«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.04.2011

Проект положения по ДОТ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом ГОУ ВПО Первый МГМУ
им.И.М.Сеченова Минздравсоцразвития России
«_____»_____________ 2011 года,
протокол № _______


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий
в Государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сфера применения настоящего Положения
Настоящее Положение определяет условия реализации дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) в учебном процессе ГОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова Минздравсоцразвития России (далее – Университет), регулирует отношения участников образовательного процесса, устанавливает их права и обязанности.
1.2. Цель использования ДОТ
Целью использования ДОТ является предоставление Университетом обучающимся возможности освоения образовательных программ, утвержденных Университетом в установленном порядке, или их части, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
1.3. Правовые основы использования ДОТ
Основой настоящего Положения являются:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ);
  • Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»;
  • Приказ Минздрава России № 344/76 от 27.08.2001 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации»;
  • «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71;
  • «Порядок использования дистанционных образовательных технологий», утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137;
  • Устав ГОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова Минздравсоцразвития России.

1.4. Основные понятия
1.4.1. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
1.4.2. Под обучением с применением ДОТ понимается процесс освоения компетенций с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, контроль качества обучения и реализацию системы сопровождения и администрирования учебного процесса.
1.4.3. Система ДОТ в Университете формируется путем создания электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), на основе которых формируются электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
ЭУМК – комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающий комплексную поддержку всех видов учебных мероприятий, предусмотренных программой соответствующей дисциплины (специальности), расположенный на электронных носителях по определенной учебной дисциплине (специальности), модулю.
ЭУМК включает в себя: программу учебного предмета (дисциплины, специальности), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), учебно-методическое пособие (практикум или практическое пособие), материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего и рубежного контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. ЭУМК может быть при необходимости дополнен справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы.
Содержание ЭУМК должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) и федеральным государственным требованиям (далее – ФГТ). При использовании ДОТ по образовательным программам, по которым не установлены ФГОС или ФГТ, формирование ЭУМК осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ при наличии таковых, утвержденных соответствующими учебно-методическими советами по специальностям.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - продукт образовательного назначения, созданный с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для удовлетворения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательного процесса (обучающихся, преподавателей, администрации). ЭОР включают средства навигации по учебному материалу, терминологический словарь, средства поиска, вопросы и задачи для самоконтроля усвоения учебного материала. ЭОР отличаются повышенной наглядностью учебных материалов, включая оптимальное число иллюстраций, анимационные последовательности, информационно-справочные материалы.
1.4.4. Систему ДОТ в Университете образуют следующие технологические приемы и технологии: кейс-технология, интернет-технология (сетевая, WEB-технология), телекоммуникационная и смешанная (комбинированная) технологии, в т.ч. системы видео-, аудио конференцсвязи и других технологий. Возможно сочетание традиционных и дистанционных технологий.
Кейс-технология – это ДОТ, основанная на предоставлении обучающимся информационных и контролирующих образовательных ресурсов в виде специализированных наборов ЭУМК для ДОТ, предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации. Университет обеспечивает доступ обучающихся, профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала к ЭУМК (на бумажном или электронном носителях).
Интернет-технология (сетевая, WEB-технология) – это ДОТ, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов.
Телекоммуникационная технология – это ДОТ, основанная на применении средств телекоммуникации для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами: телемедицинские технологии, аудиоконференция, видеоконференция.
Телемедицинские технологии – это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий («медицина на расстоянии»)». Основными направлениями применения телемедицины являются:

  • телемедицинская консультация/теленаставничество;
  • телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей;
  • телемедицинская лекция/семинар;
  • телемедицинское совещание/консилиум/симпозиум.

