«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Создание храма и его история до 1917 года

Различен милования образ и широка заповедь сия.
Святой Иоанн Златоуст

История храма неразрывно и разносторонне связана с бывшим Клиническим городком медицинского факультета Московской Академии на Девичьем поле. Отсюда и по­шло название храма - во имя Михаила Архистратига в клини­ках или на Девичьем поле. Церкви, по стародавней тради­ции, являются частью богоугодных заведений, к которым относятся и клиники.

Храм Михаила Архистратига ровесник Клинического городка. Комплекс торжественно заложили 22 сентября 1887 года, а освятили после завершения строительства в 1897 году. Участники прошедшего в этом же году XII Международного съезда врачей отмечали уникальность городка — и самих медицинских учрежде­ний и высокий уровень их оснащенности.

В эти годы в клиниках городка трудились такие выдающиеся россий­ские ученые-медики, как Н.В. Склифосовский, И.М. Се­ченов, В.П. Сербский, Ф.Н. Иноземцев, В.Ф. Снегирев, Н.В. Филатов, Ф.Ф. Эрисман и многие другие. Медицин­ский факультет выпускал до половины врачей страны.

Большие возможности открылись не только заботами государства,  но и, в значительной степени, благодаря необычайно щедрым и разносторонним пожертвовани­ям московского купечества, которое дарило землю, деньги и ма­териалы на строительство, оборудование и на содержа­ние  больных.  Имена А.А.,  В.А.  и Т.С. Морозовых, Е.В.  Пасхаловой,    В.А. Алексеевой,    М.А. Хлудова, Г.Г. Солодовникова, П.Г. Шелапутина и других навсегда вошли в историю Клинического городка.

Благотворительность или милосердие — одна из важней­ших христианских добродетелей. Господь Бог наш Иисус Христос заповедал: "Блаженны милостивые; ибо они поми­лованы будут" /Мф. гл. 5; 7/. Русский историк В.О. Клю­чевский отмечал, что еще со времен древней Руси "мило­стыня была дополнительным актом церковного богослуже­ния, практическим требованием правила, что вера без дел мертва". Все облагодетельствованные: ученые, врачи, об­служивающий персонал, больные на излечении, обучаю­щиеся студенты — становились как бы молитвенными хо­датаями о дающих или о почивших их близких. Благотвори­тельность становилась делом заботы о страждущих, подго­товки врачей, создавала условия для развития знаний как опоры благочестия.

Нашелся благодетель и при возведении храма. Ранее по­ставленной среди Клинического городка часовни в честь святого Димитрия Прилуцкого было недостаточно. Нужен был вместительный храм, рассчитанный на широкий круг молящихся. На сей раз, жертвователем стал заслуженный профессор, руководитель кафедры акушерства и женских болезней, Александр Матвеевич Макеев. Он был глубоко верующим че­ловеком и вошел в исто­рию отечественной медицины.

6 октября 1893 года профессор А.М. Макеев подал про­шение о принятии университетом от него пожертвования в 100000 рублей на строительство храма и дома с двумя квар­тирами для причта. Попечители университета и Москов­ского учебного округа и министр Народного Просвещения поддержали благородное начинание. К прошению прила­гался за подписью архитектора М.И. Никифорова проект храма на 650 молящихся и дома для причта.

Выбор архитектора не случаен. Архитектор придворного ведомства Михаил Илларионович Никифоров (1837 — пос­ле 1897 г.) вел строительство акушерского корпуса клиник по проекту архитектора К.М. Быковского. Профессор A.M. Макеев постоянно вникал в ход его строительства и оборудование своей клиники и, разумеется, был знаком с М.И. Никифоровым. Причастность к проекту храма архи­тектора А.Ф. Мейснера, который тоже участвовал в руко­водстве строительными работами в Клиническом городке, не нашла своего подтверждения в проектной и сдаточной документации. Автор проекта сам сдавал готовый к освяще­нию храм.

