«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
«Не страшны ему ни дождь, ни слякоть…» 30.08.2010

«Не страшны ему ни дождь, ни слякоть…»

Если группе людей задать вопрос о том, чем в первую очередь рискует профессиональный водитель, 80 процентов ответят, не задумываясь, что он рискует покалечиться или даже погибнуть в дорожно-транспортном происшествии. И это чистая правда. Человек, проводящий весь рабочий день или рабочую смену за рулем, может не справиться с управлением на скользкой дороге, может из-за усталости невнимательно отнестись к помехе, может даже уснуть за рулем, что повлечет за собой ДТП.

Но если «копнуть» еще глубже, то можно выяснить, что риск для здоровья намного более шире, чем кажется на первый взгляд. Водитель, оказывается, рискует приобрести целый спектр профессиональных заболеваний, порой самых на наш взгляд неожиданных. Например… рак кожи.

Дорога… к онкологии

К такому выводу пришли исследователи из Американского Общества по борьбе с раком (The American Cancer Society). Они убедились в этом, обобщив результаты своего исследования. То, что ультрафиолетовые лучи способны провоцировать рак кожи, было известно уже давно – недаром врачи рекомендуют курортникам не «жариться на солнце», а прятаться в тень, обязательно при этом используя средства защиты от солнца. По сути дела красивый шоколадный загар есть не что иное, как реакция клеток кожи на повреждение ультрафиолетовыми лучами.

Та же самая опасность, как оказалось, грозит и водителям. Прежде чем прийти к такому выводу, ученые обследовали более 1000 человек, водивших автомобиль в среднем более 5-ти часов в день. Исследователи прежде всего анализировали частоту, с которой у этих людей возникали опухоли на коже. Кроме того, был проведен анализ локализации новообразований – то есть на какой части тела опухоль проявилась.

Обобщив все собранные данные, ученые нашли прямую связь между количеством и локализацией злокачественных новообразований с тем, какая область тела наиболее часто подвергалась инсоляции. Наиболее частыми были опухоли на левой стороне лица, шеи, а также на левой руке – то есть на тех частях тела, которые у водителей, как правило, освещены солнцем. Причем основной риск представляло собой не ударная доза ультрафиолета в течение какого-то времени, а именно кумулятивное воздействие солнечных лучей.

Действие кумулятивное – (cumulative action) – негативный эффект от воздействия чего-либо, возникающий в результате его повторного применения в небольших дозах с небольшими интервалами.

Именно поэтому самому большому риску подвержены водители, по долгу службы проводящие за рулем много времени, и особенно, водители-дальнобойщики, преодолевающие большие расстояния и подвергающиеся длительной инсоляции. Через несколько лет такой езды человек этой профессии уже войдет в группу риска, говорят ученые.

Необходимо отдельно сказать о том, что вопреки распространенному убеждению относительно того, что стекло способно уберечь от ультрафиолета, на самом деле это не так. Стекло, которое используется в автомобилях, блокирует лишь 37% ультрафиолетовых лучей. Вернее, оно способно поглощать лучи типа «B», но бессильно против лучей типа «А». А уж если водитель опускает стекло, то вообще становится беззащитен перед солнечным облучением.

Учитывая все это, научный руководить группы исследователей, доктор Джудит Галтри (Dr. Judith Galtry), отмечает: «Мы советуем водителям во спасение собственного здоровья использовать все возможные средства защиты от солнечных лучей. Например, на руки можно надевать перчатки, глаза нелишне защитить солнечными очками, лицо – козырьком кепки. А открытые участки кожи обязательно нужно смазывать солнцезащитным кремом за 20 минут до выхода на улицу и начала путешествия».

Вторая мишень – позвоночник

Какие еще риски для здоровья преследуют профессионального водителя? Прежде всего, это целая группа заболеваний, связанных с нагрузкой на позвоночник. Это было известно уже давно, а недавно об этом еще раз заявили специалисты британского Королевского автомобильного общества (RAC). Основная опасность для позвоночника заключается в том, что шофер проводит долгое время в одной, зачастую неправильной, позе. Это осложняется тряской, обеспечивающей воздействие ударной волны на позвоночник.

Например, очень опасна «полусогнутая в виде банана» поза, когда водитель наклоняется к рулю, а ноги вытягивает к педалям. Именно в такой позиции межпозвонковые диски подвергаются наибольшей нагрузке, что ведет со временем к остеохондрозу, радикулиту и протрузии межпозвоночных дисков. Эти заболевания тесно взаимосвязаны и, увы, сопровождают по жизни почти всех водителей. От кондиционера или же от сквозняка у водителей часто бывают и меозиты (воспаления мышц шеи, спины и груди).

Учитывая все это, врачи настоятельно рекомендуют водителям использовать хорошие автомобильные сиденья с жесткими анатомическими спинками.

Протрузия диска – это выпячивание всего фиброзного дискового кольца в позвоночный канал, когда происходит дегенерация межпозвонкового диска со значительным снижением его высоты. Протрузия как правило является промежуточной стадией формирования грыжи межпозвоночного диска.