Аудиоконференция – голосовое общение нескольких лиц, находящихся в различных географических точках, посредством использования системы коммуникаций, компьютерных технологий или телефона.
Видеоконференция – визуальное общение нескольких лиц, находящихся в различных географических точках, посредством использования системы телекоммуникаций и/или компьютерных технологий.
1.4.5. Система ДОТ в Университете реализуется через Единый образовательный портал и другие выше указанные технологические приемы.
Университет устанавливает порядок и формы доступа к используемым информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием элементов дистанционного обучения.
Единый образовательный портал Первого МГМУ им.И.М.Сеченова (далее – Портал) – это интернет-портал, созданный на базе системы управления обучением и образовательным контентом Moodlе, с целью формирования единого информационно-образовательного пространства Университета.
Основными задачами функционирования Портала являются:

  • предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения);
  • организация и управление процессом обучения с применением ДОТ;
  • разработка ЭОР;
  • формирование единой электронной библиотеки ЭОР;
  • повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся на основе ЭУМК и возможностей использования Интернет;
  • самоконтроль обучающихся в течение всего процесса обучения;
  • осуществление оперативного мониторинга качества учебного процесса;
  • повышение степени использования научного, методического и технического потенциала Университета;
  • повышение экономической эффективности деятельности в сфере профессиональной подготовки специалистов;
  • уменьшение нагрузки на аудиторный фонд;
  • формирование единой информационно-образовательной среды системы дистанционного образования (далее ДО), объединяющей с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий учебные, методические и информационные ресурсы образовательных учреждений, участвующих в ДО.

Работа Портала обеспечивается Администратором Портала и регулируется «Положением о Едином образовательном портале Первого МГМУ им. И.М.Сеченова».
Администратор Портала – сотрудник Центра новых информационных технологий, координирующий и контролирующий работу Портала.
1.4.6. Система управления ДОТ в Университете представлена системой управления обучением, системой управления образовательным контентом, администрированием портала, преподавателем-консультантом (тьютором) с использованием автоматизированного тестирования.
Система управления обучением – информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки образовательных процессов с применением ДОТ.
Система управления образовательным контентом – информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента.
Образовательный контент – структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.
Администрирование ДО – управление учебным процессом ДО, включающее контроль за соблюдением обучаемым плана-графика прохождения курса с элементами ДО, рассылку информационных материалов, оперативное реагирование на запросы обучаемых и пр. Администрирование ДО осуществляется администратором ДО преимущественно при помощи сервисов Портала и телекоммуникационных систем связи.
Администратор ДО – сотрудник Университета, прошедший специальное обучение для выполнения функции по администрированию ДО.
Преподаватель-консультант (тьютор) – преподаватель-консультант, выполняющие свои функции, находясь в пункте, географически удаленном от обучаемых, посредством телекоммуникаций и/или сетевых (Web) технологий.
Автоматизированное тестирование – контроль уровня знаний обучающегося с помощью специальных программных средств тестирования и заложенных в них контрольно-измерительных материалов.
1.5. Образовательные программы, реализуемые с применением ДОТ
1.5.1. Реализация профессиональных образовательных программ в Университете осуществляется в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности и в соответствии с ФГОС ВПО и ФГТ.
1.5.2. Образовательные программы признаются реализуемыми в полном объеме с применением ДОТ в том случае, если не менее 75% часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий, а 25% – традиционным способом для дисциплин специального содержания.
1.5.3. Университет вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ определяется Университетом в установленном порядке.
1.5.4. Университет при подготовке по специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней) и заочной форме не допускается, может использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим, общим математическим и общепрофессиональным дисциплинам.
Объем применения ДОТ при различных формах обучения при подготовке специалистов по основным образовательным программам определяется Университетом в установленном порядке.
1.5.5. С применением ДОТ могут быть реализованы следующие образовательные программы:

  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации);
  • дополнительных образовательных услуг (довузовская подготовка, консультационные услуги, тренинги, семинары, конференции).

1.5.6. Университет может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы).
1.5.7. Университет при реализации образовательных программ с использованием ДОТ может вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127).
Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации в личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
1.5.8. Учебный процесс с применением ДОТ в Университете наряду с документами, указанными в п. 1.3 настоящего Положения, регламентируется внутренними приказами, инструкциями и другими документами.
1.6. Участники учебного процесса с использованием ДОТ
1.6.1. В реализации обучения с использованием ДОТ участвуют следующие структурные подразделения Университета:

  • Учебное управление (ВПО);
  • деканаты;
  • кафедры;
  • Центр новых информационных технологий (ЦНИТ);
  • Центр непрерывного профессионального образования (ЦНПО).