14 марта 1834 года Московская Духовная консистория и Строительное от­деление губернского правления нашли "этот проект в техническом отношении составленным пра­вильно и постройка по нему может быть допущена". 7 мая 1894 года благо­родное пожертвование и проект храма одо­брил государь император Александр III.

На возведение и отделку храма выделяли 80000 рублей, и 20000 рублей на возведение юго-западнее его дома для причта. Храму отво­дили по общему проекту Клинического городка архитекто­ра К.М. Быковского свободную от застройки северную оконечность его территории.

По замыслу архитектора М.И. Никифорова "церковь проектирована в стиле московских церквей XVII века, план ее крестообразный по примеру старинных церквей, о пяти главах с небольшой колокольней". За образец подражания им была выбрана "подобная же ей старинная церковь Спа­са Преображения, что в Каретном ряду", т.е. снесенная поз­же церковь Спаса на Песках 1642 года. Но это только от­правная точка, за основу взята композиция храма: мотив двойной арки с гирькой главного входа. А шатровые главы могли быть навеяны изящным завершением церкви Рожде­ства Богородицы в Путинках и даже собором Соловецкого монастыря. Автор проекта умело использовал и, переосмыс­лив, совместил прекрасные образцы древнего храмового зодчества середины XVII века.

Торжественная закладка церкви во имя Архистратига Михаила произошла 17 июля 1894 года после молебного пения с водосвятием, совершенных местным благочинным отцом протоиерем Димитрием Некрасовым с духовенством из ближайшей церкви преподобного Саввы Освященного при хоре певчих. На закладке храма присутствовали: испол­няющий должность попечителя университета Я. И. Вейнберг, храмоздатель A.M. Макеев, профессора университета и приглашенные им лица.

Храм поставили на свободной от застройки северной оконечности Клинического городка при пересечении Кли­нической (ныне улица Еланского) и Погодинской

улиц с Малым Воздвиженским переулком (ныне 2-й Труженников переулок). Благодаря своей композиции с пятью высокими шатровыми главами храм занял главенст­вующее положение в окружающей городской застройке. Символично соседство церкви с клиническими корпусами, где заботились о материнстве и рождении детей, объединив заботу о здравии с духовной поддержкой и восприемностью.

Храм возвели на высоком белокаменном цоколе. С двух сторон к церкви пристроили широкие крыльца, которые, вместе с примыкающей шатровой колокольней с одним ярусом звона, придали ему в плане крестообразную форму. Использование угловых лопаток с рядами крупных шири­нок, разнообразных по формам оконных обрамлений и на­личников, многорядного карниза, рядов кокошников в ос­нованиях шатровых глав позволили создать гармоничный по своей архитектуре храм и подчеркнуть связь с нацио­нальными традициями.

 Снаружи стены тонко обмазали многорядный карниз раствором и окрасили белой масля­ной краской, а выше произвели окраску по кирпичу с уче­том зрительного восприятия всего строения. Луковичной формы главки и металлические кресты вызолотили. Под алтарем в подклете устроили печи духового отопления. Внутри стены и своды храма также были выровнены тонкой затиркой и окрашены в бледно-охристый цвет. Из практи­ческих соображений в тот же тон, но масляной краской, ок­расили низ стен. Такой тон выбран не случайно; нужно бы­ло смягчить контраст с темным деревом иконостасов и ки­отов. Полы выстелили плитами тарусского мрамора.

 Рос­пись церкви отличалась скромностью. В куполе централь­ной большой главы масляными красками был написан об­раз Бога Саваофа со Святым Духом в виде голубя на фоне облаков, в конце апсиды — образ Спасителя нашего Госпо­да Иисуса Христа на обрусе. На сводах диаконника и жерт­венника изобразили по херувиму. В основании барабана центральной главы в обрамлении написали: "Господи да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь". Ниже на парусах были выписаны образы святых Евангелистов, а в основаниях сводов под боковыми главами по частям напи­сали Господню молитву "Отче наш".

