«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Св. Архист­ратиг Михаил


Собор Святого Архистратига Михаила  и прочих небесных сил безплотных (8/21 ноября)

До сотворения видимого материального мира Господь Бог создал мир небесный, духовный, в котором пребывают духовные существа — ангелы (в переводе с греческого — вестники). Через них Господь возвещает Свою волю. Анге­лы были сотворены по Его образу и подобию. Господь Бог желал, чтобы с участием воли сотворенных ангелов шло их совершенствование, т.е. по их свободной воле для воз­растания в богоподобии. Часть ангелов во главе с первен­цем творения Денницей (т.е. "утренняя заря") не пожелала уподобляться Творцу. Большинство небесных ангелов по­шли по пути Добра и верности Создателю и изгнали не­верных. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов так описал это событие:

"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его во­евали против дракона. И дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них ме­ста на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную" (Отк., 12; 7 — 9).

Возглавил Небесное воинство ангелов святой Архист­ратиг Михаил. Архистратиг — воевода воинов, а "Михаил" по древнееврейски означает "Кто яко Бог". Таково имя величайшего из устоявших в Добре ангелов. Он упомянут многократно в Священном Писании: в книге Иисуса Навина (гл. 5, 13), несколько раз говорил об Архангеле Ми­хаиле пророк Даниил (Дн., 10, 13, 21; 12; 1), писал также святой апостол Иуда (Иуд., 9).

Известны имена других высших архангелов по Свя­щенному Писанию и преданию:

Архангел Гавриил благовестник Божий, возвестивший благую весть святому праведнику и пророку Захарии о рож­дении святого Иоанна Крестителя, а позже и Деве Марии о непорочном зачатии Иисуса Христа. Он же поучал за много веков ранее пророка Даниила;

Архангел Рафаил чье имя означает "врач Божий". Он целитель человеческих недугов (см.: Тов., 3, 17; 12, 15);

Архангел Уриил огонь или свет Божий. Он выступает как просветитель потемненных и упомянут в книге Ездры (3 Ездры, 5, 16);

Архангел Салафиил молитвенник Божий, побуждаю­щий людей к молитве;

Архангел Иегудиил славитель Бога, хвала Божия; ук­репляет трудящихся во славу Божию. Его имя не встреча­ется в Священном Писании;

Архангел Варахиил благословение Божие; раздатель его и испрашивающий людям благодеяния Божия. Его имя не встречается в Священном Писании;

Архангел Иеремиил возвышение Божие. Его имя упо­мянуто пророком Ездрой (3 Ездры, 12, 15), но нам не откры­то место служения сего духа в Небесной Иерархии. Святой архангел Рафаил говорит только о семи из вышеперечислен­ных архангелах: "Я один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Бога Свя­того" (Тов., 12, 15).

Согласно учению Святой Церкви, утвержденному на Поместном Лаодикийском соборе IV века, и сочинению ученика святого апостола Павла священномученика Дио­нисия Ареопагита "О небесной иерархии" (3/16 октября), все Небесные духи разделяются на девять чинов, по три в каждой иерархии.

Высшую, ближайшую к святой Троице составляют:

серафимы (в переводе с древнееврейского — "пламенею­щий"), которые стоят ближе всех к Создателю. Их видел пророк Исайя: "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыл " (Ис. 6; 2);

херувимы т.е. "многое разумение или излияние премуд­рости". Они многочисленны и стоят у престола Господа, просвещая умные очи для боговидения;

престолы они как основа и богоносны по благодати и служению, через них проявляется правосудие Божие, помо­гая царям, владыкам и судьям производить праведный суд.

В средней иерархии заключаются:

господства они господствуют над более низшими чина­ми ангелов, посылая силу к благоразумному владению и упра­влению поставленным от Бога властям;

силы исполнены божественной крепости и ниспосыла­ют чудотворства угодникам Божиим, способность исце­лять и предвидеть будущее, помогают людям в несении по­слушаний, укрепляя духом в терпении;

власти имеют власть над дьяволом, ограждают чело­века от искушений, утверждают добрых подвижников в ду­ховных подвигах и трудах.

В низшей иерархии тоже три чина:

начала начальствуют над низшими ангелами, направляя их; им поручено управление вселенной, охрана царств и наро­дов, наставление людей служить для ближних;

архангелами называют великих благовестников, начальни­ков ангелов; они служат для разумения воли Божией и познания ее, возвещая ее низшим чинам, а через них — людям;

ангелы, т.е. вестники, которые наставляют людей пра­ведно жить для Господа Бога и приставлены для охранения каждого верующего, для поддержки его от падения, никогда не оставляют одного.

У всех чинов общее имя — ангелы, хотя по своему поло­жению и по данной благодати имеют разное наименование и служение, как говорил святой апостол Павел: "Не все ли они служебные духи, посылаемые на служение" (Евр. 1; 14).

Над всеми девятью ангельскими чинами поставлен "один из первых князей", "Кто как Бог" — святой Архист­ратиг Михаил, который обладает беспримерной духовной силой и является защитником христиан и низложителем дьявола с его падшими ангелами.

Единение святых ангелов во главе со святым Архистра­тигом Михаилом получило название Собора ангельского, который совокупно и единогласно славит Отца и Сына и Святого Духа — Святую Троицу.

Им же от нас да будет слава во веки! Аминь. В велича­нии из часослова Киево-Печерской лавры 1742 года сказа­но: "Величаем тя, святый архангеле Михаиле, и вас святые ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господства, пре­столы, херувимы, серафимы, прославляющие Господа".

Впервые, что знаменательно, почитание Собора свя­того Архистратига Михаила установилось в городе Коллосе, ныне Хоны на юге Турции. Именно в "Послании к Коллосянам" святой апостол Павел отстаивал истинное почитание ангелов. В Хонех в IV веке произошло чу­десное явление святого Архистратига Михаила псалом­щику, преподобному Архиппу (6/19 сентября), и там же впервые ставили храмы во имя Собора святого Михаила Архистратига.

Празднуют Собор всех девяти ангельских чинов особой службою именно в восьмой день ноября. Ноябрь — месяц "ноемврий", значит "девятый", т.к. он именно девятый от марта месяца — месяца сотворения мира и старого исчисле­ния начала года (на Руси до 1343 года) и равного числу ан­гельских чинов, который соберутся вместе в день Страшно­го суда, т.е. день восьмой. В день Судный "приидет Сын че­ловеческий и все святые Ангелы с Ним" (Мф. 25; 31). Тогда соберут всех избранных Богом для равноангельского жития.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Небесных воинство архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитва­ми оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно, и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил. 

КОНДАК, ГЛАС 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, ангелов начальницы, и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко безплотных архистратизи.