Остеохондроз – комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах. Может развиваться практически в любом суставе, но чаще всего поражаются межпозвоночные диски. В зависимости от локализации выделяют шейный, грудной и поясничный остеохондроз.

Радикулит – наиболее распространённое заболевание периферической нервной системы, при котором поражаются пучки нервных волокон, отходящие от спинного мозга, – так называемые корешки спинного мозга. Самая частая причина радикулита – остеохондроз, при котором межпозвоночные хрящевые диски утрачивают эластичность и сдавливают корешки

Кресло нужно установить таким образом, чтобы ноги водителя, согнутые в коленях, легко доставали до педалей. Последнее, что необходимо – отрегулировать подголовник с тем, чтобы голова и шея находились в прямом положении, не «заваливаясь» назад.

Кроме того, таким людям необходимо быть физически активными – в этом и только в этом спасение их спины от дегенеративных заболеваний. Находясь в пути, необходимо периодически останавливать машину и разминать мышцы и суставы, по утрам же – обязательно выполнять длительную физическую гимнастику, уделяя особое внимание круговым движениям в поясничном отделе позвоночника, сгибаниям и разгибаниям. Хорошо бы повисеть на турнике, освобождая свой позвоночник от всяческой нагрузки.

Другие составляющие «букета»

Все эти упражнения играют ключевую роль и при других профессиональных заболеваниях водителей – геморрое, простатите и варикозном расширении сосудов нижних конечностей. Все эти заболевания опять же связаны с длительным нахождением в положении сидя, что провоцирует застой циркулярного кровообращения в малом тазу.

Если взять во внимание постоянную эмоциональную нагрузку, стресс, связанный с трудными ситуациями на дороге и постоянной вынужденной концентрацией внимания, то становится понятно, что следующий «букет» болезней, присущих водителям, это сердечно-сосудистые заболевания – от ишемической болезней сердца до острых сосудистых катастроф (инфаркт миокарда, инсульт).

И, наконец, целый ряд болезней – от разного рода аллергии до онкологии – связан у водителей с тем, что им приходится по многу часов вдыхать разные канцерогенные вещества. Это и выхлопные газы, в которых самыми опасными являются окислы углерода и азота, углеводороды и тяжелые металлы. Массу токсических веществ к тому же выделяют шины при торможении об асфальт: бензол, ксилол, стирол, толуол; сероуглерод, формальдегид, фенолы, окислы серы, а также группу мощнейших канцерогенов – так называемые нитрозосоединения. Сама шинная пыль, неминуемо образующаяся при ее износе, тоже чрезвычайно вредна, так как способна попадать на слизистые и в дыхательные пути, а также оседать на коже, вызывая астму и аллергические дерматиты.

Свести к минимуму негативное влияние этих химических веществ можно лишь отчасти, установив специальные фильтры на выхлопные трубы и заправляясь хорошим бензином, содержащим специальные присадки, которые обеспечивают более полное сгорание топлива.

Врачи советуют водителям, учитывая все эти многочисленные риски, постараться в меру своих сил уменьшить их влияние. Как? В этом нет ничего сложного:

    * заниматься в обязательном порядке гимнастикой, то есть тренируя сердце, сосуды и позвоночник, а также тонизируя весь организм;

    * правильно питаться и помогая себе витаминными комплексами, обязательно с антиоксидантами;

    * исключить алкоголь и никотин;

    * в выходные проводить время в активном позитивном отдыхе на свежем воздухе;

    * беречься от солнечных лучей в дороге.


 

Комментарий эксперта Алексея Халдина к статье «Не страшны ему ни дождь, ни слякоть…»

Халдин Алексей Анатольевич,

 

врач-дерматовенеролог высшей категории, доктор медицинских наук, профессор кафедры кожных и венерических болезней ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова, член-корреспондент РАЕН

 

 То, что при сильной инсоляции ультрафиолетовые лучи могут повышать риск возникновения рака кожи у автомобилистов, вполне возможно. Особенно это относится к профессиональным водителям, которые по многу часов проводят за рулем. И конечно, людям этих профессий необходимо беречь те участки тела, на которые воздействует солнечный свет. Обязательно нужно пользоваться средствами защиты – прежде всего это кремы с фильтром SPF, причем с сильным фильтром – от 30 до 50. Также я бы посоветовал надевать в дорогу рубашки с длинным рукавом.

Но, должен отметить, что проблема эта в широтах именно Российской Федерации вряд ли актуальна. У нас нет такого сильного солнца, чтобы оно вызывало рак кожи. Даже на нашем юге, скажем, Краснодарском крае инсоляция ни в какое сравнение не идет с инсоляцией в Австралии, Новой Зеландии или в Африке, для которых и эта проблема чрезвычайно актуальна. Так что «бить тревогу» российским водителям, на мой взгляд, не стоит, а вот водителям других, южных, континентов, конечно, стоит поберечься.

 


Исходная статья: Здоровье info