Три резных иконостаса, исполненных из дуба, установили в одну линию, связав их в промежутках подобными по сти­листике киотами. Столбики на уровне первого яруса были выполнены из венгерского клена, что обогащало цветовую гамму стены иконостасов и киотов. Некоторые современни­ки отмечали применение темного мореного дуба. Такие тем­ные иконостасы характерны для того времени.

Перед дубовым престолом во имя святого Михаила Архангела стоял двухъярусный иконостас с двумя чинами икон. Боковые однотипные одноярусные иконостасы вначале не имели царских врат - приделы не упомянуты ни храмоздателем, ни архитектором в проектной доку­ментации.

В середине иконостаса, перед сосудохранилищем, был образ святого Николая чудотворца, а правее - об­раз святой великомученицы Екатерины. Храмовая икона святого Михаила Архангела помещалась в киоте у право­го клироса, в киоте у левого клироса была икона святого благоверного князя Александра Невского. Все иконы на уровне первых ярусов иконостасов были написаны на до­сках по золотому фону с просечками. Выше установлен­ные иконы были исполнены на холстах. Два киота стоя­ли у столпов вблизи главного входа в храм. Столь сдер­жанное и даже скромное, но благочестивое убранство церкви соответствовало ее архитектуре и представлениям о красоте храма конца XIX столетия. Светлая окраска стен и сводов, невысокая стена иконостасов, наличие трех ярусов окон создавали настроение торжественности и праздничности. Для освещения по поперечной оси хра­ма подвесили три бронзовых паникадила: одно на 24 све­чи и два по 18 свечей. Церковь обогревали две печи духо­вого отопления.

20 мая 1895 года, во время строительных работ, в Правление импера­торского университета поступило новое за­явление о пожертвовании двух свидетельств - по 1000 рублей каждое, государственной 4-процентной ренты по завеща­нию умершей в начале того года старшей повивальной баб­ки акушерской клиники Елизаветы Васильевны Соловье­вой "для употребления процентов на свечи, масло и другие церковные нужды и поминовение". Душеприказчиками вы­ступили известный нам заслуженный профессор A.M. Ма­кеев и трудившийся с ним в этой клинике доктор медици­ны Николай Иванович Побединский, который с 1913 года займет должность А.М. Макеева.

Уже 3 марта 1897 года после молебна, совершенного ду­ховенством церкви преподобного Саввы Освященного, со­стоялось освящение и поднятие всех восьми колоколов. Са­мый большой из них весил 111 пудов 15 фунтов, а общий вес колоколов превышал 178 пудов.

Все заботы о строительстве и украшении храма взял на се­бя А.М. Макеев, включая оплату счетов, согласования с уни­верситетским начальством, закупки всего необходимого для церкви. Серебряная вызолоченная богослужебная утварь, большая серебряная лампада для храмовой иконы, бронзо­вые подсвечники, лампады, хоругви с живописными изобра­жениями он заказал московскому мастеру О.Ф. Курмокову. Современники особенно восхищались оправленными в золо­ченное серебро с финифтяными образкам двумя напрестоль­ными Евангелиями и бархатной плащаницей с серебряным шитьем и живописным изображением тела Христова.

18 августа 1897 года архитектор Московского университе­та, автор проекта Клинического городка академик К.М. Быковский и советник правления университета инже­нер А.Н. Демососов,  в присутствии строителя церкви архите­ктора М.И. Никифорова, храмоздателя А.М. Макеева, бла­гочинного Пречистенского сорока протоиерея Димитрия Не­красова и определенного к этой церкви священника Петра Померанцева осмотрели выстроенную церковь. Они отме­тили хорошее качество материалов, тщательность исполне­ния в полном соответствии проекту и засвидетельствовали, что "к совершению освящения церкви и начатию богослу­жения со стороны технической препятствий не находится". Храм был принят в собственность университета с утвержде­нием содержания за счет государственной казны священни­ка, псаломщика и сторожа, кроме того, предусматривались отчисления на содержание церкви и дома для причта. Все имущество храма, включая облачения для причта, по от­дельной описи А.М. Макеев передал настоятелю церкви.

