«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Святой Престол. Его символика и устройство


Святой престол православного храма символизирует невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога - Творца и Промыслителя всего сущего, всей вселенной.

Престол, как знамение единого Бога Вседержителя, являющегося средоточием и центром всякого тварного бытия, должен располагаться только в центре алтарного пространства, отдельно от всего.

Четыре стороны престола соответствуют четырем сторонам света, четырем временам года, четырем периодам суток (утро, день, вечер, ночь), четырем степеням области земного бытия (неживая природа, растительный мир, животный мир, человеческий род). Престол знаменует собою также Христа Вседержителя.

В этом случае четырехугольная форма престола означает Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди, призываются к общению с Богом в Святых Тайнах, ибо Евангелие проповедуется, по слову Спасителя, "по всей вселенной, во свидетельство всем народам" (Мф. 24, 14). Четыре стороны престола знаменуют также свойства Личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный человек.

Эти четыре свойства Иисуса Христа соответствуют четырем таинственным существам, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в Храме Небесном. Там были: телец - символ жертвенного животного; лев - символ царской власти и силы; человек - символ человеческой природы, в которой запечатлен образ и подобие Божие; орел - символ вышней, горней, ангельской природы. Эти символы присвоены в Церкви и четырем евангелистам: Матфею - человек, Марку - лев, Луке - телец, Иоанну - орел.

Святой престол также знаменует собою Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе.

Чаще всего святой престол устраивается следующим образом.

На четырех деревянных столпах высотой примерно 98 см полагается деревянная доска так, чтобы ее углы точно ложились на столпы, вровень с ними. Площадь престола чаще всего зависит от величины алтаря.

Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под доской престола ставится пятый - для поставления на нем ящичка с мощами святых. Углы верхней доски, называемой трапезой, в местах их сопряжения со столпами заливаются воскомастихом - расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, все эти вещества "образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти".

Престол скрепляется четырьмя гвоздями, знаменующими те гвозди, которыми Господь Иисус Христос был пригвожден к кресту, омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой. Престол особым образом помазуется святым Миром, что знаменует и возлияние Мира на Христа Спасителя перед Его страданиями, и те ароматы, которыми было полито Тело Его при погребении, и теплоту Божественной любви, и благодатные дары Божии, излившиеся на нас благодаря крестному подвигу Сына Божия.

Затем престол облачается в особо освященную белую нижнюю одежду, символизирующую плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во Гроб.

Вслед за этим престол опоясывается вервием (веревкой) длиной около 40 м. Если освящение храма совершает архиерей, то вервием опоясывается престол так, что оно образует собою кресты со всех четырех сторон престола. Если же храм освящается по благословению епископа священником, то вервием опоясывают престол вокруг в виде пояса в верхней части. Это вервие знаменует собою путы, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд к первосвященникам иудейским, и Божественную силу, которая держит собою всю Вселенную, объемлет собою все творение Божие.

Затем престол облачают в верхнюю, нарядную одежду - индитию, которая знаменует собою одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия, после Своего спасительного подвига воссевшего во славе Бога Отца и грядущего "судить живым и мертвым". Тем самым изображается, что слава Иисуса Христа, Сына Божия, которую имел Он и прежде всех времен, непосредственно основана и на его крайнем уничижении, даже до смерти, во время первого пришествия, на той Жертве, которую Он принес Собою за грехи человеческого рода.

В соответствии с этим архиерей, совершающий освящение храма, до покрытия престола индитией священнодействует в белой одежде, надеваемой поверх его святительских риз. Совершая действия, знаменующие погребение Христово, архиерей, символизирующий собою также Христа Спасителя, облачается в одежду, соответствующую погребальной плащанице, в которую было обернуто тело Спасителя при погребении. Когда же престол одевается одеждой царственной славы, тогда с архиерея снимается эта погребальная одежда, и он предстает в блеске святительских риз, изображающих одежды Небесного Царя.

При начале освящения престола из алтаря удаляются все мирские люди и остаются одни священнослужители. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, говорит, что в это время "алтарь становится уже небом, и туда нисходит сила Духа Святаго". Одновременно из алтаря выносятся и все предметы, которые могут переноситься с места на место: иконы, сосуды, кадила, стулья. Этим изображается, что незыблемо и неподвижно утверждаемый престол есть знамение Нерушимого Бога, от Которого получает свое бытие все, что подвержено движению и изменению.
После того как освящен неподвижный престол, все движимые священные предметы и вещи вновь вносятся в алтарь.

На святом престоле кроме индитии и покрывала находится несколько священных предметов: антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, дарохранительница, пелена (полупрозрачная ткань), покрывающая все предметы на престоле в промежутках между богослужениями.

Антиминс - четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов - тельцом, львом, человеком, орлом - и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подписью епископа. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова в чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую подносили на трости к устам распятого на Кресте Спасителя.

Антиминс является обязательной и неотъемлемой частью престола. Без антиминса нельзя служить литургию. Если во время литургии загорится храм или если иное стихийное бедствие будет угрожать зданию храма, священник обязан вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в любом удобном месте и завершить на нем Божественную литургию.

Поверх сложенного антиминса непременно полагается на престоле Святое Евангелие, называемое напрестольным, которое является такой же неотъемлемой принадлежностью престола, как и антиминс. Евангелие полагается в середине престола поверх антиминса для того, чтобы видимым для всех образом свидетельствовать и обозначать постоянное присутствие Господа Иисуса Христа в самой главной и священной части храма. С этим Евангелием совершают входы на литургии, на некоторых вечернях его выносят на середину храма для чтения или поклонения ему, в определенных случаях его читают на престоле или в храме, им крестообразно осеняют престол в начале и в конце литургии.

Так как на престоле совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых, то рядом с Евангелием на престол непременно полагается Крест с изображением Распятого Господа. Напрестольный Крест является третьей неотъемлемой и обязательной принадлежностью святого престола.
Помимо антиминса, Евангелия, Креста как обязательных священных предметов, составляющих неотъемлемую принадлежность престола, на нем находится дарохранительница, предназначенная для хранения Святых Даров. Дарохранительница - особый сосуд, обычно устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей.

Он, как правило, делается из не окисляющегося металла, вызолочен. Внутри этого сосуда в гробнице или в особом ящичке в нижней части полагаются приготовленные особым образом для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжело больных и умирающих людей.

На престолах принято также полагать и дароносицы - небольшие ковчежцы или кивоты, чаще всего устраиваемые в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху.

Внутри дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица (небольшая ложка для причащения), иногда сосуд для вина. Дароносицы служат для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для их причащения.
На престоле может находиться сосуд со святым Миром. Если в храме несколько приделов, то дароносицы и сосуды с Миром полагаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.

Для покрытия престола существует особая пелена - покров, которым накрываются все священные предметы на престоле по окончании богослужений. Этот покров знаменует собою покрывало тайны, которым святыни укрываются от глаз непосвященных.

Со всех сторон своего подножия святой престол может иметь одну, две или три ступени, знаменующие собою степени духовного совершенства, необходимые для восхождения к святыне Божественных Тайн.

Престолы православных храмов освящаются во имя какого-либо святого лица или священного события, от чего получает свое название весь храм и приход. Часто в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им несколько приделов (небольших церквей, приделанных к основному храму), то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных лиц или событий, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола.

Однако иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого.