«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Учебное кино в Университете

Учебное кино в Университете


Ведущие учебные заведения мира всегда активно использовали аудиовизуальные средства обучения, помогая студентам усваивать объемный багаж знаний. Обучающим фильмам придавалось настолько серьезное значение, что вскоре после зарождения кинематографа появился и самостоятельный жанр – учебное кино.
Читаем в поиске Интернета «БСЭ. Учебное кино»: «Учебное кино стало развиваться сразу после изобретения кинематографа братьями Люмьер (1895). В 1898 во Франции снят первый учебный фильм. В 1908 производство учебных фильмов начал Т. А. Эдисон в США … Первые сведения об учебном кино в России относятся к концу XIX века… После Октябрьской революции 1917 учебное кино развивалось под влиянием идей Н. К. Крупской, А. В. Луначарского…»
Во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК) несколько десятилетий существовала мастерская учебного кино, где будущих режиссеров, помимо киношных дисциплин, учили законам дидактики киноэкрана, готовили работать в системе образования. Написано большое количество статей, книг, создана теория учебного кино.
Во второй половине прошлого века в нашем Университете (тогда он назывался Первый Московский медицинский институт им. И.М.Сеченова) для повышения качества образования студентов, совершенствования педагогического процесса была образована «Кинофотолаборатория». По заявкам кафедр в соответствии с учебной программой верстался план, и четыре режиссера-оператора (ВГИКовца) совместными усилиями выпускали ежегодно до 25 учебных фильмов. Был даже свой мультипликационный цех: три художницы на целлулоидах красками, кисточками покадрово рисовали мультипликацию, помогая студенту в усвоении трудных для восприятия фрагментов фильмов. Кино тогда выпускали на 35мм кинопленке, в институте была широкая сеть аудиторий, оборудованных кинобудками с проекционными установками. Несколько киномехаников обслуживали лекции кинопоказами.
Раз в квартал приезжала комиссия Минздрава, просматривала новые фильмы, вносила, если требовалось, коррективы и принимала решение о тиражировании картин для всех медицинских ВУЗов СССР (более ста копий) - наши киноленты использовались в образовательном процессе на всей территории Союза, а часть из них и в странах социалистического лагеря. Регулярно проводились Фестивали учебного кино, где представлялись лучшие картины, созданные студиями союзных республик. Были и международные фестивали.
Многие работы Первого МГМУ отмечены дипломами, грамотами, призами.

Камера наших операторов фиксировала и все моменты общественной жизни Университета: посвящение в студенты, выпуск врачей, военные учения, ежегодное празднование Дня победы, многочисленные юбилеи ведущих преподавателей, кафедр, клиник, студенческая самодеятельность и т.д.
Закончилась эра кинопленки, начался период аналогового, а затем и цифрового видео. «Кинофотолаборатория» была переименована в «Видеофотоотдел». Университет продолжал активно использовать в учебном процессе уже не киноэкран, а мониторы РС.
Сейчас Центр новых информационных технологий (ЦНИТ) приступает к отбору и оцифровке тех старых картин, которые не утратили свою актуальность, формирует портфель заявок на новые видео пособия.
В Университете создан Единый образовательный портал (ЕОП), на котором будут представлены электронные учебные ресурсы по дисциплинам, в том числе и видео материалы. Авторские права (интеллектуальная собственность) на них принадлежит Университету, т.к. он финансировал работу сотрудников, приобретал оборудование, расходные материалы. Фильмы шли в годовой отчет преподавателям, кафедрам, факультетам, университету.
Прошло почти четыре десятилетия, как начали проводить у нас первые медицинские съемки. Многочисленный архив – около 650 фильмов, вобравших в себя опыт, творчество преподавателей  – сохранен и систематизирован.
На гербе нашего Университета написано «первый среди равных», и в медицинском учебном кино мы также должны оставаться лидерами! Это не трудно, не требует больших материальных затрат, чтобы наш студент мог использовать аудиовизуальные средства обучения в соответствии с мировыми стандартами.
Кафедры, заинтересованные в создании учебных видеофильмов, могут подавать заявки на имя проректора по учебной работе проф. Свистунова А.А.


Сотрудник ЦНИТ, режиссер учебного кино
Сергей Дик