"Московские церковные ведомости" (1897, № 45) и газе­та "Московские ведомости" (1897, № 303) поместили про­странные сообщения о торжественном освящении нового храма во имя святого Архистратига Михаила. Событие при­мечательное для Москвы во времена понижения внимания к православной церкви со стороны интеллигенции и сту­денчества. Освящение храма совершил 2 ноября 1897 года преосвященный Тихон, епископ Можайский, управляю­щий делами Московской епархии.

В сослужении были: благочинный Пречистенского со­рока отец протоиерей Д.П. Некрасов, настоятель универ­ситетской церкви святой великомученицы Татьяны протоиерей Н.Е. Елионский, священник церкви святого Си­меона столпника на Тверской отец М.Д. Успенский, ме­стный причт в сослужении Синодального хора Чудова мо­настыря. После освящения святого престола и алтаря, преосвященный Тихон с духовенством совершил литур­гию. Вместо причастного стиха хор пропел "Обновляйся, новый Иерусалиме". Настоятель храма отец Петр Поме­ранцев произнес проповедь.

На торжества были приглашены: попечитель Москов­ского учебного округа Н.П. Боголепов, помощник попечи­теля В.Д. Исаенков, управляющий канцелярией Москов­ского генерал-губернатора гофмейстер Двора В.К. Истомин, ректор Московского императорского университета П.А. Некрасов, помощник ректора действительный стат­ский советник профессор Н.А. Зверев, деканы факультетов профессора В.Ф. Снегирев, Н.В. Бугаев, И.Т. Тарасов, B.C. Богословский, И.И. Нейдиенг и другие, а также вра­чи, студенты медицинского факультета и молящиеся.

По окончании литургии настоятель храма отец Петр Померанцев зачитал отношение попечителя Московско­го учебного округа на имя ректора университета: "Госу­дарь император по всеподданнейшему докладу министра Народного Просвещения в 11 день минувшего октября всемилостивейше соизволил на объявление заслуженно­му профессору Московского университета Макееву вы­сочайшей благодарности за сделанное им щедрое пожер­твование на сооружение церкви во имя святого Архист­ратига Михаила при университетских клиниках и личные его труды по сооружению означенной церкви". Затем по­следовало провозглашение многолетия, и особое много­летие было возглашено храмоздателю. Преосвященный Тихон выразил свою благодарность профессору — благо­детелю A.M. Макееву.

Под колокольный звон приглашенные проследовали на банкет, устроенный храмоздателем в здании Фармакологи­ческого отделения. Были зачитаны благодарственные по­слания и телеграммы от Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, от товарища мини­стра Народного Просвещения, от бывшего попечителя Мо­сковского учебного округа и сенатора графа П.А. Капни­ста, оказывавшего содействие A.M. Макееву в 1893—1894 годы, от городского главы князя В.М. Голицына, от Фарма­кологического института Юрьевского университета (ныне г. Тарту) и других.

Профессор A.M. Макеев произнес глубоко прочувство­ванную речь, содержание которой полезно знать и следую­щим поколениям:

"Радостное религиозное торжество нынешнего дня побу­ждает меня высказать те доводы, по которым я приступил к сооружению святого храма.

Храм этот служит выражением моей посильной благо­дарности Господу Богу и месту моему и моего брата образо­вания, нашей дорогой almaes matzis, которой мы посвятили все лучшие силы нашей жизни.

Церковь, построенная во имя святого Архистратига Ми­хаила, свидетельствует о той искренней дружбе, которая су­ществовала между нами, братьями, и я решился запечатлеть эту дружбу на земле сооружением святого храма.

Позволю присоединить мое сердечное пожелание: пусть взоры нашего учащегося юношества будут обращены не к одному храму науки, но и к другому храму, который просве­щает весь смысл жизни человека". Далее храмоздатель счел нравственным долгом высказать глубокую благодарность архитектору М.И. Никифорову, "который так талантливо выполнил задачу клинического храма и внес всестороннее усердие для счастливого его окончания".

Даритель был столь скромен, что от подачи прошения 1893 года о принятии от него подношения до этой речи пи­сал и говорил только о цели возведения храма, о благодар­ности своей, о пользе для юношества и ничего о себе.

Присутствующие благодарили храмоздателя, восхища­лись архитектурой и внутренней отделкой храма. Неодно­кратно прозвучали слова о том, что среди новых храмов Москвы, возведенных в формах традиционного русского храмового зодчества, эта постройка может быть причислена к лучшим в столице.

Не обошлось без благодеяния при строительстве дома для причта юго-западнее колокольни. От первоначального проекта одноэтажного дома отказались, и по новому проек­ту 1895 года архитектора М.И. Никифорова к 1898 году воз­вели на том же месте двухэтажный дом с каменным первым этажом. В нем устроили квартиры для причта и богадельню для десяти престарелых и одиноких повивальных бабок и обслуживающего персонала акушерской клиники.

Прихожанами церкви стали профессора, врачи, обслу­живающий персонал, больные, находившиеся на излече­нии в Клиническом городке, и жители прилегающих улиц: ремесленники, рабочие, торговцы и чиновники.

Отчисляемые из казны деньги на содержание храма в 1899 году употребили на его ремонт. Тогда храм окрасили за два раза белой масляной краской снаружи и внутри, пропи­сав живописные изображения и надписи. Одновременно с ходом ремонтных работ настоятель церкви отец Петр По­меранцев обратился в Московскую Духовную консисторию с прошением об увековечивании памяти храмоздателя А.М. Макеева соответствующей надписью на внутренней западной стене вблизи главного входа в храм: "Храмъ сей во имя святаго Архистратига Михаила сооружен на средства заслуженного ординарнаго профессора Императорскаго Московскаго Университета Александра Матвеевича Макее­ва и освящен 2 ноября 1897 года". Согласие было получено 2 ноября 1899 года, и надпись выполнили в скромном обра­млении. Небольшой ремонт и промывку иконостасов при­шлось провести в 1903 году.

В начале октября 1911 года было принято решение об уст­ройстве двух боковых приделов в честь святого благоверно­го князя Александра Невского и северного во имя святой великомученицы Екатерины. Посвящение храма связано с па­мятью и поминовением брата храмоздателя Михаила, а же­лание устроить придел во имя святого благоверного князя Александра Невского явно определилось молитвенным со­стоянием самого Александра Матвеевича Макеева, хотя на­ми не выявлены такие материалы. По его прошению в Мос­ковскую Духовную консисторию 1911 года северный придел посвящался в честь святой великомученицы Екатерины в поминовение недавно умершей его сестры Екатерины Мат­веевны.

В начале октября опять-таки на пожертвования A.M. Макеева приступили к окраске храма снаружи и внут­ри с возобновлением росписей и надписей. По центрам бо­ковых иконостасов установили новые царские врата, пре­столы. Иконостасы и иконы прочистили. Освящение обно­вленного храма и южного придела во имя святого благовер­ного князя Александра Невского и литургию совершили в начале декабря 1911 года настоятель храма отец протоиерей Павел Виноградов с двумя священниками из ближайших приходов в присутствии благочинного Пречистенского со­рока. Придворный диакон Прилуцкий провозгласил много­летие. В 20-х числах декабря состоялось освящение северно­го придела в память святой великомученицы Екатерины. За­ботливым храмоздателем были пожертвованы ценная цер­ковная утварь и новые облачения для причта храма.

Причт храма был награжден памятными медалями в честь празднования 300-летия царствования Дома Романо­вых в 1913 году.

Вскоре после начала Первой Мировой войны на терри­тории Клинического городка развернули госпиталь, и церковь приняла живое участие в утешении находившихся на излечении воинов. 21 июня 1916 года Преосвященный Феофан, епископ Во­локоламский и управляющий Московской епархией наградил настоя­теля храма отца Павла Виноградова правом ношения скуфии "за труды по удовлетво­рению религиозно-нравственных нужд воинов, находя­щихся на излечении в Клиническом госпитале".