Субъектами обучения с применением ДОТ являются: учащиеся подготовительных курсов (школ, лицеев) по программам довузовской подготовки, студенты, интерны, ординаторы, аспиранты, докторанты, соискатели ученых степеней, слушатели (далее – обучающиеся) и сотрудники Университета.
1.6.2. Права и обязанности лиц, обучающихся с применением ДОТ, приравниваются к правам и обязанностям обучающихся по соответствующей форме обучения и регламентируются Уставом ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздравсоцразвития России.
1.6.3. Права и обязанности сотрудников Университета определяются законодательством Российской Федерации и Уставом ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.
1.7. Организационное обеспечение учебного процесса с использованием ДОТ
1.7.1. Обучение с применением ДОТ осуществляется в режиме территориально обособленных между собой преподавателей и обучающихся.
1.7.2. Университетом создается соответствующая материально-техническая база для внедрения новых образовательных технологий с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Университет обеспечивает учебный процесс с применением ДОТ:

  • учебными аудиториями, оснащенными персональными компьютерами и/или терминалами на базе учебных структурных подразделений, обеспечивающих подготовку по конкретным направлениям и специальностям в количестве, достаточном для осуществления полного цикла обучения;
  • единой системой поддержки обучения с применением ДОТ, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к системам данного класса и обеспечивающей управление пользователями всех категорий.

1.7.3. Университет предоставляет обучающемуся необходимые учебные и методические материалы на электронных носителях и доступ к ресурсам Портала. Порядок и формы доступа к ресурсам Портала определяет «Положение о Едином образовательном портале Первого МГМУ им. И.М.Сеченова». Учебно-методические материалы передаются в личное пользование обучаемого без права их тиражирования или передачи третьим лицам и организациям.
1.7.4. Университет оказывает научную и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с применением средств телекоммуникации Портала в синхронном либо асинхронном режиме в соответствии с графиком консультаций. Консультации проводятся в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
При синхронном режиме обучения с применением ДОТ взаимодействие между территориально распределенными участниками обучения осуществляется посредством электронной сети в режиме реального времени.
1.7.5. В учебном процессе с применением ДОТ могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

  • обзорные (установочные) лекции;
  • самостоятельная работа с ЭОР: работа с электронным учебником, просмотр видео лекций и др.;
  • самостоятельная работа с контролирующими программами (тестами);
  • консультации (индивидуальные с применением электронных средств, групповые и предэкзаменационные тьюториалы);
  • семинары;
  • коллоквиумы;
  • контрольные работы;
  • курсовые и дипломные работы;
  • лабораторные практикумы и другие виды работ, предусмотренные рабочим учебным планом (РУП).

При реализации обучения с применением ДОТ Университет может устанавливать и другие формы учебной деятельности.
1.7.6. Для обеспечения качества использования ДОТ в учебном процессе Университет организует профессиональную переподготовку или повышение квалификации сотрудников и контролирует качество такой подготовки.
1.8. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением ДОТ
1.8.1. Перспективные направления применения ДОТ в учебном процессе утверждаются Центральным методическим советом (ЦМС) Университета.
1.8.2. В соответствии с утвержденными направлениями на кафедрах определяется набор дисциплин, реализуемых с применением ДОТ.
1.8.3. Заведующий кафедрой распределяет нагрузку по разработке ЭУМК и материалов для формирования ЭОР между сотрудниками кафедры и определяет сроки окончания работ.
1.8.4. ЦНПО на основе заявок от кафедр проводит консультации для преподавателей кафедр по структурированию разработанных материалов, способствует повышению наглядности ЭОР (в том числе создание видео-лекций), а также по созданию системы автоматизированного тестирования.
1.8.5. Разработанные ЭУМК и ЭОР должны быть утверждены Учебно-методическим советом (далее - УМС) по специальностям в установленном порядке.
1.8.6. Контроль за решением организационных вопросов, связанных с разработкой, оценкой и утверждением ЭУМК и ЭОР, осуществляет заведующий кафедрой.
1.8.7. Для организации учебного процесса на основе технологий Портала кафедры предоставляют в ЦНИТ:

  • ЭУМК по дисциплинам, разработанные в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137, действующим Положением об учебно-методическом комплексе и Рабочей инструкцией 1МГМУ-ОБЩ-РИ-001 «Разработка учебно-методического комплекса», утвержденной ректором 15.03.2011;
  • дополнительные учебные материалы: презентации, видеофильмы, электронные учебные пособия, тренажеры и др.;
  • рекомендуемые графики изучения дисциплин.

