портретом папы и надписью «Григорий XIII, наилучший верховный жрец».

Под угрозой отлучения от Церкви все католические страны приняли новый календарь. Протестантские государства, поначалу резко выступив против григорианской реформы, однако постепенно перешли на новое летоисчисление.

Вслед за гражданскими властями григорианский календарь приняли и протестантские конфессии. Православная Церковь решительно отвергла папское нововведение. «Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотри­тельно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемые христианами всей земли и празднуемой, как определено, — сего ради становится причиной соблазнов... Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми отцами... Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове... законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову... — да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание» (Из соборного постановления в Константинополе при патриархе Иеремии 11, 1583 г.).

Православная Церковь хранила единство в борьбе с календарной ересью до 1923 г. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV. На совещании отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. В качестве нового календаря предлагался так называемый «новоюлианский» календарь, предложенный югославским астрономом М. Миланковичем. В нем, как и в григорианском календаре, также нарушена периодичность смены простых и високосных годов, а до 2800 г. данные календари совпадают один к одному. Новоюлианский календарь нужно рассматривать как вариант григорианского. Церкви, принявшие новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре. Непереходящие же праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Искусственно сочетаемый с Александрийской пасхалией новоюлианский календарь вносит нестроения в богослужебную жизнь, влечет нарушение установлений Церкви о праздниках и постах. Так, в некоторые годы (при поздней Пасхе) значительно сокращается, а то и вовсе исчезает Апостольский пост, иногда он выпадает на дни, запрещенные для поста в богослужебной практике. Полностью изменились дни памяти святых, а следовательно, и дни Ангела православных христиан. В практической жизни это все означает разлад в церковном народе и разделение. Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников » и «новостильников».

Русская Православная Церковь сохранила прежний календарь. Попытка в 1923 г. перевести Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. В настоящее время немногие Церкви сохранили приверженность церковному юлианскому календарю. Кстати будет вспомнить слова профессора В. В. Болотова, сказанные им в 1899 г.: «Думаю, что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение к неиспорченному старому стилю».