«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Живописные изображения средней части храма


В размещении живописных композиций в центральной части храма, как и в других частях, нет шаблонов, но есть определенные, допускаемые церковными правилами варианты композиций. Один из возможных вариантов следующий.
В центре купола изображаются Бог Вседержитель и Иисус Христос. Под Ним, по нижнему краю сферы купола, - серафимы (высшая ангельская иерархия). В барабане купола - восемь архангелов, небесных чинов, призванных блюсти землю и народы; архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Так, Михаил имеет при себе огненный меч, Гавриил - райскую ветвь, Уриил - огонь.

В парусах под куполом, которые образуются переходом четырехугольных стен центральной части в круглый барабан купола, помещаются образы четырех евангелистов с таинственными животными, соответствующими их духовному характеру: в северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов с орлом; напротив, по диагонали, в юго-западном парусе, - евангелист Лука с тельцом; в северо-западном парусе - евангелист Марк со львом; напротив него, по диагонали, в юго-восточном парусе, - евангелист Матфей с ангелом в образе человека. Затем по северной и южной стенам сверху вниз могут следовать рядами изображения апостолов и святителей, преподобных и мучеников.

Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до нижней границы изображений высотой обычно по плечи человека идут панели, на которых нет священных изображений. Их высота, как правило, около 160 сантиметров. Панели эти имеют двоякое назначение: во-первых, они устраиваются для того, чтобы молящиеся при большом стечении народа и тесноте не стирали священных изображений; во-вторых, панели как бы оставляют место в самом нижнем ряду здания храма для людей, земнородных, стоящих в храме, ибо люди несут в себе образ Божий, хотя и затемненный грехом, являясь в этом смысле также образами, иконами.

Северная и южная стены, кроме того, могут заполняться изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. По обе стороны входных западных дверей в средней части храма помещаются изображения "Христос и грешница" и "Спасение утопающего Петра". Над этими вратами принято помещать изображение Страшного суда, а над ним, если позволяет пространство, - образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества. На столпах в средней части храма, где они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе.

Кроме центрального купола, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.

Помимо западных врат православные храмы имеют обычно еще два входа: в северной и южной стенах. Эти боковые входы могут означать Божественное и человеческое естества в Иисусе Христе, через которые мы как бы входим в общение с Богом. Вместе с западными вратами эти боковые двери составляют число три - во образ Святой Троицы, вводящей нас в жизнь вечную, в Небесное Царство, образом которого является храм.

В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину - в рост человека. Крест делается восьмиконечным, с надписью на верхней короткой перекладине "I Н Ц I" (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображаются череп и кости - останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку - образ Иоанна Богослова. Помимо своего главного назначения передать людям образ крестного подвига Сына Божия такое Распятие с предстоящими призвано также напомнить о том, как Господь перед смертью на Кресте сказал Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова:
"Жено! се, сын Твой", и, обратясь к апостолу: "Се, Мати твоя" (Ин. 19, 26-27), тем самым восыновил Матери Своей, Приснодеве Марии, все верующее в Бога человечество.

В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой (или налой) с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день.

Аналой - вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на него Евангелия, Апостола или прикладывания к иконе на аналое. Употребляемый прежде всего в практических целях, аналой имеет значение вообще духовной высоты, возвышенности, соответствующей тем святым предметам, которые на него полагаются. Аналой используется и при многих других службах и требах. Он не является обязательным священно-таинственным предметом в храме, но удобства, которые аналой доставляет при богослужении, настолько очевидны, что его применение очень широко и практически в каждом храме есть несколько аналоев. Аналои украшаются одеждами и покрывалами того цвета, который имеют в данный праздник одежды духовенства.