1.8.8. Контроль за своевременной передачей ЭУМК, ЭОР и других ресурсов в ЦНИТ осуществляет заведующий кафедрой.
1.8.9. ЦНИТ осуществляет разработку и размещение ЭОР на Портале на основании служебной записки заведующего кафедрой директору ЦНИТ в соответствии с «Положением о Едином образовательном портале Первого МГМУ им. И.М.Сеченова».
1.8.10. При необходимости уполномоченные сотрудники кафедры при согласовании и поддержке Администратора Портала могут самостоятельно размещать материалы на Портале в строго определенном Администратором разделе. В этом случае контроль за своевременным размещением материалов на Портале осуществляет уполномоченный сотрудник кафедры.
1.8.11. База данных обучения с применением ДОТ в виде изданий на различных типах носителей может включать: фонд основной учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам; комплект УМК; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями соответствующими профилям подготовки специалистов; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы др.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОТ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


2.1. Учебный процесс с применением ДОТ осуществляется на основании учебных планов. Учебные планы по образовательным программам ВПО с использованием ДОТ утверждаются Ученым советом Университета по представлению факультетов.
2.2. Координацию работ по обеспечению эффективного использования учебно-методической, системно-программной и электронно-образовательной составляющих ДОТ осуществляет ЦНИТ:

  • получение от кафедр и размещение на Портале ЭУМК;
  • совместная с кафедрами разработка и размещение на Портале ЭОР;
  • организация и проведение мероприятий по информационному, методическому и технологическому обеспечению процесса внедрения ДОТ, а также проведение федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО);
  • совместная с кафедрами работа по информационной поддержке, продвижению и развитию Портала.

2.3. Технологии Портала обеспечивают идентификацию личности обучающегося, сбор и анализ результатов педагогического мониторинга по каждому обучающемуся и по группам обучающихся.
На основании заявки на подключение кафедры о предоставлении доступа обучающемуся (группе) к ресурсам Портала Администратор ДО осуществляет регистрацию и предоставляет в течение 1 рабочего дня индивидуальный логин и пароль для каждого пользователя.
Срок действия доступа обучающегося к определенным ресурсам Портала определяется кафедрой в соответствии с планом-графиком обучения и указывается в заявке на подключение.
Каждому пользователю Портала предоставляются инструкции по работе с сервисами Портала.
2.4. На основании заявки на подключение от кафедры Преподавателю-консультанту предоставляется доступ к определенным ресурсам Портала, к результатам тестирования и мониторинга учебного процесса. При необходимости Преподавателю-консультанту может быть назначена роль разработчика ЭОР.
Преподаватель-консультант проводит текущие консультации, осуществляет проверку контрольных работ, анализ результатов тестирования, проведение видео лекций в режиме реального времени и иные формы работы с обучающимися в соответствии с учебно-методическим комплексом и расписанием.
2.5. Обучающийся самостоятельно изучает материал (раздел, тему) по дисциплине с помощью учебной литературы, компьютерных обучающих и контролирующих программ и удаленно проходит тренинг (тестирование). Вопросы, возникающие по изучаемым темам, решаются с помощью Преподавателя-консультанта (тьютора) посредством технологий Портала: тематический форум; электронная почта и/или на групповых и предэкзаменационных тьюториалах.
2.6. После самостоятельного изучения материала с помощью ЭУМК и ЭОР, обучающийся проходит контрольное компьютерное тестирование по дисциплине, результаты которого являются основанием для промежуточной аттестации. Распечатка с результатами контрольного тестирования обучающегося является подтверждением выполнения учебной нагрузки и учитывается как документ об успеваемости.
2.7. При необходимости доступ обучающемуся к определенным ресурсам Портала может быть пролонгирован на основании соответствующей заявки от кафедры.


III. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Организацию и координацию учебного процесса с применением ДОТ осуществляет уполномоченное структурное подразделение (уполномоченный сотрудник структурного подразделения – Администратор ДО).
3.2. Разработку ЭУМК и материалов для ЭОР осуществляют кафедры совместно с ЦНИТ при методической поддержке ЦНПО. Размещение ЭУМК на Портале осуществляет ЦНИТ совместно с Администратором ДО.
3.3. Разработка ЭОР осуществляется ЦНИТ на основании заявки от заведующего кафедрой директору ЦНИТ во взаимодействии с Преподавателем-консультантом.
3.4. Для организации учебного процесса на основе технологий Портала Администратор ДО передает в ЦНИТ списки обучающихся с заявкой на предоставление доступа к ресурсам Портала с указанием конкретного срока действия прав доступа в соответствии со сроками проведения образовательных программ и/или индивидуальным планом.
ЦНИТ осуществляет регистрацию обучающихся на Портале и передает Администратору ДО списки индивидуальных данных на каждого обучающегося (логин, пароль) для авторизации на Портале.
3.5. Преподаватель-консультант реализует педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с обучающимися с использованием электронных телекоммуникаций и специальных дидактических средств:

  • осуществляет совместно с ЦНИТ разработку плана изучения курса ДО – рекомендованный режим работы обучающегося с указанием календарных периодов для каждого вида учебной деятельности;
  • участвует в разработке ЭУМК и ЭОР в качестве автора материалов и/или эксперта;
  • оказывает методическую поддержку и консультирует обучающихся в рамках конкретной программы обучения;
  • осуществляет оценку и контроль успеваемости обучающихся в рамках конкретной программы обучения;
  • принимает участие в совместной работе с ЦНИТ по техническому, содержательному (актуализация) и дизайнерскому совершенствованию разработанных ЭОР по конкретной программе обучения.

3.6. Центр непрерывного профессионального образования:

  • совместно с кафедрами участвует в разработке материалов для ЭУМК и ЭОР;
  • осуществляет консультирование сотрудников ЦНИТ по вопросам разработки ЭОР;
  • осуществляет материально-техническую поддержку и сопровождение процесса обучения с применением ДОТ.


IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОТ ПО ПРОГРАММАМ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ


4.1. ДОТ могут применяться для обучения и контроля знаний по предметам, необходимым для поступления в вуз, в университетских медико-биологических классах, открытых на базе средних общеобразовательных учреждений, партнерские отношения с которыми оформлены Университетом договором в установленном порядке.
4.2. На Портале могут быть размещены обучающие и контролирующие (в том числе работающие в режиме реального времени on-line) материалы по предметам, необходимым для поступления в вуз.
4.3. Возможно чтение лекций и проведение семинаров с использованием ДОТ представителями профессорско-преподавательского состава кафедр Университета, работающих в системе довузовского образования.
4.4. Портал может быть использован для on-line тестирования уровня подготовленности учащихся университетских медико-биологических классов по предметам, необходимым для поступления в вуз, а также для проведения заочного тура университетских Олимпиад и проведения занятий в ЦНПО.
4.5. Доступ к контенту по довузовскому образованию в системе ДОТ Университета осуществляется с уникальных IP-адресов (ЦНПО или предпочтительно – только непосредственно из средних общеобразовательных учреждений – партнеров Университета); доступ может быть оформлен в установленном порядке в качестве платной образовательной услуги.


V. ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОТ

5.1. Центр новых информационных технологий
Осуществляет организационно-методическое, программное, инженерное и технологическое обеспечение применения ДОТ:

  • определение порядка и формы доступа к Порталу для ведения обучения с использованием ДОТ;
  • обеспечение доступа к ресурсам Портала и назначение ролей пользователей в соответствии с запросом;
  • обучение и консультирование сотрудников Университета в сфере организации учебного процесса с применением ДОТ;
  • организация и техническая поддержка видео- и аудио конференций, лекций, семинаров;
  • предоставление отчетов (индивидуальных, групповых) по обучению и тестированию;
  • предоставление сводной отчетности по контингенту обучающихся с применением ДОТ;
  • предоставление сведений о работе преподавателей на Портале;
  • разработка ЭОР по заказу кафедр в сотрудничестве с авторами материалов (преподаватели, эксперты);
  • совершенствование инструктивно-методической документации организации учебного процесса с использованием ДОТ;
  • проведение анализа используемых ДОТ и подготовка предложений для руководства Университета по их совершенствованию;
  • разработка и совершенствование нормативов системы дистанционной подготовки в Университете;
  • обобщение и анализ замечаний и предложений по эффективности и качеству применения ДОТ.

