«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

История возникновения храмов

В обычном жилом доме, но в особой горнице, "большой, устланной, готовой" (Мк. 14, 15; Лк. 22, 12), состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос Сам совершил первую Божественную литургию - таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь и долго беседовал за трапезой о тайнах Церкви и Царства Небесного. При этом Господь заповедал "творить сие" и впредь - то есть совершать то же и так же, в Его воспоминание.

Так было положено начало христианского храма - особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и богослужения - того, что в развитых, достигших расцвета формах мы сегодня видим в наших православных храмах.

Гонения на христиан в первые века от Рождества Христова заставляли их искать иные места для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - обширные подземелья в Древнем Риме и других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений.

Подземный христианский храм представлял собою прямоугольное, продолговатое помещение, в восточной, а иногда в западной части которого делалась обширная полукруглая ниша, отделенная особой низкой решеткой от остальной части храма. В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом. В капеллах (просторных храмах с открытым алтарем) в алтаре имелся престол, за ним - кафедра (седалище) епископа, причем алтарная часть была на возвышении - солее, затем следовала средняя часть храма, а за ней - отдельная, третья часть для оглашенных (готовящихся к принятию крещения) и кающихся, соответствующая притвору (входу в храм) в современном храме.

Древнейшие катакомбные христианские храмы были разделены на три части, с алтарем, отделенным невысокой преградой от остального храма. Это - классический тип православного храма, сохранившийся и до наших дней.

Признание христианской Церкви и прекращение гонений на нее в IV в., а затем принятие христианства в Римской империи положили начало новой эпохе в истории церковного искусства. Разделение Римской империи на западную - Римскую и восточную - Византийскую части повлекло за собой сначала чисто внешнее, а затем и духовно-каноническое разделение Церкви на Западную, Римско-Католическую, и Восточную, Греко-Кафолическую.