5.2. Учебное управление

  • согласование с кафедрами и ЦНИТ графиков освоения дисциплин с применением ДОТ;
  • разработка совместно с ЦНИТ методических указаний по подготовке материалов для обзорных (установочных) лекций, ЭУМК и тестов для контроля знаний студентов;
  • разработка совместно с ЦНИТ методики использования ДОТ в учебном процессе;
  • контроль и помощь в разработке ЭУМК.
  • осуществление контроля за составлением РУП с применением ДОТ.

5.3. Уполномоченное структурное подразделение

  • по инициативе кафедры осуществляет организационное и информационное сопровождение учебного процесса по программам ДПО с применением ДОТ;
  • предлагает оптимальный набор ДОТ для каждого конкретного случая;
  • осуществляет взаимодействие с ЦНИТ по организации учебного процесса по программам ДПО с применением ДОТ;
  • обеспечивает организационную и информационную поддержку обучающихся с применением ДОТ;
  • осуществляет мониторинг учебного процесса по программам ДПО с применением ДОТ и предоставляет отчеты по запросу кафедр.

5.4. Деканаты

  • анализ результатов применения ДОТ в учебном процессе по различным дисциплинам учебного плана;
  • контроль разработки материалов электронных версий УМК, наличия электронных версий учебников и периодических изданий для электронной библиотеки;
  • контроль разработки тестов для компьютерного тестирования при реализации образовательных программ с применением ДОТ.

5.5. Кафедры

  • периодическая актуализация материалов, разработанных для ЭУМК с учетом опыта их использования в учебном процессе;
  • подбор основных (штатных) сотрудников, ответственных за обеспечение освоения основных образовательных программ с использованием ДОТ (тьюторов);
  • формирование совместно с библиотекой Университета кейс-пакета учебной и методической литературы для обучающихся с применением ДОТ;
  • обеспечение совместно с библиотекой Университета обучающихся кейс-пакетами с учебно-методическими материалами;
  • разработка электронных версий конспектов, подбор электронных версий учебников и периодических изданий для электронной библиотеки;
  • разработка тестов для компьютерного тестирования;
  • участие в подготовке и проведении совместно с ЦНИТ, Учебным управлением и уполномоченным структурным подразделением телеконференций (дискуссий), круглых столов (чатов), аудио/видеоконференций;

5.5. Центр непрерывного профессионального образования
Осуществляет учебно-методическую и материально-техническую поддержку обеспечения применения ДОТ:

  • предоставляет имеющуюся материально-техническую базу для реализации ДОТ на Портале, а также другие электронные телекоммуникации;
  • совместно с кафедрами создает видео-занятия для ЭОР;
  • участвует в формировании материалов ЭУМК и ЭОР.

 

VI. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


6.1. Порядок и условия распределения функциональных обязанностей ППС регламентируется соответствующим локальным актом Университета в зависимости от вида применяемой ДОТ и степени их сочетания в учебном процессе.
6.2. Необходимое количество преподавателей (штатное расписание), а также соотношение численности преподавателей, выполняющих различные функции, определяются Университетом самостоятельно, исходя из уровня реализации им образовательных программ, методики образовательного процесса, структуры и удельного веса обучающихся по отдельным образовательным программам и формам их освоения в общей численности, регионального распределения численности обучающихся.
6.3. Трудозатраты сотрудников кафедр, связанных с разработкой ЭУМК и ЭОР и преподаванием дисциплин с применением ДОТ рассчитываются в соответствии с принятыми в Университете нормами времени для расчета учебной нагрузки и учета основных видов учебно-методической, методической, исследовательской и общественной работ, выполняемых сотрудниками или иным документом, определяющим такие нормы.
6.4. Университет организует обучение и/или повышение квалификации работников, участвующих в образовательных программах с применением ДОТ.


VII. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ


7.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся решением Учёного совета Университета.





Председатель Ученого совета                                                                                                                                                                             П.В.Глыбочко
 


 
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

к Положению
о порядке реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий
в Государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
заседание Ученого совета 16.06.2011



Согласовано:

Проректор по учебной работе                                                                                         А.А.Свистунов


Директор Центра новых информационных
технологий                                                                                                                            М.В.Холопов


Начальник Учебного управления                                                                                Л.Ю. Юдина


Начальник Управления правового
обеспечения и кадровой политики                                                                               Д.В.Клюев


Главный бухгалтер                                                                                                             И.Н.Гришина